Социокультурная динамика Лекция 4. Цель лекции – определить социокультурную динамику через анализ проблем прогресса-регресса, раскрыть механизмы социокультурных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по теме: «Динамика культуры». Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность,когда.
Advertisements

1.Понятие «бытие». 2. Материальное и идеальное бытие. Основные подходы к пониманию категории «материя». 3. Основные черты материи: движение, пространство.
Концепции универсального эволюционизма. Эволюционизм-учение об эволюции, которое основывается на том,что нынешнее состояние природы и общества является.
Системность и самоорганизация. Сущность синергетики и методологическая роль синергетического подхода Синергетика – междисциплинарное направления науки,
"энергия совместного действия" (от греч. «син» «со-», «совместно» и «эргос» «действие»)
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
ДЕ 3. Проблемы онтологии и гносеологии. Тема 12: Материальное единство мира §Философское понятие «материи» §Свойства, виды, структура материального мира.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
1.Основные идеи эволюционизма. 2.Эволюционная концепция культуры Г. Спенсера. 3.Культурологическая теория Э.Тайлора 4.Направления внутри эволюционизма.
1 Вопросы 1. Как ты считаешь, ты, твоя жизнь значимы для Вселенной? 2. Что означает «сознательное проживание»? 3. «Если я живу, значит кому-то это надо!».
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Осознание эволюции Человек – создал науку. Наука – способ изучения законов Природы, средство развития человечества. При этом ЧЕЛОВЕК – самый неизученный,
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Самоорганизация в живой и неживой природе. Синергетика.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Концептуальные системы химии
Транксрипт:

Социокультурная динамика Лекция 4

Цель лекции – определить социокультурную динамику через анализ проблем прогресса-регресса, раскрыть механизмы социокультурных трансформаций через рассмотрение наиболее известных динамических моделей Цель лекции – определить социокультурную динамику через анализ проблем прогресса-регресса, раскрыть механизмы социокультурных трансформаций через рассмотрение наиболее известных динамических моделей

План лекции Актуальность проблемы культурных изменений и типы социокультурной динамики Актуальность проблемы культурных изменений и типы социокультурной динамики Модели динамических процессов Модели динамических процессов

Проблема культурных изменений принадлежит к числу фундаментальных в научном знании. Проблема культурных изменений принадлежит к числу фундаментальных в научном знании. Особенно актуальной она становится тогда, когда в связи с резкими переменами, происходящими в обществе, возникает необходимость в управлении, прогнозировании и проектировании разного рода процессов (не только собственно культурных, но и политических, экономических, технико-технологических и др.) Особенно актуальной она становится тогда, когда в связи с резкими переменами, происходящими в обществе, возникает необходимость в управлении, прогнозировании и проектировании разного рода процессов (не только собственно культурных, но и политических, экономических, технико-технологических и др.)

Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура выступает содержательным аспектом совместной, т. е. социальной, жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура выступает содержательным аспектом совместной, т. е. социальной, жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике

Во взглядах на социокультурные динамические процессы можно выделить две крайние позиции и большой диапазон концепций между ними: Представители первой позиции утверждают, что единой истории человечества не существует, а каждое поколение может по-своему интерпретировать историю Представители первой позиции утверждают, что единой истории человечества не существует, а каждое поколение может по-своему интерпретировать историю Другая крайность - полагать, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека управляются "высшими силами" и предопределены. Это может быть и божественное провидение, и рок, и астрологическая карта, и карма. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь попытаться угадать свою судьбу. Другая крайность - полагать, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека управляются "высшими силами" и предопределены. Это может быть и божественное провидение, и рок, и астрологическая карта, и карма. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь попытаться угадать свою судьбу.

Разнообразие проблемы социокультурного развития группируется вокруг трех глобальных направлений: Цикличности цивилизационного процесса Цикличности цивилизационного процесса Эволюционизма Эволюционизма Социально-синергетического подхода Социально-синергетического подхода

Цикличность Следует заметить, что макромасштабные изменения, их цикличность и повторяемость были отмечены еще со времен Платона и Аристотеля, Полибия и Аль Бируни. Теории VI - первой половины V вв. до н.э. все без исключения цикличны. Это концепции Пифагора и его последователей, Гераклита, Эмпедокла. В конце ХVII - начале ХVIII в. теория циклов была развита в трудах Лейбница. В течение двух последних столетий идея цикличного развития получила разностороннее освещение. Учеными анализировалась, как правило, одна, доминирующая линия этого развития. Следует заметить, что макромасштабные изменения, их цикличность и повторяемость были отмечены еще со времен Платона и Аристотеля, Полибия и Аль Бируни. Теории VI - первой половины V вв. до н.э. все без исключения цикличны. Это концепции Пифагора и его последователей, Гераклита, Эмпедокла. В конце ХVII - начале ХVIII в. теория циклов была развита в трудах Лейбница. В течение двух последних столетий идея цикличного развития получила разностороннее освещение. Учеными анализировалась, как правило, одна, доминирующая линия этого развития.

Авторы, работавшие в циклической парадигме: Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер А. Тойнби А. Тойнби П. Сорокин П. Сорокин Н.Д. Кондратьев Н.Д. Кондратьев Й. Шумпетер Й. Шумпетер А. Шлезингер А. Шлезингер Л.Н. Гумилев Л.Н. Гумилев Э. Тоффлер Э. Тоффлер Ю.М. Лотман Ю.М. Лотман Ю. Яковец Ю. Яковец С.Ю.Маслов С.Ю.Маслов

Эволюционизм Принцип эволюции универсален и применяется к разным объектам - к космосу как целому, к растениям, животным, людям, поведению, языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки. Разумеется, делаются различия между биологической, социальной и культурной эволюцией человека. Задача теории эволюции состоит в объяснении существования, изменения и возникновения биологических видов. Первоначальные эволюционные концепции монистичны - они подчеркивали какой-либо один, или несколько факторов эволюции Принцип эволюции универсален и применяется к разным объектам - к космосу как целому, к растениям, животным, людям, поведению, языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки. Разумеется, делаются различия между биологической, социальной и культурной эволюцией человека. Задача теории эволюции состоит в объяснении существования, изменения и возникновения биологических видов. Первоначальные эволюционные концепции монистичны - они подчеркивали какой-либо один, или несколько факторов эволюции Принято выделять три типа эволюционных концепций: однолинейную, многолинейную (универсальную и специфическую) и глобальную Принято выделять три типа эволюционных концепций: однолинейную, многолинейную (универсальную и специфическую) и глобальную

Эволюционизм в культурной антропологии восходит к концепциям Г. Спенсера, Э. Тайлора, Л. Моргана, рассматривавших его в качестве особого типа последовательности необратимых изменений культурных феноменов, которые обусловлены необходимостью адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Это было началом научного подхода к культуре человечества, выявлявшим причинно-следственные связи и закономерности. Эволюционизм в культурной антропологии восходит к концепциям Г. Спенсера, Э. Тайлора, Л. Моргана, рассматривавших его в качестве особого типа последовательности необратимых изменений культурных феноменов, которые обусловлены необходимостью адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Это было началом научного подхода к культуре человечества, выявлявшим причинно-следственные связи и закономерности.

В рамках марксисткой концепции общественного развития была основательно разработана теория пяти последовательно следующих друг за другом социально- экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической), основу смены которых определяла диалектика производительных сил и производственных отношений, а движущей силой выступала классовая борьба В рамках марксисткой концепции общественного развития была основательно разработана теория пяти последовательно следующих друг за другом социально- экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической), основу смены которых определяла диалектика производительных сил и производственных отношений, а движущей силой выступала классовая борьба

Параллельно с эволюционизмом, и, скорее даже в противовес ему развиваются идеи функционализма (Э. Дюркгейм, А.Р.Радклифф-Браун, Б. Малиновский), и, далее, структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон), в рамках которого общество рассматривалось как саморегулирующаяся система, где части ее выполняют специфические функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы Параллельно с эволюционизмом, и, скорее даже в противовес ему развиваются идеи функционализма (Э. Дюркгейм, А.Р.Радклифф-Браун, Б. Малиновский), и, далее, структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон), в рамках которого общество рассматривалось как саморегулирующаяся система, где части ее выполняют специфические функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы

Новая волна интереса к эволюционным идеям в 50-е годы связана с появлением работ, в которых освещаются взаимосвязи между биологическими и культурными факторами. В 1942 г. появляется синтетическая теория Джулиана Гексли, дополненная современной генетикой. Новая волна интереса к эволюционным идеям в 50-е годы связана с появлением работ, в которых освещаются взаимосвязи между биологическими и культурными факторами. В 1942 г. появляется синтетическая теория Джулиана Гексли, дополненная современной генетикой. Логика социокультурных и естественнонаучных исследований, накопившиеся в социальном знании подходы, привели к появлению неоэволюционизма (Дж. Стюарт, М. Салинс, М. Харрис)

Возникшие в последние годы общетеоретические подходы к эволюции живой и неживой материи, к коэволюции природы и человека не просто проводят параллели между их развитием, но вскрывают общность закономерностей, которым подчиняется становление и эволюционное развитие известных к настоящему времени объектов самых различных уровней бытия. Совокупность этих теоретических представлений и подходов была названа глобальным эволюционизмом (термин введен академиком Н.Н. Моисеевым). Возникшие в последние годы общетеоретические подходы к эволюции живой и неживой материи, к коэволюции природы и человека не просто проводят параллели между их развитием, но вскрывают общность закономерностей, которым подчиняется становление и эволюционное развитие известных к настоящему времени объектов самых различных уровней бытия. Совокупность этих теоретических представлений и подходов была названа глобальным эволюционизмом (термин введен академиком Н.Н. Моисеевым).

Синергитический подход Одним из наиболее интенсивно развивающихся неклассических подходов к феноменам культуры является синергетическая парадигма. Это комплексное научное направление, вобравшее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации. Синергетика радикально изменила понимание отношений между порядком и хаосом, между энтропией и информацией. Возникло новое видение мира культуры, представляющее состояние хаоса как переходное от одного уровня упорядоченности к другому.

Основание синергетики связано с именами немецкого физика Г. Хакена и лауреата Нобелевской премии, бельгийского физика И. Пригожина. В 1977 г. появилась книга Г. Хакена "Синергетика" - о теории самоорганизации в открытых системах и образовании структур из хаоса. И. Пригожин применил математические теории для описания динамических процессов в живом мире: стремление к порядку приводит к наименьшей напряженности системы, и в этом проявляется фундаментальный принцип жизни общества.

Одним из центральных в теории является понятие сложности систем. Такие системы имеют место в самых разных разделах науки, в экономике, международной жизни и т.п., а, значит, и в культуре в целом. Особо важными являются два его аспекта: большая размерность пространства и многоуровневая структура. Одним из центральных в теории является понятие сложности систем. Такие системы имеют место в самых разных разделах науки, в экономике, международной жизни и т.п., а, значит, и в культуре в целом. Особо важными являются два его аспекта: большая размерность пространства и многоуровневая структура. Именно в силу своей сложности системы обладают таким свойством как неустойчивость, нестабильность. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчивым, если отклонения от него растут со временем. Именно в силу своей сложности системы обладают таким свойством как неустойчивость, нестабильность. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчивым, если отклонения от него растут со временем. Сложные системы обладают и таким феноменом как нелинейность. Нелинейность характеризуется многообразием процессов, типов траекторий. Сложные системы обладают и таким феноменом как нелинейность. Нелинейность характеризуется многообразием процессов, типов траекторий.

В теории динамических систем различаются бифуркации (точки ветвления, возможные пути развития) и катастрофы (резкие изменения поведения системы в ответ на изменение внешних условий). В рамках теории катастроф появился термин аттрактор, то есть, тенденция структурирования системы, формирования порядка (см. Схему ). Противоположная тенденция, тенденция к хаосу, проявляется через диссипативные (рассеивающие) структуры. В теории динамических систем различаются бифуркации (точки ветвления, возможные пути развития) и катастрофы (резкие изменения поведения системы в ответ на изменение внешних условий). В рамках теории катастроф появился термин аттрактор, то есть, тенденция структурирования системы, формирования порядка (см. Схему ). Противоположная тенденция, тенденция к хаосу, проявляется через диссипативные (рассеивающие) структуры. Исследования последних лет показали, что возможно одновременное протекание процессов упорядочения и хаотизации. Исследования последних лет показали, что возможно одновременное протекание процессов упорядочения и хаотизации.

В сложных, нелинейных системах возникают процессы самоорганизации, которые характеризуются следующими особенностями: - развитие происходит через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние; - развитие происходит через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние; - новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний; - новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний; - настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего; - настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего; - в нелинейной среде предзаданы все будущие состояния, но актуализируется в точке бифуркации лишь одно; - в нелинейной среде предзаданы все будущие состояния, но актуализируется в точке бифуркации лишь одно; - хаос разрушителен, но он же и созидателен при переходе в новые состояния; - хаос разрушителен, но он же и созидателен при переходе в новые состояния; - развитие необратимо, действует "стрела времени" (термин Н. Моисеева). - развитие необратимо, действует "стрела времени" (термин Н. Моисеева).

Подводя итоги проблемы социокультурной динамики, которую мы представили лишь в самом общем виде, показав лишь некоторые подходы к ее определению, следует отметить, что динамические процессы в культуре - явление многофакторное, они носят сложный характер, чем и обусловлено наличие множества моделей, конструируемых исследователями. Эти модели зависят от сферы знания, в рамках которой они выстраиваются, от индивидуальных научных предпочтений исследователя, и от той познавательной задачи, которая в этом процессе решается. Поэтому среди них нет "хорошей" и "плохой", "правильной" и "неправильной" модели, но все они нацелены на такое исследование культурных изменений, которое позволило бы, обнаружив некоторые закономерности в траектории культуры, более глубоко увидеть и понять ее смыслы Подводя итоги проблемы социокультурной динамики, которую мы представили лишь в самом общем виде, показав лишь некоторые подходы к ее определению, следует отметить, что динамические процессы в культуре - явление многофакторное, они носят сложный характер, чем и обусловлено наличие множества моделей, конструируемых исследователями. Эти модели зависят от сферы знания, в рамках которой они выстраиваются, от индивидуальных научных предпочтений исследователя, и от той познавательной задачи, которая в этом процессе решается. Поэтому среди них нет "хорошей" и "плохой", "правильной" и "неправильной" модели, но все они нацелены на такое исследование культурных изменений, которое позволило бы, обнаружив некоторые закономерности в траектории культуры, более глубоко увидеть и понять ее смыслы

СПАСИБО!