Периодизация В истории государства Древнего Рима выделяют три периода: царский период - 753 - 510 гг. до н. э.; период республики - 509 - 27 гг. до н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственный строй Древнего Рима. Рим - один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи, теперешняя столица Италии.
Advertisements

Царский Рим: гг. до н.э. Рим расположен в области Лаций. В древности в период расцвета он занимал семь холмов. Следы первых строений обнаружены.
УСТРОЙСТВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ДРЕВНИЙ РИМ Где был расположен Рим? Где был расположен Рим?
Устройство Римской республики Учитель истории МОУ «Белокурихинская СОШ 1» О.Р.Солодова.
Основные законы Израиля ( חוקי - היסוד של מדינת ישראל ) Смирнова Г. А. 109 группа.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Отрасли российского права: основные понятия и нормы.
Правовое положение военнослужащего (статус) Статус военнослужащих - Статус военнослужащих - совокупность их прав и свобод, гарантированных государством,
Римское право Выполнила ученик 10 класса МБОУ Тарасинская СОШ Бухаев Александр.
Римское право Выполнила ученик 10 класса МБОУ Тарасинская СОШ Бухаев Александр.
Правовые основы военной службы. Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие выборов и избирательной системы. 2.Избирательное право. 3.Избирательный процесс. 4.Избирательная система.
Гражда́нство устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Основной закон Финляндии Выполнила студентка 111 группы 1 курса Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Нефедова Мария.
Древний Рим. Древний Рим. От возникновения города до падения республики.
Конституция Российской Федерации. Конституция включает в себя преамбулу и девять глав.
Право 10 Семейное право Гражданское право Административное право Конституционное право Избирательное право Уголовное право
Гражданское законодательство основывается на: 1. признании равенства участников регулируемых им отношений, 2.неприкосновенности собственности, 3.свободы.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Транксрипт:

Периодизация В истории государства Древнего Рима выделяют три периода: царский период гг. до н. э.; период республики гг. до н. э.; период империи - 27 г. до н. э г. н. э.

Царский период Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Древний; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый.

Populus Romanus Латиняне Сабиняне Луцеры Каждое племя (триба) разделялось на 10 общин – курий под руководством карионов; в свою очередь каждая курия – на 10 родов (gentes) под руководством декарионов.

Государственная организация Царь (rex) Сенат, или совет старейших Его составляли главы родов: вначале, в правление Ромула, 100 (т. е. из одного племени), затем, после синойкизма с сабинянами, – 200, а со времени царя Тарквиния Древнего – 300 сенаторов. Первые сенаторы были назначены вождем, а затем сенаторское звание стало наследственным. куриатные комиции (народные сходки) должностные выборные лица: префект города, всаднический трибун, военный трибун

Римское гражданство Права: 1. политические:выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – 2. личные и частно- гражданские правами: носить трехсоставное имя (личное имя, родовое имя, прозвище), участвовать в торговом и гражданском обороте, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Обязанности: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Привилегии: только граждане могли претендовать на бесплатное наделение их землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям. Основания приобретения: 1. рождение от состоявших в браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного, 2. в период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. 3. дарование «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги» Обретение гражданства состояло в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца или мужа По реформе Сервия Туллия все граждане были разделены на 5 разрядов, согласно имущественному цензу

Сословия Нобилитет – представители древних патрицианских родов (стирание границы межу патрициями и плебеями приводит к формированию этого сословия). Почти сословной привилегией нобилей стало отправление только ими должностей консулов. Сенаторы - в сословие причислялись по наследству, вследствие длительного исполнения жреческих обязанностей, но главное – согласно наивысшему установленному имущественному цензу (к I в. до н. э. – свыше 1 млн. серебряных сестерций); Причисление к сенаторам давало право присутствовать в Сенате, а также исполнять судейские обязанности в спорах между гражданами. Знаками отличия сенаторского сословия служили золотое кольцо, одежда с пурпурной полосой, места в театре - «орхестре». Им запрещались любые занятия, кроме сельского хозяйства. Имели право на суд только равных – т. е. сенаторов (которое формально сохранялось даже при императорах). Всадники - не только по наследству, но и согласно установленному имущественному цензу (свыше 400 тыс. серебряных сестерций), могли записаться и вольноотпущенники. Личные привилегии: право носить золотое кольцо, особую тунику, занимать в театре первые 14 рядов скамей. Общественные запреты: выступать в качестве спортсмена, гладиатора, актера, заключать позорные браки. С III-IV вв. сословия заменило новое разделение: сенаторы, всадники, куриалы (магистраты и должностные лица) условно объединились в единое сословие «почтенных»: они были освобождены от общественных и государственных повинностей, пользовались привилегиями в одежде, в общественном быту. Все прочие относились к сословию «преклоненных».

Неполноправные Латины - статус граждан, близких, но не равных римским: право участвовать в торговом и гражданском обороте, вступать в законный брак. Поселившись в Риме, они могли получить и полное римское гражданство без специальных формальностей. Это давало им возможность принимать участие в деятельности народных собраний, но избираться магистратами они не могли. Перегрины (peregrini – «из-за поля») - жители внеиталийских областей и стран, сохранивших административную автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации. Они не пользовались правами римских граждан, но имели на основе общенародного права (jus gentium) права участия в торговом обороте, заключения брака, возбуждения исков в суде. В 212 г. конституцией имп. Каракаллы всем имевшим статус перегринов и не подлежавших обложению налогами в своих общинах было предоставлено единое римское гражданство. Сдавшиеся - жители областей или общин, враждебных Риму и покоренных им с ликвидацией там собственных политических и административных институтов. В правовом смысле они вообще не имели гражданства – ни у себя, ни в других областях империи. Иностранцы - Если они не принадлежали к одной из определенных правовых категорий (латинов, перегринов и т. д.), то в мирное время их рассматривали как «ничейную вещь», и любой мог захватить в свое распоряжение и личность, и собственность иностранца; в военное время положение ухудшалось: иностранцы становились врагами (hostis), и любой мог произвольно расправиться с ними, если они не вступали под покровительство римлянина.

Категории римской общины, не тождественные состоянию полноправного римского гражданина. Пролетарии–те, кто не подпадал под самый низший, 5-й класс имущественного ценза. Они обладали всеми частными и гражданскими правами, однако политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежало им всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имели возможности и избираться магистратами. Так же в целом на пролетариев возлагались воинская и другие общественные обязанности. Вольноотпущенники - (libertini) – бывшие рабы отпущенные на свободу. Свведением в V в. до н. э. новой трибуной и центуриатной организации в трибы и центурии стали записывать вольноотпущенников. В I в на них были распространены права латинских граждан. В период империи вольноотпущенникам было предоставлено право записываться по цензу в высшие сословия, но не в сенаторы. Связь с бывшими господами сохранялась навсегда. Клиенты – 1. обязательными, законными клиентами римского гражданина считались его бывшие рабы (вольноотпущенники), 2. свободные люди переходили в положение клиентов по собственному волеизъявлению (и по наследству), вынужденные к этому особыми обстоятельствами или социальной слабостью, в поисках общественного покровительства. Связь клиента со своим патроном признавалась сродни священной, и за крайнее пренебрежение клиента своим долгом его можно было даже убить.

Несвободное население. Рабы (servi). Источники: 1. плен, 2. рождение от рабов, 3. продажа в рабство за долги (пожизненная зависимость, не распространявшаяся на семью). Раб не имел ни политических, ни частногражданских прав, он не имел семьи в правовом смысле, не обладал собственным имуществом. В конце IV в. до н. э. ликвидируется как основание рабства продажа за долги, однако появляется новое: отдача в рабы в наказание за преступление. Колоны. Источники: 1. рабы, получившие в наследственное владение имущество-пекулий, 2. обедневшие свободные переходили на положение колонов из-за долгов, получая от землевладельца или крупного арендатора земельный участок (парцеллу) на условиях внесения продуктового оброка. Колон: 1. жил на чужой земле и платил за нее ренту, 2. он не имел права уйти от хозяина, был прикреплен к земле, 3. лично свободен, мог заключить брак, иметь семью, имущество, на которые хозяин земли не может посягать, 4. он не мог возбуждать имущественные и личные иски в суде против своего хозяина, но уголовное преследование было возможно; 5. положение колона наследственно. В 332 г. было введено уголовное наказание за побеги колонов с земли, к которой они были прикреплены. С 366 г. запрещалось продавать колонов, как рабов, без земли.

Res publica

Переход к Республике 509 г. до н.э. – изгнание Тарквиния Гордого, вместо царя избираются два консула на 1 год С начала V в. до н. э, городское население было разделено на 30 условных триб (которые не имели ничего общего с прежними племенами), в том числе 4 городские и 26 сельских (Реформа приписана Сервию Туллию – VI в.) с 241 г. – 35 триб (31 сельская и 4 городские) Реорганизация войска: записавшиеся в трибу разделялись на 5 классов соответственно размерам земельного участка, которым римляне владели: свыше 20 югеров, в 15 югеров, в 10 югеров, в 5 югеров и менее 2 югеров. Согласно цензу – римляне записывались в воинские подразделения - центурии (сотни), причем более зажиточные должны были служить тяжеловооруженными воинами или всадниками, но имели и некоторые привилегии гг. до н. э. военные центурии трансформировались в институты политического волеизъявления народа – в центуриатные комиции Между 443 и 435 гг. до н. э. была учреждена должность, цензора:исчисление ценза и контроль за исполнением гражданами их гражданских обязанностей: службой в войске, соблюдением финансовых интересов казны в хозяйственных делах, сохранением «добрых нравов»

Патриции и плебеи Патриции – члены родов (участвовали в куриатных собраниях): право на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей; право на наследование этого надела и родового имущества вообще; право на получение от рода помощи и защиты; право на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Плебеи – выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис (лично свободные, но не обладавшие политическими правами, хотя и несшие военную службу)

Борьба патрициев и плебеев В 493 г. до н. э. (после сецессии) были избраны два народных трибуна, которые должны были выполнять роль заступников плебса (ранее ее играл царь). В 471 г. трибунов стало 4, в 457 г. – 10; выбирались собраниями плебса – consilia plebis. плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям В сер. V в. до н. э. плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, – были составлены так называемые Законы XII Таблиц Законы Валерия и Горация (консулы гг. до н. э) закрепили: обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна. Законами Канулея (445/444 гг. до н. э.) отменены запреты на браки между патрициями и плебеями и вместо консулов были учреждены особые трибуны с консульской властью, в которые также могли выдвигаться плебеи. Восстановлена консульская власть была только в 367 г. до н. э. и уже на началах равенства политических прав патрициев и плебеев. В 312 г. до н. э. цензовое начало было введено и в устройство Сената: в него стали выдвигаться не просто патрицианские главы родов, но люди, отвечавшие означенному имущественному цензу, Это доступным для плебеев. В 339 г. было усилено начало народовластия: признано, что постановлениям центуриатных комиций не нужно одобрения Сената, чтобы иметь силу закона. В 287 г. до н. э. было подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют силу закона.

Римская республика. Государственный строй Народные собрания (comitia – собрание): 1. куриатные собрания 2. центуриатные комиции: - выборы важнейших магистратов: консулов, преторов, цензоров, – а также назначение диктатора при экстраординарных обстоятельствах. - утверждение законов, предлагаемых магистратом. - судебная власть: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании. трибутные комиции: - судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами, - выборы плебейских магистратур: народных трибунов и эдилов, - законодательство. Постановление трибутных комиций называлось плебисцит, но по закону Гортензия (287 г. до н. э.) оно получило всю силу римского закона.

Сенат Центральное представительное учреждение республики В Сенат могли входить только главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV в. вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены – patres conscripti. За период республики количество сенаторов колебалось от 300 (в IV-III вв.) до 600 (в I в. до н. э.). Назначались сенаторы на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов. Заседания Сената могли проходить только под председательством одного из высших магистратов – консула, претора или диктатора, военного трибуна. Заседали «отцы отечества» по определенным дням или по специальному созыву (в поздней республике обычно до 4 раз в месяц), происходило это на форуме или в специальном, освященном через ауспиции храме. Делопроизводство оставалось устным, фиксировались только постановления и законодательные предложения; только в сер. I в. до н. э. вошло в практику составление особого журнала прений и отчетов.

Система магистратур Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Магистраты делились на сенаторские (с правительственной властью) и городские Высшие магистраты могли наделяться (по особому акту) правом правительственной власти (imperium), которое вбирало в себя права управления, военного предводительства, юрисдикции – административной, уголовной или даже в гражданских делах. Все магистраты были выборными, причем правом избирать обладали почти исключительно народные собрания. Исполнение должностных полномочий было безотчетным, только после истечения срока магистратуры за допущенные должностные преступления магистрат мог быть привлечен к суду. Все магистратские должности в Риме были безвозмездными Характерная черта – коллегиальность все должностные лица избирались попарно (или более числом) с равными должностными правами каждого, причем любой имел право возражать против решений и действий своего коллеги.

Избрание в магистры В период республики был установлен (законами 180 и 81 г. до н. э.) общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся, помимо имущественного, возрастной ценз (для низших в 30 лет, для претора – 40, консула – 42 года). Для избрания в более высокую магистратуру нужно было пройти предыдущие должности, соблюдая не менее чем двухлетний промежуток между избраниями. Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам; его имя объявлялось на форуме. После этого он вел предвыборную агитацию, где нередки были массовые подкупы и злоупотребления. Специальные законы установили строгую ответственность за предвыборную коррупцию. После избрания будущий магистрат проходил специальные обряды получения полномочий и присяги на верность законам.

Консулы Во главе всех республиканских магистратур стояли консулы (окончательно – с 367 г. до н. э.). Двух консулов избирали центуриатные комиции на 1 год, обязанности они исполняли попеременно; в случае войны один брал на свое попечение город, а другой – армию. Руководили Сенатом, созывали комиции и предлагали им решения Набирали войска, осуществляли высшее военное руководство Руководили расходами казны Имели право издавать указы (эдикты) по вопросам управления и толкования права Обладали высшими полномочиями - imperium

Претура В III в. Преторов (младшие коллеги консулов) стало 2, потом 4, в I в. до н. э. до 8. главная задача преторской власти – забота об охране внутренней безопасности и спокойствия города и граждан Для осуществления полномочий претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta). Как и консулы, преторы обладали высшими должностными полномочиями – imperium.

Прочие Римские магистраты Цензоры с 443 г. до н.э. (их избирали по двое) стояли особняком в системе магистратур: они не обладали высшими полномочиями, но влияние их на государство было очень большим. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т. е. составление списков населения по классам, что было основанием для причисления к гражданству, для допуска в сенаторы и во все магистратуры. На эти решения цензоров не могло быть возражений, они не подлежали суду и обжалованию. Цензоров избирали на 5 лет, затем их власть сокращена была до полутора лет. Квесторы (с 421 г. до н. э.); вначале избирали 4 квесторов, с III в. до н. э. – 8, потом до 20-ти. Они были помощниками консулов и не имели специальной компетенции. Затем в их руках сосредоточилось заведование государственной казной, ведение расходных и приходных книг. Квесторы стали и хранителями государственных документов.

Прочие Римские магистраты Народные трибуны (с 494 г. до н. э.). Это были чисто плебейские магистраты. Пять (с 457 г. до н. э. – 10) трибунов не имели собственно правительственных полномочий, но могли объявлять протесты на решения не только магистратур, но и Сената, и даже народных собраний, налагая на них veto. Участие в заседаниях Сената права не имели (сидели при входе на особой скамье). Трибуны могли апеллировать к народному собранию, созывать его, предлагать законопроекты Курульные эдилы (помощники трибунов) (с 366 г. до н. э.). Их было 4 – два патрицианских и два плебейских. Эдилы осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; также предметом их особой заботы были рыночные и торговые дела, устройство общественных игр, празднеств и зрелищ, снабжение города продовольствием. Диктатор мог быть избран по решению Сената вместо всех обычных магистратур с исключительными полномочиями. Диктатора избирали на 6 месяцев, срок мог быть и продлен. Ему передавалась вся полнота управления, включая военную власть и право международных сношений, уголовной юстиции и любых изменений законов.

Римская армия Всеобщая воинская повинность Граждане с 17 до 46 лет обязаны были согласно своей росписи по центуриям присутствовать на смотрах или выступать в поход. Уклонение отвоинской службы без законных причин влекла в раннее время продажу в рабство, а позднее – крупные денежные штрафы и конфискацию имущества. Дезертирство, бегство с поля боя и т. п. составляли уже особые воинские преступления и наказывались почти всегда изгнанием или смертью. В период становления республики (с конца V в. до н. э.) римская армия состояла из общего ополчения, разделенного (по трибам) на 4 легиона по воинов. Основной тактической единицей был манипул из двух центурий; в манипуле было несколько командиров, горнист, особый значок, потерять который считалось крайним позором. Конница была постоянной, и содержало ее государство за счет особого налога на богатых вдов. Позднее легион включал от 5 до 6 тыс. воинов. Полководец Марий (конец II в. до н. э.) ввел деление на когорты в чел. Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул повелителя – императора. По возвращении в Рим победителей ждал особо организованный праздник – триумф, воздвигались триумфальные ворота для прохождения армии.

Переход к империи диктатура Суллы (82 – 79 гг. до н.э.) Диктатура Юлия Цезаря (45-44 гг. до н. э.) провозглашен императором Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.) Август закрепил, за собой звания императора (29 г.), первого сенатора – принцепса (28 г.), трибунскую власть (23 г.), должность консула (19 г.), проконсула провинций (23 г.), цензора (12 г. до н. э.), верховного понтифика (13 г. до н. э.).

Принципат

Государственная организация принципата Власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом и республиканскими учреждениями – Сенатом и народными собраниями (полномочия постепенно сокращались) Император (princeps). Специальные прерогативы и новый объем власти императора основывались на цельном законе – lex de imperio, который Сенат издавал при восшествии нового принцепса. Власть императора не была наследственной. Преемника определял император, получая санкцию Сената. Народные собрания практически не созываются Сенат (600 членов, назначаемых императором). Работа и полномочия определялись императором. Совет (consilium) из ограниченного числа сенаторов принимал законы. Из республиканских магистратур большинство сохранилось только номинально: власть консулов предельно сократилась, число их порой доходило до 25 за год (в 189 г.), трибуны лишились права возражений и veto, только преторы сохранили свое значение в сфере юрисдикции и управления провинциями; к концу II в. эдилы и трибуны перестали назначаться.

Должностные лица префект претория (со 2 г. до н. э.) - командование войсками. Частные административные функции и поручения императора стали выполнять только им назначенные (часто из вольноотпущенников и неграждан Рима) : кураторы (по самым разным общественным и государственным делам) легаты (представители на местах) прокураторы (финансовые представители вне Италии). городское управление: префект города (с 26 г.) - полиция префект анноны (с 8 г.) - продовольствие префект стражи (с 6 г.) – охрана города При префекте стражи созданы были под его началом 7 когорт по полицейских, а город разбит на 14 административных кварталов.

Доминат г. Диоклетиан (Dominus noster)

Реформы Диоклетиана и Константина В правление Диоклетиана ( гг.) была проведена территориально-политическая реформа: империя, включая Италию, была поделена на 4 области с собственной политической властью, замыкавшейся только на императоре. В правление императора Константина ( гг.) империя разделена на две части – Западную и Восточную; столица из Рима была перенесена в Византий (Константинополь). В 313 г. Миланским эдиктом (по предыдущей столице империи) христианство получило официальное признание в государстве, а с 337 г. стало государственной религией;

Система управления при доминате Dominus norter - монарх стал во главе всех священных и государственных дел империи, его решения стали признаваться безусловными и неукоснительными законами, равными законам «древнего права». Полностью исчезло из государственного уклада начало выборности должностных лиц. Сенат был практически отстранен от дел, а звание сенатора осталось только как почетное обозначение привилегированного сословия. Осталось почетное наименование консулов – но они уже только назначались императором и были своего рода традиционными управителями, выполняющими поручения монарха.

Государственный совет и министры Государственный Совет (consistorium) состоял из лиц, персонально назначенных императором. министры. К IV в. появились специальные должности 4-х министров: 1) священного дворца(законодательство и судебный надзор); 2) гофмаршал, или министр чиновников(внутренняя безопасность), дипломатические сношения, а также почтовое дело; под его началом была сеть особых агентов – «любопытствующих»; 3) управляющий «священными щедротами», т. е. государственными финансами; ранее раздельные казна императора – fiscus – и хранилище республики – erarium – слились воедино; 4) управляющий собственными имениями и имуществами императора. При Константине появилась (по восточному образцу) должность высшего правителя гражданских дел – капеллана; он же стал считаться первоприсутствующим в Государственном Совете. Территориальную администрацию представляли префекты претория – с 293 г. их стало четверо. Префекты обладали военной властью и высшей юрисдикцией, для ведения гражданских дел при них возникла должность территориального викария.

Провинциальная организация Все провинции разделялись на два условных класса: императорские (под предлогом того, что в них продолжались военные действия, «незамиренные») и сенаторские. В императорские правителей назначал лично император в качестве своих слуг или специальных посланцев – легатов или прокураторов Сенатские управлялись по-прежнему проконсулами и пропреторами, выбираемыми из числа сенаторов; только в Египте ставился наместник из всаднического сословия. Законами Августа на правителей провинций были наложены дополнительные ограничения: им запрещалось жениться на местных, не разрешалось брать с собой своих жен. В период домината в управлении провинциями существенно возросла роль префектов претория – они были практически на положении вице-императоров в своих областях. Префекты располагали собственной администрацией, издавали собственные эдикты- распоряжения, имевшие правовое значение. К концу III в. число провинций увеличено: с 48 до 120. Между провинциями исчезло различие императорских и сенатских: все они управлялись легатами или прокураторами, назначенными монархом и Сенату совершенно неподконтрольными. Провинции группировались в 12 округов – диоцезов, во главе которых были свои учреждения – консистории.

Профессиональная армия В легионы набирали добровольцев из числа любых жителей империи, граждан и неграждан. За службу, помимо обычного жалованья и наград, ветеранам выдавали земельные участки в провинциях. при Августе армия в целом разделилась на территориальную (легионы в провинциях) и внутреннюю специально из неримлян – 9 тысячных отрядов и конная гвардия – так называемая cohors pretoria, или преторианцы)

Развитие Римского права в архаический период Римские юристы не выделяли отрасли права, но подразделяли его на публичное и частное: по определению Ульпиана, к публичному праву принадлежат нормы, которые «относятся к положению римского государства» как целого; напротив, частное право имеет дело с тем, что касается «пользы отдельных лиц» В архаический период (VI - середина III вв. до н.э.) римское право складывалось и развивалось в виде так называемого гражданского (квиритского) права. Оно регулировало не только имущественные отношения. Оно распространялось только на римских граждан. Наиболее ранними формами права выступали обычаи До конца VI в. до н.э. к правовым источникам относились царские законы. С изгнанием царей законодательная инициатива перешла к консулам и сенаторам. Законы стали приниматься с одобрения сената, но должны были обязательно вотироваться комициями.

Законы XII таблиц Под давлением плебеев в 450 г. до н.э. специальная комиссия привела в систему обычаи и царские законы и, записав на досках, выставила для всеобщего обозрения - Законы XII таблиц. В Законах XII таблиц имелось важное указание на то, что законом следует считать только решение народного собрания. Законодательной инициативой обладали исключительно высшие магистраты и народные трибуны. Перечень допускаемых Законами исков был ограниченным: об оскорблении, о размере земельного участка, о разделе наследства, порубке чужого дерева и т.п. Для того чтобы состоялось судебное разбирательство, волеизъявление истца должно было облекаться в точные, не допускающие пропуска даже одного слова, формулы устного заявления. Фиксированные языковые конструкции и условия их применения до конца IV в. до н.э. были секретными знаниями понтификов.

Преторское право После опубликования в 302 г. до н.э. судебного календаря, форм исков, толкования положенных в их основу норм материального права возникла светская юриспруденция. Из деятельности преторов, наряду с гражданским правом появилось преторское право, из которого выделилось право народов (jus gentium) Эдиктами назывались программные заявления, которые преторы делали при вступлении в должность. Преторы объявляли, какими правилами будут пользоваться в своей деятельности; в каких случаях они будут давать иски, в каких – нет

Римские юристы Деятельность юристов получила официальное значение источника права при принципате. При вынесении решения суд имел право ссылаться на мнение определенных юристов дигесты (от лат. "приводить в систему") или пандекты (от греч. "охватывать все"). Популярностью пользовались дигесты Цельса, Сальвия Юлиана; пандекты Модестина, Ульпиана. Закон о цитировании 426 г. признал юридическую силу только за высказываниями Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана, а также других юристов, на которых ссылались в своих трудах перечисленные авторы. При расхождении суждений пяти юристов предписывалось руководствоваться мнением большинства из них, а при равенстве голосов - придерживаться точки зрения Папиниана ( гг.).

Римское право в период империи Возросло значение постановлений сената. Если в первой половине I в. сенатус-консульты еще оставались рекомендациями, приобретавшими обязательную силу посредством эдикта претора, то император Адриан придал им статус полноценного закона. Императорские конституции: 1. эдикты, т.е. решения императора, всенародно публикуемые наподобие магистратских эдиктов; 2. мандаты, т.е. инструкции, которые давались провинциальным чиновникам и республиканским магистратам; 3. декреты, т.е. судебные решения, которые были вынесены императором по делам, поступившим на его рассмотрение; 4. рескрипты, т.е. ответы императора на юридические вопросы частных лиц и магистратов, запрашивающим консультации Кодификация преторского права(edictum perpetuum) При Адриане юристу Сальвию Юлианубыло поручено привести в порядок материалы постоянного эдикта ( гг. н. э.). Хотя edictum perpetuum не был признан законом, он был объявлен неизменяемым, и лишь император мог делать дополнения. Эдикт состоял из двух частей, главной и дополнительной, и содержал определенное число титулов небольшого объёма с заглавиями (de iudiciis, de rebus creditis и т. д.). В главной части были изданы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной типовые формуляры исков

Кодификация Юстиниана Corpus juris civilis Институции - компилированный учебный курс римского права, получивший официальную юридическую силу. В основе его лежало одноименное сочинение Гая, которое построено по принципу деления права на относящееся к лицам, к вещам (включая обязательства как бестелесные вещи) и к искам. Сам порядок изложения материала по названным разделам получил название институционного; 2) Дигесты - антология сочинений классиков в 50 книгах, объединяющая в определенном порядке произведения римских юристов, подвергшихся редакционной обработке с целью устранения устаревших понятий и противоречий. 3) Кодекс - собрание действующих императорских конституций, начиная с императора Адриана и до Юстиниана (по 534 г. включительно). Он делился на 12 книг, систематизировавших нормы, относящиеся к государственному и церковному управлению, финансам. Кроме того, в книгах со 2-й по 8-ю кодифицировались акты императоров о гражданских правах и судопроизводстве, в 9-й - по уголовному праву; 4) Новеллы (Новые конституции) - примыкающая к основной кодификации часть, объединяющая конституции Юстиниана, изданные после 534 г.