Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС НОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Advertisements

Как добиться успехов и избежать неудач классному руководителю в воспитании младших школьников. Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность.
1. Высокий уровень образования – 89% 2. Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76% 3. Повышение культуры – 43%
Диагностические методики классного руководителя. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей.
«Чтобы воспитать человека, нужно знать его во всех отношениях» К.Д. Ушинский.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Положение О методическом объединении классных руководителей.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Традиционные и нетрадиционные Морозова Ольга Робертовна.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Специфика деятельности социального педагога в школе.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Из опыта воспитательной работы классного руководителя МОУ СОШ 2 ст.Курской Бойко Светланы Николаевны.
Транксрипт:

Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС НОО

По определению Л. Н. Новиковой, воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. В основу построения воспитательной системы были положены общечеловеческие ценности, использованы современные представления о развитии личности младших школьников, их индивидуальных психолого- педагогических особенностей.

Классный руководитель – учитель, организующий учебно- воспитательную работу в порученном ему классе. Классным руководителем назначается один из учителей, на которого возлагается особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др., изменилась деятельность общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства: 1) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; 2) классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, т. е. имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами; 3) классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель). В некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а так же тьютора (от лат. «защитник, покровитель, опекун»). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку. В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Обязанности классного руководителя Классный руководитель имеет право вести экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности. Обязанности же классного руководителя заключаются в следующем: 1) организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; 2) оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога); 3) установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, без психолога, социального педагога). Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности. В частности, овладеть методиками воспитания. Классный руководитель должен правильно и грамотно организовывать учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Он также выполняет несколько важных функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.

Основные требования к классному руководителю Классный руководитель должен быть профессионалом в своем деле. Он должен постоянно совершенствоваться, опираться на опыт других классных руководителей. Классный руководитель должен знать: 1) психолого-педагогические основы воспитания, особенности возраста; 2) содержание, формы и методы воспитания; 3) индивидуальный подход в воспитательной работе; 4) педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, с опорой на ученическое самоуправление; 5) как планировать внеурочную воспитательную работу; 6) как формировать интерес к учебе, развивать познавательные потребности учащихся; 7) как совмещать работу классного руководителя с учителями, работающими в классе; 8) как взаимодействие с родителями; 9) осуществлять взаимодействие с социальным окружением.

Классный руководитель выполняет несколько функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.

Аналитическая функция включает в себя: 1) изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера); 2) изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии.

Организационно-координирующая функция предполагает: 1) установление и поддержку связи школы и семьи (лично, вместе с социальным педагогом); 2) организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий); 3) работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, с воспитателями группы продленного дня; 4) индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.

Коммуникативная функция: 1) формирование позитивных взаимоотношений между детьми, управление взаимоотношениями в классе; 2) формирование оптимальных отношений в системе «учитель – ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить так называемый «компромисс Иггина» – третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны (конфликты чаще всего происходят из-за «несправедливой» оценки и нарушения дисциплины на уроках.

Классный руководитель – административное лицо. Он имеет право: 1) получать информацию о психическом и физическом здоровье детей; 2) контролировать успеваемость каждого ученика; 3) контролировать посещаемость учебных занятий детьми, координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога); 4) организовать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; 5) выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса; 6) приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико- педагогическую комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся; 7) получать помощь от педагогического коллектива школы; 8) определять индивидуальный режим работы с детьми, исходя из конкретной ситуации; 9) отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Цель воспитательной системы: мобилизовать и направить деятельность классного руководителя и представителей среды, на развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме.

Для достижения целевых ориентиров ставятся такие задачи: развитие познавательной активности учащихся; воспитание самостоятельности, самодисциплины; формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка; содействие развитию творческих способностей; сплочение коллектива, создание содружества детей, педагогов и родителей; воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре; воспитание уважения, любви и бережного отношения к своим родным и близким; взрослым, окружающим детям; формировать нравственную культуру учащихся; способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей развивать у детей самоуважение и взаимоуважение.

Схема взаимодействия классного руководителя в системе воспитательной работы с учащимися начальной школы Дети Родители (законные представители) Педагог- психолог Детские объединения Социальный педагог Учителя- предметники

Классный руководитель – учитель- предметник Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими в кол­лективе. Классный руководитель и учителя обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Центром координации и организации учебно – воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями – предметниками решает следующие задачи: изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми, изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми, регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями, определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению, педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников Месяцы Совещание классного руководителя с учителями – предметниками Индивидуальные беседы с учителями предметниками Приглашение учителей предметников на родительские собрания Посещение уроков классным руководителем Другое \по необходимости\ Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

Классный руководитель – педагог - психолог Взаимодействие классного руководителя и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Существует ряд проблем, которые классный руководитель решает вместе со специалистами: организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого – педагогических особенностей личности ее микросферы, условий жизни ребенка; выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой стороны; своевременное решение конфликтных ситуаций, оказание социальной помощи и поддержки учащихся; способствование реализации прав и свобод детей, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;

Существует ряд проблем, которые классный руководитель решает вместе со специалистами: способствование реализации прав и свобод детей, создание конкретной и безопасной обстановки в школе; обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей; развитие демократических основ жизни детских коллективов; поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем; взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, а так же, попавшими в экстремальные ситуации; выявление случаев социального сиротства среди семей учащихся

Месяцы Диагностика учащихся Совместные консультации на основе диагностик Посещение учебных занятий, наблюдения Оказание помощи при подготовке к родительскому собранию Пихолого – педагогические практикумы с детьми и их родителями Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Классный руководитель – детские объединения по интересам Процесс воспитания не может эффективно реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность клубных объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка, для удовлетворения его потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников. Досуговая деятельность способствует развитию творческого потенциала учащихся; наклонностей, призвания, одаренности.

По отношению к классному коллективу клубные объединения выполняют три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегрирующую. Классный руководитель помогает определить школьнику свое место в коллективе, предоставляет ему поле деятельности для самоутверждения, для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников. Роль классного руководителя – способствовать вовлечению всех учащихся класса во внеурочную деятельность, особенно детей, находящихся в СОП. Порою для таких ребят клубы и кружки являются единственным местом, где они могут проявить себя. А иногда классный руководитель выполняет контролирующую функцию, строго следя за посещением кружков учащимися, потому что, в некоторых случаях, лишь они могут спасти детей от вредных привычек, разгульной жизни. Несомненно, одно: досуг детей должен быть обязательно занят, соответственно их интересам, потребностям, с пользой для самих себя и окружающих.

Циклограмма совместных \с руководителями объединений\ действий Месяцы Реклама клубных объединений \совместно с руководителям и\ Контроль за посещением занятий учащимися Индивидуальн ые беседы с руководителя ми объединений Мониторинг достижений учащихся \отражать в портфолио\ Другое \по необход имости Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Классный руководитель – дети Ученики начальной школы, как никто иные, находятся в постоянном контакте с классным руководителем, который ещё и является их учителем. Такое тесное сотрудничество обязывает классного руководителя строить процесс воспитания в целом очень чётко, грамотно, продуманно.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах. Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен чутко прислушиваться к мнению детей. Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах. Принцип деятельности. Младшие школьники - это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учи­теля и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, сорев­нования, театрализации и т. д., поэтому классный руководитель должен предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия. Принцип свободы участий. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах. Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, боль­шое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагогу самому необходимо чествовать в мероприятиях. Это положительно сказывается на отношениях учащихся с классным руководителем. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два способа сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка внеклассной работе и по достоинству ее оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в последующем он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия: Во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую, демократическую и правовую, нравственную и экологическую, художественную и физическую, культуру семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия: Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поис­ком нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, форми­рующих активную личную позицию школьника. В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспи­тание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией. В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия: В-пятых, воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный вос­питательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\ Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что го­ воришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка. Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких це­лей и их практической реализации. Учащимся необходимы формули­ровки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д. Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\ Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и. будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика. Правиле 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками. Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить об этом прямо при этом остерегаться расточать похвалу.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\ Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления. Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс. Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\ Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами. Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия. Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\ Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень- Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта. Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психологического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом Формы работы с классом Групповая Индивидуальная

Групповая Индивидуальная Формирование коллектива Диагностика изучения классного коллектива Формирование традиций коллектива Вовлечение в различные виды деятельности 1 этап – диагностические исследования личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности 2 этап – вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психическое состояние и действия учащихся)

Классный руководитель – семья Огромное значение в работе родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Необходимость и важность сотрудничества с семьей никогда не ставились под сомнение. Воспитание будет успешным лишь в том случае, если просвещение семьи опережает просвещение ребенка, то есть используется предваряющая реакция. Все яснее становится понимание роли семьи в поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями. Если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, адаптироваться и реализовать социальные по­требности. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско- родительских отно­шений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше вре­мени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребенок. Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам. Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей являются подарки, ко­торые отнюдь не укрепляют семью. Работа, направленная на развитие личности младших школьников, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Поэтому один из приоритетов в работе специалистов школы - это работа с родителями школьников.

Она осуществляется по следующим направлениям \по Декреклеевой Н. И.\ Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству Диагностика Коррекционная работа

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители, воспитатели и учителя. Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в образовательных программах, в Законе об образовании и т. д.), а также в трудах известных педагогов. С. Шалкаускис писал: Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, классный руководитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям.

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя- воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

Основные направления деятельности классного руководителя: Обеспечение нормального физического здоровья школьников; Решение проблемы общения; Расширение познавательной сферы ребёнка; Повышение воспитательного потенциала семьи. Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Основные формы работы классного руководителя с родителями учащихся: Анкетирование; Беседы; Консультации; Родительские собрания; Посещение семей; Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей. Основные параметры содержания воспитания определяются его целями и задачами.

Цели: Обеспечение возможности свободного развития способной нравственной личности, опираясь на духовно-нравственные традиции семей; Воспитание высоких духовных, нравственных, патриотических, эстетических и трудовых навыков у учащихся.

Задачи: Приобщение учащихся к истории и культуре страны; Знакомство с бытом, обычаями, традициями наших предков; Изучение истории родного края, его духовного и историко-культурного наследия; Развитие творческих способностей детей; Воспитание любви к ближнему и уважения к старшим; Воспитание культуры поведения; Создание дружного и сплоченного коллектива; Воспитание трудолюбия через конкретные дела.

Таким образом, перед учителем как воспитателем стоит труднейшая проблема – как вырастить доброго, честного, внимательного, отзывчивого и толерантного ребенка. Это возможно только на основе воспитания и развития ребенка на общечеловеческих ценностях и традициях семей народов России, познавая самого себя и других. Внеклассная воспитательная работа в начальном классе, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя.

Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями: Изучение семей учащихся; Педагогическое просвещение родителей; Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; Индивидуальная работа с родителями; Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, Традициями класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.

Профессор Н.Е. Щуркова советует классному руководителю строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей- принципов, как: Обращение к чувству родительской любви и ее уважение; Умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижения представляющей положительной оценки; Высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.

Функционирование и развитие воспитательного ученического коллектива строится по программе, которая имеет следующие направления: гигиеническая культура, физическая культура, культура поведения человека, культура умственного труда, культура и традиции семей народов России. В каждом из этих направлений воспитательной работы цели, содержание, формы и педагогические средства определяются в зависимости возрастных особенностей, уровня развития интереса детей.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся: Традиционные формы Нетрадиционные формы

Традиционные формы работы с родителями: Родительские собрания Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда классный руководитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Классный руководитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком: Особенности здоровья ребёнка; Его увлечения, интересы; Предпочтения в общении в семье; Поведенческие реакции; Особенности характера; Мотивация учения; Моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Классный руководитель должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями: Тематические консультации Родительские чтения Родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы: Ребёнок не хочет учиться. Как развить плохую память ребёнка. Единственный ребёнок в семье. К чему может привести тревожность детей. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения в рамках родительского лектория дают возможность родителям не только слушать лекции классный руководитель, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие: на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии; Классный руководитель собирает и анализирует информацию; определяется список литературы по данному вопросу; изучение литературы родителями; изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика: Первый год ребёнка, каким он был. Каким я вижу будущее своего ребёнка. Друзья моего ребёнка. Праздники нашей семьи.

Советы классному руководителю и родителям Если: ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть ребёнка высмеивают, он становится замкнутым ребёнка хвалят, он учится быть благородным ребёнка поддерживают, он учится ценить себя ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие: - особенности возраста учащихся класса; - степень сформированности детского коллектива; - особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся; - степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил: Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности. Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса. Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса. Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе. Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики: Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках. Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям. Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики: Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости. Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру. Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики: Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи: - изучение личностных качеств учащихся класса; - изучение общих и специальных способностей класса; - изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе; - учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел; - отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.

Литература Андреева В.А. Педагогический совет. - «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно – ориентированного воспитания» \\ Классный руководитель Андреев А. А. - Методика для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей. \\ Классный руководитель \\ Классный 3. Баке Е. Л., Баке А. А. Исследование жизненных ценностей старшеклассников. \\ ЗДВ: научно – методический журнал Бахирева Т.А Система воспитательной работы 5. Воспитательная система школы \\ Классный руководитель Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя 1-4 классы. – М.: ВАКО, Диагностика и анализ воспитательной работы \\ Классный руководитель Купряшина H. Д. ОРГАHИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИЗ HЕБЛАГОПОЛУЧHЫХ СЕМЕЙ 9. Рожков М. И. Классному руководителю. Учеб. метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», Фалькович Т. А. Нестандартные формы работы с родителями. – М.: 5 за знание,2005