К ОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ. Повторение типов речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик…Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик… Урок русского языка в 6 классе.
Advertisements

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик…Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик… Урок русского языка в 6 классе.
Начинаем наш урок. Рот быстрее на замок! Думай больше, отвечай, В мир открытий поспешай!
У леса на опушке жилаУ леса на опушке жила зима в избушке (из песни)
Урок подготовила М.А.Игумнова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.
1. Схема текста типа рассуждение почему? что из этого следует? Тезис- утверждение, которое нужно доказать обоснование: аргументы примеры вывод.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Тема: Художественный образ природы в стихотворении Есенина «Пороша».
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Обучение анализу лирического произведения. С.А.Есенин. Стихотворение « Пороша».
Типы речи Выполнила: ученица 8 класса филиала МОУ Сосновская СОШ 2 в селе Первые Левые Ламки Прибыткова Евгения.
МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Занятие третье Законы жанра Руководитель курса учитель русского языка и литературы высшей категории Меньшикова Е.В. МОУ Чухломская.
Работа ученицы 5- а класса ГОУ средней общеобразовательной школы 511 Черниговской Анны Руководитель : учитель русского языка и литературы Колесник М. Е.
Черняева В.Д., Лингвистическая школа 43, Санкт-Петербург.
Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Типы речи (текста). Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарактеризуем их.
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично… Важно не то, чтобы.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Повествование Описание Рассуждение Содержание Композиция Особенности языка Рассказ о событиях, действиях, происшествиях Рассказ о событиях, действиях,
Текст Учебное пособие по русскому языку для 7 класса. Составила Привезенцева Т. П., учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 329 Невского района г.Санкт-Петербурга.
Транксрипт:

К ОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ. Повторение типов речи

Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА : Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. Формирование культуроведческой компетенции учащихся, развитие коммуникативных умений. Повторение типов речи и совершенствование навыков анализа текста.

Р ЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА Прочитайте стихи С.Есенина и стихи Л. Кэрролла (в перево­де Б. Заход ера). а) Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. б) Сверкалось... Скойкие грозды Волчились у развел. Дрожали в лужасе грозды, И крюк засвиревел. - Можно ли назвать данные стихи Л. Кэрролла текстом? - (Это не текст. Нет завершенного содержания темы, основной мыс­ли, ключевых и опорных слов.) - А стихами? - (Можно, так как отрывку задан ритм, есть рифма.) - А стихи С. Есенина можно назвать текстом? - (Это текст. Есть тема - описание зимы; основная мысль: как прекрасен зимний пейзаж! Текст можно озаглавить ("У автора - «Пороша»). Пред­ложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Лексика образная: метафоры, сравнения, олицетворения)

Т ЕКСТ П РИЗНАКИ ТЕКСТА Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка Смысловая связь между предложениями Определённая последовательность предложений Использование средств связи предложений

О ТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Основная мысль текста – это то главное, что мы хотим сказать. Признаки смысловой завершённости текста – это тема, заголовок, одно тематическая лексика, идея. Грамматические средства связи предложений в тексте – это порядок предложений, синонимы, антонимы, повторы, местоимения, союзы, наречия, однородные члены предложения, интонация. Способы связи предложений в тексте – параллельная, цепная. Типы речи – описание, повествование, рассуждение

О ПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА Васька был черный, пушистый, а лапки у Васьки белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него зеленые, а зрачки узкие-узкие. Это описание изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков). К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?

О ПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА Однажды я собрался ловить рыбу. Перешел болото и сел около пляжа. Просидел час, другой, а рыба так и не клюнула. Вынул я тогда удочку из воды и увидел, что на ней крючка нет. Привязал я другой крючок. Опять стал сидеть и ждать. Потом у меня клюнуло. Вытащил я удочку, а там была щучка. повествование рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом... и наконец). Построение текста: вступление (экспозиция) (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого начинается событие), основная часть (развитие действия), кульминация (момент наивысшего накала событий), развязка (окончание в развитии событий). К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?

О ПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство. Им помогают ковры-самолеты, скатерти- самобранки. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают. рассуждение изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль, то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (заключение, обобщение). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. К текстам-рассуждениям можно поставить вопрос почему?

К ОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Здорово, добрые молодцы! Здравствуй, дедушка. Куда это вы путь держите? Едем мы с поганым Чудом - юдом биться – сражаться, родную землю защищать. Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные. А где же их достать, дедушка? А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные. (Из сказки' «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо».) Тема текста разговор добрых молодцев с прохожим, дедушкой. Главная мысль защита родной земли доброе дело, и любой готов помочь в этом благородном деле. Одна микротема. Форма речи диалог в сочетании с монологом. Стиль речи разговорный. Тип текста повествование, потому что в нем последовательно говорится о нескольких действиях одного и того же лица (нескольких лиц), которые нужно выполнить, чтобы достичь цели (поезжайте, отвалите, войдите).

И СТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ