О программе воспитания студенческой молодежи в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы ДОКЛАДЧИК : проректор по воспитательной работе,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 18. Воспитание в системе образования 1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой,
Advertisements

Характеристика и структура национальной системы образования.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) основного общего образования 3 раздела программы: - Целевой - Содержательный - Организационный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Транксрипт:

О программе воспитания студенческой молодежи в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы ДОКЛАДЧИК : проректор по воспитательной работе, кандидат физ.- мат. наук, доцент Сенько В. В. 1

ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ К ДОКЛАДУ 1) достаточно высокий уровень организации ИВР в университете ; 2) работа строится на тех традициях, которые были сформированы в педагогическом институте ; 3) достаточно высокий уровень программно - планирующей документации по ИВР ; 4) наличие программы воспитания учреждения образования « Гродненский государственный университет имени Янки Купалы » 2

ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ К ДОКЛАДУ ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ К ДОКЛАДУ ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ Внешняя среда : Появление новых вызовов для общества и государства ( информационные угрозы, неформальные группировки, широкое распространение наркотиков и т. п.); Переход на новые образовательные стандарты высшего образования ; Внедрение компетентностного подхода к реализации ИВР. Внутренняя среда : Расширение среды применения новых информационных технологий ; Большо е количества специальностей ; Большой набор студентов ; Увеличение набора иностранных студентов ; Разный уровень подготовленности студентов 1 курса ; Внедрение рейтинга ППС и т. д. 3

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Идеология Идеология представляет собой систему идей, взглядов, представлений о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях и убеждениях людей. Идеологическая работа Идеологическая работа – управленческий инструмент реализации идеологии государства. Идеологическое сопровождение воспитательной работы Идеологическое сопровождение воспитательной работы – это ведущее направление создания полноценных условий для социализации личности, участниками которого выступают учащаяся и студенческая молодежь, педагогические коллективы учреждений образования, представители общественных и социальных институтов воспитания, семья. 4

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ( Кодекс Республики Беларусь ОБ ОБРАЗОВАНИИ ) Образование Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. Образовательный процесс Образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования ( организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность ) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ. 5

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ( Кодекс Республики Беларусь ОБ ОБРАЗОВАНИИ ) Воспитание – Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно - нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Воспитательный процесс – Воспитательный процесс – деятельность учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, по реализации программ воспитания. Воспитательная работа Воспитательная работа – это одна из важнейших частей образовательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития общей и профессиональной культуры личности будущих специалистов. 6

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ( Кодекс Республики Беларусь ОБ ОБРАЗОВАНИИ ) Цель образования Цель образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Цель воспитания Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Программа воспитания Программа воспитания – документ, который, как правило, определяет цели, задачи, формы и методы работы с воспитанниками с учетом их особенностей, потребностей и интересов. 7

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ( по Кодексу Республики Беларусь ОБ ОБРАЗОВАНИИ ) формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии ( по отдельной программе ); подготовка к самостоятельной жизни и труду ; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры ; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни ; формирование культуры семейных отношений ; создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося. 8

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ в УО « ГрГУ им. Я. Купалы » КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ( ВВЕДЕНИЕ ) АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Модель личности специалиста - выпускника ГрГУ Критерии эффективности воспитательной работы ГрГУ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Направления воспитательной работы МЕХАНИЗМЫ и УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ Организация воспитательной работы в ГрГУ ПРИЛОЖЕНИЯ 9

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (по Кодексу Республики Беларусь ОБ ОБРАЗОВАНИИ) разрабатывается в учреждении образования сроком на пять лет на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, определяет цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся в учреждении образования, утверждается руководителем учреждения образования. 10

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ в УО « ГрГУ им. Я. Купалы » формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося 11

НЕДОСТАТКИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Программа носит общий характер ; В программе сформулирована общая цель и не четко определены задачи воспитания ; Предполагаемый результат сформулирован в виде модели личности специалиста в общем виде ; Выделены критерии эффективности воспитательной работы ГрГУ, но отсутствуют индикаторы ; Нет индивидуального уровня реализации воспитательного процесса ; Освещены не все составляющие воспитания ; В содержании не учитывается специфика факультетов. Не нацелена на инициативу студента, его массовое вовлечение в воспитательный процесс 12

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ( лат. effectus исполнение, действие ) продуктивность использования ресурсов в достижении какой - либо цели ; способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий. выполнение задач с минимальными затратами ресурсов 13

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов ; показатель достижения обучаемым поставленных перед ним целей 14

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ОБЩАЯ ЦЕЛЬ подготовки специалиста представляет формирование и развитие социально - профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально - личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности 15

КОМПЕТЕНТНОСТЬ = КВАЛИФИКАЦИЯ + ценностно - смысловые ; нравственно - волевые ; деятельностные характеристики КОМПЕТЕНТНОСТЬ универсальные знания и опыт, позволяющие решать и реализовывать широкий круг вопросов и полномочий из профессиональной, социальной и личностной сфер 16

ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ 17 Профессиональные компетенции Профес - сиональные компетенции Академи - ческие компетенции Социально - личностные компетенции

Социально - личностные компетенции специалиста Культурно-ценностные ориентации Знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им

Требования к социально - личностны м компетенциям специалиста обладать качествами гражданственности ; быть способным к социальному взаимодействию ; обладать способностью к межличностным коммуникациям ; обеспечивать необходимый уровень личного физического состояния и психологического здоровья ; быть способным к критике и самокритике ; уметь работать в коллективе. 19

ЦЕЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Повышение уровня общей культуры личности обучающихся ; Формирование и развитие профессиональной культуры личности специалиста 20

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ К УЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ К УЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ синтез индивидуальных качеств личности,направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой другими людьми Культура личности может быть : а ) в зависимости от ее характера ( общей, профессиональной ); б ) в зависимости от содержания ( культура мышления, культура поведения, культура общения, культура деятельности ); в ) в зависимости от видов деятельности ( экономическая культура, политическая культура, правовая культура, религиозная культура, эстетическая культура ). 21

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОВНИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ : 1) Базовая культура личности формируется в процессе познавательной деятельности человека в период дошкольного детства и младшего школьного возраста. 2) Общая культура личности формируется на уровне общеобразовательной школы. 3) Профессиональная культура личности на уровне вуза формируется и развивается вместе с повышением уровня общей культуры личности. 22

ВОСПИТАННОСТЬ (студента) ВЫПУСКНИКА ( объединение качеств общей культуры личности и профессиональной культуры личности )= ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ : + ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 23

БАЗОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ специфические особенности студенческого возраста ; переходное статусное состояние студенчества ; неуправляемые стихийные воздействия на молодежь ; наличная базовая культура личности студента, уже сложившаяся в ходе социализации система личностных свойств, качеств, ценностных ориентаций ; поведенческих установок молодого человека, поступившего в университет ; незавершенность и цикличность воспитательного процесса в вузе ; необходимость введения индикаторов для оценки уровня воспитанности выпускника. 24

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ включение в воспитательный процесс всех субъектов образовательной деятельности ГрГУ ; создание необходимого уровня методического, правового, материального и организационно - структурного обеспечения воспитательной работы ; формирование сбалансированного академического и воспитательного пространства университета ; введение в сферу воспитательной работы вуза культурного потенциала республики, города, международных связей. 25

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НОВОЙ ПРОГРАММЫ Разделение программы на 2 части, состоящей из общеуниверситетского и факультетского блоков. Четкое определение целей и задач по каждому блоку программы. Разработка показателей и индикаторов результативности идеологической и воспитательной работы на каждый год обучения. Перенос центра тяжести в формировании личностных качеств обучающихся на группу и на кафедру как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. 26

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НОВОЙ ПРОГРАММЫ Максимальное вовлечение студентов в различные кружки, секции, объединения по интересам. Связь программы воспитания с мониторингом в динамике и в разрезе групп. Учет специфики специальностей и факультетов и формирование подцелей программы на уровне факультета. Формулировка конкретных показателей, определяющих результативность процесса, и уровней достижения результатов. Программа формулируется на весь период обучения с разбивкой по курсам в рамках каждого факультета. 27

СТРУКТУРА НОВОЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Паспорт программы ( основания для разработки, координатор и основные исполнители, цель и задачи, основные направления, источники финансирования, структура и т. д.) Механизм реализации программы Ожидаемые результаты (уровни воспитанности) М етоды оценки, индикаторы, уровни, связь с мониторингом ) Контроль за реализацией программы Приложения ( основные общевузовские мероприятия ; основные мероприятия на уровне факультета, кафедры, группы ) 28

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ Рост уровня общей культуры личности обучающегося. Достаточный уровень сформированности профессиональной культуры личности специалиста. Положительная динамика при диагностике уровня воспитанности студентов. Отсутствие правонарушений. Готовность студентов проявлять творческую активность, инициативность, самостоятельность. Массовое участие студентов в воспитательном процессе. Удовлетворенность заказчиков и потребителей образовательного процесса, положительные отзывы потребителей о наличии социально значимых качеств личности у выпускников ГрГУ. Скоординированность деятельности всех участников образовательного процесса по реализации воспитательной работы в вузе (модернизация существующей воспитательной системы). Достаточнный уровень кадрового, материально-технического, научно- методического и информационного обеспечение воспитательной работы. 29

Спасибо за внимание

Критерии, показатели оценки качества воспитания Составляющие качества воспитания Критерии оценки Показатели (индиккаторы)Методики диагностики изучения Качество результатов воспитательной системы 1 Уровень воспитанности обучающегося (развитие личности): Мировоззрение Знание современной научной культуры мира. - Сформированность ценностного отношения к природе, человеку. сознание товарищеского долга, человеческого достоинства, системы жизненных ценностей. - Устойчивость взглядов, убеждений, умение их отстаивать. беседы, опросники, тесты, анкеты Патриотизм и гражданственность Уровень идейно-политического сознания. Знание Конституции Республики Беларусь. Знание истории своей Родины, чувство любви и гордости, готовность ее защищать. Сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь. Активная жизненная позиция. Участие в деятельности на благо национальной культуры. Знание законов, законопослушание. Наблюдения, анкеты, тесты («Я- позизиция», «Веер суждений»), опросники («Мои социальные роли», «Кому хочу блага» и др),

Критерии, показатели оценки качества воспитания Составляющие качества воспитания Критерии оценки ПоказателиМетодики диагностики изучения Качество результатов воспитательной системы Коллективизм Способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей. Интерес к людям, общительность. Сочетание общественных и личных интересов. Участие в делах коллектива. Умение отстоять честь своего коллектива. Единство уважения и требовательности к товарищам. Методики диагностики сформированности коллектива, Социометрия, анкеты («Наши отношения» и др), опросники, наблюдения Трудолюбие Понимание труда как условия раскрытия творческой личности. Добросовестное отношение к учению, труду, обязанностям. Участие в общественно-полезном труде, рационализаторской и изобретательской работе. Сформированность психолого-нравственной и практической готовности к труду. Творческое отношение к труду. Умение организовать труд. Знание основ экономики, экологии, культуры труда. Наблюдения, анкетирование, опросник для выявления готовности я к выбору профессии