Учитель русского языка МБОУ города Костромы « СОШ 10» Круглова Ольга Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание А3 Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа Томаты Томатов Помидоры Помидоров Лимоны Лимонов Апельсины Апельсинов.
Advertisements

Морфологические нормы (задание А3). Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЁН.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
Задание А 3 Морфологические нормы - нормы употребления форм различных частей речи.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Образование частей речи Образование форм различных степеней сравнения прилагательных. НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней.
Готовимся к ЕГЭ (часть А) 3 Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновская СОШ.
Формы имён существительных Культура речи. Окончания родительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода Имеют нулевое окончание:
Некоторые словообразовательные нормы. Тип ошибкиПримерПравильный вариант 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих.
Окончания существительных и прилагательных множественного числа в именительном, родительном, творительном падежах.
Морфологические нормы. 10 класс. Морфологические нормы употребления имён существительных. Относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение:
Образование множественного числа : инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; векторы, ветры,
Тема занятия 1: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Орфограммы существительных Булатова Л.П., учитель русского языка Русский язык 10 класс.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
ЕГЭ. Р УССКИЙ ЯЗЫК А3 Ф ОРМООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Бардина Т. А. учитель русского языка и литературы МБОУ «гимназия 1» г. Балаково.
Транксрипт:

Учитель русского языка МБОУ города Костромы « СОШ 10» Круглова Ольга Владимировна

В о дном и з выделенных н иже с лов допущена о шибка в образовании формы слова. И справьте ошибку и запишите слово правильно. Посёлок с Д ВУМЯСТАМИ д омами Зелёных Щ УПАЛЕЦ НАИБОЛЕЕ Б ЕЗОБИДНЫЙ Опытные Т РЕНЕРА КЛАДИТЕ аккуратнее ТРЕНЕРЫ

Именительный и родительный падеж множественного числа некоторых имён существительных

Список слов с нормативным окончанием – Ы, - И : Бухгалтеры Вееры Векторы Ветры Возрасты Выборы Выговоры Джемперы Договоры Драйверы Инженеры Инструкторы Инспекторы Конструкторы Контейнеры Кремы Месяцы Офицеры Полисы Почерки Прожекторы Свитеры Серверы Слесари Снайперы Табели Торты Тракторы Тренеры Шофёры

Адреса Векселя Вороха Директора Доктора Желоба Жернова Катера Кителя Колокола Кузова Купола Кучера Окорока Округа Отпуска Ордера Паспорта Повара Погреба Профессора Сорта Стога Сторожа Тенора Терема Тополя Фельдшера Флюгера Хутора Штабеля Штемпеля Якоря

КорпусЫ ( часов ) – корпусА ( здания ) ЛагерИ ( политические группировки ) – лагерЯ ( туристические ) МужИ ( государственные ) – мужьЯ ( в семьях ) ЗубЫ ( у человека, животных ) – зубьЯ ( у пилы ) ПропускИ ( уроков ) – пропускА ( документы ) ОрденЫ ( рыцарские, монашеские ) – орденА ( награды ) ОбразЫ ( художественные ) – образА ( иконы ) Дно – донья ; полено – поленья ; судно – суда.

НАЗВАНИЯ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ Абрикосов Ананасов Апельсинов Баклажанов Бананов Гранатов Лимонов Мандаринов Помидоров Томатов Дынь Слив Яблок

Бахил Ботинок Бутс Брюк Гетр Валенок Панталон Погон Сапог Туфель Чулок Шаровар Шорт Эполет Гольфов Джинсов Кедов Клипсов Лампасов Носков Рельсов ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – ОВ : Бронхи – бронхов Граммы – граммов Гектары – гектаров Георгины – георгинов Дебаты – дебатов Караты – каратов Килограммы – килограммов Нервы - нервов

Армян Башкир Болгар Бурят Грузин Лезгин Осетин Румын Татар Туркмен Турок Цыган Монголов Таджиков Хорватов Якутов Гренадёр Гусар Драгун Кадет Партизан Солдат Улан Сапёров Название группы людей по роду их деятельности

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДНЕГО РОДА, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА - ЦЕ СОЛНЦЕ – СОЛНЦ Блюдце – блюдец Зеркальце – зеркалец Копытце – копытец Одеяльце – одеялец Полотенце – полотенец Сердце – сердец Щупальце - щупалец Болотце – болотцев Деревце – деревцев Оконце – оконцев

Гнездовий Запястий Кушаний Надгробий Ожерелий Печений Плясуний Побережий Поверий Подземелий Оладий Сидений Солений Увечий Ущелий Верховьев Подмастерьев Кореньев Платьев Лохмотьев Устьев Низовьев Хлопьев … на – ЬЕ, - ЬЯ под ударением : Ружьё – ружей Ладья – ладей НО : Копьё - копий

Будней Тётей Бредней Чукчей Гантелей Яслей Граблей Дядей Дровней Скатертей Злыдней Кеглей Козней Простыней Распрей Ампер Копён / копн Аршин Кухонь Барышень Серёг Басен Макарон Башен Манжет Брызг Мест Ватт Нянь Вольт Петель ( много ) Дел Шпрот Вафель Сплетен Жабр Цапель Туфель Яблонь Существительные с НУЛЕВЫМ окончанием

Сравнительная степень Превосходная степень

ПРОСТАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ СОСТАВНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы - ЕЕ, - ЕЙ, - Е, - ШЕ : Белый – белЕЕ Тяжёлый – тяжелЕЙ Звонкий - звончЕ Тонкий – тоньШЕ Состоит из двух слов : вспомогательного слова ( частицы ) БОЛЕЕ / МЕНЕЕ и начальной формы прилагательного : БОЛЕЕ белый МЕНЕЕ тяжёлый БОЛЕЕ звонкий МЕНЕЕ тонкий

ПРОСТАЯ ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ СОСТАВНАЯ ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы - ЕЙШ -, - АЙШ -: Белый – белейший Высокий – высочайший Состоит из двух слов : вспомогательного слова ( частицы ) САМЫЙ / НАИБОЛЕЕ и начальной формы прилагательного : САМЫЙ белый НАИБОЛЕЕ высокий

Смешение простой и составной степеней сравнения. ОШИБОЧНЫЕ словообразования : Дом БОЛЕЕ ВЫШЕ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ фильм НЕЛЬЗЯ к уже образованным при помощи суффиксов простым степеням сравнения добавлять частицы ( вспомогательные слова ), которые используются для образования составных степеней сравнения !

Весёлый – веселей Гладкий – глаже Глухой – глуше Громкий – громче Гулкий – гулче Густой – гуще Дельный – дельн Ее Дерзкий – дерзче Жадный – жаднее Жалкий – жалче / жальче Жидкий – жиже Плохой - хуже Дешёвый – дешевле Здоровый – здоровее Длинный – длиннее Крепкий – крепче Лёгкий – легче Мягкий – мягче Слабый – слабее Сладкий – слаще Богатый – богаче Дивный – д Ивнее, более дивный Ёмкий – ёмче, более ёмкий

Нормативное употребление некоторых местоимений

ОШИБОЧНЫЕ словообразования : У его много книжек. Мы долго любовались ей. Ихний сосед любит читать. Я хочу вам сказать кой - чего. Чего - нибудь придумаем. Местоимения 3- го лица с предлогами : Для него, перед ней, между ними. Личные местоимения в форме твор. пад. ед. ч.: Любовались ею. Притяжательные местоимения : Его дом, её сад, ИХ дети. Неопределённые местоимения : кое - что, что - нибудь и др.

Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ( СКОЛЬКО ?) ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ( КАКОЙ ?) Числительные, обозначающие целые числа Пять, шестнадцать, сто, триста Дробные числительные Семь восьмых, пять десятых, Собирательные числительные Двое, трое, четверо, …., десятеро ; оба Какой по счёту ? Восьмой ( день ) Двадцать пятая ( строка ) Сто тридцать четвёртая ( страница )

И. п. сорок, девяносто, сто ( листов ) Р. п. сорока, девяноста, ста ( листов ) Д. п. сорока, девяноста, ста ( листам В. п. сорок, девяносто, сто ( листов ) Т. п. сорока, девяноста, ста ( листами ) П. п. о сорока, девяноста, ста ( листах )

При склонении сложных количественных числительных изменяются ОБЕ ЧАСТИ ( оба корня )! Обе части сложных числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ изменяются по образцу существительных 3- го склонения. И. п. степь Р. п. степи Д. п. степи В. п. степь Т. п. степью П. п. о степи И. п. пятьдесят, восемьдесят ( слов ) Р. п. пятидесяти, восьмидесяти ( слов ) Д. п пятидесяти, восьмидесяти ( словам ) В. п. пятьдесят, восемьдесят ( слов ) Т. п. пятьюдесятью, восемьюдесятью / восьмьюдесятью ( словами ) П. п. о пятидесяти, восьмидесяти ( словах )

Изменяются ОБЕ части : И. п. двести, триста, четыреста ( книг ) Р. п. двухсот, трёхсот, четырёхсот ( книг ) Д. п. двумстам, трёмстам, четырёмстам ( книгам ) В. п. двести, триста, четыреста ( книг ) Т. п. двумястами, тремястами, четырьмястами ( книгами ) П. п. о двухстах, трёхстах, четырёхстах ( книгах ) В случае затруднения склонения вместо слова – СОТ можно подставить существительное НОТА : Двух нот ( двухсот ), трём нотам ( трёмстам ) и т. п.

Склоняются ОБЕ части : первая – как существительное 3- го склонения ( СТЕПЬ ), вторая – как существительное НОТА во множественном числе. И. п шестьсот, девятьсот ( листьев ) Р. п. шестисот, девятисот ( листьев ) Д. п. шестистам, девятистам ( листьям ) В. п. шестьсот, девятьсот ( листьев ) Т. п. шестьюстами, девятьюстами ( листьями ) П. п. о шестистах, девятистах ( листьев ) И. п. ноты Р. п. нот Д. п. нотам В. п. ноты Т. п. нотами П. п. о нотах

Полтора дня, полтора окна, полторы недели ; полтораста рублей. Имеют две формы : для И. и В. п ; для Р., Д., Т., П. п.: И. п. полтора, полторы ; полтораста Р. п. полутора, полутораста Д. п. полутора, полутораста В. п. полтора, полторы ; полтораста Т. п. полутора, полутораста П. п. полутора, полутораста

Изменяется КАЖДОЕ слово : И. п. шестьсот семьдесят три Р. п. шестисот семидесяти трёх Д. п. шестистам семидесяти трём В. п. шестьсот семьдесят три Т. п. шестьюстами семьюдесятью тремя П. п. о шестистах семидесяти трёх

Изменяется только ПОСЛЕДНЕЕ слово : И. п. две тысячи четырнадцатый год Р. п. две тысячи четырнадцатого года Д. п. две тысячи четырнадцатому году В. п.. две тысячи четырнадцатый год Т. п. две тысячи четырнадцатым годом П. п. о две тысячи четырнадцатом годе

Употребляются только в следующих случаях : С существительными, обозначающими лиц МУЖСКОГО пола ( двое друзей ). С существительными ДЕТИ, ЛЮДИ ( трое детей ). С существительными, обозначающими ДЕТЁНЫШЕЙ животных ( четверо волчат ). С существительными, имеющими только форму множественного числа ( пятеро суток ). С существительными, обозначающими парные или составные предметы ( шестеро брюк ).

Числительное ОБА употребляется с существительными мужского и среднего рода : оба берега, оба окна. Числительное ОБЕ употребляется с существительными женского рода : обе стороны, обе руки. И. п. оба друга, обе подруги Р. п. обоих друзей, обеих подруг Д. п. обоим друзьям, обеим подругам В. п. оба друга, обе подруги Т. п. обоими друзьями, обеими подругами П. п. об обоих друзьях, обеих подругах

Нормативное употребление некоторых глагольных форм

Ездить – я езжу, он ездит Лазить – я лажу, он лазит Жечь ( зажечь, поджечь, разжечь ) – я жгу, ты жжёшь, он жжёт, мы жжём, вы жжёте, они жгут Печь ( испечь, запечь ) – я пеку, ты печёшь, он печёт, вы печёте, они пекут Беречь ( сберечь ) – я берегу, ты бережёшь, он бережёт, мы бережём, вы бережёте, они берегут Стеречь – я стерегу, ты стережёшь, он стережёт, мы стережём, вы стережёте, они стерегут Выздороветь – я выздоровею, ты выздоровеешь, он выздоровеет, вы выздоровеем, вы выздоровеете, они выздоровеют.

Некоторые глаголы НЕ ИМЕЮТ формы 1- го лица единственного числа ( Я ), так как они затруднительны для произношения, т. е. из - за их неблагозвучности : ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др. Используются описательные формы выражения : Я ХОЧУ ( МОГУ, НАДЕЮСЬ ) ПОБЕДИТЬ, Я ДОЛЖЕН УБЕДИТЬ, Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, Я МОГУ ПРОПЫЛЕСОСИТЬ и др.

ЛЕЧЬ – ляг, лягте ЕХАТЬ – поезжай, поезжайте ЕЗДИТЬ – езди, ездите ПОЛОЖИТЬ – положи, положите КЛАСТЬ – клади, кладите БЕЖАТЬ – беги, бегите ЛАЗАТЬ – лазай, лазайте

Слова ЛОЖИТЬ в русском литературном языке НЕТ, поэтому нельзя говорить : « Не ложи локти на стол ». Глаголы ПОЛОЖИТЬ, СЛОЖИТЬ, ОТЛОЖИТЬ без приставок не употребляются. Правильно : « Не клади локти на стол ». ПОСТРИЧЬСЯ ( приставка ПО -) ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ ( приставка ПО -) НАСМЕХАТЬСЯ ( приставка НА -) ПОДЧЕРКНУТЬ, но : ПОЧЕРК

Без суффикса – НУ -: Сохнуть, высохнуть – СОХ, ВЫСОХ, ВЫСОХЛИ Промокнуть, вымокнуть – ПРОМОК, ВЫМОК Замёрзнуть – ЗАМЁРЗ ; озябнуть – ОЗЯБ, ОЗЯБЛИ Окрепнуть – ОКРЕП, ОКРЕПЛИ Иссякнуть – ИССЯК, ИССЯКЛИ Утихнуть – УТИХ, УТИХЛИ Достигнуть, настигнуть – ДОСТИГ, НАСТИГ Потухнуть – ПОТУХ, ПОТУХЛИ Охрипнуть – ОХРИП, ОХРИПЛИ Выдохнуться – ВЫДОХСЯ, ВЫДОХЛИСЬ Отвергнуть – ОТВЕРГ, ОТВЕРГЛИ Продрогнуть – ПРОДРОГ, ПРОДРОГЛИ

Килограмм мандаринов Винные п огреба Самый к расивейший Шестеро д етей Положи н а п олку Самый красивый / красивей ший Иностранные паспорта Трёхстам ж ителям Насквозь п ромок Поезжайте н а ю г К о беим с оседкам Трёмстам

Ляжьте н а б ок С с емьюдесятью пятью у чениками Трое м оряков Пара б рюк Достигли б ерега Лягте Спелых а брикосов Крепче д ерева Чистейший с нег Заключить договора Их и нтересы Договоры