Юрий Георгиевич Фокин Деятельностная теория обучения в высшей школе и ее применение преподавателем. Новый курс для магистерских программ, разрабатываемый по гранту Стипендиальной программы фонда В.Потанина Санкт-Пербург, апреля 2014 г.
Четыре слоя содержания: 1. Ознакомление с опубликованной теорией обучения и применением процедурного справочника по методам обучения в высшей школе в практике преподавания. 2. Авторский экскурс в методологию разработки логически непротиворечивой теории для такой специфичной сферы деятельности как преподавание (по-видимому, работающий и для любых более формализованных сфер деятельности специалистов). 3. Методические рекомендации для преподавателей вузов, работающих в разных предметных областях и взявших на себя обязанности (по собственному убеждению или по решению администрации), консультировать магистрантов, осваивающих содержание этой учебной дисциплины по опубликованной книге, проводить с ними семинары-дискуссии и производить итоговую аттестацию освоения ими учебной дисциплины (а возможно, и учебной практики преподавания в вузе). 4. Методологические этюды по адаптации опубликованной теории обучения и процедур-ного справочника в общем виде для конкретных предметных областей.
1. Особенности деятельностной теории обучения
Особенности частной прикладной деятельностной теории обучения 1. Разработка теории производилась в составе теоретических основ преподавания в ВШ, поэтому она в своих 8 утверждениях и 20 следствиях опирается на 60 определений, 14 утверждений и 22 следствиях ОООП. 2. Цель ДТО - конкретизация ориентиров и создание инструментария для преподавателя. 3. Специфика утверждений теории. 4. Где же он, подозреваемый физикализм?
Целью любого обучения, является освоение субъектом учения деятельности определенного вида Классификация методов обучения Классификация видов деятельности Следствие становления качеств личности (1.1) Условие превращения учения в деятельность 2 О содержании учения 4 Условие сознательного освоения 3 Условие латентного освоения 2 О значимости полной Оод 2 О значимости интеллектуальных и операц. навыков 4
Особенности реализации в теории деятельностного подхода Междисциплинарность. Преодоление традиционной взаимоизоляции двух наук. Разработка непротиворечивых и сущностных определений. Конкретизация результатов обучения и в задании, и в оценивании достижения заданного.
1. Целью любого обучения является освоение субъектом учения деятельности определенного вида. (по А.Н. Леонтьеву) 1.1. Становление любого качества личности обеспечивается организацией и стимулированием практической активности индивида, в которой это качество будет необходимо проявляться и развиваться. (по С.Л. Рубинштейну, тридцатые годы ХХ в.) 2. «Из всего разнообразного содержания того, чему нас учат и в школах, и в практической жизни, центральным звеном оказывается действие…» (П.Я. Гальперин, 1973 г. )
3. Прикладная классификация деятельностей (22 вида дейст.) 4. Ме- тод обучения 5. Классификация методов обучения (22 метода) 6. Классификации учебных заданий (6 типов) 7. 5 уровней знаний и 4 уровня освоения умений
Учебные процедуры - действия преподавания и учения, выполняемые субъектами учения для подлежащих освоению заданных действий
Метод обучения - система учебных процедур, объективно необходимых для освоения на требуемом уровне субъектами учения конкретного действия из введенной классификации
Постулат адекватности учения (из Психодидактики,2000). Для усвоения субъектом учения любого изучаемого объекта необходимо обеспечить осуществления им деятельности или действий, адекватных деятельности, воплощенной в этом объекте; действий, которые должны выполняться при использовании этого объекта по назначению, чтобы реализовать существенные свойства этого объекта.
3. Прикладная классификация деятельностей (22 вида дейст.) 4. Ме- тод обучения 5. Классификация методов обучения (22 метода) 6. Классификации учебных заданий (6 типов) 7. 5 уровней знаний и 4 уровня освоения умений
Переживаниях Эрудиции 3. Действиям по реал- лиизации результатов в Прикладная классификация интеллектуальных деятельностей 2. Действия по использованию информации для 1. Действия по восприятию информации Текстовой Формализованной Знаковой Образной Контекстной Наблюдения Созерцания Ориентирования Запоминания Варьирования Поиска средств решения определенной проблемы Выявления и формулирования проблемы, подлежащей решению Целевом накоплении Воспроизведении Исполнении Документировании Управлении / сообщении Анализа Докладе Защите
Учебные процедуры - действия преподавания и учения, выполняемые для освоения субъектами учения для освоения заданных действий (третий абзац РМ)
Метод обучения - система учебных процедур, объективно необходимых для освоения субъектами учения конкретного действия на требуемом уровне
Постулат адекватности учения (из Психодидактики,2000). Для усвоения субъектом учения лю-бого изучаемого объекта необходимо обеспечить осуществления им деятельности или действий, адекватных деятельности, воплощенной в этом объекте; действий, которые должны выполнять-ся при использовании этого объекта по назначению, чтобы реализовать существенные свойства этого объекта (4 абз.)
2. Авторский экскурс в методологию разработки логически непротиворечивой теории
Уровень методики 2005 Уровень теории обучения в ВШ Направление к вершине 2005
3. Авторские методические рекомендации для преподавателей вузов (руководителей семинаров, консультаций и экзаменаторов по курсу)
Как готовиться к каждому из четырех семинаров
4. Авторские методические рекомендации по адаптации опубликованной теории обучения и процедурного справочника в общем виде для конкретных предметных областей.
Методические указания для руководителей семинара для ознакомления с традиционной литературой по педагогике высшей школы Сравнительный анализ моделей освоения традиционного и деятельностного обучения в высшей школе: Без критики после самостоятельного ознакомления с традиционной литературой (Ф.В.Шарипов и С.Д.Смирнов) обсудить ответы на одни и те же вопросы в каждой модели
Благодарю за внимание