МАСТЕР-КЛАСС Обеспечение включенности учащихся в учебную деятельность ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Advertisements

Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Ваш заголовок Подзаголовок Современные образовательные технологии в рамках реализации ФГОС Мякушин А.И. – учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
Проектирование урока литературного чтения с использованием технологий личностно- ориентированной направленности по ОС «Л. В. Занкова» «Развитие личности-
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Дошкольное образование Ступеньки детства Комплект «Ступеньки детства» направлен на всестороннее развитие дошкольников 4-6 лет с учетом реальных требований.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
© FokinaLidia Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Транксрипт:

МАСТЕР-КЛАСС Обеспечение включенности учащихся в учебную деятельность ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

« Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму.» Ж.Ж. Руссо

Главное изменение в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития, следовательно, сегодня школа должна не столько дать ученику как можно больший багаж знаний, сколько вооружить его умением учиться, так как его отсутствие обнаруживает неготовность жить в стремительно меняющемся мире. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Говоря об умении учиться, мы подразумеваем изменение (расширение, преобразование) субъектом своих знаний и умений по собственной инициативе. Включенность младшего школьника в учебную деятельность характеризуем как реально произведенные учебные действия с выходом на значимый результат. О включенности учащегося в учебную деятельность свидетельствуют задействованные мышление, речь и учебные действия на уровне реальных и потенциальных возможностей младшего школьника.

Таким образом, для того чтобы обеспечить включенность младших школьников в учебную деятельность, необходимо: 1) организовать осознанное вхождение младшего школьника в учебную деятельность, т.е. помочь ему понять, принять для себя, самостоятельно поставить учебную задачу; 2) сформировать первичный опыт выполнения учебного действия с целью актуализации мотива учебной деятельности и понимания способа выполнения учебного действия; 3) создать условия для получения знания не в готовом виде, а в ходе самостоятельного открытия; при этом младший школьник определяет цели и задачи собственной учебной деятельности, осознает ее содержание и формы; 4) организовать самооценку учеником хода и результата его учебной деятельности с целью ее дальнейшего планирования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования строится на системно- деятельностном подходе, поэтому задачей учителя является обеспечение включенности младших школьников в учебную деятельность, используя средств а и приемы разных технологий обучения в начальной школе.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Проиллюстрируем изложенные теоретические положения фрагментом урока литературного чтения через формирование читательской грамотности.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

Приёмы формирования читательской грамотности В младшем школьном возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В данном разделе познакомимся с наиболее эффективными приёмами формирования читательской грамотности в рамках современных педагогических технологий.

Технология критического мышления (РКМЧП) Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Приём – «Чтение с остановками». Приём «Синквейн». Приём «Работа с вопросником» Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Приём «Мозговой штурм» Приём «Уголки» Приём «Написание творческих работ» Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Технология проблемного обучения Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Проектная технология Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта

Игровая технология Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. «Мим-театр» «Крестики-нолики» «Древо мудрости»

Информационно-коммуникационная технология В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Здоровьесберегающая технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Личностно-ориентированная технология На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Технология продуктивного чтения Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста. Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Предмет «Литературное чтение» Класс 1 Тема: Знакомство со сказкой «Дружище»

Ход занятия подготовительно – организационный Начало урока – это кратковременный, но важный этап урока. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Быстро включить детей в работу. Скороговорки. Лена искала булавку. Булавка упала подлавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием тихо громко шепотом немое кино произносят беззвучно 2. Читаем гласные с ударением на одном из них: ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ и т.п. Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками): Б К 3 С Т Р М Н В 3 Р LLJ Л Н X

Задание 1 Звучит музыка из пьесы «Петя и Волк» Прокофьева - Как вы думаете, какое животное можно изобразить такой музыкой?

Задание 2 Создание кластера «Грозди» (Работа в группах) - Что знаете об этом животном? ВОЛК

Задание 3 -Вы догадались о ком будем сегодня читать на уроке? -Познакомимся со сказкой «Дружище» -По названию сказки, о чем может быть это произведение? Задание 4 Чтение с остановками. Начало сказки читает учитель -Почему автор называет волка Волчище, да и еще с большой буквы Прием «Древо предсказаний» -Как думаете, что может случиться в лесу с волком дальше, какой будет его жизнь?

Задание 5 Знакомство со второй частью текста хорошо читающим учеником -Каким стал волк? -Что он для этого делал? -Чье предсказание оказалось более точным? Задание 6 Словарная работа -Прочитайте сказку самостоятельно и найдите непонятные слова и выражения в тексте ( Учитель записывает слова на доске, дети предлагают свои объяснения, если не могут, обращаются к словарям) Задание 7 Физминутка о волке

Задание 8 Составить концептуальную таблицу ( сравнительную ) Выписать из текста слова, характеризующие главного героя - Волка Объект ПрозвищеХарактер ПоступкиВнешний вид Волк молодой Волк старый Задание 9 Работа с иллюстрациями в учебнике. Учащиеся находят из текста слова, соответствующие картинкам. Задание 10 Беседа «Вопросник» -Почему сказка называется не «Друг», а «Дружище» -Зачем мы знакомились с этой сказкой? -Чему вы научились, какими в жизни нужно быть, а какими нет? -Почему этот текс – сказка? -Какая по виду эта сказка? -Как говорят о человеке, сравнивая его с волком? -Какие еще знаете сказки, где есть волк? -Как вы относитесь к нашему герою – Волку в сказке «Дружище»? -Мораль сказки?

Задание 12 Работа в группах -Какая группа найдет больше слов, в которых есть опасные сочетания букв? Задание 13 Домашнее задание по группам 1 группа – сценка 2 группа – найти пословицы, загадки о волке 3 группа – составить синквейн о волке 4 группа - поделки и рисунки про волка 5 группа – проект, сообщение о волке Задание 14 Рефлексия ( аргументировать ответ )

Задание 14 Рефлексия ( аргументировать ответ ) 1)На уроке я работал ( активно/ пассивно). 2)Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен) 3)Урок для меня показался ( коротким / длинным ) 4)За урок я ( устал / не устао) 5)Мое настроение ( стало лучше / хуже) 6)Материал урока мне был (понятен / не понятен ) ( интересен / скучен )

Школьники учатся фиксировать затрудне ния в собственной деятельности, выявлять их причины, определять цель дальнейшей работы, выбирать средства и способы дос тижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, контро лировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. Они сравнивают, анализируют, делают выводы, формулируют свое мнение, координируют различные позиции в сотрудничестве. Тем самым обеспечивается включенность младших школьников в учебную деятельность. Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д. Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает педагогу в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору); активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.