Место культурологии в системе научного знания Лекция 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Advertisements

Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Познание – 8: Социальное познание В прошлый раз Истина – адекватное отражение познающим субъектом познаваемого объекта. Как человек может удостовериться.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
Структура гуманитарно ориентированного содержания математического образования.
Культурология - это область гуманитарного знания, охваты - вающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Транксрипт:

Место культурологии в системе научного знания Лекция 1

Цель лекции – показать значимость культурологического знания в системе университетского образования, а также его роль в структуре профессиональной культуры План лекции: Культурология как научная дисциплина, её предмет и методы Место культурологии в системе инженерного образования

Литература: Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян.

Понятие знания Знание – селективная (отобранная, выбранная), упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение, признаваемая именно в качестве знания определенными социальными субъектами и обществом в целом

Типы знания Знание: обыденное, бытовое религиозное мифологическое техническое художественное научное

Понятие науки Наука особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира

Отличительные черты науки: объективность системность логическая доказательность использование специализированного искусственного языка теоретичность ориентация на опыт, эксперимент наука описывает, объясняет и предсказывает явления развитие научного знания связано с постановкой и разрешением проблем.

Типы научного знания Современное научное знание подразделяется на: естественные науки технические науки социальные (общественные) науки гуманитарные науки

Понятие объекта и предмета науки Все науки разделяются по объекту изучения Объект науки – это, то на что направлен познавательный интерес, то что изучается Характеристика любой науки – её предмет Предмет науки – это часть, сторона, грань объекта науки Объект естественных наук – природа Объект технических наук – техника и технология Объект наук об обществе (социальных) – человек и социальные системы Объект гуманитарных наук – человек

Сравнение естественнонаучного и социогуманитарного научного знания Естественнонаучное знание Социогуманитарное знание Объект познания: природа Объект познания: человек Субъект познания: человек «Объективный» характер Оценочный характер Методы познания: количественные и экспериментальные Методы познания: историко- описательный, историко- сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора Установка в методологии: анализ Установка в методологии: синтез

Сравнение социального и гуманитарного научного знания Социальное знание Гуманитарное знание Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере Объект: общество Объект: человек Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.

Сравнение социального и гуманитарного научного знания 1 Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д. Ведущая познавательная ориентация: - строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития. Ведущая познавательная ориентация: - рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково- символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.

Место культурологии в системе научного знания Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания Термин "культурология" впервые использовал немецкий химик, лауреат Нобелевской премии 1909 года Вильгельм Фридрих Оствальд (1853 – 1932) в 1915 году в труде «Система наук»

Место культурологии в системе научного знания 1 Американский антрополог Л. Уайт ( ) в 1939 году в статье «Проблема терминологии родства» использовал понятие «культурологии». В 1949 году он написал работу «Наука о культуре». В этой книга культурология обосновывалась как самостоятельная наука в комплексе общественных наук

Объект и предмет культурологии Определения объекта и предмета культурологии концентрируются вокруг понятия культуры Объект культурологии - весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.) Предмет культурологии - процессы генезиса (происхождения) и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка

Задачи культурологии и её статус: Задача культурологии - осмысление закономерностей культурного процесса Культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и др. исследований.

Понятие метода в науке Научный метод (от лат. methodos – путь) - это: путь исследования, познания; форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности; в философии - система положений, принципов, категорий и законов.

Научный метод В зависимости от широты применимости в процессе научного исследования: Всеобщие (диалектический и метафизический) Общенаучные (на эмпирическом уровне познания: наблюдение, эксперимент, измерение; на теоретическом: идеализация, формализация, абстрагирование, индукция, дедукция; как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях: моделирование, анализ, синтез) частнонаучные (специфические) используются только в рамках исследований какой-то конкретной науки

Методы культурологии Существуют особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе. В становлении культурологических методов выделяют несколько этапов: - использование эмпирических методов, - компаративная (сравнительная) методология, - формирование собственно-культурологической методологии, - привлечение методов математического моделирования.

Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни Профессионализм: практическая адаптация работника к производственной системе, дисциплинированность, овладение технологическими операциями способность обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность совершенное знание предмета, свободная ориентация в потоке технической информации корректное принятие решений в проблемных ситуациях.

Профессиональная культура интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций - конкретно- технологической и социокультурной формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Профессиональная компетентность широкий информационный кругозор по избранной специальности аналитический склад ума, способного устанавливать соответствия между практическими и познавательными принципами знание общих естественнонаучных законов и свойств природных материалов.

Социальная компетентность Умение включить идею, создаваемый объект, процесс, явление или действие в социокультурный контекст, то есть понимать его место в целостной системе культуры, во взаимодействии с другими составляющими ее элементами Предвидение последствий (позитивных и негативных) своей профессиональной деятельности для человека, природы, техносферы Соединение в своих действиях профессиональных и социально значимых знаний Способность дать оценку профессиональной деятельности и выявить ее значимость для социума Обладание навыками общения с другими людьми, умение ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, "продвинуть" гипотезу, теорию, изобретение в жизнь.

Альтернатива технократического и гуманистического стилей мышления Технократический стиль мышления: узкопрактические потребности фрагментарность аналитические методы технологии в человеческих отношениях Гуманистический стиль мышления: осмысление и жизненное воплощение нравственных принципов органичное сочетание логики и здравого смысла, чувства и разума, веры и научной аргументации

Место культурологии в системе инженерного образования Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность

Место культурологии в системе инженерного образования 1 Параметры профессиональной культуры: - нормируют и регулируют ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления; - устанавливают пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности, - аккумулируют и канонизируют исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности; - формируют "классические" требования к технологиям и нормам обучения по специальности;

Место культурологии в системе инженерного образования 2 - формируют этику профессионального взаимодействия специалистов; - создают специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания; - разрабатывают иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п

Предмет культурологического анализа инженерной деятельности: ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ))