(или жизнь взаймы) По материалам статьи, опубликованной детским психологом Поповой Татьяной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор проекта Федорова Анастасия ученица 10 класса Руководитель проекта педагог психолог Иванова Н.В. Томск 2014.
Advertisements

Возрастные особенности детей 6-7-лет.
Родительское собрание МОУ Гимназия 3 городского округа город Шарья.
«Причины снижения успеваемости в 6 классе». Основная причина снижения успеваемости - трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Как.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Педагог-психолог Акоста Анна
Психологическая поддержка ребенка в первом классе Родительское собрание Приготовила психолог : Алёкминская Л.О.
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Тест Филлипса Ребята, вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Учебная деятельность школьников.
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?. Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться?. Для чего вообще знать это? Может, стоит.
Родительское собрание « Особенности школьной адаптации пятиклассников : чем мы можем помочь »
ставить в пример сегодняшних миллионеров; пугать работой дворником и грузчиком; наказывать за плохие оценки; лишать компьютера, прогулок и вкусностей.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
MPH, заведующая психологической службой СГМУ Татьяна Низовцева.
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться?
Адаптация первоклассников в школе. Приход детей в школу и вступление в школьную жизнь подготовлен: физиологически физиологически социально социально психологически.
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
Транксрипт:

(или жизнь взаймы) По материалам статьи, опубликованной детским психологом Поповой Татьяной

Любой родитель беспокоится о будущем своих детей, это нормально, и это родительский долг – подготовить ребенка к взрослой и самостоятельной жизни. Часто родители думают, что хорошая успеваемость в школе – это гарантия поступления в ВУЗ и, как следствие, панацея от всех бед, которые ждут ребенка во взрослой жизни. Безусловно, хорошая успеваемость – это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же это всего лишь вероятность, а не гарантия. Примером тому многочисленные истории из жизни, когда троечники более успешны во взрослой жизни, чем отличники. Почему так происходит, и что сделать чтобы ребенок был успешен во взрослой жизни, а главное счастлив?

«Как повысить успеваемость ребенка?» Вопрос на который нет однозначного ответа, так как причин неуспеваемости много и у каждого ребенка они могут быть свои. Ребенок может плохо учиться не только потому, что у него снижены интеллектуальные способности, но и потому, что ребенку не хватает сил, или ему неинтересно, или это невротический симптом, или просто назло маме. И в каждом случае помощь будет различной. Далее мы рассмотрим основные причины неуспеваемости ребенка.

Причины неуспеваемости: Ресурсы.(«Могу») Соматические заболевания Интеллект Психическое развитие Мотивация.(«хочу»)

Физиологические причины, неуспеваемости ребенка. Понятно, что соматически нездоровый ребенок имеет меньше шансов хорошо учиться, то есть ему попросту не хватает сил и энергии полноценно участвовать в процессе обучения, он быстро утомляется и истощается. И родителям необходимо учитывать этот фактор, выбирая школу и программу, по которой ребенок будет обучаться. Особая статья – это органические поражения центральной нервной системы. Эти поражения в разной степени влияют непосредственно на интеллектуальные способности ребенка, и, соответственно, на успеваемость в школе. Некоторые диагнозы, которые могут сильно помешать успешному обучению ребенка. Это: ПЭП (перинатальная энцефалопатия), ММД (минимальная мозговая дисфункция), СГДВ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и другие. К сожалению, родители часто не способны поверить в то, что с ребенком что-то не так, и глухи к рекомендациям врачей и психологов. Вот только последствия этой недальновидности могут быть самыми плачевными. Адекватность выбора школы и программы – это залог и хорошего самочувствия ребенка, и его успеваемости.

Лучше иметь синий диплом и красную морду, чем красный диплом и синюю морду Следует учитывать интеллектуальные способности. Интеллектуальный уровень ребенка –общая способность к познанию и решению проблем, а также это система всех познавательных способностей: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Действительно, есть очень развитые дети, которые способны успешно учиться с шести лет и по очень сложным программам, более того, многие такие программы и создавались в расчете на этих детей. Но нужно быть реалистами: большинство детей не готовы идти в школу с шести лет (многие и в семь-то не готовы) и им очень тяжело учиться по сложным программам. Это не говорит о том, что с детьми что-то не в порядке или они отстают в развитии, совсем нет. Это говорит о том, что каждый ребенок развивается в своем темпе, не существует жестких возрастных норм, все они условны. Главное если вы выбираете школу с высокими требованиями, это не убить в ребенке желание учиться, в погоне за хорошими отметками. Стоит больше к нему прислушиваться и помогать, но не в коем случае не наказывать когда он что-то не успевает или не может понять.

Теперь о психическом развитии Разумеется, при наличии психического заболевания почти всегда хорошая успеваемость невозможна. Здесь же мы говорим о психически нормальных детях. Что такое нормальный уровень психического развития? В целом же, это общая адекватность и эмоционально-волевая зрелость ребенка. То есть, ребенок может жить, заниматься разными видами деятельности и общаться, не испытывая слишком большой тревоги. Это и внутренняя способность ребенка справляться со стрессами и напряжением, посильными для его возраста. В противном случае ребенок будет реагировать различными психическими симптомами (в обиходе называемыми психологическими проблемами), в том числе и успеваемость будет страдать. Таким образом, в этом случае помощь психотерапевта или психолога – это путь преодоления неуспеваемости.

АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА И ПРАВИЛЬНО ПОДБИРАТЬ ДЛЯ НЕГО УЧЕБНУЮ НАГРУЗКУ!

Бывают случаи, когда отличная учеба является невротическим симптомом родителей и ребенка. То есть, ребенок учится вместе с родителями и для родителей, а не потому, что ему самому это нужно и интересно. Как правило, эти дети очень сильно привязаны к родителям, они испытывают огромную (чаще всего неосознаваемую) эмоциональную зависимость от родителей, почти такую же сильную, как зависимость младенца от матери. И пока не разорвана связь родителей и ребенка, он учится отлично, как только эта связь разрывается, прекращается и отличная учеба. В результате даже заканчивая школу с золотой медалью, ребенок чувствует себя не счастливым, так как находится в состоянии постоянного напряжения, когда он вынужден «зарабатывать» родительскую любовь. И в дальнейшей своей самостоятельной, отдельной жизни от родителей может быть не успешным и не счастливым.

Любой ребенок сначала учится для мамы и папы, для воспитателя и учителя. Пройдет много времени и немало разных событий, прежде чем он начнет учиться для себя. Но этот качественный переворот должен произойти, иначе в подростковом возрасте, когда главная задача ребенка заключается в психологическом отделении от родителей, хорошая учеба (если она была) растает, как закономерно тает в этом возрасте авторитет родителей и учителей для подростка. То есть, мы говорим о двух видах мотивации: учусь для мамы и учусь для себя. Любой ребенок сначала учится для мамы и папы, для воспитателя и учителя. Пройдет много времени и немало разных событий, прежде чем он начнет учиться для себя. Но этот качественный переворот должен произойти, иначе в подростковом возрасте, когда главная задача ребенка заключается в психологическом отделении от родителей, хорошая учеба (если она была) растает, как закономерно тает в этом возрасте авторитет родителей и учителей для подростка. То есть, мы говорим о двух видах мотивации: учусь для мамы и учусь для себя.

Для этого важно не убить в ребенке стремление изучать мир, интересоваться миром, что изначально присуще каждому маленькому человечку. Отвечая на его вопросы, исследуя вместе с ним все безумно интересные для него предметы. Как правило, большинство детей хотят идти в школу, но уже в первом классе многие из них понимают, что получили они не совсем то, чего хотели. И наиболее атравматичными для ребенка переживаниями являются его школьные оценки. Каждая двойка воспринимается ребенком как оценка его как плохого ребенка. Это не задание плохо выполнено, это я плохой. Поэтому, помогите ребенку понять, что двойка, тройка, четверка и пятерка относятся не к нему как к личности, а к конкретному заданию. Помогите разобрать, за какие конкретные ошибки снижена оценка, что нужно доделать, чтобы исправить ситуацию. Если вы сформируете отношение к тройке как к катастрофе, то в дальнейшей жизни ребенок будет ужасно бояться сделать что-то не так, как надо, он будет упускать шансы, потому что ощущение возможного предстоящего провала будет сопровождать любое его действие. Это так называемый синдром отличников: лучше никак, чем посредственно. Существуют достоверные статистические данные: троечники устраиваются в жизни гораздо лучше, чем отличники, потому что они не боятся пробовать и ошибаться, потому что их желание (мотивация) делать что-либо, сильнее страха сделать это плохо. «Что нужно делать, чтобы, в конце концов, ребенок мог учиться для себя?»

Мотивация очень тесно связана с вопросом, получает ли ребенок удовольствие от своей учебы или нет. Удовольствие зависит от многих показателей: безопасно ли ребенку в школе, способен ли он контролировать и себя, и окружающую обстановку (и каким образом), может ли преодолевать трудности и препятствия, получает ли он восхищение от родителей и учителей, как он воспринимает это восхищение, способен ли вступать в конкурентные отношения с одноклассниками.

Что нужно ребенку для успешного обучения? Секрет хорошей успеваемости состоит из трех слагаемых: хочу, могу и нравится учиться. Проблемы начинаются там, где выпадает какое-либо звено. 1 - Хочу, но не могу – это проблемы ресурсов ребенка (если не помочь ребенку, то дальше будет: не могу и не хочу, то есть, начнет страдать мотивационный компонент). 2 - Могу, но не хочу – это проблемы мотивации, если упустить, через какое-то время это будет уже и проблема ресурсов (прежде всего интеллектуальных в широком смысле). 3 - Могу, хочу, но не буду – это сигнал родителям, что в отношениях что-то не так.