Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Проведение комплекса аналитических и практических мероприятий по исследованию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Advertisements

Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Инновационное развитие Сарова: базовые условия Группа 11 «Экономика инновационного развития»
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Оценка эффективности инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленного комплекса региона на основе экспертного метода Ноговицына О.С.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта IX Красноярский экономический форум 16 февраля 2012.
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА IX МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ САЛОНЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина.
Концепция развития государственного учреждения Ярославской области «Бизнес-инкубатор» на годы Государственное учреждение Ярославской области.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Методические рекомендации по разработке Стратегических планов министерства образования и науки Республики Казахстан.
Транксрипт:

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Проведение комплекса аналитических и практических мероприятий по исследованию текущего состояния предпринимательской среды в условиях ресурсных особенностей мегаполиса Москва и выявлению ключевых факторов влияния на конкурентоспособность субъектов МСП, обеспечивающих успешное развитие бизнеса на ближайшую и среднесрочную перспективу Место проведения: Торгово-промышленная палата РФ, г. Москва, ул. Ильинка, 5/2, каб. 540 Дата и время проведения: г., 15:00

Реализация программного мероприятия «Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на гг.» Ранжирование и определение степени влияния внешних факторов предпринимательской среды г. Москвы на конкурентоспособность МСП г. Москвы (текущий этап) Разработка и утверждение в экспертном сообществе методических рекомендаций и плана мероприятий к программе города Москвы «Стимулирование экономической активности на гг.» по развитию предпринимательской среды в городе Москве на период гг. на основе выявленных ключевых факторов влияния на конкурентоспособность субъектов МСП, обеспечивающих успешное развитие бизнеса на ближайшую и среднесрочную перспективу Анализ российского и зарубежного опыта исследований предпринимательской среды Формирование исчерпывающего перечня внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность МСП Выявление ресурсных особенностей г. Москвы Разработка метода исследования текущего состояния предпринимательской среды в условиях ресурсных особенностей г.Москва Исследование выполняется в три этапа 12 Основание исследования Ключевой целью исследования является разработка методических рекомендаций и плана мероприятий к программе г.Москвы «Стимулирование экономической активности на гг.» 3 2

Тематике подпрограммы «Стимулирование экономической активности на гг.» Действующим в г. Москве нормативным правовым актам, а также ключевым приоритетам деятельности ДНПиП Юрисдикции г. Москвы Предлагаемые рекомендации должны соответствовать 12 Предлагаемые рекомендации к программе г.Москвы «Стимулирование экономической активности на гг.» ограничены рамками федерального законодательства и действующими приоритетами г. Москвы 3 3

Рыночные факторы Инфраструктура Рынок труда, трудовые ресурсы Финансовые ресурсы Социальная напряженность, преступность и неравенство** Доступ к спросу на производимые товары и услуги** Недвижимость Информационно- аналитическая обеспеченность отрасли** Законодательные факторы Налогообложение Мероприятия государственной поддержки Административный климат и коррупция Нормативная правовая база Для формирования рекомендаций был проведен анализ степени значимости влияния групп факторов на конкурентоспособность МСП* 4 Источник: результаты массового опроса производственных компаний, проведенного АНО «НИСИПП» *Процентный показатель – агрегированная оценка степени значимости факторов, высказанная респондентами **Выявление степени востребованности обеспечивалось в процессе проведения глубинных интервью и практических мероприятий с экспертами 43% 58% 59% 66% 49% 64% 37% 66% 1. Доступ к спросу на производимые товары и услуги – группа факторов является основополагающей для большинства субъектов МСП 2. Нормативная правовая база и государственная поддержка – ключевая группа факторов для субъектов МСП ряда видов деятельности 3. Налогообложение – группа факторов, обладающая высокой степенью значимости 4. Рынок труда – группа факторов, обладающая высокой степенью значимости 5. Инфраструктура и недвижимость – группа факторов, обладающая высокой степенью значимости для большинства видов деятельности 6.Информационно-аналитическая обеспеченность отрасли – группа факторов, обладающая высокой степенью актуальности для субъектов МСП ряда видов деятельности Ранжированный перечень ключевых факторов влияния в соответствии с оценками экспертов

С точки зрения группы факторов доступа к спросу на производимые МСП товары и услуги может быть выделен ряд рекомендаций 5 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций Высокий уровень платежеспособного спроса (рост реальных располагаемых доходов на 13,8% за гг., высокий уровень зарплат населения – средняя зарплата на уровне 42 тыс. руб. в месяц). Высокая концентрация населения в г. Москве (с учетом маятниковой миграции до 20 млн человек) Высокие масштабы государственных закупок (общие расходы бюджета г.Москвы в 2012 г. – 1,7 трлн руб.) Высокий уровень деловой активности (в г.Москве присутствуют все крупнейшие российские государственные корпорации, 236 тыс. МСП, 81 тыс. ИП) ? ? ? ? Возможно ли при существующем федеральном законодательстве облегчить доступ субъектов МСП к государственному спросу? Следует ли повысить масштабы реализации мероприятий, обеспечивающих субъектам МСП доступ к спросу (выставки, ярмарки и т.д.)? Возможна ли организация для субъектов МСП преференций при доступе к рыночному спросу по отношению к крупным компаниям? Существуют ли иные способы обеспечения для субъектов МСП доступа к существующему в г.Москве спросу, на которые может повлиять государство? Источник: Торгово-промышленные ведомости, издание ТПП РФ, Редакция «Бюллетеня Оперативной Информации «Московские Торги» Ключевые проблемы ! Ограниченный доступ к государственному спросу из-за несовершенства механизма госзаказа

С точки зрения группы факторов государственной поддержки может быть выделен ряд рекомендаций 6 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в г. Москве на гг.» «Развитие малого и среднего предпринимательства в г.Москве на гг.» Реализация мероприятий поддержки посредством ГБУ «Малый бизнес Москвы» Реализация мероприятий по поддержке инновационных компаний Центром инновационного развития г. Москвы ? ? ? ? Способна ли дополнительная информационная поддержка обеспечить повышение результативности существующей государственной поддержки? Как она должна быть организована? Существует ли необходимость во введении каких-либо подтипов поддержки, отсутствующих в настоящий момент? Требуется ли изменение условий реализации существующих мероприятий поддержки? Необходимо ли создание дополнительных инструментов реализации государственной поддержки? Ключевые проблемы ! Недостаточная адресность отдельных мероприятий поддержки ! Низкий уровень информированности субъектов МСП о доступных возможностях государственной поддержки ? Какие категории субъектов МСП не охвачены государственной поддержкой, но нуждаются в ней?

С точки зрения группы факторов рынка труда может быть выделен ряд рекомендаций 7 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций ? ? ? ? Для ряда направлений деятельности характерна низкая квалификация управленческих кадров (с позиции рыночных компетенций), также существует проблема старения кадров Сложности с привлечением талантливых молодых специалистов (согласно опросам Опоры России порядка 40% производственных компаний испытывает острый дефицит) Трудовая миграция квалифицированных специалистов из регионов положительна В г. Москве существует система подготовки квалифицированных специалистов по большинству необходимых специальностей (60% кадрового и научно-технического потенциала России) Каким образом может быть обеспечено более тесное взаимодействие между ВУЗами и реальным сектором экономики? Как можно стимулировать специалистов, работающих не по специальности, реализовывать весь доступный потенциал? Могут ли быть снижены кадровые потери от «утечки мозгов» за границу, а также переманивания специалистов из субъектов МСП в крупные компании? Каким образом может быть решена проблема недостаточной престижности отдельных востребованных профессий? Источник: РОСОЭЗ Особые экономические зоны – «Инновационный территориальный кластер Зеленоград», «Индекс ОПОРЫ – 2012» Ключевые проблемы ! ! Доступно привлечение труда мигрантов (как зарубежных, так и российских) для работ, не требующих высокой квалификации

С точки зрения группы факторов финансовых ресурсов может быть выделен ряд рекомендаций 8 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций ? ? Привлечение «коротких денег» не является проблемой даже для субъектов МСП Привлечение «длинных денег» осложнено существующими в г. Москве рисками (стоимость «длинных денег» запретительно высока, что особенно актуально для высокотехнологичных предприятий) В г. Москве расположено высокое количество финансовых институтов 494 банка или 51,7% из существующих в России представлены в г.Москве) Объемы финансирования московских компаний достаточно высоки и стабильно растут за последние 2-3 года (на – 58% средств, выдаваемых МСП в виде кредитов приходится на г. Москву) Каким образом может быть обеспечено получение субъектами МСП «длинных денег»? Необходимы ли изменения в реализуемых программах финансовой поддержки субъектов МСП? Источник: ЦБ РФ, База статей о банках и банковской деятельности - bankirsha.com Ключевые проблемы !

С точки зрения группы факторов инфраструктуры может быть выделен ряд рекомендаций 9 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций ? ? ? ? г. Москва характеризуется достаточным уровнем доступности технической инфраструктуры (газ, электричество, вода, канализация) Для г. Москвы характерна проблема высокой загруженности основных транспортных магистралей (часовой путь в г. Москве увеличивается на 74 мин) В г. Москве 79% бизнес-катализаторов России, 49% центров консалтинга, проводится 74% крупных конкурсов проектов, 35 информационных ресурсов по инновационной тематике В г. Москве находятся 25% российских технопарков, 32 бизнес-инкубатора, 17ИТЦ, формирующиеся кластеры в г. Троицке и в г. Зеленограде, планируется создание кластера на базе Курчатовского института, 11 НИУ, МГУМ.В. Ломоносова, 11 отделений РАН Являются ли достаточными существующие темпы развития городской инфраструктуры? Испытывают ли субъекты МСП потребности в инфраструктурных объектах, которые отсутствуют в городе, а также не внесены в планы по строительству на ближайшую перспективу? Испытывают ли субъекты МСП проблемы доступа к каким-либо элементам существующей городской инфраструктуры? Существуют ли у субъектов МСП проблемы, связанные с инфраструктурой? Источник: оценка АНО «НИСИПП» на основе баз организаций инновационной инфраструктуры МИИРИС, Venture Database, Каталога информационных ресурсов венчурного рынка, подготовленного Агентством промышленной информации, Рейтинг загруженности дорог в Европе и России, «Промзоны Москвы: Проблемы и решения» информационный ресурс stroypuls.ru Ключевые проблемы ! Площадь промышленных зон до 20 тыс. га. Реализуется программа их развития

С точки зрения группы факторов налогообложения может быть выделен ряд рекомендаций 10 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций ? ? Для России и г. Москвы характерен высокий уровень уклонения от налогов (Россия на 4 месте в мире по совокупной величине годовых налоговых потерь) За последние 2-3 года ряд налоговых процедур ужесточен (социальный налог) Прохождение налоговых процедур достаточно комфортно (7 основных процедур и 177 часов в год на их реализацию) Уровень совокупного налогового бремени составляет 54,1%, но может достигать и 70% от выручки субъекта МСП Являются ли процедуры уплаты основных налогов достаточно быстрыми и комфортными (с точки зрения необходимых совершаемых усилий)? Существуют ли возможность изменения воздействия факторов налогообложения в рамках используемых для рекомендаций предпосылок? Источник: PwC «Paying taxes 2013», Ключевые проблемы ! ! !

С точки зрения группы факторов информационно-аналитической обеспеченности может быть выделен ряд рекомендаций 11 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций ? ? ? ? Для отдельных видов деятельности свойственна ситуация асимметрии информации, что ограничивает рост субъектов МСП г. Москва характеризуется высоким уровнем общего развития информационной инфраструктуры (более 70% всех международных выставок, ярмарок и конференций России, качество доступа в интернет одно из наиболее высоких, а стоимость одна из наиболее низких по сравнению с мегаполисами мира) ДНПиП г. Москвы реализуется информационная и консультационная поддержка субъектов МСП Каким образом можно повысить эффективность оказания информационной поддержки? Требуется ли создание отраслевых информационных ресурсов, агрегирующих информацию по отдельным целевым сегментам? Требуется ли более активное проведение выставочных мероприятий для субъектов МСП или помощь в участии (а так же какие-либо узкоспециализированные мероприятия)? Необходимо ли применение каких-либо других механизмов развития информированности? Источник: «Прайсвотерхаус Куперс РашаБ.В.» «Cities of Opportunity–2012», 2012 г., оценка АНО «НИСИПП» на основе баз организаций инновационной инфраструктуры МИИРИС, Venture Database, Каталога информационных ресурсов венчурного рынка, подготовленного Агентством промышленной информации Ключевые проблемы !

С точки зрения группы факторов нормативной базы может быть выделен ряд рекомендаций 12 Специфика г. Москвы Вопросы для формирования рекомендаций ? ? ? Существуют проблемы субъектов МСП, вызванные отсутствием отдельных, четко определенных нормативных правовых актов Актуальна проблема однозначной трактовки нормативных правовых актов, а также проблема их исполнения г. Москва характеризуется активным нормотворчеством, количество нормативных правовых актов и скорость их создания высоки (739 действующих документов, актуальных для МСП) По ряду вопросов федеральное законодательство содержит более исчерпывающие определения и характеристики, чем муниципальное (инновации) Могут ли быть приняты на уровне правительства г. Москвы нормативные правовые акты, способные решить существующие проблемы? Могут ли проблемы, вызванные несовершенством нормативной правовой базы, быть решены благодаря информационной и консультационной поддержке субъектов МСП? Могут ли быть реализованы иные мероприятия, способные обеспечить решение проблемы несовершенства нормативной правовой базы? Источник: «Консультант Плюс» ! ! ! ! Ключевые проблемы Нормативная правовая база г. Москвы активно совершенствуется, принимаются целевые программы развития

Ряд вопросов проводимого исследования может быть эффективно решен на основе учета мнения экспертного сообщества 13 Какие рекомендации можно еще выделить? В какой степени государственная поддержка способна обеспечить формирование точек роста? Есть ли у Вас какие-либо невысказанные пожелания, предложения и комментарии по текущему исследованию?

Спасибо за внимание!