1. О текущем экономическом, финансовом и научно-организационном положении Института (Л.В.Кравчук 20 мин) - Критерии формирования Научных центров - Реструктуризация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Advertisements

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
Проект постановления Правительства Астраханской области «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Центры коллективного пользования научным оборудованием в секторе исследований и разработок Мастерских Е.С. начальник отдела Департамента науки и технологий.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
Транксрипт:

1. О текущем экономическом, финансовом и научно-организационном положении Института (Л.В.Кравчук 20 мин) - Критерии формирования Научных центров - Реструктуризация - Методические рекомендации ФАНО, РАН, Миннауки - Требования к центрам коллективного пользования (ЦКП, проект постановления Правительства РФ)

- Критерии формирования Научных центров

Осно вные критерии Название критерия Единица измерения Критерий Комментарий Кадровый потенциал организации 1 Число научных сотрудников с ученой степенью чел.>30 Учитывается число сотрудников, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук (либо их аналог, признанный в Российской Федерации). 2 Доля зарплатных выплат молодым ученым (до 39 лет) в общем объеме зарплатных выплат научным сотрудникам, в год ед. Показатель должен быть не меньше медианы доли зарплатных выплат молодым ученым в общем объеме зарплатных выплат научным сотрудникам среди организаций, подавших заявки на признание организацией-лидером Рассчитывается по формуле Х(Г*У х,)/5, где/- молодой сотрудник до 39 лет; / - соответствующий год; V/?- объем средств, выплаченный молодому сотруднику/, за год /. X,- - объем средств, выплаченный всем научным сотрудникам, за год /'.

- Критерии формирования Научных центров Число научных публикаций в изданиях, индексируемых в реферативных базах данных, отнесенное к числу научных сотрудников, в год Наличие и суммарный импакт-фактор журналов, в которых опубликованы наиболее значимые научные публикации за 5 лет Число цитирований научных публикаций, отнесенное к числу научных сотрудников, в год Инновационный потенциал организации Число созданных результатов интеллектуальной деятельности, отнесенное к числу научных сотрудников, в год: Показатель должен быть больше или равным третьей квартили значений числа созданных результатов интеллектуальной деятельности, отнесенных к референтной группе Конкурентоспособность проводимых научных исследований Число полученных грантов, отнесенное к числу научных сотрудников, в год: Показатель должен быть больше или равным третьей квартили значений числа полученных грантов, отнесенных к числу научных сотрудников, среди организаций, подавших заявки на признание организацией-лидером в своей референтной группе Доля конкурсного финансирования в бюджете научной организации, в год Показатели инновационной активности организации число поддерживаемых международных результатов интеллектуальной деятельности в гг.; объем полученных роялти за пользование результатами интеллектуальной деятельности в гг.; другие свидетельства инновационной активности организации в гг. Показатели участия организации в экспертно-аналитической работе наличие и число подготовленных нормативно-технических документов международного, межгосударственного и национального значения, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, международными и межгосударственными органами, за гг.; Показатели деятельности организаций по хранению и приумножению предметной базы научных исследований наличие и число пополняемых архивных фондов, музейных, научных коллекций… Показатели интеграции в мировое научное пространство наличие у организации или научных сотрудников организации международных премий; рейтинг организации в различных международных рейтинговых системах по направлениям науки; наличие зарубежных грантов за гг.; участие в крупных международных консорциумах

- Реструктуризация - Методические рекомендации ФАНО, РАН, Миннауки

Методические рекомендации по участию научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, в проектах реструктуризации Целью структурных преобразований научных учреждений, осуществляемых в форме реструктуризации, является формирование эффективно действующих научных коллективов, крупных центров компетенций, обеспечивающих сетевое взаимодействие и реализацию новых междисциплинарных научных, научно-технических проектов. В результате реструктуризации создаются научные учреждения, ориентированные на: выполнение междисциплинарных и межотраслевых исследований полного цикла - от фундаментальных исследований до получения технологий, необходимых для обеспечения научно- технологического развития Российской Федерации; прикладные исследования, разработку инновационных продуктов и технологий для реального сектора экономики, включая решение задач их правовой охраны и внедрения; консолидацию научной инфраструктуры, в целях создания поли дисциплинарного научного парка; получение социальных и гуманитарных знаний, и их широкую передачу обществу, в том числе через сетевые формы взаимодействия с образовательными организациями и другими исследовательскими коллективами, в том числе международными. Основными принципами реструктуризации научных учреждений являются: 1. Ориентир на государственные приоритеты. Реструктуризация научных учреждений осуществляется в целях получения научных результатов, необходимых для решения приоритетных национальных задач, включая разработку и широкую передачу в практическое использование критических технологий. 2. Программно-целевой и проектный подход. Основой реструктуризации научных учреждений являются программа развития и входящая в неё исследовательская программа, с четким определением цели и задач развития, ожидаемых результатов от реализации такой программы, основных направлений использования результатов и потенциальных партнеров, включая бизнес, институты развития, малые и средние предприятия, образовательные учреждения.

3. Географическая локализация. Реструктуризация научных учреждений осуществляется в интересах решения значимых социально- экономических задач региона (субъекта, группы субъектов) и усиления значимости региона в масштабе национальной экономики. 4. Эффективное использование научной инфраструктуры, в частности, уникальных научных установок. Реструктуризация научных учреждений происходит за счет объединения близко расположенных институтов, работающих по близким или взаимодополняющим тематикам и имеющих взаимодополняющее дорогостоящее оборудование, с обеспечением возможностей беспрепятственного доступа к нему. 5. Снижение административных издержек. Реструктуризация научных учреждений происходит для уменьшения издержек на вспомогательные службы, достижения синергетического эффекта (комплементарность объединяемых интеллектуальных ресурсов, экономия на масштабе, повышение эффективности использования ресурсов и взаимодействия с внешней средой, ликвидация дублирующих функций и др.). 6. Открытость и публичность. Реструктуризация научных учреждений проводится на основе предложений научных учреждений, открытого общественного обсуждения их программ развития, информирования научного сообщества о мероприятиях в рамках реструктуризации и общества в целом об ожидаемых результатах реализации исследовательских программ. 7. Эффективность труда исследователей. Укрупнение научных учреждений происходит с целью повышения результативности научных работников, работающих в данном направлении, и как следствие финансового обеспечения развития соответствующего направления научных исследований. 8. Междисциплинарность и мультидисциплинарность научных и (или) научно-технических проектов. При реструктуризации научных учреждений преимущество отдается тем организациям, которые формируют и обеспечивают реализацию таких проектов. 9. Результативность. При реструктуризации научных учреждений учитываются итоги оценки результативности деятельности научных учреждений, проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. 312 с условием сохранения различных научных школ. В первую очередь, учитывается возможность присоединения к организациям-лидерам научных учреждений, отнесенных в результате оценки результативности их деятельности к 3-й категории, утративших научную деятельность в качестве основного вида деятельности и перспективы развития. При этом возможна корректировка основного профиля (фундаментальный/прикладной) и дальнейшее перераспределение объемов финансирования научных исследований, исходя из фактически выполняемых типов исследований.

Условиями проведения реструктуризации научных учреждений являются: Равенство прав всех учреждений, участвующих в реструктуризации. Проведение реструктуризации с согласия научных коллективов научных учреждений. Сохранение научных школ, традиций и культуры научного взаимодействия, академических свобод в коллективах, распределения научно-методического руководства между учеными советами подразделений во всех реорганизованных научных учреждениях. При проведении реструктуризации путем присоединения научных учреждений к другому научному учреждению, последнее должно обладать значительным кадровым, материально-техническим и организационно-управленческим потенциалом. Проведение реструктуризации научных учреждений в соответствии с планом, утвержденным Правительством Российской Федерации. Ожидаемым результатом реструктуризации научных учреждений является обеспечение интеграции и дальнейшего наращивания исследовательского потенциала и ресурсов, формирование новых исследовательских направлений, значимых для научно-технологического развития страны, существенный рост результативности и востребованности таких результатов обществом, бизнесом, государством. Этап 1 «Подготовка к реструктуризации»: анализ сложившихся профилей деятельности; специфики результативности организаций; готовности научных учреждений к реструктуризации; планирование реструктуризации научных учреждений с учетом предложений отраслевых министерств и ведомств; оценка рисков, последствий и ожидаемых результатов реструктуризации научных учреждений; формирование основных целей и задач концепции программы развития и входящей в нее исследовательской программы, включая согласование с возможными партнерами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; подготовка проектов документов, необходимых для осуществления реструктуризации научных учреждений; получение позиции федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» о реструктуризации научных учреждений; согласованиереструктуризациинаучных учреждений заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации. Этап 2 … Этап 4

В зависимости от целей реструктуризации научные учреждения могут ориентироваться на использование наименований, отражающих их ориентированность на определенный профиль деятельности, и обеспечивающих их позиционирование (брэндинг), в том числе: Федеральный исследовательский центр (далее - ФИЦ). Институты, интегрированные в ФИЦ, обладают уникальной исследовательской инфраструктурой и призваны обеспечить проведение прорывных исследований и практических разработок в областях, являющихся стратегически важными для страны (приоритетные направления в научно-технической сфере). Эти работы должны определять не только формирование новых актуальных для страны секторов постиндустриальных технологических укладов, но и решать задачи, обеспечивающие долгосрочную глобальную конкурентоспособность как базовых секторов российской экономики, так и формирование новых, перспективных секторов. ФИЦ является организацией, осуществляющей полный «жизненный цикл» исследований, на которую возлагается ответственность за достижение конкретных результатов в реализации приоритетных направлений развития науки и технологий - от получения новых знаний до получения прикладных результатов, в том числе охраноспособных, и их дальнейшее практическое применение. Основу центра могут составить научные учреждения, имеющие уникальные исследовательские установки и установки мега-сайнс. Помимо академических институтов в структуру ФИЦ интегрируются организации, обладающие мощностями для проведения экспериментальных и опытно-внедренческих работ. Решения задач, отнесенных к ответственности ФИЦ, должны иметь мульти-, меж- и трансдисциплинарный характер, в том числе за счет поиска и использования результатов, полученных другими организациями. ФИЦ формирует научный потенциал через сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями высшего образования, участие в формировании новых образовательных и профессиональных стандартов, а также реализуя основные профессиональные образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, программы подготовки научно­ педагогических кадров в аспирантуре. В программе развития ФИЦ рекомендуется отражать: приоритетные направления развития науки и технологий, содержащиеся в документах стратегического планирования Российской Федерации; приоритетные государственные задачи, на решение которых ориентированы исследования, проводимые ФИЦ, конкретные научные и (или) научно-технические проекты, реализация которых обеспечит решение таких задач; вопросы взаимодействия и сотрудничества с международными научными организациями;

создание и функционирование глобальных (международных) исследовательских проектов; создание и функционирование центров коллективного пользования, уникальных исследовательских установок; вопросы создания и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применения сетевых форм взаимодействия с образовательными организациями. Федеральный научный (научно-технологический) центр (далее - ФНЦ). ФНЦ рассматривается в качестве научно-инновационного ядра определенных отраслей, в том числе через участие и (или) координацию технологических платформ. Разработка и научное сопровождение, обеспечение правовой охраны и авторский надзор при внедрении новых критически важных технологий, прорывных технических решений является базовой задачей, которая должна быть сформулирована ФНЦ. Перечень критически важных технологий должен быть гармонизирован с участниками выбранной (или созданной) технологической платформы. В этой связи ФНЦ должен ориентироваться на выполнение функций инновационного центра генерации решений, направленных на существенную технологическую модернизацию существующих производств и (или) создание новых. …

Национальный исследовательский институт (далее - НИИ). Выполнение фундаментальных научных исследований является целевой функцией НИИ. Ключевая задача НИИ - получение необходимого задела новых фундаментальных знаний в науке. Они являются национальными научными школами, признанными в мировом пространстве. Результат работы НИИ выражается в получении и накоплении данных, гипотез, теорий, которые создают новые представления об организации мира, жизни человека, открывающие новые возможности для реализации прикладных исследований и опытно­ конструкторских работ в перспективе. Не менее значимая функция НИИ - доведение полученных знаний до всеобщего сведения как в профессиональных высокорейтинговых журналах, включая международные, так и в форме популяризации научных знаний для широких слоев общества, включая другие страны. НИИ формируется на базе действующих академических институтов, являющихся мировыми и российскими лидерами в отдельных областях знаний, имеющих высокую научную результативность и признанные научным сообществом научные школы. В программе развития НИИ рекомендуется отражать: значимые национальные задачи социально- экономического развития и глобальные вызовы, на решение которых ориентирована исследовательская программа НИИ; вопросы взаимодействия и сотрудничества с международными научными организациями, интеграции в мировое исследовательское пространство и ожидаемые позиции в нем, в том числе создание и реализация глобальных (международных) исследовательских проектов; анализ достигнутых результатов зарубежными и отечественными научными коллективами, трендов мирового научно-технологического развития и формирование собственных приоритетов на основе анализа; области исследования, накопленный научный задел и планируемые к реализации перспективные научные проекты; механизмы доведения полученных знаний до профессионального сообщества и до общества в целом; взаимодействие с образовательными учреждениями высшего образования, включая вопросы воспроизводства кадрового потенциала.

Региональный научный центр (далее - РНЦ). Основой для интеграции отдельных научных учреждений на территориях в РНЦ является обеспечение проведения научных исследований, обеспечивающих развитие представленных в регионе отраслей и секторов народного хозяйства. Центр общественных (гуманитарных) наук (далее - ЦОН). В структуру таких организаций входят научные институты, выполняющие исследования общественно значимых проблем и процессов. Такие центры проводят исследования в области гуманитарных, общественно- политических, философских, исторических наук, а также осуществляет экспертно-аналитическую поддержку деятельности органов государственной власти. Центр сервисного (инфраструктурного, информационного) обеспечения исследований и разработок (далее - ЦСИР). К таким организациям относятся библиотеки, информационно- аналитические центры, включая центры осуществляющие поддержку правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, центры научно­технологического прогнозирования, научно-технической информации, и пр.

Программа развития включает в себя исследовательскую программу, основанную на предварительном перечне потребителей услуг такого центра и его проектов, мероприятия по созданию новой и развитию существующей научной инфраструктуры объединенного научного учреждения. Горизонт планирования программы развития должен совпадать со сроком реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий», Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период. Финансовое обеспечение реализации программы развития объединенного научного учреждения осуществляется за счет всех источников финансирования объединенного научного учреждения. Научные учреждения, участвующие в проекте реструктуризации, имеют следующие преимущества: приобретают право формировать и реализовывать свои программы развития, включающие в том числе исследовательские программы; сохраняют объемы бюджетного финансирования при условии эффективности использования оборудования, дополнительная потребность в финансировании и распределение бюджетных ассигнований при выделении дополнительного финансирования и выявлении резервов рассматриваются в приоритетном порядке; оценка их результативности деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» будет проведена только через 5 лет после завершения реорганизации; возрастные ограничения, установленные статьей Трудового кодекса Российской Федерации, не распространяются на руководителей структурных и обособленных подразделений научного учреждения (как правило, ими являются руководители присоединяемых учреждений).

- Требования к центрам коллективного пользования (ЦКП, проект постановления Правительства РФ)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ (проект) Об утверждении требований к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и порядка их функционирования Утвердить прилагаемые: Требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств; Требования к уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств; Порядок функционирования центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств. Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить: утверждение и, при необходимости, ежегодную корректировку значений критериев установленных в требованиях, утвержденных настоящим постановлением, к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств; ежегодный мониторинг соответствия центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, установленным настоящим постановлением требованиям к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств; опубликование в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о центрах коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установках соответствующих установленным настоящим постановлением требованиям к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств.

- Требования к центрам коллективного пользования (ЦКП, проект постановления Правительства РФ) 1. Требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств (далее соответственно - Требования, ЦКП) устанавливаются в целях обеспечения эффективного функционирования ЦКП, в том числе обеспечения загрузки их научного и (или) технологического оборудования (далее - оборудование ЦКП). 2. ЦКП должны обеспечивать в интересах третьих лиц выполнение работ (оказание услуг) по проведению научных исследований, а также осуществлению экспериментальных разработок. 3. Научная организация и (или) образовательная организация, на базе которой создан ЦКП (далее - базовая организация) должна обеспечить достижение следующих критериев, значения которых устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации: - загрузка оборудования ЦКП, в том числе в интересах третьих лиц (отношение фактического времени работы оборудования ЦКП в календарном году к максимально возможному времени работы оборудования ЦКП в год, указанному производителем, в случае если производитель его не указал, то расчет осуществляется, как отношение фактического времени работы оборудования ЦКП в календарном году к количеству часов в соответствующем году); - количество организаций, воспользовавшихся оборудованием ЦКП для проведения научных исследований и осуществления экспериментальных разработок в год; - балансовая стоимость оборудования ЦКП; - фондоотдача оборудования ЦКП в год (отношение объема затрат ЦКП на выполнение работ (оказание услуг) к балансовой стоимости оборудования ЦКП); - удельный вес стоимости оборудования ЦКП не старше 5 лет в общей стоимости оборудования ЦКП; - соотношение затрат на содержание ЦКП, компенсируемых из внебюджетных ередств г к затратам компенсируемым за счет бюджетных средств; - количество публикаций в ведущих российских и зарубежных научных журналах, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования «Сеть науки» (МГЕВ оР 8 с 1 епсе) и «8 сориз», содержащих научные результаты, полученные с использованием оборудования ЦКП. 4. Базовая организация должна обеспечить наличие комплекта документов ЦКП… 5. Сведения о ЦКП …публикуются Минобрнауки на сайте …

- Требования к уникальным научным установкам… 1… которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств (далее - УНУ) устанавливаются в целях обеспечения к ним доступа широкому кругу ученых и научных коллективов для проведения научных исследований и осуществления экспериментальных разработок в целях получения научных результатов, достижение которых невозможно при использовании другого оборудования. 2. УНУ должна соответствовать следующим требованиям: основой УНУ является несерийное оборудование, изготовленное на территории Российской Федерации; создание объекта, аналогичного УНУ, является невозможным или нецелесообразным по экономическим, техническим, временным и иным причинам (ограничениям); УНУ позволяет получать научные результаты, которые невозможно достичь при использовании другого оборудования; в научных и образовательных организациях имеются научные коллективы, заинтересованные в использовании УНУ; проводимые исследования на УНУ соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. 3. Организация деятельности УНУ должна обеспечить достижение следующих критериев, значения которых устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации: загрузка УНУ, в том числе в интересах третьих лиц (отношение фактического времени работы УНУ в календарном году к количеству часов в соответствующем году); количество пользователей УНУ и/или организаций-участников проводимых с использованием УНУ совместные исследования (эксперименты) в год; отношение количества публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в информационно- аналитических системах научного цитирования «Сеть науки» (\УЕВ оР 8 с 1 епсе) и «8 сориз», содержащих научные результаты, полученные с использованием УНУ, к численности исследователей УНУ; балансовая стоимость УНУ. 4. Базовая организация должна обеспечить наличие комплекта документов УНУ… 5. Сведения об УНУ … размещаются Министерством образования и науки Российской Федерации на сайте … в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

- Порядок функционирования центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок 1. …определяет общие правила организации их деятельности и направлен на обеспечение равного доступа третьих лиц (заинтересованных пользователей) к имеющемуся оборудованию ЦКП (УНУ). 2. В целях обеспечения доступа третьих лиц к исследованиям на УНУ и оборудованию ЦКП базовая организация обеспечивает разработку следующего комплекта документов: а) регламент (порядок) доступа третьих лиц к оборудованию ЦКП, устанавливающий, в том числе условия допуска третьих лиц непосредственно к работе на оборудовании ЦКП (участию в исследованиях на УНУ); б) форму заявки на выполнение работ (оказание услуг) по проведению научных исследований, а также осуществлению экспериментальных разработок в интересах третьих лиц (далее - заявка), включающую, в том числе сведения о заказчике, планируемых исследованиях, работах (услугах) и ориентировочный срок их выполнения;. в) программу развития ЦКП (УНУ) на среднесрочный период; г) перечень оказываемых услуг с указанием единицы измерения услуги и ее ориентировочной стоимости; д) проект договора на выполнение работ (оказание услуг), проведение исследований; е) перечень оборудования, содержащий наименование и основные характеристики приборов, указание на производителя, а также сведения о метрологическом обеспечении средств измерений (только для ЦКП). Базовая организация может установить дополнительные требования к содержанию заявки, определенные с учетом специфики функционирования базовой организации. Документы, предусмотренные подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящего Порядка утверждаются руководителем базовой организации. 3. Документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка подлежат обязательному размещению на сайте ЦКП (УНУ) и/или разделе на сайте базовой организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сайт ЦКП (УНУ)), созданному в целях обеспечения взаимодействия с третьими лицами (заинтересованными пользователями). 4. Основанием обеспечения доступа третьих лиц к оборудованию ЦКП (УНУ) является заявка на выполнение работ (оказание услуг), поданная через сайт ЦКП (УНУ) (далее - заявка). 5. Заявка на проведение работ … ЦКП должна рассматриваться не более 5 рабочих дней …

- Замечания ФАНО Предлагаем пункт 1 проекта Требований к ЦКП изложить в следующей редакции: «1. Требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием … устанавливаются в целях обеспечения к ним доступа третьих лиц и эффективного функционирования ЦКП, в том числе обеспечения загрузки научного и (или) технологического оборудования (далее - оборудование ЦКП).». В абзаце шестом пункта 3 проекта Требований к ЦКП предусмотрено утверждение критерия «удельный вес оборудования ЦКП не старше 5 лет в общей стоимости оборудования ЦКП». Введение данного критерия не отражает реальной научной эффективности деятельности ЦКП. Принимая во внимание, что встречаются случаи, когда срок эксплуатации наиболее востребованного оборудования ЦКП, зачастую превышает десять лет, предлагается исключить данный критерий из текста проекта Требований к ЦКП. По абзацу второму и абзацу третьему пункта 3 проекта Требований к ЦКП, необходимо отметить, что такие требования, как загрузка оборудования ЦКП и количество организаций, воспользовавшихся оборудованием ЦКП для проведения научных исследований и осуществления экспериментальных разработок в год, при выполнении требований к ЦКП могут быть взаимоисключающими исходя из специфики оборудования ЦКП. По абзацу четвертому пункта 3 проекта Требований к ЦКП отметим, что требование балансовая стоимость оборудования ЦКП не может являться критерием эффективного функционирования ЦКП. Кроме того, для выполнения определенных видов научных исследований может не требоваться новое оборудование. В ЦКП, созданных в научных организациях, подведомственных ФАНО России, можно выделить примеры, когда самым востребованным оборудованием, являются приборы, срок эксплуатации которых превышает десять лет. В связи с этим считаем необходимым исключить критерий «балансовая стоимость оборудования ЦКП» из текста проекта Требований к ЦКП. По абзацу пятому пункта 3 проекта Требований к ЦКП необходимо отметить, что критерий фондоотдачи оборудования ЦКП в год (отношение объема затрат ЦКП на выполнение работ (оказание услуг) к балансовой стоимости оборудования ЦКП) является некорректным в виду различной специфики оборудования. По данному критерию будут иметь преимущества ЦКП, балансовая стоимость оборудования которых ниже. Таким образом, предлагаем исключить данный критерий из текста проекта Требований к ЦКП. К тому же, понятие фондоотдача, как правило, характеризует объем проведенных работ и (или) услуг за определенный период времени к стоимости основных фондов. Также отметим, что фундаментальные научные исследования не имеют рыночной оценки, как правило, в стоимость работ и услуг ЦКП, созданного, в том числе за счет бюджетных источников финансирования, закладывается оплата труда научных сотрудников и стоимость расходных материалов, а не амортизация основных фондов.

- Замечания ФАНО Кроме того, по абзацу седьмому пункта 3 необходимо отметить, что данный пункт не в полной мере отображает оценку эффективности функционирования ЦКП в виду того, что научная организация, на базе которой создано ЦКП по своему усмотрению определяет назначения финансовых поступлений как средств федерального бюджета, в рамках государственного задания, так и средств внебюджетных источников. В настоящее время отсутствует целевое финансирование ЦКП в рамках государственного задания организации, в которой создан ЦКП. Целесообразно исключить критерий «соотношение затрат на содержание ЦКП, компенсируемых из внебюджетных средств, к затратам компенсируемым за счет бюджетных средств» из текста проекта Требований к ЦКП. Абзац восьмой пункта 3 проекта Требований к ЦКП целесообразно изложить в следующей редакции: «количество публикаций в ведущих российских и зарубежных научных журналах (с указанием импакт- фактора), индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования «Сеть науки (WebOfScience) и Sсориs» и (или) количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности и (или) количество выполненных научно-исследовательских работ, содержащих научные результаты, полученные с использованием оборудования ЦКП в год.». Согласно пункту 5 проекта Требований к ЦКП сведения о ЦКП, соответствующие установленным требованиям, публикуются Минобрнауки России на сайте. При этом данным пунктом не определен порядок размещения информации на Сайте, последствия неразмещения информации о ЦКП на Сайте, возможность и порядок исключения информации о ЦКП с Сайта в случае наступления обстоятельств, указанных в абзацах 3-5 данного пункта. По проекту Требований к УНУ, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств (далее - проект Требований к УНУ) сообщаем следующее. По абзацу второму пункта 2 проекта Требований к УНУ отметим следующее. Требованию к УНУ «основа УНУ является несерийное оборудование, изготовленное на территории Российской Федерации;», могут не соответствовать востребованные установки, имеющие высокую значимость для российской науки. Предлагается рассматривать возможность учета «комплексов оборудования», а также использования компонентов, произведенных за пределами Российской Федерации. Абзац пятый пункта 2 проекта Требований к УНУ целесообразно изложить в следующей редакции: «наличие в научных и образовательных организациях исследований, проводимых с использованием УНУ;». …