Издательство «Академкнига/Учебник" Образовательная программа дошкольного образования Технология проектирования на основе требований ФГОС Российская Академия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Advertisements

Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) Овечкина Т.А., заведующий «Института детства» СПб АППО.
Основная образовательная программа МДОУ Некоузский детский сад 3 разработана в соответствии с ФГОС ДО ( федеральным государственным образовательным стандартом.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы дошкольного образования в условиях ФГОС Е.Б. Мешкова, ст. преподаватель ИРО Кировской.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МБДОУ ДС 13 «ТЕРЕМОК» МО ГОРОД – КУРОРТ АНАПА (краткое содержание)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Краснояружский ЦРР - детский сад» Составление рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Краткая презентация основной общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад 156 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
Краткая презентация образовательной программы ГБДОУ детский сад 61 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Приказ Министерства Образования и Науки РФ 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 17.
Транксрипт:

Издательство «Академкнига/Учебник" Образовательная программа дошкольного образования Технология проектирования на основе требований ФГОС Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательский комплекс "Наука"

Используемые федеральные нормативные документы: ФЗ 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ФЗ 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении ФГОС ДО» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении ФГОС ДО» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО» Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от «Об утверждении Сан ПиН» Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от «Об утверждении Сан ПиН»

ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 10 п. 10) ФГОС ДО обеспечивает: единство образовательного пространства РФ (за счет обязательной части ООП) единство образовательного пространства РФ (за счет обязательной части ООП) преемственность ООП дошкольного и начального общего образования преемственность ООП дошкольного и начального общего образования вариативность содержания ООП (за счет вариативной части) вариативность содержания ООП (за счет вариативной части) качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП

Приказ Минобрнауки от «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» 3. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки. 4. Основные направления деятельности площадок: новые элементы содержания образования новые элементы содержания образования технологии, методики технологии, методики образовательные программы образовательные программы новые механизмы, формы и методы управления новые механизмы, формы и методы управления сетевое взаимодействие сетевое взаимодействие новые институты общественного участия новые институты общественного участия

Письмо Рособрнадзора от / Письмо Рособрнадзора от / «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО

Приказ Минобрнауки от «Об утверждении Порядка разработки примерных ООП и ведения реестра» Проекты примерных программ проходят экспертизу и (в случае положительного решения) включаются в реестр, который является государственной информационной системой

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от «Комментарии к ФГОС ДО» При разработке ОП могут использоваться примерные ОП ДО, входящие в реестр. Организация (группа) может разрабатывать ОП самостоятельно, не опираясь на примерные ОП. Термин «с учетом» означает право и возможность ознакомиться с существующими примерными ОП и принять решение об использовании или неиспользовании при разработке ОП

ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 47. Правовой статус пед. работников 3.2. Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов обучения и воспитания, в том числе рабочих программ 3.3. Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания

ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 47. Правовой статус пед. работников 3. Пед. работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов в соответствии с образовательной программой

ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 28 (П.3). К компетенции образовательной организации относится: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.

Определение ПР и ОП Программа развития: это стратегический документ учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности; это основной механизм управления инновационной деятельностью и фактор успешности развития. Образовательная программа - учебно- методическая документация, определяючая рекомендуемый объем и содержание образования; комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий.

Приказ Минтруда 544 от Об утверждении проф. стандарта «Педагог» (воспитатель, учитель) Стандарт применяется при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Новая функция учителя, воспитателя: участие в разработке и реализации ООП и программы развития

Проектировочный семинар март 2014 г. Авторский коллектив – 50 специалистов системы образования и повышения квалификации из 30 субъектов РФ в т.ч. 6 докторов наук 44 кандидата наук

Рассматриваемые вопросы: Нормативно-правовые основания проектирования программы Нормативно-правовые основания проектирования программы Структура и механизмы разработки образовательной программы Структура и механизмы разработки образовательной программы Учет традиций региона и опыта образовательной организации при реализации программы Учет традиций региона и опыта образовательной организации при реализации программы Особенности организации инклюзивного образования в дошкольных организациях Особенности организации инклюзивного образования в дошкольных организациях

Общие подходы к проектированию к проектированию образовательной программы дошкольного образования образовательной программы дошкольного образования

Группы как структурные подразделения одной организации могут реализовывать разные ООП (п. 2.2 ФГОС ДО) В ДОУ может быть: одна Программа, если действующие в ней группы решают единые задачи одна Программа, если действующие в ней группы решают единые задачи одна Программа, если группы решают вариативные задачи, и, вместе с тем, эти задачи отражены в едином документе одна Программа, если группы решают вариативные задачи, и, вместе с тем, эти задачи отражены в едином документе несколько программ, разрабатываемых для каждой группы, с учетом специфики решаемых задач каждой из групп. несколько программ, разрабатываемых для каждой группы, с учетом специфики решаемых задач каждой из групп.

Дифференциация групп – основа проектирования Программы проектирования Программы

Комплексный подход к использованию имеющейся классификации к использованию имеющейся классификации Примеры: -общеразвиватчая группа (1) полного дня (2) для детей дошкольного возраста (3) (раннего возраста: до 2 лет, мл. дошк. возраста: 2-4 лет и/или ср. дошк. возраста: 4–5 лет и/или ст. дошк. возраста: 5–7 лет) - компенсируючая группа (1) продленного дня (2) детей дошкольного возраста (3) (раннего возраста: до 2 лет, мл. дошк. возраста: 2-4 лет и/или ср. дошк. возраста: 4–5 лет и/или ст. дошк. возраста: 5–7 лет) и т.д.

В связи с существованием вариативных групп, целесообразна разработка комплекса примерных и парциальных Программ. Пример: УМК «Предшкола нового поколения» – примерная ООП для групп кратковременного пребывания детей 5-7 лет УМК «Предшкола нового поколения» - комплект парциальных программ для групп полного дня

УМК «Предшкола нового поколения» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО для детей 5-7 лет Комплект предназначен для подготовки детей к школе, формирования предпосылок УУД, общей культуры, обеспечения равенства возможностей Принципы: Полноценного проживания ребенком дошкольного возраста Поддержки инициативы детей Приобщения детей к социокультурным нормам Формирования познавательных интересов Соответствия российским культурным традициям Вариативности форм дошкольного образования

Электронный УМК для подготовки детей к школе Двухэкранное панельное устройство Экран ридера создан по технологии электронных чернил и работает в отраженном свете; безопасен для зрения Жидкокристаллический экран позволяет работать с любыми мультимедийными ресурсами, обеспечивая интерактивность обучения

Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

Обязательная часть - не менее 60% от общего объема ООП ДО по всем 5 направлениям развития личности «Вариативная» часть - не более 40% общего объема ООП ДО во всех трех разделах: целевом, содержательном и организационном. Обе части (обязательная и вариативная) являются взаимодополняющими и необходимыми

Пример расчета часов обязательной и вариативной части Группа Продолж. пребывания детей Образователь- ная деятельность Обязательная часть Вариативная часть Общераз- виват- чая полного дня, подготовительная к школе 12 часов 8 часов - образовательная деятельность детей; совместная деятельность детей и педагога; самостоятельная деятельность ребенка 5 часов - образовательная деятельность на основе требований ФГОС ДО и примерной ООП 3 часа - образовательная деятельность на основе парциальной Программы (выбранной или разработанной педагогами)

Какое содержание можно использовать для обязательной части Программы? -Из приказа Минобрнауки России от г «Об утверждении ФГОС ДО» -Из Примерной ООП ДО Если обязательная часть соответствует примерной ООП, она может оформляться в виде ссылки на соответствующую примерную ООП. Если не соответствует, то д.б. представлена развернуто

Какое содержание можно использовать для вариативной части Программы? -программу развития ОУ -региональные (муниципальные) программы развития системы образования -парциальные программы, учитывающие приоритеты организации, группы -специфические особенности региона (муниципалитета); -программы, отражающие сетевые формы организации деятельности и другие документы, материалы.

Приказ Минобрнауки: от г. N 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих ООП»

Как и обязательная, вариативная часть ООП может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной деятельности. Вариативная часть – не более 40% общего объема создаваемого документа

Структура образовательной программы дошкольного образования дошкольного образования

Структура образовательной программы дошкольного образования дошкольного образования

Структура образовательной программы дошкольного образования дошкольного образования

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, которая может быть представлена не только в печатной форме, но и размещена на сайте ДОУ. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей, педагогическую общественность, доступна для ознакомления и включать: Возрастные характеристики и особенности детей Возрастные характеристики и особенности детей Используемые примерные и парциальные ООП Используемые примерные и парциальные ООП Особенности взаимодействия с социальными институтами (в т.ч. с семьей) Особенности взаимодействия с социальными институтами (в т.ч. с семьей)

Особенности проектирования целевого раздела Программы

Формулировка целей и задач Обязательная часть (ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 64) Дошкольное образование направлено: -на формирование общей культуры; -на развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; -на формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; - на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Формулировка целей и задач Вариативная часть целевого компонента дополняет обязательную с учетом: - особенностей групп(ы); - региональной специфики (этнокультурной, социокультурной, климатической, экономической, демографической); - форм реализации Программы (в том числе сетевой, проектной); - традиций и опыта работы педагогического коллектива и других значимых факторов Аналогичное проектирование – по задачам

Принципы и подходы к формированию Программы к формированию Программы

К обязательным принципам формирования Программы, согласно ФГОС ДО, относятся: -поддержка разнообразия детства; -сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; -личностно-развиватщий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; -уважение личности ребенка…

К указанным обязательным принципам добавляются вариативные, которые формулируются с учетом: - направленности групп, парциальных программ - направленности групп, парциальных программ -программ развития региона, муниципалитета, ОУ - деятельности индивидуальных предпринимателей и родителей при получении детьми дошкольного образования в семейной форме.

Подходы к формированию Программы: личностно-ориентированный личностно-ориентированный деятельностный деятельностный аксиологический (ценностный) аксиологический (ценностный) компетентностный компетентностный системный системный культурологический культурологический Они подробно представлены в пособии «Образовательная программа дошкольного образования»

Дополнительные значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации Программы -цели образования, специфичные для конкретной территории -тенденции развития региональной системы образования на основе значимых влияний -особенности развития образования с учетом разнообразия жизненных укладов и потребностей, широты социального состава, динамичности жизни и производства. -особенности образовательной организации…

Дополнительныехарактеристики Примеры: Распределение воспитанников по группам здоровья Группа здоровья Количество детей% от общего количества детей 1 2 3

Дополнительныехарактеристики Примеры: Структура хронических форм патологии у воспитанников Наименование форм патологии % от общего количества детей Бронхолегочная патология Гастроэнтерологическая патология Нефрологическая патология Ревматологическая патология Эндокринологическая патология Неврологическая патология Зрительная патология ЛОР патология Ортопедическая патология Хирургическая патология Другие

Дополнительныехарактеристики Примеры: Отклонения здоровья воспитанников (% от общего количества детей) Часто болею щие дети Заболев ания органов зрения Заболевания органов опорно- двигательног о аппарата Заболеван ия сердечно- сосудисто й системы Нару шени я речи Задержк а психичес кого развития Аллер годерм атозы Другие Другие примеры представлены в пособии издательства «Академкнига/Учебник»

Определение планируемых результатов освоения Программы Согласно ФГОС, результаты должны быть представлены в виде целевых ориентиров Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей

Инвариантные целевые ориентиры (младенческий и ранний возраст): -ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; -использует специфические, культурно фиксированные предметные действия; -владеет активной речью, включенной в общение; -стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; -проявляет интерес к сверстникам и т.д.

Инвариантные целевые ориентиры (на этапе завершения дошкольного образования): -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и т.д.

Вариантные целевые ориентиры берутся: -из парциальных программ -из программ развития и других материалов вариативной части ООП

Структурные компоненты пояснительной записки Документы для разработки инвариантной части Документы для проектирования вариативной части Итоговый вариант Цели и задачи реализации Программы ФГОС ДО Примерн ая програм ма Региональн ые программы Парциал ьные програм мы Программа развития организации Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики Планируемые результаты освоения Программы Взаимосвязь структурных компонентов пояснительной записки

Разработка содержательного раздела Программы происходит в соответствии с технологией, представленной в целевом разделе

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Социально-коммуникативное развитие предусматривает: Познавательное развитие предполагает: Речевое развитие включает в себя: Художественно-эстетическое развитие предполагает: Физическое развитие включает:

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Вариативная часть может включать различные направления (одно или несколько), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных программ и/или созданных самостоятельно.

Методы, способы, формы и средства реализации Программы

Формы, способы, методы и средства реализации Программы (согласно ФГОС ДО) должны иметь вариативный характер, отбираться и использоваться с учетом: -возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; -специфики их образовательных потребностей и интересов.

Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные модули: - диагностический - коррекционно-развиватщий - оздоровительно-профилактический - социально-педагогический - социально-педагогический Последовательность разработки программы коррекционной работы подробно представлена в пособии издательства «Академкнига/Учебник»

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников - приглашение родителей на занятия с целью рассказа об их профессии; - сотрудничество в рамках исследовательских проектов, где взрослые выступают в качестве консультантов и помощников; - участие родителей в реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка и т.д.

Проектирование организационного раздела Программы: -материально-техническое обеспечение программы, обеспеченности методическими материалами и средствами воспитания и развития; -распорядок и/или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; -особенности организации развиватщей предметно-пространственной среды.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса (модель) Образовательные области Пример- ная програм- ма Парци- альные програм- мы Техноло- гии (формы, методы) Метод. пособия (для обязательной и вариативной части Программы) Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие

Режим дня общеразв. группы полного дня (12-час. пребывания) детей ст. дошк. возраста (подготовительного к школе) Режимные моменты Время Прием детей 7.00 – 8.20 Прогулка (50 минут) Самостоятельная деятельность детей Утренняя гимнастика 8.20 – 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность (включая 2 перерыва по 10 минут)9.00 – Второй завтрак – Подготовка к прогулке – Прогулка – Самостоятельная деятельность детей Возвращение с прогулки, подготовка к обеду – Обед – Подготовка к дневному сну – Сон – Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, подготовка к полднику – Полдник – Образовательная деятельность (2 раза в неделю по 30 минут) – Самостоятельная деятельность детей (ежедневно) Подготовка к прогулке – Прогулка – Самостоятельная деятельность детей Подготовка к ужину, ужин – Уход домой – 19.00

Режим дня общеразв. группы полного дня (12- час. пребывания) детей ст. дошк. возраста (подготовительного к школе) Обчая продолжительность: прогулки – 4 часа самостоятельной деятельности – 3 час. 50 мин. непосредственно образовательной деятельности - 1,5 часа в 1-ой половине дня и 2 раза в неделю по 30 мин. - во 2-ой половине дня

Формы методического сопровождения издательства «Академкнига / Учебник» -проведение информационных семинаров, курсов повышения квалификации, конференций (в т. ч. используя Интернет) -создание и участие в работе базовых школ) -проведение мастер-классов, конкурсов, сопровождение стажерских площадок; -обобщение и распространение эффективного опыта; размещение практических разработок на сайте издательства; - поддержка педагогов в организации научных клубов, проведении олимпиад, конкурсов школьников. Ежемесячно проводится методических мероприятий

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Издательство «Академкнига/Учебник» , г.Москва, ул.Бутлерова,17 б Тел.: (499) Факс: (499) Наш сайт: ww.akademkniga.ru