Презентация создана учителем-логопедом первой категории Чернецкой Н.В. 2013 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автоматизация звука С. Классификация понятий. Выберите лишнее. Почему ?
Advertisements

Развитие мышления. наглядно - образное абстрактное ( словесно - логическое и символическое ) наглядно - действенное Виды мышления человека.
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
Сабурова Галина Витальевна, зам директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ « Усольская СОШ 1 »
1.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1.Выборочная проверка выполнения упражнения 214 (с учебника) Выбери строчку,
это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: Понятие как форма мышления Работу выполнила учитель информатики и математики МОУ СОШ 1 г. Минеральные Воды Малюта Елена Николаевна.
16 Всего заданий Введите фамилию и имя Тест По информатике, по теме «Определение и классификация понятий» Начать тестирование.
Дополни сочетания, угадав недостающие слова. 1. десятичная значение корень сравнить выполнить заполнить... (дробь) (выражения)
§ 8 Составила: Федюнина Наталья Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ гимназия 1 г. Похвистнево Самарская область Понятие как форма мышления.
Части речи МОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат» с/п Лямина, Сургутский район Ослина Ирина Викторовна – учитель начальных классов.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Понятие как форма мышления 6 класс урок 16. Продолжите последовательность, записав два следующих числа
ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ И ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ Сложные высказывания можно записывать в виде формул. Для этого простые логические высказывания нужно обозначить.
Обработка информации Разнообразие задач обработки информации Преобразование информации по заданным правилам.
Автор : Смолина Н. М. учитель высшей категории МОУ Арефинская СОШ.
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Благовещенск 2013 Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию логического мышления у старших дошкольников.
ТИПОЛОГИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. Всё множество применяемых в практике тестирования форм заданий можно свести к четырем, каноническим, формам, выделяемым В.С.
Работа выполнена учителем начальных классов МБОУ «СОШ 88 с кадетскими классами» Галкиной Ольгой Владимировной 2014 год.
Транксрипт:

Презентация создана учителем-логопедом первой категории Чернецкой Н.В год

1. Классификация понятий. 2. Определение понятия через род и видовое отличие. 3. Установление отношений между понятиями. 4. Толкование переносного смысла фразеологизмов и метафор. 5. Задачи на пересечение множеств. 6. Загадки.

1. Словесная характеристика классов в готовой классификации; 2. Отнесение объекта к классу; 3. Проверка результатов произведённой классификации; 4. Выбор основания для классификации;

Прочитайте строчки слов. Найдите в перечне оснований для классификации нужное и обведите его номер кружком. Прочитайте выбранное вами основание и докажите правильность своего выбора.

Сосна, весна, нос, тоска, лось: одинаковое количество букв; из набора букв можно составить еще одно слово; несклоняемые существительные; одинаково оканчиваются слова. Масса, трасса, пресса, мелисса, поэтесса: слова с абстрактным значением; слова среднего рода; имеют удвоенное с; одинаковое начало слов. Страус, соус, силос, суффикс, скунс: обозначают животных; несклоняемые существительные; из набора букв можно составить еще одно слово; начинаются и оканчиваются на одну и ту же букву

Прочитайте слова. Досада, спокойствие, совесть, суфле, лассо, ссора, сомнение, радость, масса, сабо, эскимо, сытость, счастье, посадка, успех, Назовите существительные 2-го склонения. Назовите существительные 1-го склонения. Назовите существительные 3-го склонения. Назовите несклоняемые существительные. Сладкий, высокий, трусливый, стеклянный, соленый, низкий, смелый, пластмассовый, кислый, толстый, веселый, шерстяной, острый, узкий, грустный, соломенный. Назовите прилагательные, обозначающие признак по вкусу. Назовите прилагательные, обозначающие признак по размеру. Назовите прилагательные, обозначающие характер человека. Назовите прилагательные, обозначающие признак по материалу.

Прочитайте слова. Эти слова нужно разделить на три группы по родам (мужской, средний и женский). Прочитайте слова в таблицах А, Б, В. Раскрасьте зеленым цве­том таблицу, в которой слова правильно разделены на группы. Слабость, содружество, успех, полюс, соревнование, досада, сомнение, вопрос, высота.

Мужской род Женский род Средний род успех полюс вопрос слабость содружество досада соревнование сомнение высота Мужской род Женский род Средний род успех полюс содружество вопрос слабость досада соревнование сомнение высота Мужской род Женский род Средний род успех полюс вопрос слабость досада высота соревнование сомнение содружество

Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу. Ласка, такса, мопс, соболь, спаниель, фокстерьер, росомаха, скунс.

Прочитайте слова. Распределите их на две группы. Назовите основание для разделения данных слов на две группы. Запишите в верхних строчках таблицы название групп слов, затем заполните таблицу. Кисточка, маска, сачок, касса букв, ластик, совок, самолетик, краски.

Определение понятия является логическим действием, направленным на раскрытие содержания понятия.

Это логическое действие состоит из нескольких операций: Отнесение объекта к роду. Обобщение и ограничение понятий. Выделение видового отличия, Определение через род и видовое отличие.

Заполните таблицу с озаглавленными столбцами, обозначающими родовые понятия. В каждом столбике должно быть по три слова. Флокс, лиственница, салат, костяника, кактус, сосна, редис, смородина, астра, кипарис, капуста, брусника.

Произвести обобщение понятия значит подобрать к нему подчиняю­щее его более широкое (родовое) понятие. Например, обобщить понятие «миска» это найти к нему родовое понятие «посуда». Произвести ограничение понятия значит подобрать к нему подчинен­ное ему более частное (видовое) понятие. Например, ограничить понятие «миска» - это подобрать к нему видовое понятие «пластмассовая миска».

Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Для каждого понятия (в скобках слева) предлагается на выбор четыре понятия, среди которых вам следует выбрать родовые и видовые и записать их в нужное место в таблице. (Автобус) - велосипед, красный автобус, салон, транспорт. (Кастрюля) - стол, салфетка, старая кастрюля, посуда. (Куст) - смородина, кислота, растение, сок. (Сахарница) - сахар, посуда, хрустальная сахарница, самовар. (Самолет) - кресло, транспорт, стюардесса, пассажирский самолет.

Видовые понятия Заданные понятия Родовые понятия автобус кастрюля куст сахарница самолет

Родовое понятие Видовые отличия Для занятий спортом Тёплая фуфайка без застёжек с высоким воротом Женское летнее платье без рукавов Брюки из плотной ткани Одежда Заполните таблицы, подбирая нужные слова-понятия из слов справок, находящихся под таблицами. Слова для справок: спортивный костюм, свитер, сарафан, джинсы

Вставьте нужные слова в предложения. Пропущено видовое отличие, выделено родовое понятие. Остров это часть суши, которая _______. Существительное это часть речи, которая ______________________. Масленка это посуда для ___________. Автобус это транспорт для _________.

Пропущено родовое понятие, выделено видовое отличие. Приставка это _________, служащая для образования новых слов. Стул это ___________ для сидения. Скворечник – это _______ для скворца. Сковорода – это ________ для жарки.

Пропущено понятие, выделено родовое понятие и видовое отличие. __________ - это обувь для лета. __________ - это инструмент для сверления. __________ - это огнестрельное оружие. ___________ - это хвойное дерево.

Пропущены родовое понятие и видовое отличие, выделено понятие, требующее определения. Строитель - _______________, который __________________________. Слон – это ___________________, которое ___________________________. Сад – это _____________________, где _______________________________. Лес – это ______________________, где ______________________________.

с Промежуток времени в 60 минут с Площадь земли, заросшая деревьями с Крупа с белыми продолговатыми зернами с Орган обоняния на лице человека с Тяжесть чего-либо, определяемая мерой Узнайте слова по толкованию, заполните таблицу.

Передача мяча партнёру То, что приготовлено, собрано для чего-нибудь Цветная нашивка полосой во всю длину форменных брюк Прибор для определения сторон горизонта Заполните таблицы, вставляя слова с общим началом или концом слова (поле из одинаковых букв в таблице обозначено цветом). Вначале узнайте по толкованию ключевое слово и занесите его в таблицу на каждую строчку в закрашенном участке. Затем по толкованию узнайте остальные слова.

Прочитайте каждую строчку в таблице А и найдите среди четырёх слов одно «лишнее», не подходящее к остальным словам понятие. Занесите номер этого слова в таблицу Б под номером строки.

п/п колесосалонавтобустормоз 2. кусачки плоскогубцы тиски весы 3 часывесыспицыкомпас 4 собакахвостпастьшерсть

Рассматриваются отношения: 1. Целое – часть. 2. Род – вид. 3. Отношение рядоположности. 4. Отношение противоположности. 5. Отношения причинно-следственные. 6. Отношения последовательности. 7. Отношения функциональные. 8. Разные отношения. 9. Простые аналогии. 10. Сложные аналогии.

колесоспинкаспицахвост стулсобакасоснаствол лесстрелкиосиначасы Соберите пары слов, объединенных в отношение «целое часть». Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова, обозначающие «целое», обведите красным цветом.

Укажите целое, частью которого являются следующие слова. Ствол ___________ Лист ____________ Спидометр ____________ Шерсть _________ Ступенька ________ Колос _________ Слова для справок: сосна, капуста, автобус, собака, лестница, рис.

осадкиавтобусосапосуда вид спортарисстакантеннис насекомоеснеграстениетранспорт Соберите пары слов, объединенных в отношение «род вид». Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом, при этом слова обозначающие родовые понятия, обведите красным цветом.

сумканослесстол волосыфикусриспросо степьсаквояжкактускресло Соберите пары слов, объединенных в отношение рядоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

Найдите и подчеркните в каждой строке два понятия, находящиеся в отношении рядоположности. Стол, скатерть, столешница, соль, сундук. Сундук, носки, сумка, галстук, часы. Колос, коса, рис, овес, суп. Осот, отросток, осока, сад, лес. Столица, костел, стены, автобус, собор. Стекло, доска, сосна, стена, стамеска. Отвес, глобус, телескоп, маска, микроскоп.

красивыйвысокийвеснавстреча осень старость расставание погаснуть страшныймолодостьвспыхнутьнизкий Соберите пары слов, объединенных в отношение противоположности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

усталость опасность оскорбление снегопад солнцесонсветстрах ссораиспугсугробыбегство Соберите пары слов, объединенных в причинно- следственные отношения. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом. Слова, обозначающие причины, обведите красным цветом; слова, обозначающие следствия, обведите зеленым цветом.

августсемьсентябрьшесть субботастаростьсорокдевяносто пятьдесятстовоскресеньезрелость Соберите пары слов, объединённых в отношение последовательности. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом. Слова, обозначающие более ранние события, обведите красным цветом; слова, обозначающие более поздние события, обведите зеленым цветом.

стол самолёт конструктор весна снегсосулькисанкиосень листопадкосаскатертьсено Соберите пары слов, объединенных в функциональные отношения. Для этого раскрасьте каждую пару слов своим цветом.

Установите, в каких отношениях находятся понятия (род вид, целое, часть, рядоположности, функциональные отношения, противоположности и т. д.) Лес – костяника Скрипка - контрабас Успех – радость Скорлупа – кокос Мопс – такса Маслины – масло

Определите тип отношений между первым и вторым словом. Подберите четвертое слово таким образом, чтобы между третьим и четвертым словом был установлен тот же тип отношений. Сосна - лиственница = Стол - Автобус - транспорт = Миска - Стены - сарай = Скорлупа - Лес - брусника = Кастрюля – Оскорбление - ссора = Радость -

п/п Пары понятий Тип отношений 1. Осот растение 2. Лотос флокс 3. Редис миска 4. Инструмент тиски 5. Лист - смородина 6. Автобус – салон Определите тип отношений между понятиями. Запишите ответ в таблицу. Таблица А

Прочитайте устойчивые выражения. Объясните их смысл с помощью слов для справок. Какой? Какая? Каков? Косая сажень в плечах _______ Сами с усами _______________ Слова для справок: мощный, сильный человек; уверенный в себе человек.

Какой? Какая? Каков? На всех парусах_________ Не по дням, а по часам __________ Как кошка с собакой _________ Как свинья в апельсинах _____________ Как снег на голову _________________ От доски до доски __________ Как с гуся вода ____________ Слова для справок: очень быстро двигаться, быстро летит время, недружно, ничего не понимать, неожиданно, досконально, все равно.

Рассмотрите пересекающиеся круги. Каждый круг отмечен номером и содержит определённое условие. Задача 1. Круг 1 - буква С в середине слова. Круг 2 - звери. Круг е склонение.

1/2/3 1/2 Ответы занесите в таблицу. Таблица Нужно найти ответы. а) соответствующий всем трем приведенным условиям ответ 1/2/3; б) соответствующий двум приведенным условиям ответ или 1/2, или 1/3, или 2/3.

Нам шагать по лестнице Незачем с тобой – Лестница – чудесница Бежит сама собой! На столе передо мной Закрутился шар земной! Арктика, экватор, полюс – Уместил всю землю …… Раз ему работу дашь, - Зря трудился карандаш!

Л.М.Козырева «Развитие речи и мышления»; А.В.Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»;