Качество и эффективность дистанционного обучения Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональный центр дистанционного обучения ПРОЕКТ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Дистанционное образование Московский Центр ФИО 2002 г.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Математика Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж сферы.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
БЕЗ ГЕОГРАФИИ ВЫ НИГДЕ Учитель географии высшей категории Шевченко Р.Л.
В.К. Мяэотс Организация дистанционного образовательного процесса.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Методические аспекты организации дистанционного обучения детей – инвалидов. Бубнова А.В., учитель математики МОУ школа 5 им. Ю.А. Гарнаева ШМО
Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем.
Транксрипт:

Качество и эффективность дистанционного обучения Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения

Мы хотели, чтобы наши дети умели работать в Internet c шести лет – раньше, чем научаться читать. Оказывается, они неплохо разбираются в Сети уже c пяти лет. Теперь встает вопрос - как научить их читать ? Билл Клинтон 2

Заблуждения по поводу ДО Существует мнение у некоторых западных, да и отечественных педагогов ( кстати, как правило, не слишком искушенных в использовании данной формы обучения ) о том, что дистанционное обучение – это дешевая и не очень качественная форма получения образования. 3

Что эффективно в образовании ? Эффективное обучение, если исходить из этимологии слова « эффективный », означает действенный ( для определенной области производства, сферы деятельности, пр.). В системе образования эффективными можно назвать концепцию, метод, средство обучения, если они способствуют более качественному, легкому, быстрому достижению поставленных целей обучения. 4

К. Маркс в понятие эффективности вкладывал следующие компоненты : достижение цели с учетом качества достигнутого результата ; с учетом затраченного на это времени ; с учетом материальных и трудозатрат. 5

К Качество образования Под качеством образования в педагогической энциклопедии понимается : создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях ; индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности ; конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг. 6

К Качество обучения Под качеством обучения следует понимать такую организацию взаимодействия учителя и учащихся ( преподавателя и студентов ), т. е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентно способными в развивающемся обществе. 7

Чем же определяется качество образования ? Степенью достижения обозначенных целей на каждой ступени обучения, в каждом образовательном учреждении. Есть и общие понятия, характеризующие достижение определенного уровня квалификации ( компетентности ): уровень овладения знаниями в предметной области ( качество знаний, навыков и умений ); способность самостоятельно совершенствовать свои профессиональные, если речь идет о профессиональных учебных заведениях, и общекультурные знания, умения ; умение работать с информацией ; способность принимать взвешенные и аргументированные решения. 8

Какие факторы влияют на качество образования ? 1. Концепция обучения - соответствие поставленным целям обучения, формированию компетенций, обеспечиввающие человеку конкурентоспособность при поступлении в вуз или в его будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества и прогнозируемого его развития. 2. Организация и структурирование содержания образования, учитывающие особенности системы ДО, особенности используемой концепции обучения. 3. Используемые методы, организационные формы - д. б. адекватны используемой концепции и учитывать индивидуальные способности и интересы обучаемых, а также особенности системы ДО. 4. Организация информационно - образовательной среды учебного процесса, необходимой и достаточной для ведения полноценного учебного процесса на основе современных педагогических технологий. 5. Средства обучения – носители учебной информации, в которых д. б. отражены основные принципы используемой концепции, созданы условия для организации эффективной познавательной деятельности учащихся с учетом специфики предметной области, психологических особенностей восприятия и усвоения информации, развития умений работы с информацией, специфики ДО. 6. Использование технических средств ( информационных и коммуникационных технологий ) с учетом их дидактических свойств и функций ( т. е. природных качеств и соответственно их роли и места в учебном процессе в ДО для решения конкретных дидактических задач ). 7. Профессионализм преподавателя, владеющего не только своей предметной областью и в определенной степени смежными областями знания, но также педагогическими, психологическими знаниями, особенностями используемой концепции обучения, а также информационными и коммуникационными технологиями, спецификой организации учебного процесса в ДО. 9

Факторы, влияющие на качество ДО КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЦЕЛИ Организация и структурирование содержания Методы, организационные формы Средства обучения Организация информационно образовательной среды ИКТ Модели ДО Профессионализм преподавателя Эффективность системы управления, администрирования 10

Эффективно – значит действенно, но для чего ? Если учитель, преподаватель не умеет грамотно, профессионально организовать учебный процесс в соответствии с используемой концепцией обучения, учитывая специфику ДО - виновата вовсе не форма обучения. Чтобы уверенно говорить об эффективности той или иной формы обучения, необходимо, чтобы все остальные составляющие систему компоненты функционировали грамотно, т. е. чтобы связи функционирования и взаимодействия в системе могли действительно показать то самое системное качество, которое невозможно получить при использовании отдельно взятого компонента. 11

Это элементарные требования системных образований. В противном случае следует говорить о неэффективности использования того или иного компонента системы ( концепции, методов, средств обучения, неэффективности деятельности преподавателя, т. д.), но не самой системы, формы обучения. Как показывает практика, при грамотной организации эффективность обучения в дистанционной форме сопоставима с эффективностью в очной форме при прочих равных условиях. 12

Эффективность ДО Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих : 1. эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием ; 2. используемых при этом педагогических технологий ; 3. эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки ; 4. эффективности обратной связи. 13

Эффективность курсов ДО В литературе по ДО выделяют ряд характеристик, присущих любому его виду, если это обучение претендует быть эффективным : курсы ДО предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов ; интерактивность – ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы ДО должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения ; чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки ; мотивация – также важнейший элемент любого курса ДО. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства ; структурирование курса ДО должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения. 14

Любая модель ДО должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами - координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами ( международные проекты ), организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в том числе и зарубежными через сеть Internet. 15

При оценивании эффективности ДО возникает вопрос : какая модель дистанционной формы обучения используется и подлежит оцениванию ? От этого зависит структурирование, организация содержания, выбор педагогических и информационных технологий, выбор средств обучения, организация информационно - образовательной среды в целом. Каждая модель имеет свою специфику организации учебного процесса, не учитывать которую также нельзя. Как видим, просто говорить об эффективности или неэффективности дистанционной формы обучения, без учета хотя бы одного из перечисленных факторов невозможно. Это система, и оцениваться должна именно как система, если мы хотим сравнивать ее с другими формами обучения, т. е. с другими системами. 16

Эффективность обучения Эффективность обучения предполагает несколько составляющих : педагогическую ; экономическую ; социальную. Для определения уровня педагогической эффективности необходимо применять два вида показателей : показатели педагогической эффективности для учащихся ; показатели педагогической эффективности для учителя. Соответственно, показатели первого вида ( для учащихся ) включают : показатели уровня обученности, воспитания и интеллектуального развития ; показатели затрат учебного времени обучающихся ; показатели работоспособности обучающихся ; показатели мотивационной устойчивости учебной деятельности обучающихся. Показатели второго вида ( для учителя ) включают : показатели рациональности использования концепций обучения, педагогических технологий, методов и средств обучения ; показатели затрат времени учителя на передачу учебной информации ; показатели работоспособности учителя ; показатели мотивационной устойчивости трудовой деятельности учителя. 17

Для определения критериев оценки качества сформированных компетенций, т. е. уровня обучения, воспитания и развития, стоит обратиться к понятию качества знаний, т. к. только знаниями компетенции не ограничиваются. В качестве критериев оценки качества знаний, приобретаемых учащимися, следует использовать такие характеристики, как полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость. Для определения показателей педагогической эффективности используются общепринятые в научных исследованиях методы : экспертный метод, экспериментальный метод, хронометраж, педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, видеозапись, опрос, ситуационные модели, контрольные работы, карты подготовки учителя к уроку. Инструментарии 18

Э Экономическая эффективность ДО Определение уровня экономической эффективности складывается из подсчётов экономии при ДО на организацию постоянного кампуса ( общежития для слушателей со всей инфраструктурой ), на транспорт, на тиражирование учебных пособий. Многими ведущими странами, где ДО узаконено и применяется, подсчитано, что с учётом не только перспективы, но и текущих расходов, несмотря на значительные первоначальные затраты, система ДО оказывается значительно менее затратной. 19

С Социальная эффективность ДО Определение уровня социальной эффективности складывается из результатов социологических исследований спроса на ДО, выявление категорий граждан, для которых ДО является наиболее удобным или единственно возможным. Кроме того, по исследованиям института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 64% россиян выражают потребность в гибком учебном графике, 35% - в открытости условий обучения, 30% - в дистанционности обучения, 24% - в индивидуальности учебных программ. Все эти требования к условиям обучения могут быть выдержаны только при использовании различных моделей ДО. 20

Сравниваем эффективность ДО с другими системами Если мы беремся оценить эффективность ДО в сравнении с другой, альтернативной формой обучения, то нам придется прежде всего уравнять основные компоненты. Это означает, что в сравниваемых формах обучения должны использоваться : одна и та же концепция обучения, причем важно, чтобы она понималась адекватно всеми участниками экспериментальной проверки ; одно и то же содержание, организованное в соответствии с используемой концепцией и с учетом специфики каждой формы обучения ; одни и те же методы, организационные формы, средства обучения, но с учетом специфики используемой формы обучения ; квалификация преподавателей должна быть сопоставимой. 21

Литература Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия,

Никуличева Наталия Викторовна Личный сайт: Телефон: 8(499) доп. 680 Адрес: г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, Федеральный институт развития образования, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет