«Овен» (21 марта – 20 апреля) Энергичный, жизнерадостный ребенок, смелый, тянется ко всему новому, активно исследуя мир вокруг себя. На слово не верит,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Advertisements

«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА..
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Страна детства. Дети – наше будущее, наше завтра Все мы, тоже были жителями этой удивительной страны, спешили расти, мечтали скорее стать взрослыми.Ваш.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
ЗНАКИ ЗОДИАКА (детский гороскоп) Виктория Кузнецова Детская Электронная Книга.
Как развивать в детях лидерские качества? Подготовила воспитатель ДОУ 1 г.Липецка Саетова О.А.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Психологическая поддержка ребенка в первом классе Родительское собрание Приготовила психолог : Алёкминская Л.О.
Родительское собрание «ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ». Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя! Л.Н. Толстого.
Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс.
Создание условий для сохранения психического здоровья школьников.
Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Педагог-психолог.
Родительское собрание по теме: « Как помочь ребенку стать внимательным»
Что делать, если…. Советы родителям Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых,
Родительское собрание во «» классе Тема: «Первая оценка и как к ней относиться»
Транксрипт:

«Овен» (21 марта – 20 апреля)

Энергичный, жизнерадостный ребенок, смелый, тянется ко всему новому, активно исследуя мир вокруг себя. На слово не верит, учится только на своем опыте, потрогает горячий чайник, залезет в любое запретное место. Он несколько упрям, своеволен, не любит когда его ограничивают. У девочек часто проявляются мальчишеские замашки. У ребенка богатое воображение, он переполнен впечатлениями, это благородный слушатель сказок, но жестокие сказки ему противопоказаны. Очень возбуждается в чересчур живых играх и потом его трудно успокоить. За все берется с большим энтузиазмом, но его запал – как солома: ярко вспыхивает и быстро гаснет. Активный и непоседливый, импульсивный, он сначала действует, а потом думает. Но мыслит он очень логично. Ему не хватает настойчивости и целеустремленности. Если натыкается на серьезные препятствия, он бросает эти и переходит к чему– нибудь другому, не менее интересному. Мягко помогите ему справиться с трудностями и довести дело до конца. Не делайте все за него, он склонен перекладывать на других, то к чему теряет интерес. Поощряя в нем стремление к самостоятельности, надо вырабатывать у него чувство ответственности. Но самое главное – научить его обращать внимание на чувства других людей, потому что он склонен считаться только с собой. Не вступайте с ним в пререкания, на ваше слово он ответит десятью. Требования ваши должны быть выражены ясно, логичны и апеллировать к его разуму. Круг его обязанностей должен быть четко очерчен. Но не следует делать трагедии если он заиграется и забудет выполнить что–нибудь вовремя. Помните – эта натура увлекающаяся. Неорганизованность в вашем ребенке надо преодолевать очень мягко и спокойно, но настойчиво. В школе он будет учиться не ровно, успевать по тем предметам, которые любит, и пренебрегать всем остальным. Не допускайте это отставание, но и не заставляйте быть круглым отличником. После школы ему нужен короткий отдых, затем сразу сажайте за домашнее задание, чтобы он не засиживался с ним допоздна. Маленький «овен» нуждается в полноценном сне (больше средней нормы), поскольку тратит очень много энергии. Если жалуется на головную боль – его нервная система перегружена. Болеет очень бурно, с высокой t 0, но жизнеспособность у него хорошая от болезни оправляется быстро. Главное – удержать его в постели. Занятия спортом дадут выход его энергии, но избегайте видов спорта, в которых нередки травмы головы.

«Телец» (20 апреля – 20 мая)

Милый, ласковый, зачастую очень красивый ребенок, далеко не прост! Он потребует от вас много любви, потому что в глубине его легко ранимой души зреет впечатление, что его никто не любит, что к нему несерьезно относятся. Ему ежечасно нужно демонстрировать любовь, подбадривать его действия. Он ласков и привязчив, но с хитрецой. «Ласковый теленок двух маток сосет». Зов пола силен в вашем ребенке. В мальчиках проявляется все мальчишеское, девочки – «папины дочки». С раннего возраста телец любит красиво одеваться, вообще чувство красоты развито в нем сильно. Ваш ребенок хорошо знает, чего он хочет и упорно стремится к этому. Но его психика не очень пластична, ему трудно переключиться с одного предмета на другой. Поэтому не следует давать 2 задания одновременно. В воспитании вам придется нелегко. «Мягкие» родители – злейшие враги «тельца», он сможет от них добиться всего, что он хочет. Но и слишком сильному нажиму он отчаянно сопротивляется, приходит в ярость, становится агрессивным и неуправляемым. Но он практичен, и если ему объяснить необходимость каких-то дел, мягко и с позиции здорового смысла, он вас поймет. Отвлеченные рассуждения, как и чтение морали, он пропустит мимо ушей. Разговаривайте с ним конкретно. Аккуратность в нем развить легко, обратите внимание, чтобы она не была поверхностной. К примеру, убирая комнату, он не заглянет под кровать. То, чего он не видит или не слышит, для него не существует. Постарайтесь развить в нем инициативу и уверенность в своих силах, расширяйте его кругозор. У него основательный, но несколько медлительный ум, к школе его готовить надо заранее. Не упускайте случая его похвалить, ни в коем случае не ругайте его за медлительность. На вопросы его надо отвечать терпеливо. Попадая в центр внимания, он теряется при гостях его лучше предоставить самому себе. Но он чувствует большую потребность в общении и ей не надо препятствовать. Его неуверенность может помешать ему в школе. При обучении помогите ему выработать технические навыки, он их легче принимает, чем общие правила. Трудные моменты пройдите с ним вместе, несколько раз. Сначала положите сами, а потом повторите вместе с ним и наконец убедите его, что он этим навыком овладеет. У него неплохо получается любая работа руками, и это надо всемерно поощрять, поскольку это поможет развить его ум. Слабое место «тельца» - горло, уши. В раннем детстве берегите его от отита и ангин. Приучите дышать носом. Его аппетит часто зависит от того, насколько красиво накрыт стол. В спорте выбирайте менее резкие и жесткие виды (лыжи, гимнастика, плавание).

«Близнецы» (21 мая – 20 июня)

Подвижный, любознательный ребенок с разносторонними интересами, общителен, легко заводит друзей, и так ни легко, без особых переживаний, расстается с ними, когда они становятся ему неинтересны. Он легко, быстро переключается с одного дела на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Его живой, подвижный ум требует большого количества разнообразных впечатлений, однообразие его угнетает. Обладает тонко организованной нервной системой и легко возбудим, поэтому нуждается в спокойной, семейной обстановке. Конфликты родителей переживает очень остро, хотя по его поведению вы можете этого не заметить. Он не любит сильно выражать свои чувства. Не обладая большой внутренней устойчивостью, ждет от родителей поддержки и хочет быть уверен в том, что в своем доме он всегда найдет опору и понимание, мир и покой. Ребенок любит порядок, но не любит сам его наводить. Начинать воспитывать в нем привычку к аккуратности надо как можно раньше и продолжать контроль в течении многих лет: он легко приобретает новые привычки, но и легко их теряет. Приучайте его с раннего детства к работе руками, тонкой и скрупулезной (лепке, резьбе по дереву, вышивка) – это дисциплинирует его ум. Для его развития полезно учить его музыке, например, игре на фортепиано. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос дилетантом во всем, постарайтесь выработать в нем настойчивость и волю. Он схватывает все на лету, и благодаря этой способности, может хорошо учиться. Но там, где требуются длительные усилия, он быстро устанет, ему станет скучно и он переключится на другое. Поэтому часто его знаниям не хватает основательности, глубины. Его выручает хорошая память и умение свободно использовать свои знания, обходить пробелы, которые он сам не замечает. Чтобы он не привык идти по линии наименьшего сопротивления, занимайтесь постоянно и регулярно тем, что у него легко идет, например иностранными языками. Это поможет воспитать в нем привычку к работе. Чтобы он меньше уставал в школе, ему нужны прогулки на свежем воздухе, спокойный сон и занятия спортом. Очень полезна для него дыхательная гимнастика. Бронхиты – его бич. Он рано начнет ходить, его падать «по правилам», комочком, не выбрасывая вперед руки, чтобы избежать переломов.

«Рак» (21 июня – 21 июля)

Впечатлителен, чувствует малейшие нюансы по отношению к себе. Его надо любить всей душой, смеяться с ним и искренне ему сочувствовать (он очень чутко ловит фальшь), а главное успокаивать его страхи. Он боится спать в темноте, боится оставаться один, боится, что мама забудет взять его из д/сада. Не смейтесь над его страхами, он болезненно на это реагирует, лучше вырабатывайте обязательность в себе: он очень нервничает, когда мама опаздывает. И помните: успокаивая его, вы сами должны быть спокойны – ему легко передается ваше беспокойство и неуверенность. Он ответит на чуткость и заботу родителей любовью и привязанностью, будет очень доверчивым и домашним. Его эмоциональная натура постоянно требует внимания родителей – впоследствии он сторицей вернет вам вашу заботу, но неуважение и внимание – действительное или придуманное – он будет переживать долго и может замкнуться в себе. Девочек этого психотипа можно рано подключать к домашним делам и скоро они станут хорошими помощниками. «Рак» педантичен в мелочах, и если он возьмется за уборку, он вычистит и вылежит все углы и закоулки. Но регулярно поддерживать порядок он не хочет. На его столе постоянно грудой будут лежать книги, бумаги, смешанные в кучу. Но не очень ругайте его – это не главная его беда. В его воспитании родители должны занимать единую позицию, т.к. «рак» стремиться приспособиться и к отцу, и к матери. Не очень уверенный в себе и чувствительный к мнению окружающих он нелегко адаптируется в детском коллективе. Почаще приглашайте его друзей в дом – на своей территории он чувствует себя спокойнее. Если он не приводит друзей к себе, это признак того, что у него нет контакта с родителями. И в школе для него важнее содержания предмета будет отношение к нему учителя – у любимого учителя он будет учиться очень хорошо. Если он не успевает по какому-то предмету, разберитесь в его отношениях с преподавателем. На уроках он может быть невнимателен, в это время он плавает в пространстве своего воображения. Его мечтательность может надолго растянуть выполнение домашнего задания. Его регулярно надо подталкивать. Но не ведите его все время за ручку – ему надо научиться самостоятельности. Кажущееся безволие пусть вас не беспокоит – в нем есть тихое упорство, но только в том, что он считает важным для себя. Внимательно следите за его питанием. Пищеварительная система – его слабое место особенно желудок. В первые годы жизни его надо кормить только свежеприготовленной пищей, по возможности избегая консервов. Не перекармливайте его, не кормите насильно – вы можете основательно и надолго подавить его аппетит, который очень зависит от настроения «рака». Меню пусть выбирают родители – «рак» склонен выбирать то, что ему вреднее.

«Лев» (22 июля – 22 августа)

Творческую натуру «льва» не следует ни в коем случае подавлять. Иначе он может остаться угрюмым и замкнутым или совершенно безвольным на всю жизнь. И не насмехайтесь над его склонностью прихвастнуть – пока он маленький, в этом выражается его склонность к первенству. Он очень несчастлив, если не может быть первым учеником в классе, победителем в спорте, игре. Часто это становится камнем преткновения во взаимоотношениях со сверстниками и со старшими братьями и сестрами. Дайте ему возможность выполнять в доме ответственную работу, чтобы он мог делом завоевать желанный авторитет, например: опекать младших, и вы сами будете на высоте: не оскорбляйте его обостренное чувство собственного достоинства и держите данное ему слово. По характеру он доверчив, но обман запоминает очень надолго и не прощает любое неблагородство. Полезно советоваться с ним на равных в серьезных вопросах, но доступных его пониманию. При этом обязательно научите его уважать достоинство других, не позволяйте ему стать семейным тираном. Воспитывайте в нем умение сдерживать свой гнев, тогда присуще его типу благородство и добросердечие смогут развиваться свободно. Будьте осторожны с подарками, иначе он очень быстро приобретает привычку к дорогим вещам. Способности и склонности «льва» надо выявить еще в раннем детстве и как можно раньше ориентировать его. Он будет работать упорно и целеустремленно, имея перед собой перспективу. Особенно его постигнут успехи и в первую очередь их признание окружающими, заслуженное одобрение будет тем ветром, который радует его творческий огонь. «Лев» должен работать в полную силу, пусть он занимается в кружках, развивается в художественном или музыкальном направлении. Кружки пусть он выбирает сам, но вы следите за ним, он не очень разборчив в друзьях. Ему полезно рано вставать и сразу включаться в дневной ритм. Слегка спортанское воспитание поможет ему постоянно поддерживать хорошую форму. При всей внешней крепости «лев» уязвим: неприятности, нервное напряжение, срывы, стресс в первую очередь неблагоприятно влияют на сердечную деятельность. Поэтому последите за сердцем вашего ребенка, сам он склонен к переоценке своих сил и не обратит внимание на легкое недомогание.

«Дева» (23 августа – 22 сентября)

У вашего ребенка есть достоинство, отсутствующие у многих: он терпелив, чистоплотен и обязателен. Он хорошо вписывается в семейные правила, но хочет постоянного и устойчивого распорядка жизни, не любит частых перемен и боится неожиданных изменений. Ему нравится все логичное, точное, конкретное, расплывчатость, туманность, беспорядок действуют на него плохо. «Дева» аккуратна в мелочах, но общий порядок поддерживать ей трудно. Этот знак ищет в родителях надежной опоры, ему надо быть уверенным в том, что его не оставят на произвол судьбы. Он не требует от вас слишком большого внимания и заботы, но надо быть готовым всерьез посочувствовать ему и помочь в любых трудностях, пусть даже и не очень серьезных. Этого достаточно для поддержания тесного контакта. Постарайтесь как можно меньше упрекать «деву». На ошибки надо указывать как можно мягче – этот психотип чаще и сильнее других склонен чувствовать себя виноватым. Он пытается уравновесить в себе это чувство повышенным критицизмом. В жизни эти оба полюса создают большие трудности деве. Поддерживайте малейшие ростки инициативы в вашем ребенке. Руководить им легко – надо только время от времени направлять его занятие, а вот своей инициативы ему не хватает. Проанализируйте свои привычки – «дева» легко их перенимает, а избавляется от них с огромным трудом и очень медленно. Поэтому по возможности не меняйте систему воспитания. Преподавателей у «девы» надо менять только в крайнем случае. Учиться она будет прилежно, учитель для нее – большой авторитет. Если «дева» плохо учится, причин может быть две: либо она утопает в мелочах, в большом количестве деталей и ей надо помочь увидеть главное (ей это пригодится и в жизни), либо за этим стоят серьезные эмоциональные напряжения в школе и дома. Выработайте умение находить разные подходы к теме «дева» склонна привязываться к одной форме. Усидчивой «деве» надо делать небольшие, но частые паузы, а вечером пораньше отправлять спать, чтобы избежать переутомления. Могут возникнуть проблемы со школьными завтраками – «дева» разборчива в еде и очень брезглива. В этом случае пусть берет завтрак с собой. Чувствительный пункт организма «девы» - кишечник, все стрессы отражаются на нем. Не демонстрируйте ребенку свою озабоченность его здоровьем – он немного мнителен. «Деве» полезно учиться петь.

«Весы» (23 сентября – 22 октября)

Чуть ли не самом важном для него – гармония в близком окружении, особенно семье. Добродушный и веселый, не капризный ребенок очень сильно реагирует на конфликт, может даже заболеть. Сам он требователен избегает открытых конфликтов, старается смягчить атмосферу, готов найти компромисс, не стремится победить в спорте во что бы то ни стало. Ему чужд дух соревнования, его душе ближе сотрудничество. У него развито чувство справедливости и судит он беспристрастно. При всей внешней гибкости этот психотип имеет удивительно устойчивую внутреннею систему ценностей. Задача родителей – помочь правильно и вовремя сформировать эту систему, а сложившиеся отношения к миру у «весов» изменить очень трудно. Тонкие восприятия красоты и чувство гармонии помогает вырабатывать у вашего ребенка хороший вкус, и опираясь на это, можно научить его правильно соотносить цену и ценность. «Весы» - знак общительный, легко сходится с людьми, сохраняя при этом внутреннюю независимость. Он не любит больших обезличенных компаний, предпочитая комфортную атмосферу. «Весы» очень внимательны к своему внешнему виду. У «весов» - девочек это чаще превращается в болезненную проблему: им кажется, что они не привлекательны, и задача родителей помочь им преодолеть связанную с этим скованность и неуверенность. Родителям надо быть внимательнее, т.к. «весы» не склонны демонстрировать свои трудности и проблемы. Ребенок поделится ими только при очень близком контакте. Ориентировать этот психотип надо только на профессию не связанную с продолжительной и однообразной работой. Ему нужна возможность проявить инициативу или свое умение общаться с людьми. Это обнаружится уже в школе. Есть, правда, точность, что друзья и общественная работа не оставят достаточно времени для занятий. Живой и восприимчивый ум компенсирует в школе нежелание преодолевать себя. Можно помочь ребенку соблюдать правильную пропорцию, аппилируя к его чувству долга. В физическом плане обратите внимание на укрепление мышц спины, особенно в области поясницы. Полезно заниматься пластической гимнастикой, танцами. Берегите «весы», особенно девочек, от простуды и переохлаждения тазовой области. И обратите внимание на работу мочевыводительной системы.

«Стрелец» (22 ноября – 20 декабря)

Ребенок этого типа жизнерадостен, правдив, полон надежд и легко раскрывается в общении. Он не любит ограничивать себя ни в еде, ни в развлечениях, ни в жизненном пространстве. Его непосредственность и энтузиазм нужно мудро направлять. Оставьте ему достаточно свободы для саморазвития и не подавляйте его чрезмерной опекой. Чувствуя недоверие взрослых, он сам потеряет доверие к ним, может отдалиться от родителей. Его нервозность – верный признак, что вы видите себя с ним неправильно. «Стрелец» способен организовать себя, достаточно его познакомить с правилами поведения. Ему доставляет особое удовольствие во всем соблюдать ритуал. Играет он строго по правилам, его привлекают торжественные церемонии. В воспитании опираетесь на его чувство чести и долга. Он изо всех сил будет стараться оправдать ваше доверие. Помогите ему избавиться от излишней прямолинейности во взаимоотношениях и слегка умерить свое самолюбие. Для расширения кругозора полезно приобщить его к искусству. Круг чтения у него не очень широк и времени на книги он тратит не слишком много, его активность побуждает его к действию, поэтому вкус к книгам надо вовремя привить. «Стрелец» хорошо работает если ясно видит цель. Надо только научить его тратить внимание и детали. Для него много значат отметки и высказывания при всех особенностями успеха. Эту мечту лучше не подавлять, а использовать как стимул. Если у «стрельца» что-то не получается, он начинает нервничать и конфликтовать. Если его права ущемлять, он будет бороться за них прямо и открыто. Конфликты в школе могут возникать и потому, что он не любит как фамильярности, так и пренебрежительного отношения. Он стремится завоевать авторитет также и общественной деятельностью. Здоровье «стрельца» очень зависит от душевного состояния. Неугнетенному ребенку не страшны простуды и нарушения диеты, у «стрельцов» - неудачников сопротивляемость резко падает. В этом случае будьте внимательны к жалобам на неприятные ощущения под ложечкой и в правом подреберье. Это может указывать на нарушения в работе печени – чувствительного места «стрельца». «Стрельцу» показан любой вид спорта, но привлекает его в первую очередь дух соревнования.

«Козерог» (21 декабря – 19 января)

Это кошка, которая ходит «сама по себе». Его эмоциональные контакты прочны, но при этом он внутренне всегда немного отстранен, углублен и застенчив, хотя и скрывает это. В нем есть внутренняя серьезность и взрослость, отвечая на его вопросы, ему надо обязательно объяснить, почему вышло так, а не иначе. Он примет ваш порядок в доме, если вы логично объясните ему, почему надо делать именно так. Но постарайтесь не подавить при этом его собственный подход: «козерог» достаточно практичен и обладает внутренней организованностью. Пример он воспримет лучше, чем совет. Он немного капризен, очень самолюбив и обидчив. Не требуйте, чтобы он признал свою вину и просил прощения: вы добьетесь упорного и молчаливого сопротивления лучше дайте ему возможность исправить ошибку, а затем похвалите. Он нуждается в поддержке и защите, подсознательно он стремится к прочности и надежности и ждет этого в первую очередь от отца, привязан к семейным традициям. Если он убедится, что родительский кров-оплот его надежности он будет помогать вам, когда встанет крепко ноги. Не используйте его желание быть полезным. Поручайте ему посильные дела, объясняйте ему четко, что надо сделать и не следите за каждым его шагом, «козерог» не выносит навязчивости. Представьте ему возможность самому обратиться к вам. Приветствуйте сборы его друзей у себя на квартире, - это поможет преодолеть свою отстраненность. Близких друзей у него не много, он их выбирает тщательно. В учебе он стремится освоить общий метод. На первых порах он нуждается в вашей помощи. Неудачи могут усилить его неуверенность в себе, и он совсем забросит этот предмет. Ему нужен успех, чтобы обрести уверенность. Хвалите его, но только за дело, а незаслуженную похвалу он не примет. Ваше искреннее, но немногословное одобрение для него будет важнее отметки. Острая реакция на несправедливость учителя тоже может повлиять на его учебу. Не тревожьтесь если он развивается несколько замедленно, способности «козерога» раскрываются лишь в зрелом возрасте. Ему может трудно удаваться всякого рода гимнастика и плавание, но именно этим надо заниматься. Подберите упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и суставов. К воде приучайте с раннего детства и обязательно закаливайте – в зрелом возрасте это поможет избежать ревматизма. Но не переусердствуйте в закаливании, для него холод – большая нагрузка.

«Водолей» (20 января – 19 февраля)

Общительный и очень обаятельный ребенок; в первые годы жизни испытывает вас на прочность. Он будет нарушать ваши запреты, откажется делать то, что вы от него требуете, и выберет именно ту область, которую вы сильнее всего подчеркиваете. Потому не окружайте его лишними запретами, но в самом главном вы должны быть непреклонны. Если вы уступите, то вам придется уступать всегда. Но если «водолей» почувствует вашу внутреннюю силу, он будет вас уважать. «Водолей» очень упорен в своих желаниях, но внутренне очень разумен и не по годам логичен. С ним следует держаться на равных показывая, что видите в нем взрослого. Спокойная логика – лучший способ его убедить, особенно если вы сможете обратиться к его человечности и способности поставить себя на место другого. С «водолеем надо набраться терпения, и до конца выслушивать обстоятельные рассказы. Не подавляйте его интерес ко всему новому и не отталкивайте от себя. Он в своем развитии тянется к старшим, стремясь обогнать свой возраст. Чтение его привлекает больше, чем игрушки и читает он все подряд. Со старшими братьями и сестрами он будет держаться независимо, любит заботиться о младших. Животный в доме для него большая радость, он будет ухаживать за ним, защищать его. Не воспринимайте чересчур всерьез вспыльчивость «водолея» промолчите и он быстро утихнет, если же вы будете спорить с ним, он может разнервничаться надолго. В коллективе сверстников он чувствует себя спокойно. Очень важно научить его этической терпимости, чтобы он не видел мир только черным или белым. Постарайтесь разумно преодолеть его категоричность в выводах. Учеба дается ему легко, он обладает большой усидчивостью, но надо поддерживать в нем интерес к знаниям, обращая его внимание на новое, необычное и неочевидное в каждом предмете. Этой целее прекрасно послужит участие в олимпиадах, чтение книг из серии «Занимательная наука». В отношении здоровья вашему ребенку полезны подвижные игры на свежем воздухе, турпоходы, длительные прогулки, дыхательная гимнастика. Уделите внимание его зубам и миндалинам – в эти места легко проникает инфекция. И проследите за работой печени и желчного пузыря.

«Рыбы» (20 февраля – 20 марта)

Ребенок бескорыстен, восприимчив и впечатлителен. Он не любит лгать, но зачастую не может отличить правды от вымысла, т.к. целиком живет в фантастическом мире своего воображения. Он с увлечением ест, если вы изображаете собой Карлсона. Чтобы загнать его в ванну, надо предложить искупать его игрушечных зверей. Главная задача – надо привить ребенку элементы реализма. Но не грубо, чтобы не задеть его чувствительность. В сознательной лжи его упрекать нельзя – он сам верит тому, что рассказывает. Важно также убедить его, что он может много добиться сам. Дух соревновательности ему чужд, но самостоятельность в нем можно развить. Ставьте перед ним разрешимые задачи, начиная с самых простых и постепенно усложняя их. Обязательно следите, чтобы он доводил дело до последней точки, часто «рыбам» не хватает настойчивости и учтите, что этот психотип не выдерживает долгого груза большой ответственности, это может вызвать у него психический срыв. Он всегда готов помочь, но не любит быть лидером. При этом он обожает быть в роли рассказчика и ему нужна аудитория. Для «рыб» очень важно в какой среде они живут.