Курс MBA: Управление процессами Основа эффективности организации Агнаев Олег Вячеславович MBA CIO, MBA CSO +7(983)
Введение: Процессы как возможности развития компании Определение процессного управления и история появления Бизнес-процесс, цель, определения, характеристики Ролевая модель бизнес-процесса Зрелость бизнес-процесса Внедрение бизнес-процессного подхода Методологии бизнес-процессного подхода Трудности внедрения Рекомендации Заключение: Ответ на вопрос: Зачем и кому это нужно? Содержание
В чем сила компании(возможности)?
Ресурсы В чем сила компании(возможности)?
Ресурсы Процедуры В чем сила компании(возможности)?
Ресурсы Процедуры Ценности В чем сила компании(возможности)?
Ресурсы Процедуры Ценности В чем сила компании(возможности)?
Что такое управление процессами(бизнес- процессами), процессное управление, процессный подход в управлении? Кому это нужно? Когда это нужно? Зачем это нужно? Процедуры: Управление процессами
Как появилось процессное управление?
+ быстрая реакция на изменения - все занимаются всем - задержки - повышенная загрузка Руководителя - повышенные требования к квалификации Аморфная схема управления
+ Решение задач по функциям + Обмен знаниями между сотрудниками, их профессиональный рост - Низкая скорость выполнения задач, требующих участия нескольких подразделений - Низкая скорость принятия решений в случае отклонений от нормального хода вещей. - Мотивация персонала, ориентированная не на достижение конечного результата, а, в лучшем случае, на выполнение своей функции. - Руководители вынуждены заниматься администрированием текущей деятельности, а не развитием компании или своих подразделений. - Большое число «этажей» (или уровней управления) между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение. Функциональная схема управления
+ Ориентированность на получение результата, нужного компании. + Мотивационные схемы персонала привязаны именно к результатам. + Четкая система единоначалия + Разгрузка руководителей + Руководители занимаются своими прямыми обязанностями + На порядок большая операционная эффективность по сравнению с другими схемами управления. + Не критичность для компании смены работников. - В случае формирования кросс функциональных подразделений требуются отдельные процедуры для обеспечения профессионального роста сотрудников (обучение). Процессная схема управления
Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании. Бизнес-процесс - последовательность действий, направленная на получение заданного результата, ценного для организации Процессный подход
Процессный подход – наиболее действенный метод организации эффективной работы компании, начиная с конца 70-х годов прошлого века по настоящее время Процессный подход
Принципиальное отличие: концентрированность на результате и оптимальном способе его достижения. Выделение части деятельности. «Разделяй и властвуй» Организация = система бизнес-процессов Управление процессами
Управление процессами –это основа
Деятельностьактивное взаимодействие субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности Деятельность и ее виды
Функция–совокупность однотипных специализированных работ/задач/операций, которая направлена на получение определенного результата. Функция –это…
Процесс – это целенаправленная, управляемая, устойчивая совокупность взаимосвязанных видов деятельности, осуществляемых ресурсами, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Процесс – это…
Проект –это целенаправленная, временная деятельность, предназначенная для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Проект –это…
Характеристики функции, проекта, процесса
Целенаправленность: Удовлетворить потребителя. Постоянность потребности. Ограниченность деятельности. Управляемость «изнутри». Понятность и контролируемость Основные характеристики процесса
Процессный подход vs. Функциональный подход
Процессный подход vs. Проектный подход
Процесс, подпроцесс, над процесс
Ролевая модель процесса
Модель зрелости процессов - эволюционная модель развития способности компании управлять своей деятельностью как процессами. Использование модели зрелости позволяет предприятию обнаруживать «точки роста» и управлять своим развитием. Зрелость процесса
Уровень ? «Идеальный ». Процесса нет (осуществляется вне компании) или ресурсы компании на его осуществление не расходуются, но потребительская ценность создается и оплачивается. Уровень 5 «Оптимизируемый ». Результативность и эффективность процесса оптимизируются для соответствия текущим и будущим бизнес-потребностям, и процесс предельно эффективно достигает определенной для него цели. Устанавливаются, оптимизируются и выполняются целевые показатели для каждого прецедента процесса. Осуществляется постоянный мониторинг измерителей процесса. Уровень 4 «Предсказуемый». Собираются и анализируются детализированные результаты измерений процесса. Отклонения показателей процесса от целевых значений находятся в пределах допусков. Уровень 3 «Устоявшийся». Роли процесса полностью определены. Сотрудники подготовлены к ее исполнению. Процесс управляется с использованием определенной технологии. Каждый прецедент процесса результативен. Уровень 2 «Управляемый». Процесс в среднем создает результаты в соответствии с определенными процедурами, существует уполномоченный ответственный за процесс. Процесс связан с целями, планируется и отслеживается его результативность. Процесс дает результаты, которые в среднем соответствуют требованиям к качеству. Уровень 1 «Выполняемый». Процесс в среднем соответствует своему назначению, результаты существуют, видимы, иногда имеют потребительскую ценность. Однако выполнение процесса не может быть строго запланировано и отслежено. Сотрудники организации знают, что деятельность должна осуществляться, и у некоторых существует понимание, что эта осуществляемая деятельность - процесс. Уровень 0 «Неполный процесс». Процесс не соответствует своему назначению (цели), либо отсутствуют результаты процесса или их невозможно выявить, либо результаты не имеют потребительской ценности. Модель зрелости
1. Определение структуры бизнес-процессов 2. Моделирование бизнес-процесса «как есть» Определение Потребителя Определение цели Определение границ процесса Определение входов и выходов Определение исполнителей/ответственных Построение графической модели 3. Регламентация бизнес-процесса 4. Определение критериев эффективности 5. Внедрение, измерение, анализ 6. Улучшение бизнес-процесса «Как надо» Параллельность Автоматизация Этапы внедрения
ЗАЧЕМ? ЧТО? КОГДА? КАК? КТО? НЕ ЗАБЫТЬ ПРО НАЗВАНИЕ Метод 5 вопросов
Неизбежным следствиями внедрения процессного управления становится: Регламентация бизнес-процессов. Описывается нормальный ход процесса. Изменение принципов формирования подразделений. Устранение большого количества избыточных уровней иерархии. Процессная схема управления
IDEF 0 DFD SADT Aris Диаграмма Ганта Блок-схемы Можно и свою придумать Методологии
Модель Aris
Модель Aris с доработкой Процесс 1 2 Процесс 3 t
1. Первоначально трудно определить границы процесса. Процесс становится большим, процессы пересекаются. 2. Трудно перерисовывать, особенно если необходимо создать подпроцесс. 3. У каждого человека свои привычки по рисованию. 4. Трудно найти и сконцентрироваться на процессах, которые требуют процессного подхода Трудности проектирования
1. Определить верхнюю структуру БП 2. В один БП входит не более 7 подпроцессов 3. Не устойчивые процессы иногда проще описать словами 4. Не заморачиваться на схеме 5. Аккуратно относится к оптимизации 6. Измерять процессы в реальности 7. Понимать где процессы, а где функции и процедуры Рекомендации
Описывать бизнес-процессную модель сложно и долго Оптимизировать процессы хочется сразу, еще не разобравшись Процессы могут меняться быстрее чем они описаны Нужен не только опыт в управлении БП, но и в предметной области также Метод «Узкого места» Мало предприятий, кто смог это сделать Нужно ли вам это?
Ресурсы Процедуры Ценности В чем сила компании(возможности)?
Что такое управление процессами(бизнес- процессами), процессное управление, процессный подход в управлении? Кому это нужно? Когда это нужно? Зачем это нужно? Процедуры: Управление процессами
Задача: 1. Определить структуру текущих бизнес- процессов. Структура должны бать понятна и подчинятся определенному правилу. 2. Спроектировать бизнес-процессы, чтобы они стали прозрачными, имели четкие границы и ответственных. Ну и на последок
Курс MBA: Управление процессами Основа эффективности организации Агнаев Олег Вячеславович MBA CIO, MBA CSO +7(983)