Содержание и структура ООП Содержание и структура ООП Разработка основной образовательной программы основного общего образования 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Advertisements

Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Психологические особенности подросткового возраста.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Подготовил: Заместитель директора по УВР Черняев.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Современные подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в русле ФГОС второго поколения В.М.Дрофа, доцент.
Транксрипт:

Содержание и структура ООП Содержание и структура ООП Разработка основной образовательной программы основного общего образования 1

2 Содержание и структура ООП Содержание 1. Введение 2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как системная педагогическая инновация 3. Структура и краткое содержание основной образовательной программы основного общего образования в логике ФГОС 4. Материалы для конструирования основных разделов основной образовательной программы основного общего образования 4.1. Целевой раздел 4.2. Содержательный раздел Программа развития универсальных учебных действий Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы Программы отдельных предметов, курсов 4.3. Организационный раздел Учебный план Система условий реализации образовательной программы 5. Заключение. 6. Литература.

3 Содержание и структура ООП Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года 1897 Вводится в массовую практику с 2015/2016 учебного года Вводится по мере готовности с 2012/2013 учебного года I. Введение

ФГОС общего образования как системная педагогическая инновация 1. Изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты 2.Иначе, с позиции системно-деятельностного подхода, определяются роли учителя и ученика 3. Модернизируется содержание образования – усиливается его практическая направленность, компетентностная составляющая, появляется содержание внеурочной деятельности 4. Приоритетными становятся деятельностные формы и методы работы с учеником 4 Содержание и структура ООП

ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие -опирается на системно-деятельностный подход; -определяет 3-х компонентные результаты освоения образовательной программы (Т 1, Т 2, Т 3 ); -продолжает линию на развитие внеурочной деятельности; -отдаёт приоритет воспитанию личности гражданина России 5 Содержание и структура ООП

ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие требования к результатам освоения основной образовательной программы Содержание и структура рабочей программы педагога 6 Содержание и структура ООП ФГОС НООФГОС ООО Владеет основами умения учиться Умеет учиться, осознаёт важность образования и самообразования Освоение универсальных учебных действий (УУД) Способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике Умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность Готовность строить индивидуальную образовательную траекторию

Особенности введения ФГОС ООО необходимо: разработать и утвердить основную образовательную программу основного общего образования; привести в соответствие с требованиями ФГОС нормативную базу (Устав, локальные акты, документы, регламентирующие установление заработной платы работников, в том числе стимулирующие выплаты); внести изменения в должностные инструкции сотрудников, имеющих отношение к введению стандарта; обеспечить наличие кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 7 Содержание и структура ООП

Устав 8 Содержание и структура ООП 1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий. 3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

При подготовке к введению ФГОС ООО для педагогов важно научиться (или усовершенствовать умения): 9 Содержание и структура ООП планировать 3-х компонентные результаты освоения образовательной программы; разрабатывать рабочую учебную программу, программу внеурочной деятельности; проектировать и анализировать урок в соответствии с требованиями ФГОС; подбирать (разрабатывать) задания, упражнения для формирования универсальных учебных действий; составлять контрольно-измерительные материалы для диагностики предметных и метапредметных результатов; отслеживать личностные достижения учащихся; использовать в работе цифровые образовательные ресурсы; применять методы обучения, обеспечивающие достижение результата через деятельность учащихся.

Краткое содержание разделов (пунктов ООП ООО 10 Содержание и структура ООП п/п Наименование разделов, пунктов 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО 2. Содержательный 2.1. Программа развития универсальных учебных действий 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 2.3. Программа воспитания и социализации 2.4. Программа коррекционной работы 3. Организационный 3.1. Учебный план 3.2. Система условий реализации ООП

Система оценки достижения планируемых результатов основного общего образования 11 Содержание и структура ООП -общие положения; -особенности оценки личностных результатов; -особенности оценки метапредметных результатов; -особенности оценки предметных результатов; -система внутришкольного мониторинга (ВШМ); -итоговая оценка выпускника; - оценка деятельности образовательного учреждения.

Личностные результаты 12 Содержание и структура ООП Объекты оценки Содержание оценки Методы оценки Сформированность основ гражданской идентичности Знания: истории России и родного края, социально- политического устройства и государственных символов, положений Конституции, прав и обязанностей гражданина, о народах и национальностях России, о своей этнической принадлежности. Ценностные установки: любовь к Родине и чувство гордости за неё; уважительное отношении к истории, культуре и народам России и других стран; положительное принятие своей этнической принадлежности. Поведение: толерантность в отношении людей других национальностей, участие в общественно-полезной деятельности, добросовестное отношение к своим обязанностям. 1. Внешняя оценка: внешние неперсонифицированные мониторинговые процедуры, цель которых – оценка не ученика, а эффективности воспитательной деятельности ОУ. 2. Внутренняя оценка: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, опросы. 3. Данные о достижении учащимися отдельных личностных результатов могут использоваться только в интересах их личностного развития с учётом требований психологической безопасности. С согласия учащихся некоторые результаты (например, участие в школьном самоуправлении, общественно-полезной деятельности, взаимодействие с социальным окружением и др.) могут быть отражены в портфолио ученика. По запросу учащихся и их родителей (или по согласованию с ними) возможно психолого-педагогическое консультирование по вопросам личностного развития с учётом достижений и проблем конкретного учащегося. Готовность к переходу к самообразованию, в том числе готовность к выбору направлений профильного образования Прилежание и ответственность за результаты обучения Сформированность учебно-познавательных мотивов и основ учебной деятельности Интерес к изучаемым областям знаний и видам деятельности Умение делать осознанный выбор своей образовательной траектории Сформированность основ социальных компетенций Готовность и способность участвовать в школьном самоуправлении Выполнение норм и требований школьной жизни Следование общепринятым моральным нормам Умение вести диалог и разрешать конфликты Опыт социальных и межличностных отношений Правосознание

13 Метапредметные результаты Содержание и структура ООП Объекты оценки Содержание оценки Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии (регулятивные УУД) Целеполагание, в том числе постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную Установление целевых приоритетов Самостоятельный анализ условий достижения целей Планирование путей достижения целей, выбор наиболее эффективных Выбор средств достижения целей Принятие решений в проблемной ситуации Планирование времени и контроль за ним Контроль и оценка достижения целей по ходу и по результату выполнения действий Корректировка действий по ходу и по результату достижения целей Способность к сотрудничеству и коммуникации (коммуникативные УУД) Умения: - работать в группе (определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать); - формулировать и аргументировать собственное мнение, координировать свою позицию с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, своих чувств, мыслей и мотивов; - владеть устной и письменной речью; - строить монологическое контекстное высказывание Опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми

14 Содержание и структура ООП Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции (познавательные УУД) Навыки работы с информацией: - расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации; - выделение главной и избыточной информации, смысловое свёртывание и представление информации в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов) Умения: - работать с понятиями – давать определения, выделять видовые и родовые признаки, обобщать, ограничивать, осуществлять их сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. ИКТ- компетентност ь обучающихся Умения: - обращаться с устройствами ИКТ; - фиксировать изображения и звуки; - создавать письменные сообщения; - создавать графические объекты; - создавать музыкальные и звуковые сообщения; - создавать, воспринимать и использовать гипермедиасообщения; - использовать устройства ИКТ для коммуникации и социального взаимодействия; - поиска, хранения, анализа и математической обработки информации; - моделирования и проектирование с помощью устройств ИКТ

15 Содержание и структура ООП Сформированность основ учебно- исследовательской и проектной деятельности Умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект: - распознавать и ставить вопросы и проблемы, для проектирования и исследования; - выбирать и использовать методы, адекватные рассматриваемой проблеме; - выдвигать гипотезы; - проводить наблюдение и эксперимент (самостоятельно или под руководством учителя); - использовать в ходе исследования математические методы и приёмы (абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма), естественно-научные методы и приёмы (наблюдение, моделирование), методы и приёмы, характерные для социальных и исторических наук (опросы, сравнительное историческое описание, использование статистических данных, интерпретация фактов); - формулировать вытекающие из исследования выводы; - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; - отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания Навыки смыслового чтения и работы с текстом Умения: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; - структурировать, преобразовывать и интерпретировать тексты; - на основе имеющихся знаний и жизненного опыта оценивать содержание и форму текста, обнаруживать недостоверную и противоречивую информацию, высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

16 Содержание и структура ООП Предметные результаты Объекты оценки Содержание оценки Методы оценки Достижение учащимися планируемых результатов по отдельным предметам, курсам. Способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи с использованием универсальных и специфических для каждого учебного предмета учебных действий с учебным материалом. 1. Достижение планируемых результатов оценивается в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, внешних и внутренних оценочных процедур. 2. Внутренняя оценка осуществляется: - каждым учителем-предметником с использованием контрольно- измерительных материалов по предмету; - в ходе внутришкольного мониторинга (внутришкольного контроля). 3. Итоговая внешняя оценка осуществляется в ходе государственной итоговой аттестации.

17 Программа воспитания и социализации Содержание и структура ООП В отличие от подобной программы начальной школы здесь появляются новые направления духовно-нравственного развития и воспитания, изменяются ценностные установки тех направлений, которые имели место в 1-4 классах. Новые аспекты связаны с: - воспитанием у обучающихся социальной ответственности и компетентности; - подготовкой к сознательному выбору будущей профессии; - формированием семейных ценностей; - укреплением нравственных убеждений; - развитием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. При этом системообразующей ценностью остаётся духовно- нравственное развитие личности гражданина России (формирование российской гражданской идентичности)

18 Программа коррекционной работы Содержание и структура ООП Цели: - оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); - осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ

19 Программы отдельных учебных предметов, курсов Содержание и структура ООП Разрабатывая эту часть образовательной программы школы, можно идти двумя путями: 1-ый вариант. Включить в этот пункт два компонента: общие положения и основное содержание всех учебных предметов, курсов, в том числе реализуемых школой. Такую структуру рекомендуют авторы Примерной ООП [10, с ]. Далее необходимо сделать ссылку на рабочие программы по всем предметам, курсам, которые являются приложением к ООП. 2-ой вариант: 1)Прописать общие положения. 2) Отметить, что в образовательном учреждении используется комплекс программ - рабочих (составленных на основе примерных учебных программ), авторских (по учебным предметам и для внеурочной деятельности), программ воспитательной работы и дополнительного образования; 3) Представить структуру программ по отдельным предметам, курсам [15, с. 31]: 4) В виде таблицы представить перечень программ по классам: Далее так же, как и в первом варианте, необходимо указать, где находятся все перечисленные программы.

20 Организационный раздел Содержание и структура ООП Учебный план Система условий реализации ООП 1. Описание кадровых условий 2.Финансово-экономические условия 3.Материально-технические условия 4.Психолого-педагогические условия 5.Информационно-методические условия 6. План обеспечения недостающих условий

Раздел 1. Пояснительная записка Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Раздел 3. Учебный план Раздел 4. Примерная программа формирования универсальных учебных действий Раздел 5. Примерные программы учебных предметов Раздел 6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Раздел 7. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Раздел 8. Примерная программа коррекционной работы Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов Портрет выпускника Заключение. Литература. Содержание и структура ООП 21

Портреты выпускников 22 Содержание и структура ООП Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.