Практика арбитражных судов Российской Федерации и арбитражное производство в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Advertisements

1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов Статья 48. Проведение открытого конкурса.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Основные аспекты. Конкурс ОткрытыйЗакрытый Проводится в случае, когда сведения составляют государственную тайну.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
ПЕРГУШЕВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ООО «ГОСКОНСАЛТИНГ» директор ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26 ИЮЛЯ 2006 Г. 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» Статья Порядок рассмотрения.
Защита интересов заказчиков и поставщиков. План семинара Защита интересов заказчиков обеспечение исполнения контракта антидемпинговые меры (и не только)
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
СПК ПС ОМС Проведение торгов в форме конкурса Конкурс - торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения.
СПК ПС ОМС 1 Тема 3.3 Порядок проведения конкурса.
Управление государственного заказа и организации торгов Воронежской области О внесении изменений в Федеральный закон от ФЗ "О размещении.
СПК ПС ОМС Проведение торгов в форме аукциона Аукцион - торги, победителем которых признается лицо, которое предложило наиболее низкую цену исполнения.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
Итоги работы отдела по контролю в сфере размещения заказа для муниципальных нужд за 2007 год.
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК. СПОСОБЫ ЗАКУПОК Закупка у единственного поставщика (Статья93) Конкурентные способы Аукцион Запрос котировок (Статья72)
Юридическое агентство « ЦЕРЕРА » Комплексное юридическое сопровождение хозяйствующих субъектов, защита прав и законных интересов.
Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям,
Транксрипт:

Практика арбитражных судов Российской Федерации и арбитражное производство в сфере размещения государственных и муниципальных заказов

Способы разрешения споров в сфере размещения заказов Спор рассматривается в судебном порядке Вид суда определяется на основе принципов подсудности и подведомственности Спор рассматривается в специально уполномоченном (контролирующем) государственном органе. Ст ФЗ: полномочия органа, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от г. 94 органом, осуществляющим контроль за размещением государственных и муниципальных заказов является Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

Судебный порядок: По инициативе стороны, чьи права нарушены; По инициативе контролирующего (специально уполномоченного) государственного органа. Административный порядок : По инициативе стороны, чьи права нарушены; По инициативе самого специально уполномоченного (контролирующего) органа ч.5 ст ФЗ: «Нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления»

В сфере размещения заказов не применяются Альтернативные способы урегулирования споров: Третейское разбирательство; Претензионный порядок (обмен некими документами (претензиями) между сторонами); Переговоры с участием посредников со стороны (медиация).

Судебное производство По делам о защите прав участников размещения заказа (оспаривание действий заказчика или комиссии) По делам о защите прав заказчика (комиссии) при оспаривании решений и предписаний контролирующих органов

Практика по вопросам обжалования решений и предписаний контролирующего органа В решении контролирующих органов фиксируются нарушения законодательства о размещении заказов В предписании контролирующий орган обязывает заказчика (комиссию) совершить действия, направленные на соблюдение законодательства о размещении заказов I. Порядок обжалования

Предписание может быть выдано только в случае, если государственный (муниципальный контракт) не заключен В случае, если контракт заключен, расторгнуть его возможно исключительно в судебном порядке

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона 9 решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

Заявления о признании решений и предписаний контролирующих органов в сфере размещения заказа могут рассматриваться исключительно арбитражными судами Российской Федерации

В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от /8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным»

Следовательно, для признания недействительным обжалуемого Заявителем решения ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону наличие нарушения прав заявителя

Статистические данные за 2009 год

II.Практика применения судами общих положений Закона о размещении заказов Вывод суда: Заказчик обязан при любых обстоятельствах обеспечить участникам аукциона возможность принять непосредственное или через своих представителей участие в аукционе Реквизиты судебного акта: Решение Арбитражного суда Амурской области по делу А /2009 Сфера: Строительство Пример 1 1. Обязанности заказчика

Пример 2 Вывод суда: В случае если предметом размещенного заказа является комплекс услуг, одна из которых входит в аукционный перечень, то заказчик обязан разместить данный заказ в форме аукциона Реквизиты судебного акта: Решение Арбитражного суда Белгородской области от по делу А / Постановление ФАС Центрального округа от по делу А / Сфера: медицина

2. Положения документации о торгах Вывод суда: Заказчик не вправе устанавливать требование о представлении в составе заявки на участие в торгах расчета цены контракта с указанием затрат по всем статьям Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Московского округа от по делу А / Сфера: текущее содержание железнодорожных путей Постановление ФАС Московского округа от по делу А / Сфера: текущее содержание железнодорожных путей. Пример 3

Постановление ФАС Московского округа от по делу А / Сфера: поставка автотранспортных средств. Постановление ФАС Московского округа от по делу А /

Пример 4 Вывод суда: Заказчиком в нарушение пункта 4.1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов в конкурсной документации установлена начальная (максимальная) цена государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения равная 00 руб. 00 коп. Реквизиты судебного акта: Постановление ФАС Московского округа от по делу А /2009. Сфера: Обязательное медицинское страхование

Пример 5 Вывод суда: Установление заказчиком в проекте контракта порядка его расторжения путем одностороннего отказа от исполнения контракта является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Московского округа от по делу А / Сфера: НИР Постановление 14-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2009 Сфера: поставка бумаги

Постановление ФАС Московского округа от по делу А / Сфера: НИР Постановление ФАС Поволжского округа от по делу А /2008 Сфера: поставка горюче-смазочных материалов

Пример 6 Вывод суда: Наличие в документации, проекте контракта положения о праве заказчика на выплату аванса в размере до 30 % от стоимости контракта является нарушением Закона о размещении заказов Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Пензенской области от по делу А /2009 Сфера: оказание услуг по стирке, глажению Решение Арбитражного суда г. Москвы от по делу А / Сфера: оказание услуг по охране

Комментарий: Установление заказчиком порядка оплаты по контракту путем выплаты аванса в размере до 30 % от стоимости контракта признается грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации о размещении заказов и влечет выплату заказчиком на стадии исполнения контракта аванса в размере максимально установленного размера – 30 % от стоимости контракта

Пример 7 Вывод суда: Заказчик не вправе устанавливать в документации об аукционе обязанность ознакомления участника размещения заказа по дополнительному запросу с документами, содержащими характеристики и объемы выполнения работ, являющихся предметом аукциона, в здании заказчика Реквизиты судебных актов: Постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2008 Сфера: капитальный ремонт

Комментарий: В том числе в случае неразмещения заказчиком на официальном сайте в сети «Интернет» документов, определяющих предмет размещения заказа (проектно-сметная документация, генеральные планы, схемы и т.д.), и представления возможности ознакомления с указанными сведениями по месту нахождения заказчика по дополнительному запросу, что ограничивает число участников размещения заказа.

Пример 8 Вывод суда: Неправомерным является установление заказчиком в конкурсной документации положения, касающегося технических характеристик выполнения работ по проектированию объектов капитального строительства, отсылающего к другим ненормативной-правовым актам Реквизиты судебного акта: Постановление 9-го арбитражного апелляционного суда по делу А / Сфера: реконструкция и строительство теплостанции

Пример 9 Вывод суда: Размещение информации о проведении торгов не в должном виде, а именно, использование в названии предмета торгов латинских букв вместо русских, является грубейшим нарушением законодательства о размещении заказов Реквизиты судебных актов: Решения Арбитражного суда г. Москвы по делам А / , А / , А / , А / , Постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от по делу А / , Постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /

3. Вскрытие конвертов Вывод суда: Заказчик имеет право проводить процедуры вскрытия конвертов с заявками и рассмотрение заявок в один день, при этом данные процедуры должны быть проведены последовательно и в четком соответствии с законом, а не совмещаться в одну. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Владимирской области от по делу А /2008- К2-21/577. –Сфера: приобретение котлов –Пример 10

Пример 10 Вывод суда: В целях обеспечения прозрачности процедуры размещения заказа протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе должен кроме перечня документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, содержать также условия исполнения контракта по всем критериям, установленным в конкурсной документации Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Сахалинской области от по делу А /2009. –Сфера: НИР.

Пример 11 Вывод суда: Процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе должны проводиться отдельно по каждому лоту. Реквизиты судебных актов: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от по делу А / –Сфера медицина

Пример 12 Вывод суда: Аукционная комиссия при рассмотрении заявок на участие в аукционе должна руководствоваться в первую очередь нормами Закона о размещении заказов, имеющего большую юридическую силу, а затем принятыми в соответствии с ним ненормативными правовыми актами, в том числе документацией об аукционе Реквизиты судебных актов: Постановление 12-го арбитражного апелляционного суда от по делу А / Рассмотрение заявок на участие в торгах Сфера: строительство

Пример 13 Вывод суда: Не указание в протоколе рассмотрения заявок норм закона в случае не соответствия заявки является нарушением части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Ивановской области от по делу А /2009. –Сфера: реконструкция электрических сетей.

Пример 14 Вывод суда: Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе должен содержать обоснование отказа в допуске к участию в конкурсе с указанием положений заявки и конкурсной документации Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Сахалинской области от по делу А /2009. Сфера: капитальный ремонт здания.

Пример 15 Вывод суда: В случае признания аукциона несостоявшимся (в том числе в случае отказа в допуске всем участникам размещения заказа) аукционная комиссия Заказчика не вправе вносить изменения в протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в части пересмотра результатов допуска участников размещения заказа, и по итогам такого рассмотрения назначать повторное проведение аукциона Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Северо- Западного округа от по делу А / Проведение торгов Сфера: поставка продуктов питания

Комментарий: В случае если аукцион признан несостоявшимся, в связи с признанием одного лица участником размещения заказа, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником размещения заказа. В случае если аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием лиц, признанных участниками размещения заказа, заказчик вправе заключить по согласованию с контролирующим органом контракт с единственным поставщиком на условиях, установленных в документации, либо объявить проведение повторного аукциона.

Пример 16 Вывод суда: Суд пришел к выводу о том, что платежное поручение, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, вне зависимости от наличия отметки банка о списании денежных средств со счета является документом, подтверждающим перечисление денежных средств. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Центрального округа от А /2009, Постановления ФАС Поволжского округа от по делу А /2008, от по делу А / Представление и оформление документов в составе заявки на участие в торгах Сфера: поставка оборудования.

Разъяснения ФАС России от В соответствии с подпунктом а) пункта 3 части 3 статьи 25, подпунктом а) пункта 3 части 2 статьи 35 Закона участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки на участие в торгах документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, в случае, если в документации о торгах содержится указание на требование обеспечения заявки на участие в торгах (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, или копию такого поручения). Минэкономразвития России и ФАС России обращают внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить участника размещения заказа от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона.

При этом Минэкономразвития России и ФАС России считают, что конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах на основании непредставления в составе заявки платежного поручения (копии платежного поручения), а также в случае, если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения) содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении платежа, не соответствующие указанным в документации, о торгах, а также в случае, если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения заявки. В иных случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением или представлением в составе заявки ненадлежащего платежного поручения (копии платежного поручения) будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона. Минэкономразвития России и ФАС России считают, что в случае непоступления в течении пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие торгах средств в качестве обеспечения таких заявок на счет, реквизиты которого указаны в документации о торгах, или поступления таких средств в объеме, не соответствующем указанному в документации о торгах, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отклонить участника размещения заказа от участия в торгах по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 12 Закона. Также участник размещения заказа должен быть отклонен от участия в торгах на основании части 4 статьи 12 Закона в случае, если денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах поступили на счет по платежному поручению, иному, чем представленное в заявке.

Пример 17 Вывод суда: Неправомерным является проведение открытого аукциона по адресу, неуказанному в извещении о проведении аукциона. Реквизиты судебных актов: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от по делу А / – Сфера: монтаж и наладка систем автоматической пожарной сигнализации.

Пример 18 Вывод суда: Нотариально заверенная копия с нотариально заверенной копии Выписки из ЕГРЮЛ является документом, засвидетельствованным в соответствии с законом, и ее представление в составе заявки не нарушает пункт "б" части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов. При этом участник размещения заказа, представивший в составе заявки указанный документ, должен быть допущен к участию в торгах. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Поволжского округа от по делу А /2009. Сфера: ОСАГО

III. Суды признали незаконными требования к участникам размещения заказа: Вывод суда: Суд признал обоснованным довод контролирующего органа о том, что документация об аукционе не может содержать указание наименования места происхождения товара или наименования производителя, так как такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа и нарушают часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Западно- Сибирского округа от по делу А /2009 Сфера: поставка продуктов питания. Пример 19

Пример 20 Вывод суда: Заказчик не вправе устанавливать в конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о согласовании привлечения соисполнителей Реквизиты судебных актов: Постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от по делу А / , от по делу А / Постановление 20-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /09. Сфера: строительство

Пример 21 Вывод суда: По мнению суда, установление в документации об аукционе требования об обязательном декларировании соответствия участника размещения заказа критериям, установленным статьей 4 Федерального Закона от – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» предполагает подтверждение указанного соответствия без обязательного представления подтверждающих документов. При указанных обстоятельствах, отклонение заказчиком заявки участника размещения заказа является необоснованным. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Кемеровской области от по делу А /

Пример 22 Вывод суда: Заказчик не имеет права требовать от участника размещения заказа представить в составе заявки на участие в торгах подтверждение факта отсутствия задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Реквизиты судебных актов: Постановление 14-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2009. Сфера: капитальный ремонт

Пример 23 Вывод суда: Извещение о проведении запроса котировок не может содержать требование к квалификации участника размещения заказа. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Уральского округа от по делу А /2009 Ф /09-С1 Сфера: клининговые услуги.

Пример 24 Вывод суда: В случае проведения запроса котировок неправомерным является требование заказчика о представлении в составе котировочной заявки участником размещения заказа лицензии на осуществлении деятельности, а также сметы строительных работ Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Поволжского округа от по делу А /2009 Сфера: ремонт сцены актового зала

IV. Суды признали необоснованными следующие случаи отказа в допуске к участию в торгах: Вывод суда: В случае, если в извещении о проведении запроса котировок не установлена форма котировочной заявки, произвольная форма котировочной заявки не может являться основанием для отказа в допуске Реквизиты судебных актов: Постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2008-С4-49 Пример 25 Сфера: работы по автоматическому устройству обнаружения пожара.

Пример 26 Вывод суда: По мнению суда, выписка из ЕГРЮЛ не является надлежащим документом, подтверждающим полномочия директора по подписанию заявки, так как Закон о размещении заказов предусматривает в составе заявки на участие в конкурсе представление двух отдельных документов: выписки из ЕГРЮЛ и документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявку. Также суд обращает внимание на тот факт, что полномочия по подписанию заявки не связаны с фактом внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Реквизиты судебных актов: Постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2009. Сфера: ремонт помещений. Постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2009. Сфера: капитальный ремонт помещений.

Постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2008-С4-45. Сфера: газификация Решение Арбитражного суда Сахалинской области от по делу А /2009. Сфера: оказание медицинских услуг. Постановление ФАС Центрального округа от А /08-Ц22.

Пример 27 Вывод суда: Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя является надлежащим документом, подтверждающим полномочия по подписанию заявки индивидуального предпринимателя самим индивидуальным предпринимателем Реквизиты судебных актов: Постановление 5-го арбитражного апелляционного суда от по делу А / Сфера: обустройство детских площадок

Пример 28 Вывод суда: Заказчик не имеет права отказывать участнику размещения заказа в допуске на основании отсутствия в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки, так как если данный документ не представлен, необходимо полагать, что сделка для участника размещения заказа не является крупной, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность участника размещения заказа представлять доказательства того, что сделка для него не является крупной. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Западно- Сибирского округа от по делу Ф /2009. Сфера: строительство. Решение Арбитражного суда Астраханской области от по делу А /2009. Сфера: строительство Сфера: благоустройство территории

Разъяснение ФАС России В соответствии с подпунктом е) пункта 1 части 3 статьи 25, подпунктом д) пункта 1 части 2 статьи 35 Закона заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Указанными положениями Закона установлена обязанность участника размещения заказа предоставления в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки только в тех случаях, если указанные действия являются для участника "размещения заказа крупной сделкой, в иных случаях представление такого решения не требуется.

Форма заявки установленная документацией о торгах, не должна предусматривать декларирование участником размещения заказа относится ли поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта для такого участника размещения заказа к крупной сделке. При этом документация о торгах должна содержать требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки решения в случае, если указанные действия для такого участника размещения заказа являются крупной сделкой. Таким образом, в случае, если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой, то в заявке такого участника должно представляться решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки означает, что указанные действия (одно из действий, в отношении которого не представлено решение) для такого участника не являются крупной сделкой и отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением указанного решения будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона.

Пример 29 Вывод суда: Отказ в допуске участнику размещения заказа в виду отсутствия опыта работы по государственным контрактам не предусмотрен частью 1 статьи 12 Закона о размещении заказов и, следовательно, является нарушением части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от по делу А /08/9-165 Сфера: строительство.

Комментарий: В конкурсной документации заказчик вправе требовать от участника размещения заказа документы, подтверждающих его квалификацию, в случае если одним из критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе является квалификация участника размещения заказа. Вместе с тем, непредставлением участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах документов, подтверждающих его квалификации, не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах. Последствием непредставления участником размещения заказа указанных документов является присвоение конкурсной комиссией такому участнику размещения заказа 0 баллов по критерию «квалификация участника размещения заказа».

Пример 30 Вывод суда: Не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах отсутствие денежных средств для обеспечения заявки на участие в торгах на счете заказчика Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Сахалинской области от по делу А59-434/2009 Сфера: поставка мобильного мультимедийного комплекса Исключение составляют случаи размещения заказа в порядке, предусмотренном главой 3.1 Закона о размещении заказов.

Пример 31 Вывод суда: В случае, если для отказа в допуске к участию в торгах явилось несколько оснований и хотя бы одно из них соответствует законодательству, отказ в допуске к участию в торгах должен быть признан правомерным. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Сахалинской области от по делу А /2009 V. Судами установлена правомерность отказа в допуске к участию в торгах в следующих случаях: Сфера: капитальное строительство.

VI. Применение арбитражными судами норм Закона о размещении заказов, регламентирующих ведение реестра недобросовестных поставщиков: Вывод суда: Сведения об участнике размещения заказа не могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков в случае отсутствия у заказчика доказательств надлежащего направления победителю протокола и проекта государственного контракта Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда г. Москвы от по делу А / Пример 32

Пример 33 Вывод суда: Основанием для включения сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков является непредставление им в срок, предусмотренный в документации об аукционе заполненного проекта контракта, а также в случае представления им в адрес заказчика протокола разногласий. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от по делу А /2008-С4-4. Сфера: поставка канцелярских товаров. Постановление ФАС Уральского округа от по делу А /2009-С7. Сфера: поставка медицинского инструмента. Постановление 9-го арбитражного апелляционного суда по делу А / Сфера: информационные технологии.

Пример 34 Вывод суда: В случае если победителем торгов после получения от заказчика проекта государственного контракта направлен не подписанный со своей стороны государственный контракт, а протокол разногласий, указанный участник размещения заказа считается уклонившимся от заключения государственного контракта. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Поволжского округа от по делу А /2009. Сфера: поставка учебной литературы.

Комментарий: Проект контракта должен быть заполнен заказчиком в соответствии с требованиями документации о торгах и заявкой на участие в торгах победившего участника размещении заказа.

Пример 35 Вывод суда: В случае уклонения победителя от заключения контракта компания, сделавшая предпоследнее предложение о цене контракта, обязана заключить государственный контракт вне зависимости от того, истек или нет срок заключения контракта с победителем аукциона, поскольку заключение контракта для данной компании является обязательным в указанной ситуации. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Вологодской области от по делу А /2009. Сфера: поставка продуктов питания.

VII. Практика применения норм процессуального права Вывод суда: Суд согласился с выводом контролирующего органа о правомерности принятия к рассмотрению жалобы на действия Заказчика от лица не являющегося участником размещения заказа, и правомерности проведения на основании данной жалобы внеплановой проверки на основании информации о нарушениях законодательства о размещении заказа, поступившей не только от участников размещения заказа, но и иных лиц. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Челябинской области от по делу А / Сфера: строительство. Постановление 5-го арбитражного апелляционного суда от по делу А59-523/2009. Сфера: строительство. Постановление ФАС Дальневосточного округа от по делу А /2009. Сфера: строительство. Пример 36

Пример 37 Вывод суда: Действия заказчика, совершенные им до рассмотрения заявок на участие в аукционе, могут быть обжалованы любым лицом, в том числе не подававшим заявку на участие в аукционе. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Ростовский области от по делу А /2009. Сфера: капитальный ремонт. Постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от по делу А / АП- 5674/2009-АК. Сфера: печать полиграфической продукции.

Постановления 5-го арбитражного апелляционного суда от по делам А59-523/ АП-2396/2009. Сфера: капитальный ремонт автомобильного моста, А / АП-2395/2009. Сфера: проектирование и строительство жилых домов. Постановление 5-го арбитражного апелляционного суда от по делу А59-650/ АП-2658/2009. Сфера: строительство жилых домов.

Пример 38 Вывод суда: Исходя из смысла части 5 статьи 17, частей 4,5,6 статьи 57 Закона о размещении заказов суд согласился с выводом контролирующего органа о том, что в случае не указания в жалобе на действия комиссии таких сведений как наименование, местонахождение, почтовый адрес, телефон Заказчика, уполномоченного органа, действие (бездействие) которого обжалуется, а также позднее получение копии жалобы Заказчиком не может служить основанием для признания правовых актов, принятых по результатам внеплановой проверки Заказчика, недействительными. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от по делу А /08. Сфера: строительство

Пример 39 Вывод суда: Действия контролирующего органа по проведению внеплановой камеральной проверки размещения заказа, приостановлению размещения заказа и истребованию документов, в случае поступления жалобы позже установленного законом срока, признаются законными и совершенными в пределах полномочий. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от по делу А /2009 Сфера: содержание дорог

Пример 40 Вывод суда: Контролирующий орган вправе проводить внеплановую проверку при поступлении любой информации вне зависимости от источников поступления. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Дальневосточного округа от по делу А /2009. Сфера: разработка рабочей документации и строительство жилого дома. Постановление 14-го арбитражного апелляционного суда от по делу А /2009. Сфера: поставка и сборка мебели, от А /2009. Сфера: поставка оборудования для таможни.

Пример 41 Вывод суда: Суд признал обоснованными действия контролирующего органа по выдаче предписания об устранении нарушения законодательства о размещении заказов путем отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и проведения повторной процедуры оценки и сопоставления заявок без признания торгов недействительными. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС Поволжского округа от по делу А /2008 Сфера: страхование

Пример 42 Вывод суда: Предписание контролирующего органа об устранении нарушений в сфере размещения заказов, выданное заказчику, комиссии должно содержать обязанность по отмене всех процедур, проведенных после допущенных нарушений. Реквизиты судебных актов: Решение Постановление ФАС Дальневосточного округа от по делу А /2009. Сфера: НИР

Пример 43 Вывод суда: Возможность рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заказчика Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Свердловской области от по делу А /2009-ср. Решение Арбитражного суда Пермского края от по делу А /2009. Сфера: ремонт помещений. Решение 9-го арбитражного апелляционного суда по делу А / Сфера: поставка средств пожаротушения.

Пример 44 Вывод суда: Федеральная антимонопольная служба вправе выдавать предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов путем отмены протоколов составленных в ходе процедур размещения заказа, внесения изменений в документацию и извещения по торгам. Реквизиты судебных актов: Определение Верховного суда Российской Федерации от КАС

Пример 45 Вывод суда: Заказчик не вправе объединить в один лот поставку одного товара в несколько удаленных друг от друга мест. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС СЗО от по делу А /2009. Сфера питание.

Пример 46 Вывод суда: Неправомерным является положение конкурсной документации о том, что заявки на участие в конкурсе по нескольким лотам от одного участника размещения заказа должны быть запечатаны в одном конверте. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Ростовской области от по делу А /2009. –Сфера: ремонт помещений.

Пример 47 Вывод суда: Заказчик обязан установить точные качественные характеристики товара для полного определения предмета контракта в соответствии с собственными потребностями. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Ростовской области от по делу А /2009. Сфера: закупка мягкого инвентаря

Пример 48 Вывод суда: Заказчик имеет право указывать в документации конкретную марку товара без указания "или эквивалент" в случае, если закупаемый товар должен быть совместим с оборудованием, используемым заказчиком. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу А / Сфера: информационные технологии.

Пример 49 Вывод суда: Заказчик обязан установить в документации об аукционе требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии в соответствии с предметом торгов, указанном в техническом задании документации об аукционе. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС СКО от по делу А /2008. –Cфера: строительство дорог в жилой застройке.

Пример 50 Вывод суда: Заказчик имеет право включать в конкурсную документацию по подкритерию «качество и квалификация участника размещения заказа» требование о предоставлении участником размещения заказа сведений о количестве заключенных контрактов, которые необходимы для оценки способности данного участника надлежащим образом нести обязательства по контракту и подтверждают качество работ. Реквизиты судебных актов: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от по делу А / –Сфера: ОСАГО

Пример 51 Вывод суда: Неправомерным при проведении аукциона является установление заказчиком требования о представлении в составе заявки на участие в аукционе сведений об образовании и стаже работы сотрудников участника размещения заказа. Реквизиты судебных актов: Постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от по делу а / АП- 9067/2008-АК.

Пример 52 Вывод суда: Заказчик не имеет права требовать от участника размещения заказа представить в составе заявки на участие в торгах подтверждение факта отсутствия задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Вологодской области от по делу А /2009. –Сфера: капитальный ремонт.

Пример 53 Вывод суда: В случае, если доверенность, выданная лицу, полномочному на подписание заявки на участие в конкурсе оформлена не в соответствии с требованиями конкурсной документации, но соответствует положениям действующего законодательства, такая доверенность считается действующей, а заявка на участие в конкурсе отклонению не подлежит. Реквизиты судебных актов: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от по делу А /2009. –Сфера: НИР.

Пример 54 Вывод суда: В случае, если в конкурсной документации не определены требования к документам, подтверждающим полномочия по подписанию заявки, такой документ должен быть оформлен в соответствии с действующим законодательством. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Сахалинской области от по делу А /2009. Сфера: оказание медицинских услуг.

Пример 55 Вывод суда: Конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах на основании непредставления в составе заявки платежного поручения (копии платежного поручения), в случае, если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения) содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении платежа, не соответствующие указанным в документации о торгах, а также в случае, если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения заявки. В иных случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением или представлением в составе заявки ненадлежащего платежного поручения (копии платежного поручения) будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.

Реквизиты судебных актов: Решения Арбитражного суда г. Москвы по делам А / , А / Сфера: строительство.

Пример 56 Вывод суда: В случае если предмет торгов предполагает наличие лицензии, в составе заявки на участие в торгах должна быть представлена копия указанного документа выданного непосредственно участнику размещения заказа, а не третьему лицу, в том числе в случае привлечения соисполнителей. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Пермского края от по делу А /2009. –Сфера: строительство котельной.

Пример 57 Вывод суда: Соединение листов заявки степлером, при одновременном несоблюдении требования о скреплении заявки печатью и подписью участника, не может считаться надлежащей прошивкой, так как данный способ скрепления листов не исключает возможности нарушения целостности заявки и подмены документов, не гарантирует их подлинность и достоверность. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Вологодской области от по делу А /2009. –Сфера: поставка звукового оборудования.

Пример 58 Вывод суда: Не может быть признано надлежащим направление заказчиком проекта государственного контракта по электронной почте. Реквизиты судебных актов: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от по делу А /2009. –Сфера: поставка матрацев.

Пример 59 Вывод суда: Антимонопольный орган правомерно включил организацию в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку общество отказалось от заключения государственного контракта со ссылкой на допущенную при указании в заявке на участие в торгах цены контракта техническую ошибку, поскольку сумма указанная участником размещения заказа цифрами отличалась от суммы, указанной прописью. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Республики Коми от по делу А /2008.

Пример 59 Вывод суда: Основанием для включения сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков является непредставление в срок обеспечения исполнения контракта вне зависимости от причин произошедшего. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от по делу А /2009. –Сфера: поставка картриджей.

Пример 60 Вывод суда: Основанием для включения участника размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков является представление подписанного со своей стороны проекта контракта с приложением спецификации поставляемого товара, несоответствующего техническому заданию документации. Реквизиты судебных актов: Постановление ФАС ПО от по делу А /09. Сфера: поставка медицинского оборудования.

Пример 61 Вывод суда: В случае если контракты заключены в нарушении норм частей 5, 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, запрещающих заключение контракта до рассмотрения жалобы, то такие контракты не порождают юридических последствий, и их заключение не препятствует выдаче предписаний об отмене протоколов торгов. Реквизиты судебных актов: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от А /2009.