Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые основы предпринимательской деятельности Эксплуатация транспортно-технологических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глава 11. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Финансовые основы предпринимательской деятельности Эксплуатация транспортно-технологических машин.
Advertisements

Тема 9 «Организация процесса оценки. Составление отчета об оценке объекта недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление.
Планирование аудиторской проверки Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита» Преподаватель: Василенко Марина Евгеньевна.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.
Тема 6 «Сравнительный подход к оценке недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление на предприятии, Менеджмент.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Тема 8 «Оценка стоимости земли. Оценка стоимости частичных прав» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление на предприятии,
Владивостокский государственный университет Институт международного бизнеса и экономики Кафедра «Финансы и налоги» Предмет: «Организация деятельности коммерческого.
Тема 9 «Оценка стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций» «Оценка бизнеса» Специальности: Экономика и управление на предприятии,
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
1 Учет дебиторской задолженности. 2 Дебиторская задолженность - определяется как сумма, причитающаяся государственному учреждению от других лиц, включая.
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Транксрипт:

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые основы предпринимательской деятельности Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Институт информатики, инноваций и бизнес-систем Кафедра «Финансы и налоги» Конвисарова Елена Викторовна, к.э.н., профессор

Содержание лекции 1)Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии 2)Показатели дебиторскойй задолженности 2

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторская задолженность в процессе выполнения обяза­тельств- естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обсто­ятельствах: –коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа; –несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа; –недостачи, растраты, хищения: –поставки недоброкачественной или некомплектной продук­ции; –другие случаи.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Факторами, определившими рост дебиторской-креди­торской задолженности, были следующие: непредсказуемость шоковой терапии, когда предполагаемый рост цен в 3-5 раз фактически составил сотни и тысячи раз; резкие спады объемов производства в 1990-х годах: не проведенная государством индексация оборотных средств предприятий, бывших в то время государственными; образовавшиеся большие недостатки их собственных оборот­ных средств неподготовленность и непрофессионализм вновь созданной в 1992 г. системы коммерческих банков к организации безналич­ных расчетов, что вынудило Центральный банк РФ создать с апреля 1992 г. систему РКЦ, т.е. расчетно-кассовых центров; дороговизна заемных средств, определяемая высокой учетной ставкой ЦБ РФ; значительный криминальный уровень экономики и нахожде­ние в результате многих предприятий в зоне повышенного риска и неопределенности; замедление платежного оборота и снижение эффективности деятельности предприятий, появление определенного количес­тва убыточных предприятий: финансовая напряженность в государстве, в результате чего не оплачивалась продукция ряда отраслей (сельского хозяйства, оборонной промышленности), не выплачивалась заработная плата бюджетникам и др.; разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками в результате развала СССР; другие факторы.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторскую задолженность, а наряду с ней и кредиторскую, определяют по-разному. Классический студенческий вариант: дебиторская задолжен­ность это когда нам должны, а кредиторская когда мы долж­ны. Классический вариант преподавателя (на основе личного опыта): дебиторская задолженность это один из видов оборот­ных активов предприятия и неполученная часть его выручки от продаж; кредиторская задолженность это источник оборотных активов предприятия, при нормальных условиях альтернативный собственным источникам и краткосрочным кредитам и займам и при этом, во многих случаях, бесплатный. В литературе встречаются разнообразные определения деби­торской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполне­ние работ. Дебиторская задолженность это сумма долга, причитающая­ся предприятию от других юридических лиц или граждан. Дебиторская задолженность это средства, временно отвле­ченные из оборота предприятия, а кредиторская это средства, временно привлеченные в оборот.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Наиболее полным определением, на наш взгляд, может быть такое. Дебиторская задолженность как экономическая категория, вы­ражающая финансовые отношения между дебитором (должником) и кредитором, это: один из видов оборотных активов предприятия; неполученная часть его выручки от продаж; отдельный вид отношений, возникающий из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 и др. ГК РФ).

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебитор­ской задолженности учитывается следующее: задолженность покупателей и заказчиков; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; авансы выданные; прочие дебиторы. В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчи­ков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебитор­ской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к получению, так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наибо­лее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно по­ этому при управлении дебиторскойй задолженностью для предпри­ятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторскойй задолженности, во- вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности и. в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторская задолженность является фактором, который опре­деляет следующее: размер и структуру оборотных активов предприятия: размер и структуру выручки от продаж: длительность финансового цикла предприятия: оборачиваемость оборотных активов и активов в целом: ликвидность и платежеспособность предприятия; источники денежных средств предприятия. В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятий сильно изменены за счет большой доли дебиторскойй задолженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии

Срочная дебиторская задолженность, т.е. та, по которой не на­ступил срок оплаты, образуется в том случае, когда применяется традиционная форма расчетов-инкассо, или оплата поручением после получения товара, а не предварительная оплата. Просроченная задолженность образуется после истечения срока оплаты, установленного договором. Просроченная задолженность требует особого внимания предприятия, так как именно из нее возникает сомнительная и безнадежная задолженность.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности (3 года), в соответствии с Налоговым кодексом РФ сле­дует списывать на внереализационные расходы, что уменьшает в конечном счете налогооблагаемую прибыль. Причем списывать ее следует сразу после истечения срока исковой давности. Для списания такой дебиторскойй задолженности необходимо следующее: инвентаризация просроченной задолженности на счетах бух­галтерского учета; принятие мер по розыску и взысканию задолженности; письменное обоснование главного бухгалтера о необходимости списания дебиторскойй задолженности; приказ или распоряжение руководителя предприятия о списа­нии задолженности на финансовый результат; запись в бухгалтерском учете; отражение на отдельном забалансовом счете списанной задол­женности в течение пяти лет с момента списания с целью воз­можного ее получения.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Политика в области управления дебиторскойй задолженностью может включать следующее: сквозной анализ дебиторскойй задолженности по срокам воз­никновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительной и безнадежной задолженности; деление покупателей на три группы в зависимости от возмож­ности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, дру­гие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием: определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции; определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным по­купателям: выявление возможностей использования векселей при от­срочке платежа и их условий; выявление возможностей возникновения сомнительной (просрочен ной и безнадежной) дебиторскойй задолженности и воз­можных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолжен­ности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторскойй задолженности (своевременное образование резервов по сомни­тельным долгам); выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторскойй задолженности, и условий этого; прогнозирование поступления дебиторскойй задолженности и определение способов ее получения на основе коэффициента ин­кассации и других механизмов.

Сущность и виды дебиторскойй задолженности. Управление ею на предприятии Таким образом, основными задачами управления дебиторскойй задолженностью являются: недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, об­ разование просроченной дебиторскойй задолженности; по каж­дому случаю неплатежей должны быть приняты соответству­ющие меры; разработка четкой стратегии и тактики коммерческого креди­тования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения элективной политики продаж и реализации продукции; прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторскойй задолженности; постоянный сквозной анализ дебиторскойй задолженности. Именно полнотой решения этих задач будет определяться эф­ фективность управления дебиторскойй задолженностью.

Показатели дебиторскойй задолженности Наряду с рассмотрен­ными ранее следует отметить еще ряд показателей, которые мож­но использовать при анализе дебиторскойй задолженности (табл. 6.2). На наш взгляд, это наиболее полный перечень показа­телей дебиторскойй задолженности, дающий реальное представле­ние о ней. Здесь следует учесть особенности расчета показателей на определенную дату и за какой-либо период. Кроме того, каж­дый показатель рассчитывается в нескольких видах. Очень важ­ным показателем для планирования и прогнозирования является «Опыт прошлых лет (средний)».

Показатели дебиторскойй задолженности

Показатель длительности одного оборота дебиторскойй задол­женности является одним из трех показателей, определяющих длительность финансового цикла. Как известно, он рассчитывает­ся по следующей формуле: ФЦ = ДОО ЗАП + ДОО ДЗ – ДОО КР.З. Следовательно, увеличение длительность одного оборота деби­торской задолженности увеличивает длительность финансового цикла и наоборот.

Анализ дебиторскойй задолженности проводится по следующим направлениям: по срокам возникновения: дней, от 45 до 90 дней, свыше 90 дней (в соответствии с гл. 25 НК РФ); по перечню дебиторов исходя из ее размера, приходящегося на каждого дебитора (более 5% всей задолженности, от 3 до 5% и др.); по перечню дебиторов по видам дебиторскойй задолженности (имеющие отсрочку платежа, просрочившие платеж, получив­шие продукцию под вексель): по оборачиваемости дебиторскойй задолженности как в целом, так и по отдельным дебиторам; анализ оборачиваемости по де­биторам показывает, как срочно надо принимать меры к тем или иным дебиторам. Показатели дебиторскойй задолженности

Дополнительная литература 1.Белозеров, С.А. Финансы: учебник [для студентов вузов] / С.А. Белозеров, Г.М. Бродский, С.Г. Горбушина и др.; отв. ред. В.В. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, – 928 с. 2.Бурмистрова, Л.М. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебное пособие для студентов вузов / Л.М. Бурмистрова. – М.: ИНФРА-М, – 240 с. 3.Володин, В.В. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник для студентов вузов / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.В.Смирнова и др.; под ред. А.А. Володина. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, – 510 с. 4.Колчина, Н.В. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 407 с. 5.Мазурина, Т.Ю. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. – М.: ИНФРА-М, – 528 с. – (Высшее образование). 6.Румянцева, Е.Е. Финансы организаций. Финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, – 459 с.: ил. 7.Слепов, В.А. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов / В.А. Слепов, Т.В. Шубина; Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, – 352 с. 18

Дополнительная литература 1.Тютюкина, Е.Б. Финансовые основы предпринимательской деятельности: учебник для студентов вузов / Е.Б. Тютюкина. – М.: Дашков и К*, – 544 с. 2.Шохина, Е.И. Финансовый менеджмент: учебник для студ. вузов / Е.И. Шохин и др.; под ред. Е.И. Шохина. – 2-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, – 480 с. 3. Финансовая экономика – журнал. 4. Финансовые исследования – журнал. 5. Финансовый директор – журнал. 6. Финансы и кредит – журнал. 7.ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия – журнал. 8. Principles of Managerial Finance – 11th Edition – USA: Pearson Education, Inc., – [48], 831 [82]/ 9. The Journal of Finance. vol 61 N6: December 2006 – USA: American Finance Association,

Полнотекстовые базы данных Интернет-ресурсы 1. – официальный сайт Правительства РФ. 2. – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. 3. – мониторинг экономических показателей. 4. – официальный сайт Министерства финансов РФ. 5. – галерея экономистов – база данных зарубежных журналов по соответствующей тематике 20

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.