«Использование музейной педагогики в приобщении к национальной культуре» Писарева Екатерина Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
* Вепсы - один из народов, принадлежащих к финно- угорской языковой группе. Сегодня вепсы небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской.
Advertisements

«Изготовление куклы берегини в народном костюме».
Изготовление куклы- берегини в народном костюме. Из истории: Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно живой. Её история прослеживается со.
Мастер – класс «Куклы из бабушкиного сундука» Савельева Т.Н.- педагог дополнительного образования МОУ Савинская ООШ.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
Русская народная игрушка. На изготовление игрушек шли в основном подручные материалы. Делали игрушки из дерева, соломы, из глины, из мочала, из камыша,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТАЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Целью творческого проекта является выполнение изделия, которое соответствовало моим задачам, представляло мои.
I Международный конкурс "Радуга презентаций " конкурсная презентация МАСТЕР КЛАСС по изготовлению куколки кувадки Автор: Тиунова Елена Геннадьевна,
Традиционная народная кукла. Цель: Сформировать у детей представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу – оберег «Кувадка»,
РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. Содержание : 1. Россия – страна традиций. 2. Кукла – смысл и назначение. 3. Кто делал куклы? 4. Материалы и одежда куклы, детали.
Традиционная кукла Материалы к уроку технологии в 5 классе Учитель Федорова Наталья Викторовна.
Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол- закруток. Они служили оберегами.
Куклы закрутки изготовление куклы «Северушка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 26 – центр развития ребенка- детский сад «Росинка»
Тема урока: «Изготовление куклы берегини в русском народном костюме» Урок изобразительного искусства и технологии (2 часа) 5 класс.
Чинькова Т.Ф. Коррекционная школа П.Красногорский Г.Еманжелинска.
Славянская кукла – оберег Травница.
"Куклы, в которые мы играем" Выполнила: Подгайная Елена Вячеславовна воспитатель МДОУ 10 «Колосок» Краснопартизанского района Саратовской области.
Роль народной куклы в воспитании детей Исполнитель: Морозова Маргарита Ивановна Санкт-Петербург 2014 год ГБДОУ 92 Центрального района.
Кравченко И.И. ГБОУ ЛНР «АИТГ» Учитель 1 категории старший учитель.
Пасхальная кукла Пасхальная кукла Мастер - класс Общеобразовательное частное учреждение «Школа-интернат «Абсолют» (ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют») Воспитатель.
Транксрипт:

«Использование музейной педагогики в приобщении к национальной культуре» Писарева Екатерина Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ детского сада 12

«Использование музейной педагогики в приобщении к национальной культуре» Цель : развитие музейной педагогики и решение практической задачи нравственно- патриотического воспитания детей. Задачи: Систематическая работа по патриотическому воспитанию дошкольников Формировать у детей чувство эстетического восприятия и патриотического восприятия, через музейную деятельность. Создание мини-музея Совершенствовать стиль партнерских отношений по схеме: Партнёры : дети - педагоги - родители.

Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по- прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые обереги.

Игровые: Закрутка Обрядовые: Масленица, Рябинка Обереги: Параскева

В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепсские - карельские - игрушки - это большегрудые женщины с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская «люлька-лапоть» - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие «курочки» - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.

Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Кукол дарили в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду. Чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно – неприятностей не миновать. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Так говорят в народе. Во–первых, для того, чтобы куколка вышла крепенькой и ладной, нужна была определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли разнообразные цветные лоскутки, вышивка, ленты, бусинки и, конечно, искусство и фантазия маленькой портнихи. Впрочем, не обязательно маленькой. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки- подростки, и девушки «на выданье».

Самые первые кукольные наряды шили ещё тогда, когда кукла не была куклой. То есть, для куклы-оберега. Шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, там должен присутствовать красный цвет – любимый цвет славян. Считали, что он обладает охранительными действиями: оберегает от сглаза и травм. Платья делали полностью из кумача или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам.

Узор, которым украшали наряд, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил какое-нибудь магическое значение. И узор должен оберегать человека. Слово «узор» имело значение «призор», «надзор» - то есть «присмотр». Поэтому на кукольном платье вышивали, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и оленей – символ плодородия. Волнообразные линии – знаки воды, горизонтальные – знаки и вертикальные – знаки дерева, вечно живой природы. Девочки и девушки, обшивая своих кукол, вкладывали в работу всё свое умение и фантазию. Ведь по кукольному наряду судили о вкусах и способностях её хозяйки.

Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Она сильная и крепкая и в тоже время веселая и задорная, словно кружится в хороводе.

Россия - огромная многонациональная страна. Около ста пятидесяти народов живут на ее необъятных просторах. Сложные повороты истории соединили и сплотили на огромной территории в единую общность огромное население, которое зачастую называют одним собирательным именем – русские. И, наверное, по праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя ее народа. Сегодня вепсы небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими.

Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Делала эту куколку девушка, когда набиралась выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.

1) Лоскут 15 х 15 см перегнуть по диагонали, в серединку положить комок ниток или ваты, чтобы была "головка". Обтянуть ниткой. 2) Делаем ручки: кончики лоскутков подгибают и обвязывают, как показано на рис.(а). А затем обтягивают ниткой (б) и заодно делаем талию, обтягивая куклу посередине.

3) Теперь делаем бюст. Он делается так же, как головка (цветная ткань 10 х 10 см): лоскут сгибается по диагонали, в серединку кладут комочек ваты, заматывается, а затем обе грудки прикрепляются к куколке (рис. а-б). 4) Делается крученая нитка. Подвязывается фартучек, он делается из лоскута 5 х 6 см, делается косынка. В этих схемах мне нравится указание точных размеров, что облегчает работу. В итоге получается:

Детали куклы не сшиваются между собой. Куклу делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей.

Рядить куклу в нижнюю юбку, чтобы пышна была да осаниста, после - юбку - сверху, да и головной убор, такой, на какой душа развернется. Кусочки ткани сами подсказывают, что за головной убор получится. Здесь и платочек, попросту подвязанный под подбородочком может быть, а то и замысловатая кика… Что еще-то надо? Завесу хорошо бы, да поясок поярче, покрасивее, вот и готова кукла.

Этап 1. Из обычного лоскутка ткани сперва делаю кукле головку. Этап 2. Затем мастерю само туловище.

Этап 3. Добавляю кукле бюст. Этап 4. Наряжаю куклу в юбку. Надеваю фартук, вышитый интересными узорами, и бусы.

Этап 4. Надеваю ей платочек. И вот куколка моя готова.