Социализация обучающихся в классном коллективе. Пузаткин Олег Викторович 8-916-990-24-05 puzatkinov@mosmetod.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Advertisements

Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность. Педсовет - деловая игра
Педсовет: «Анализ эффективности внеурочной деятельности в школе» МКОУ «Розовская СОШ»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Клюева Татьяна Николаевна – директор, к.псх.н. Новые компетентности педагога дополнительного образования Министерство образования и науки Самарской области.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
В соответствии с приказом Минобрнауки России 373 от г. (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785) «Об утверждении и введении.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Проект модели гражданского образования МОУ «Кормовищенская СОШ»
Транксрипт:

Социализация обучающихся в классном коллективе

Пузаткин Олег Викторович

Приоритеты государственной политики в области воспитания (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года) Цель определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей Одна из задач формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей Один из приоритетов формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности

Миссия классного руководителя в современной школе организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося и успешной его социализации

Основные функции классного руководителя Основные функции классного руководителя (согласно требованиям к личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися ООП ООО) Организация Руководство Контроль - Воспитательный процесс - Внеурочная деятельность -индивидуальное развитие -нравственное формирование личности создание благоприятных условий В соответствии с ФГОС - разнообразные формы воспитывающей деятельности -Ученическое самоуправление -социально-значимая деятельность организация системы отношений духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся

Нормативно - правовая база деятельности классного руководителя 1. «Конвенция о правах ребенка» Статья 29 - провозглашает, что образование должно быть направлено на: развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Статья 4 Цель государственной политики в интересах детей - содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества 3. Конституция Российской Федерации Статья 19, 43 – закрепляет право на образование для всех граждан России, независимо от их национальности и социальной принадлежности, возрастной группы или места проживания 4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 26 В целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией в каждой образовательной организации должны быть созданы советы обучающихся

Нормативно - правовая база деятельности классного руководителя 5.«Национальная стратегия действий в интересах детей на годы» Ч.2 раздел VII «Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей)…» 6."Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает: поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом, привлечение детей к участию в социально значимых проектах 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества

Нормативно - правовая база деятельности классного руководителя Стандарт ООО устанавливает требование к результатам освоения обучающимися ООП Личностным : готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности Метапредметным: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике Личностные результаты освоения ООП ООО должны отражать: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций Метапредметные результаты должны отражать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

Нормативно - правовая база деятельности классного руководителя 9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» Цель Программы: совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе Задачи программы: - шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, неформальные группы молодёжи и отдельных граждан - повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения

Нормативно - правовая база деятельности классного руководителя 10. Концепция содействия развитию ученического самоуправления и детских объединений образовательных организаций г. Москвы гг. Основные идеи: УС и ДОО создают в образовательной организации необходимые условия для социализации учащихся, формирования у них метапредметных навыков Ожидаемые результаты реализации программы: 11. «Развитие образования города Москвы на гг. «Столичное образование» Ожидаемые результаты реализации программы: создание во всех государственных образовательных учреждениях органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления 12. Устав образовательной организации Статья 25. п.2 В уставе ОО должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий

Документация классного руководителя Работа классного руководителя Работа классного руководителя – планируемая деятельность на основе: программы воспитания всей образовательной организации анализа предыдущей деятельности позитивных и негативных тенденций общественной жизни

Документация классного руководителя 1. Функциональные обязанности классного руководителя 2. Программа воспитания и социализации (составляется на основе общешкольной программы, входящей в ООП) 3. Циклограмма деятельности классного руководителя 4. Схема анализа работы 5. Планы работы 6. Портфолио класса 7. Диагностика и мониторинг результатов и эффектов в воспитывающей деятельности класса, развитии классного коллектива 8. Протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний 9. Материалы для подготовки родительских собраний 10.Разработки; сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т.ч. классных часов) 11. Календарь образовательных событий г.г..

Программа воспитания и социализации Программа предусматривает реализацию задач воспитания и социализации обучающихся на основе использования и интеграции возможностей урочной и внеурочной деятельности

Программа классного руководителя по воспитанию и социализации обучающихся в классе Примерная программа воспитания и социализации обучающихся Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников Содержание программы 1.Духовно- нравственное развитие и воспитание 2. Социализация и профессиональная ориентация 3. Формирование культуры ЗОЖ 4. Формирование экологической культуры

Воспитание и социализация Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства Федеральный закон от 29 декабря 2012 г ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Социализация - результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется с объектом социализации ( Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. ) Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. )

Взаимосвязь воспитания и социализации Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения Воспитание создает условия для социализации (в широком значении) (в узком значении) сочетается с социализацией приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения из программы воспитания и социализации

Процессы воспитания и социализации Воспитание Социализация Воспитание – это целенаправленный процесс Социализация – процесс стихийный Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс Социализация – процесс непрерывный Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни

Социализация В форме адаптации - пассивное приспособление к социальной среде. Изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям В форме интеграции - активное вхождение индивида в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя Цель воспитания - развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции

Социализация в классном коллективе Социальная адаптация Неадаптивная социализация Вхождение в общество через приспособление к наличной социальной реальности Вхождение в общество через преобразование наличной социальной реальности Создание и проба собственной модели поведения в желаемом будущем Освоение существующего набора знаний, умений и навыков

Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации С ь Школьное самоуправление Участие в различных программах Социально-значимая деятельность и Социальное проектирование Социальное партнерство Дополнительное образование и внеурочная деятельность Школьные СМИ

Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации ( Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации ( из программы воспитания и социализации) Сфера отношений обучающихся к себе к своему здоровью, к познанию себя, обеспечение самоопределения, самосовершенствования Проектная деятельность (индивидуальные и коллективные проекты) Читательские конференции Дискуссии Встречи с экспертами, получившими общественное признание Массовые спортивные мероприятия

Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации ( Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации (из программы воспитания и социализации) Сфера отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) туристско-краеведческая, художественно-эстетическая, спортивная, познавательная деятельность туристические походы краеведческие экспедиции работа поисковых отрядов детский познавательный туризм общегосударственные, региональные и корпоративные ритуалы

Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации Сфера отношений с окружающими людьми и в семье добровольческая, коммуникативная, познавательная, игровая, рефлексивно- оценочная, художественно-эстетическая деятельность Дискуссии Постановка с обучающимися спектаклей в школьном театре Разыгрывание ситуаций для решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора Сфера трудовых и социально-экономических отношений познавательная, игровая, предметно-практическая, коммуникативная Профориентационное тестирование и консультирование, Экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий Деловые игры

Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации ( Формы и технологии работы классного руководителя по воспитанию и социализации (из программы воспитания и социализации ) Сфера отношения к закону, государству и гражданскому обществу участие в самоуправлении, проектной, добровольческой, игровой, коммуникативной и других видов деятельности Деловые игры Имитационные модели Социальные тренажеры Сфера отношения к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре художественно-эстетическая,научно-исследовательская, проектная, природоохранная, коммуникативная деятельность Экскурсии в музеи, на выставки Экологические акции

Социально-значимая деятельность и социальное проектирование Педагогический смысл социально-значимой деятельности и социального проектирования в том, что создаются необходимые условия для социальных проб личности.

Формы социально-значимой деятельности деятельность в органах ученического самоуправления деятельность в проектной командеподготовка и проведение социальных опросов сотрудничество со школьными и территориальными СМИ участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий участие социальных акциях организация и участие в благотворительных программах и акциях участие в шефской деятельности участие в проектах образовательных и общественных организаций

Ученическое самоуправление в классном коллективе Ученическое самоуправление : - освоение детьми знаний, умений и навыков управления наличной школьной ситуацией; - практическое преобразование детьми школьной ситуации в соответствии с их собственным видением ее перспективы Основная цель классного самоуправления – социализация личности обучающихся

Событийно-деятельностная модель запуска УС Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности… (Миркес М.М., Муха Н.В.)(Миркес М.М., Муха Н.В.) Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознаётся человеком как значимая в его собственном образовании Обучающийся – активный участник происходящего Событийность – характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни Ожидание и подготовка образовательного события выступают в роли привлекательной перспективы Событийность образования позволяет развивать у учащихся мотивации личного развития и образования

Событийно-деятельностная модель запуска УС 1. Инициативная группа обучающихся при поддержке взрослых исследует школу и определяет, в чем дефицит 2. Проектирование нового школьного события, нацеленного на преодоление дефицита 3. Анализ «старых» школьных событий на предмет их преобразования в новом ключе Формирование событийной команды 5Происходит институализация событийной команды (структура, органы управления, правила, нормы и т.д. Формирование событийных команд в классах и/или параллелях.

Органы классного самоуправления Совет класса – это орган классного самоуправления. В состав Совета класса избираются лучшие представители классного коллектива, которые возглавляют направления работы Участи е в обсуждении и составлении плана работы класса Назначение ответственных за конкретные дела Организация участия класса в КТД Заслушивание отчетов о работе ответственных по направлениям Обязанности по направлениям Трудовой сектор Спортивный сектор Редколлегия Учебный сектор Лидер класса Культмассовый сектор

Модели самоуправления Административная модель «Школьный совет» участники образовательного процесса, в том числе обучающиеся (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами образовательной организации и местного сообщества. (Агаркова Е.И.)(Агаркова Е.И.)

Модели самоуправления Игровая модель ( «Ньюландия») самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры (Агаркова Е.И.) (Агаркова Е.И.) Сильные стороны: Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии. Слабые стороны: Излишнее увлечение игровой стороной процесса

Модели самоуправления Совмещенная административно-игровая модель «Демократическая республика» э то сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители) (Агаркова Е.И.) (Агаркова Е.И.)

Социально- значимые результаты воспитывающей деятельности в классном коллективе Формирование активной социально-нравственной позиции Навыки и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности Опыт ценностных представлений Опыт выбора представлений о жизни, о самом себе Опыт самореализации, опыт выбора действий в правильном направлении Опыт ответственного отношения к жизни, к себе, к окружающим людям Опыт определения нравственных ценностей Опыт организации досуга Инициативность, самостоятельность и толерантность

Формирование метапредметных результатов в деятельности органов УС (органов классного самоуправления Формирование метапредметных результатов в деятельности органов УС (органов классного самоуправления ) Метапредметные результаты Пример деятельности ученического самоуправления, нацеленной на достижение данного результата Регулятивные результаты: Целеполагание Планирование Выбор способа действия Контроль коррекция - Создание и реализация социальных проектов. - Разработка нормативных документов для ученического сообщества и отслеживание их применения. Коммуникативные результаты: коммуникация при взаимодействии речевые средства, вт.ч. с опорой на ИКТ Внутренняя система взаимодействия членов УС (эффективное решение конфликтов на заседаниях советов, публичные выступлениях на конференции, ведении мероприятий). Взаимодействие с внешними социальными партнерами.

Формирование метапредметных результатов в деятельности органов УС (органов классного самоуправления) Метапредметные результаты Пример деятельности ученического самоуправления, нацеленной на достижение данного результата Познавательные результаты: работа с информацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ использование моделей, знаков и символов, схем логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, подведение под понятие, аналогия, суждение Работа пресс-центра ученического самоуправления: изучение общественного мнения (сбор информации, ее анализ и презентация), публикации на сайте. Разработка и внедрение рейтинговой системы. Работа с электронными дневниками, страницами классов

Литературные источники Голубева Л.В. «Журнал классного руководителя». – Учитель, – 112 с. Аннотация: Данное пособие составлено в помощь классным руководителям общеобразовательных школ по организации воспитательного процесса в школе. Нормативные документы помогут сориентироваться в функциональных обязанностях и направлениях деятельности; предлагаемые материалы из опыта работы раскрывают специфику взаимоотношений педагогов с детьми и их родителями. Приложения, данные в конце пособия с учётом непосредственного заполнения, окажут помощь при анализе и планировании работы классного руководителя. Предназначено классным руководителям, организаторам воспитательной работы, руководителям методических объединений.

Литературные источники Матушкина С.Е. Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС.- Учитель, 2015 Аннотация: В пособии представлены разнообразные формы, методы, приемы работы с семьей и сценарии родительских собраний, актуализирующие проблемы родительской компетентности, направленные на конструктивное взаимодействие педагогов и родителей, создание единого воспитательного пространства, соответствующего требованиям ФГОС. Предназначено классным руководителям, учителям начальных классов, заместителям директора по УВР, ВР, социально-педагогической работе и социальным педагогам.

Литературные источники Плахова Т. В. Портфолио классного коллектива. – Учитель, 2014 г. – 103 с. Аннотация:. Материалы, включенные в пособие, позволят провести мониторинг роста педагога в профессиональном плане, составить объективный отчет по профессиональной подготовленности классного руководителя, оценить его умение работать с детским коллективом, выбирать воспитательную стратегию, общаться с проблемными учащимися. «Портфолио классного коллектива» адресовано руководству школ, методических объединений, студентам педагогических колледжей и вузов.

Литературные источники Плахова Т. В. Портфолио классного руководителя. – Учитель, 2014 Аннотация: Портфолио классного руководителя является отражением всего преподавательского опыта. Для постоянного совершенствования педагогических навыков и компетентности крайне важен систематический анализ наработанного опыта как положительного, так и негативного. Также необходим отбор изученных методологических подходов, специализированных практических занятий, развивающих в учащихся те или иные навыки. В методическом пособии собраны рекомендации, варианты систематизации и закрепления профессионального педагогического опыта.

Электронный ресурс Авторы-составители: Бухтиярова Е. Г., Еропкина Е. А., Хайрулина Е. А. Классный руководитель в современной школе. Компакт-диск для компьютера: Самый классный классный Электронное пособие «Классный руководитель в современной школе» серии «ФГОС. Воспитательные системы» поможет найти ответ на вопрос о том, каким в наше время должен быть классный руководитель. Пособие предназначено заместителям директора по воспитательной работе, руководителям методических объединений классных руководителей, классным руководителям и организаторам внеклассной работы. Материалы диска систематизированы по разделам: «Информационно-методическое обеспечение», «Конкурс профессионального мастерства Самый классный классный», «Методические разработки классных руководителей (из опыта работы)».

Интернет-ресурсы для классных руководителей 1. В помощь классному руководителю krkam.edusite.ru/p92aa1.htmlhttp://sh5- krkam.edusite.ru/p92aa1. html 2. Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» Интернет ресурсы для классных руководителей Актуальные вопросы разработки программы воспитания и социализации на ступени основного общего образования os_vtorogo_pokoleniya_o_68/seminari_po_fgos_ooo/primernaya _programma.pptx os_vtorogo_pokoleniya_o_68/seminari_po_fgos_ooo/primernaya _programma.pptx 5. Проект «Модель ученического самоуправления А.С. Прутченков

Приложение 1. Агаркова Е.И., Чернышова В.М., Щебланина Н.В. Деятельность органов ученического самоуправления в образовательном учреждении: Учебно- методический комплект материалов для подготовки специалистов для общественно- активных школ. – Тамбов: ТОИПКРО, – 66 с. 2. Колмагорцева Н. Н. Технология организации социально значимой деятельности в образовательном пространстве. – Шадринск: «Шадринский Дом Печати», Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога- практика. М.: ПЕР СЭ, с. 4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д.»Феникс», 2001 с Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – (43) 6. Учимся взаимодействовать" модель ученического самоуправления в начальной школе

Информационное пространство

Пузаткин Олег Викторович