«Виктимология аддиктивного поведения» Проблемная группа педагогов-психологов ОУ (ДОУ и СОШ) 2014 - 2015 уч.г. Руководитель Манохина Т.О., педагог-психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Психолого-социально-педагогическое сопровождение МОУ СОШ 2.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

«Виктимология аддиктивного поведения» Проблемная группа педагогов-психологов ОУ (ДОУ и СОШ) уч.г. Руководитель Манохина Т.О., педагог-психолог МАОУ лицей «Синтон»

Что такое ВИКТИМОЛОГИЯ?

Цель работы ПГ- повышение профессиональной и психологической компетентности педагогов по вопросам виктимологии аддиктивного поведения. повышение профессиональной и психологической компетентности педагогов по вопросам виктимологии аддиктивного поведения.

План работы ПГ 1. Анализ и выбор аддикций для работы ПГ на год. Наркомания (октябрь 2014 г). 2. Компьютерная зависимость (декабрь 2014 г). 3. Нарушение пищевого поведения (ожирение, нервная анорексия, булимия) (февраль 2015 г). 4. Созависимость (апрель 2015 г) 5. Подведение итогов. Отчет (май 2015 г).

1 заседание – Знакомство с понятиями - «Виктимология», «Аддиктивное поведение», «Аддикция». Тема: Разрушитиельная зависимость – Наркомания.

Современная виктимология, т.е. «УЧЕНИЕ о ЖЕРТВЕ», как специальная социологическая теория осуществляет комплексный анализ феномена жертвы.

Предметом социально- психологической виктимологии является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной социальной и психологической помощи.психологической Таким образом, виктимология это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвах преступлений, стихийных бедствий, катастроф, различных форм насилия, аддиктивного поведения и т. д.), и мерах помощи таким жертвам (Туляков, 2003).

Виктимность - «повышенная способность человека» в силу его социальной роли и ряда физических и духовных качеств при определенных обстоятельствах «становиться потерпевшим». Л.В. Франк

Зависимости одна из самых актуальных проблем здоровья человека, которая может иметь социальные, биологические и психологические причины. психологические Пациенты с зависимостями обращаются за помощью к специалистам разных направлений( наркологам, эндокринологам, диетологам, психотерапевтам, психологам) Но психотерапевтический опыт показывает, что источником зависимого поведения чаще всего являются сложные нарушения личности.

Некоторые наиболее разрушительные зависимости: наркомания, наркомания, компьютерная и игровая зависимости, компьютерная и игровая зависимости, нарушение пищевого поведения. нарушение пищевого поведения.

Встреча с социальным педагогом – Черушиной В.Н. « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА 2. Встреча с социальным педагогом – Черушиной В.Н. «Рассмотрение правовых аспектов работы специалистов ОУ» 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА 2. Права и обязанности педагога- психолога образовательного учреждения ВЫВОД – ПРОФИЛАКТИКА! И раннее выявление семей ГР.

Примерный алгоритм работы по ранней профилактике наркомании в семье: Выявление семей группы риска Диагностика возможной наркотизации в семье ДА НЕТ Родители НАРКОМАН Индивидуальная работа *Профилактические посещения Групповая работа *Просвещение родителей Психологическая работа со всей семьей *Снабжение литературой

Четкое определение функций специалистов, позволит правильно организовать работу и предупредить конфликты Функции Социальный работник Социальный педагог, воспитатель Психолог Диагностика Наблюдение Беседа Интервью Наблюдение Тестирование Наблюдение Беседа Интервью Сбор информации, анализ информации Анкетирование Наблюдение Фиксация объективных параметров социальной ситуации клиента (жилищных условий, уровня экономического обеспечения и т.д.) Анализ документов. Биограф. метод Наблюдение Анкетирование Качественный анализ Беседа Структурированное интервью Статистические методы Системный метод Качественный анализ явления Информирование Беседа, чтение лекций, ведение пропаганды Беседа, чтение лекций, проведение семинаров Беседа, проведение лекций, семинаров, по профилактике (СР, СП), ведение деловых игр, информационных тренингов, сотрудничество со СМИ Обучение Создание социальных условий обучения, рекомендации Чтение лекций, ведение тренингов социальных навыков Социально – психологический тренинг, психокоррекционные группы Решение социальных и психологических проблем Социальный патронаж (контактирование с органами социальной защиты, ОППН, судами, биржами труда, местными администрациями),биржами направление нуждающихся к психологу Социальный патронаж (контактирование с органами социальной защиты, ОППН,биржами труда, местными администрациями), направление нуждающихся к психологу, первичная диагностика и консультация Коррекция самоотношения, психокоррекция, психотерапия Контроль (текущий, поэтапный) Наблюдение на дому Наблюдение на дому Группы поддержки, периодические встречи

2 заседание – Тема: Компьютерная зависимость.

Технологическое развитие цивилизации привело к широкому использованию компьютеров в повседневной жизни, и человечество вступило в «эру пользователей». Их применение внесло и продолжает вносить очевидные преимущества в профессиональную и учебную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на психическое функционирование человека.

Исследования операторов-программистов позволили выделить 22 наиболее часто встречающихся состояния при работе с компьютером: 1) азарт, 2) сосредоточенность, 3) восторг/восхищение, 4) злость, 5) заинтересованность, 6) страх/испуг, 7) любопытство/любознательность, 8) волнение/беспокойство, 9) неуверенность, 10) неудовлетворенность/недовольство, 11) облегчение, 12) огорчение, 13) равнодушие/безразличие, 14) радость, 15) раздражение/досада, 16) разочарование, 17) растерянность/замешательство, 18) решительность, 19) спокойствие/невозмутимость, 20) удивление, 21) удовлетворение/удовольствие, 22) хорошее настроение.

Первичная профилактика компьютерной и игровой зависимости - это комплекс профилактических и воспитательных психолого- педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды, позволяющий предупредить угрозы формирование зависимости среди несовершеннолетних.

Последовательность проведения профилактической работы Направление Целевая подгруппа Виды профилактической деятельности 1. Психологическое просвещение Учащиеся Педагоги Психологи Социальные педагоги Родители Психодиагностика Тренинги, беседы, консультации Информирование Повышение психологической грамотности 2. Формирование умения выходить на конструктивные уровни общения Учащиеся Педагоги Психологи Социальные педагоги Родители Обучение эффективным методам противодействия манипулированию 3. Формирование социально-значимых притязаний Учащиеся Педагоги Психологи Социальные педагоги Родители Помощь в преодолении барьеров социализации 4. Формирование ценностно- смыслового образа мира Учащиеся Педагоги Психологи Социальные педагоги Родители Фасилитация созидательных способностей Культивация позитивных ценностей в ученической микросреде

3 заседание – Тема: Нарушение пищевого поведения.

Пищевая зависимость это состояние организма человека, во время которого он употребляет пищу не для утоления голода, а для того чтобы избавиться от состояния тревоги, волнения или для получения приятных ощущений во время еды. Пища становится способом решения всех проблем.

Виды нарушений: Ожирение Нервная анорексия Булимия

На сегодняшний день одной из главных проблем является ожирение у детей. С ожирением у детей необходимо немедленно бороться, ведь из-за лишних килограммов могут развиться патологии. В ментальности нашей культуры заложена сильнейшая связка "любовь = еда", и часто бессознательно родители, бабушки, дедушки применяют при кормлении своего ребенка - что угодно, только не руководствуются желанием самого ребенка есть или не есть. Так формируется представление о том, что собственные желания ребенка не важны. Ребенок начинает думать, что кто-то старший понимает лучше него самого, что хочется есть или пить. Такой ребенок находится в полном дисбалансе со своим телом, со своими чувствами и желаниями по поводу еды. Как следствие, может появиться лишний вес, который гораздо сложнее поддаётся корректировке, потому что уже сформирован определенный культ еды и связанные с ней определенные ритуалы.

Схема работы с клиентом. Рекомендации: Правильное питание, составленное с учетом ваших физиологических особенностей, считается наиболее эффективным для борьбы с лишним весом. Держитесь подальше от соблазнов. Не стоит смотреть кулинарные передачи или стоять у прилавка кондитерского магазина. Если еда не будет мозолить вам глаза, она не будет столь желанной.столь Принимайте пищу маленькими порциями 5-6 раз в день. Придерживайтесь режима дня. Пейте больше воды. Гуляйте хотя бы 10 минут в день.

Психотерапия при нарушениях пищевого поведения: Арт-терапия это метод борьбы с пищевой зависимостью через творческое выражение (исследование себя через рисунок, танец, пластилин и многое другое). Групповая терапия это метод борьбы с пищевой зависимостью с помощью специального собрания людей с проблемами одного вида. Люди решают свои проблемы с лишним весом на примере других пациентов. Если есть возможность высказать что-то это "что-то" становится более понятным и доступным. Телесноориентированная терапия это метод борьбы с пищевой зависимостью с помощью проявления эмоций через движение (выполнять комплекс упражнений, чтобы расслабить зажатые органы пищеварения и почувствовать свое тело более свободным)

4 заседание – Тема: Созависимость.

К характерным признакам данного расстройства личности относятся: активное или пассивное перекладывание на других принятия большинства важных решений в своей жизни, отсутствие самоконтроля, недостаток уверенности в себе, «приклееность» к объекту зависимости, отсутствие психологических границ и др. Данные психологические характеристики часто сопровождаются различными симптомами. Среди них часто встречаются: психосоматические болезни, алкоголизм, наркомания, девиантное поведение, созависимые и контр зависимые проявления.

Типичные характеристики зависимой личности – включенность в жизнь Другого, полная поглощенность его проблемами и делами. Созависимая личность патологически привязана к Другому: супругу, ребенку, родителю. Кроме выделенных качеств, для созависимых людей также характерны: низкая самооценка; потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других; неопределенность психологических границ; ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях и др.

Терапия зависимой личности – это терапия взросления. Истоки созависимости, лежат в раннем детстве. Терапевту необходимо помнить, что он работает с клиентом, который по своему психологическому возрасту соответствует ребенку 2-3 лет. Следовательно, цели терапии будут определяться задачами развития, характерными для этого возрастного периода. Терапию с клиентами с зависимой структурой личности можно рассматривать как проект по «выращиванию» клиента; такую терапию метафорически можно представить как отношения мать-ребенок. Психотерапия клиента с зависимой структурой личности – долгосрочный проект. Существует мнение, что ее длительность исчисляется из расчета один месяц терапии за каждый прожитый год клиента.