Как узнать, что ребенок в беде? Щепина Юлия Александровна, психолог МАОУ ДОД « ЦВР « Дзержинец », к. п. н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жестокое обращение. Насилие в семье. Подготовила: педагог-психолог Субботина К. В.
Advertisements

МБОУ детский сад 30 Воспитатель Абрамова М.С.. Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением.
Распространенность насилия над детьми: проблемы оценки и методы решения Заседание методического объединения педагогов ГКОУ РО детский дом 3 г.Шахты.
Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому.
Powerpoint Templates Page 1 Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних. Суицид в подростковой среде. Профилактика, реабилитация.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 24.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
Насилие Виды насилия Последствия насилия Психические особенности детей, пострадавших от насилия.Психические особенности детей, пострадавших от насилия.
Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми. Действия педагога в случае выявления жестокого отношения к ребёнку. Подготовили:
Как предотвратить жестокое обращение с ребенком Типы жестокого обращения с детьми Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм, различных телесных.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – ПОРОЧНЫЙ КРУГ НАСИЛИЯ.
Воспитание без насилия. Школьное насилие Психическое (эмоциональное) Физическое.
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Жестокое отношение к ребенку. «Вслед за Л.Н. Толстым психологи полагают, что все несчастные семьи несчастливы по-разному, посему только их имеет смысл.
Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
« НАСИЛИЕ : МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ». « Насилие над детьми » жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального.
Семинар «Насилие в семье. Помощь ребенку и семье в рамках образовательного учреждения»
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
Школа приемных родителей «Оберег» ТЕМА: Жестокое обращение с детьми Калтанский городской округ Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский.
Транксрипт:

Как узнать, что ребенок в беде? Щепина Юлия Александровна, психолог МАОУ ДОД « ЦВР « Дзержинец », к. п. н.

Социальные и культурные факторы риска применения насилия 1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний (можно ли призвать ребенка к порядку, применяя физическое и эмоциональное насилие, или нет? Если да, то в какой мере?) 2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации (ребенок легко усваивает увиденные ценности, манеры и нормы поведения, поскольку процессы осмысления, оценки и разграничения реальности и фантазий развиты еще недостаточно). 3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство (семья же всегда стремится не выносить сор из избы и препятствует установлению истины).

Социальные и культурные факторы риска применения насилия 4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства (только в последние годы стали создаваться кризисные центры, телефоны доверия, приюты и социальные гостиницы для жертв насилия). 5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы. М. Роуз Эссекс (1994) указывает, что порой трудно представить и осознать, что дети могут быть вовлечены в какие-либо виды сексуального поведения. 6. Низкая правовая грамотность населения. Недостаточная осведомленность населения о правах и защите ребенка, закрепленных в действующих законах и конвенции, где ребенок рассматривается как полноправная личность, и каждый гражданин обязан сообщать в органы, оказывающие помощь детям жертвам насилия.

Насилие это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Виды насилия (по Н.К. Асановой ) Физическое насилие Сексуальное насилие Пренебрежение интересами и нуждами ребенка Психологическое насилие

Параметры насилия (Тарабрина Н.В.) Насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика. По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей: родителей или иных законных представителей; близких родственников; сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку; педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений; посторонних, наделенных властными полномочиями; иных посторонних – знакомых и незнакомых взрослых.

Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.

Признаки физического насилия Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети). Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей. Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка. Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость и др.) Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.

Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию : Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития. Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность. Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.

Особенности семей известно, что в данной семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию; родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно; родитель применяет жестокие приемы для дисциплинированная ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т. д.); в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу; известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...») или вспоминал прежние насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда...»); описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка, дает противоречивые объяснения.

Основные последствия физического насилия: агрессивность; пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдо взрослое проведение; эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость.

Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Формы сексуального насилия: Не связанные с физическим контактом: Эксгибиционизм (демонстрация половых органов). Вуайеризм (систематическое подглядывание за другими людьми) Принуждение к порнографии, детская порнография (использование детей в качестве моделей для съемок порнографических материалов). Словесные оскорбления и затрагивающие чувство собственного достоинства замечания. "Грязные" телефонные звонки.

Формы сексуального насилия: Связанные с физическим контактом: Развратные действия (насильственный петтинг (ласки), манипуляция с половыми органами или принуждение к ним жертвы). Инцест (сексуальные действия с родственниками). Изнасилование. Принуждение к анальному сношению. Принуждение к оральному сношению. Принуждение к сексуальным контактам с третьим лицом.

Признаки перенесенного сексуального насилия: повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).

Поведенческие признаки: необычные сексуальные познания, неадекватные возрасту; чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания; сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста); сексуализированные выражения привязанности к родным и друзьям; соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым; имитация полового акта с братьями, сестрами, животными; неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту; свидетельство того, что между ребенком и более старшим человеком имеется некая секретная связь: особенно тревожно, если у ребенка появляются подарки, деньги.

Дополнительные признаки: рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку….» частая бессонница, ночные кошмары; саморазрушающее поведение, причинение вреда себе, попытки суицида. общее недоверие, страх к взрослым определенного типа: пола, возраста, внешности; утрата туалетных навыков (чаще всего касается малышей), у более старших – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»); возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот – слишком «взрослое» поведение; хроническая депрессия, уход в себя, страхи, фобии. беспорядочная половая жизнь, уход из дома, наркотическая зависимость (у подростков).

Наиболее часто жертвами различного рода сексуального насилия становятся: O - дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие к слабым; O - дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, и часто имеющие отставание психофизического развития, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию; O - дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные; O - дети с психическими аномалиями (психопатии, олигофрении, последствия органических заболеваний ЦНС и ЧМТ), не способные адекватно оценить опасность ситуации; O - маленькие дети в силу их беспомощности.

Основные последствия сексуального насилия: 1. Последствия, связанные с изменениями поведенческой и когнитивной сферы. 2. Последствия, связанные с дальнейшим развитием сексуальности (асексуальность или гиперсексуальность). 3. Последствия, связанные с изменениями эмоциональной сферы.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.

Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка: недостаточный возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству

Психологическое насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Формы психологического насилия: отвержение терроризирование изоляция игнорирование эксплуатация / развращение

Поведенческие признаки психологического насилия 3-7 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость; 7-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение; подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).

Вред эмоционального насилия: Психологическое насилие является наиболее частой формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

Благодарю за внимание!