Алексеева Татьяна Петровна - заместитель директора по УВР МКОУ СОШ 16 г. Бирюсинска Иркутской области Профессиональная компетентность учителя как условие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рожкова Ольга Николаевна Заместитель директора по УВР ГОУ СОШ г.
Advertisements

Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Компетентностный подход в обучении и воспитании. Апрель 2009 года.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность педагога как условие внедрения и реализации ФГОС Семинар для заместителей руководителей ОУ МБОУ НГО «ООШ 11»
КОМПЕТЕНЦИЯ, [латин. competentia] (книжн.) – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Давайте рассмотрим.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода Педагогический совет.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Транксрипт:

Алексеева Татьяна Петровна - заместитель директора по УВР МКОУ СОШ 16 г. Бирюсинска Иркутской области Профессиональная компетентность учителя как условие повышения качества образования обучающихся

Цель моего исследования: влияние развития профессиональных компетентностей педагога на качество образования. Предмет исследования: развитие профессиональных компетентностей педагога. Объект исследования: качество образования Методы исследования: анализ литературы, мониторинги, анализ статистических данных, анкетирование, эксперимент. Гипотеза: качество образования повысится при условии овладения каждым учителем профессиональных компетенций

«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.» Из доклада Д.Медведева

Качество образовательных достижений обучающихся Качество образовательного процесса в ОУ + Интегральная характеристика, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям (в том числе стандартам образования), социальным и личностным ожиданиям.

качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся; качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно- экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.); качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В. М.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Система профессиональных компетенций учителя Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития. Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Информационно - коммуныактивная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий. Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора. - Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень. Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора. - Профессионально- коммуныактивная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, компетентность в целеполагании учебной деятельности, компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении, компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность), компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач, компетентность в разработке программ деятельности и поведения, компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности), компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого- педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя: диагностирования, тестирование; определение путей совершенствования профессиональной компетентности. 2 этап Использование все механизмов развития профессиональной компетентности педагога. 3 этап. Анализ деятельности учителя.

Мониторинг профессиональной компетентности педагогов за три года

Компетенция Оптимальный уровень Достаточный уровень Критический уровень %%%%% 1. Предметная компетенция Общепедагогическая компетенция Профессионально-коммуны- активная компетенция Управленческая компетенция Компетенция в сфере инновационной деятельности Умение обобщить свою работу. Рефлексивная компетенция Информационно-коммуны- активная компетенция

Рефлексия на саморазвитие Уровень Уровень стремления к саморазвитию Высокий 12 % Выше среднего 66 % Средний 19 % Низкий 3 % Оценка Завышенная 9 % Нормальная 81 % Заниженная 10 % Перспективная 88 % Неперспективная 12 % Уровень мотивации Высокий уровень мотивации 94 % Сниженный уровень мотивации 6 % Отношение к учащимся (мнение родителей) Уважительное и доверительное отношение к учащимся 100 % Нереализованные возможности 100%

Данные результаты свидетельствовали о том, что 94% педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста.

Всего учителей К факту макс Куровень ,88Оптимальный Выводы: постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их из 28 учителей 21 (75%). Могут спрогнозировать результат и перспективу инновации, оценить качество нововведения 7 учителей (25%). В 2010 году инновационная деятельность осуществлялась на основе индивидуального опыта, через литературу и общение с коллегами. Незначительная часть педагогов владела Интернет – ресурсами.

2 этап.Основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 7. Использование ИКТ и др. 6. Трансляция собственного педагогического опыта 5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях 4. Различные формы педагогической поддержки 3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий 2. Исследовательская деятельность 1. Работа в методических объединениях, творческих группах

Обобщение опыта. Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Самоанализ деятельности.

Компетенция Изменение уровня в (в %) 1. Предметная компетенция Возрос на 8% 2. Общепедагогическая компетенция Возрос на 22% 3.Профессионально-коммуныактивная компетенция Возрос на 16% 4. Управленческая компетенция Возрос на 42% 5. Компетенция в сфере инновационной деятельности Возрос на 18% 6. Умение обобщить свою работу. Рефлексивная компетенция Возрос на 30 % 7. Информационно-коммуныактивная компетенция Возрос на 70% Выводы: профессиональная компетентность педагогов выросла по всем компетенциям

Всего учителей К факту макс Куровень ,92 оптимальный Выводы: Информационная готовность на сегодня имеет высокий уровень, все перечисленные источники информации широко используются в работе учителей. Созданы условия для своевременного и быстрого получения информации как через литературу, так и электронные носители и Интернет.

В школе в последнее десятилетие обозначились новые педагогические тенденции. Как отмечает А.В. Хуторской, это: изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природосообразности обучения; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализация образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового обучения; технологизация и компьютеризация учебного процесса.

компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, компетентность в целеполагании учебной деятельности, компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении, компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность), компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач, компетентность в разработке программ деятельности и поведения, компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности), компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Параметр 1 уровень (1 балл)2 уровень (2 балла) 3 уровень – компетентностное обучение (3 балла) Уроки, посещенные у учителя Дата посещения урока Целеполагание Цель урока определяется учителем Цель урока согласуется в обсуждении с учениками Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя Мотивация Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознает, насколько важен для него данный учебный материал) Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу) Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий Коммуникация учащихся Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в группе Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе Используют средства письменной коммуныкации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией Сравнение времени "говорения" учащихся со временем "говорения" учителя 3 Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение мат - ла носит проблемный характер

Организация обратной связи на уроке Обратная связь на уровне контроля: учитель спрашивает – ученик отвечает. Отношения на уровне "субъект – объект" (учитель Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т. п.), но ученики уже могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне "субъект – объект/субъект". При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик) Постоянное "субъект/ субъектное" взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности Оценка знаний учащихся Оценка по стандарту Включение учащихся в обсуждение ответа Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку Рефлексия Ученики высказываются по поводу результата урока Ученики оценивают результат и процесс деятельности Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности Результативность урока Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной сов ­ местно с учениками Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза Домашнее задание Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справоч- никам (учебникам). Объем не более 75% от классной работы Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе Контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан Общее количество баллов по уроку Методический уровень проведения урока

КатегорияК/во Фамилии и инициалы учителей 1 высшая 10 2 первая 14 3 вторая 2 4 соответств ие 1 5 без категории 1 Итого 28

Русский яз.Литература.Литер. В,С.Математика.Алгебра.Геометрия.ИВТ.Физика.Химия.География.Природов.Биология.История.Обществозн.Право.Английск.Немецкий Черчение.Рисование.Физвоспитан.Технология.ОБЖМузыка 2011 г 2012 г = Выводы: у учителей высокого (III) уровня компетентностного подхода в обучении, а это учителя высшей и первой категории, качество знаний высокое

Ступень Общее количест во Число отлични- ков Число хорошис- тов Успевае- мость Качество I ступень полная 54,2% II ступень полная 36,8% III ступень полная 66,1% Итог по школе %47,7%

Успеваемость 99,7%100% Качество 38 %39,1 %47,7%

Русский язык 2009%2011%2012% Число допущенных 38100%32100%36100% Сдали 38100%3197%36100% Не сдали 00%13%00 Математика 2009%2011%2012% Число допущенных 38100%32100%36100% Сдали 3695%3197%36100% Не сдали 25%13%00 ВЫВОДЫ: В 2012 году обязательные предметы математику и русский язык учащиеся сдали лучше (процент справляемости по математике повысился от 84% до 97%, по русскому языку процент справляемости повысился от 94% до 97%, однако в целом, русский язык учащиеся сдают постоянно лучше, чем математику.

Примечательно, что международная консалтинговая фирма «Мак Минзи», анализируя лучшие системы школьного образования, приводит неоспоримые доказательства, что учащиеся в классах высококвалифицированных (компетентных) учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации. Авторы замечают, что качество любой школьной системы, в конечном счёте, определяется качеством преподавания её учителей

планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителя; изучение уровня развития креативной компетенции, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень. совершенствование рефлексивной компетенции учителей - умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад.