Кулева С. В., директор МБОУ лицей 87 имени Л. И. Новиковой, Заслуженный учитель РФ, к. п. н. Кейс « Школа имени Л. И. Новиковой » как инструмент решения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная инновационная площадка Лицей – школа социального воспитания Кулева С.В., директор лицея, Заслуженный учитель РФ, к.п.н.
Advertisements

Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Актуальные вопросы проектирования Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
ПРОГРАММА развития муниципального образователь-ного учреждения Кораблинской сред-ней общеобразовательной школы имени Героя РФ И.В. Сарычева «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 27 МАРТА 2014Г.. 1. Психологи 2. Анализ системы ВР сегодня и перспективы развития (Дейнеко Н.Н., Беляева С.Н.) 3. Представление проекта.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Федотова Н.А., заместитель директора центра дополнительного образования,
Бутырская М.А.. Создание в образовательном пространстве образовательного комплекса условий для становления и развития социально зрелой, адаптивной, творческой,
Конституция Российской Федерации. Конвенция о правах ребенка Закон Российской Федерации "Об образовании« Национальная доктрина образования в РФ, одобренная.
Развитие системы государственно-общественного управления в МБОУ «СОШ 2» г. Скопина.
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
МОБУ «Новосергиевская СОШ 3» Интеграция основного и дополнительного образования – современное требование к реализации основной образовательной программы.
Транксрипт:

Кулева С. В., директор МБОУ лицей 87 имени Л. И. Новиковой, Заслуженный учитель РФ, к. п. н. Кейс « Школа имени Л. И. Новиковой » как инструмент решения проблем социализации учащихся Н. Новгород 2015

Cильный ум должен быть воспитан

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ВОСПИТАНИЮ : РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В соответствии с пунктом 4 поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2012 г. Пр разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, являющаяся неотъемлемой составной частью программы воспитания и социализации обучающихся ООП ( письмо Минобрнауки России от ИР -352/09). Целью программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ВОСПИТАНИЮ : РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР Методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности учащихся в рамках ФОГС в приложении 6 к письму Министерства образования и науки РФ от /12-14) не отражают вопросы учета прогрессивных личностных изменений Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025), утвержденную распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года 996- р. Целью стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно - государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Научная школа Л.И. Новиковой Научная школа Л.И. Новиковой « Педагогическая модель личности призвана отражать не только многомерность видения личности воспитанника, но и многоаспектность ориентировки на нее как на цель, объект, субъект и результат воспитания» (Л.И.Новикова).

Cильный ум должен быть воспитан Воспитательные возможности коллектива как социальной общности взаимодействия и диалога личности и коллектива. Коллектив одновременно – инструмент массового воспитания и средство индивидуального развития личности. Воспитательное пространство – механизм интеграции воспитательных воздействий образовательного учреждения и среды, обеспечивающий социализацию, воспитание и саморазвитие личности. Воспитательная система как феномен : механизм объединения воспитательных воздействий образовательного учреждения, обеспечивающий целостность воспитательного процесса и повышающий воспитательный потенциал учреждения. Воспитание - управление целенаправленным процессом формирования и развития личности через создания для этого специальных условий

Воспитание как управление Существует три основных варианта учета внеучебных достижений учащихся На основе индивидуального портфолио ученика Второй вид учета достижений учащихся основывается на выстраивании рейтинговой системы. Отчеты в виде таблиц. Это отчеты об участия ребят в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

Обзор проблем ВУД Система учета внеучебных достижений учащихся остается достаточно формальной и ориентирована на внешнюю оценку. Результаты участия в различных конкурсах соревнованиях остаются основным показателем достижений как отдельных учеников, так и организации в целом. Данный критерий учитывается для оценки успешности образовательной организации как органами управления, так и родительской общественностью. Для учета личностного роста ученика образовательные организации используют преимущественно технологию портфолио. Система учета внеучебных достижений учащихся основной школы практически не создана. Рейтинговые системы учета внеучебных достижений в образовательных учреждениях используются бессистемно

Модель учета и оценки внеурочных достижений Создается в индивидуальной образовательной программе на основе принципа матрицы, представляющей особенности проектной ситуации, ситуации собственно деятельности и ситуации результата в последовательном прохождении трех этапов (этап диагностики, этап деятельности, этап рефлексии и оценки). Системоорганизующими на каждом этапе являются следующие субъекты: психолог на этапе диагностики с помощью тестирующих методик выявляет качества и направленности личности, особенности самооценки, влияющие на успешность внеурочной деятельности; тьютор на этапе диагностики (старт-практика) фиксирует учебные успехи, сложившийся выбор внеурочной деятельности и особенности ее реализации учеником, уже достигнутые результаты; ученик под руководством тьютора на этапе деятельности формулирует свой образовательный заказ, планируемые шаги и планируемые результаты своей деятельности; тьютор на этапе деятельности сопровождает внеурочную деятельность ученика, отслеживая особенности ее реализации, учебные успехи, новые внеурочные достижения на этапе рефлексии и оценки тьютор и ученик выявляют изменения в выборе внеурочной деятельности и в особенностях ее реализации, фиксируют, отслеживают динамику в учебных успехах и внеурочных достижениях.

Субъект оценки ( кто оценивает ?) Психолог Тьютор ( старт - практика ) Ученик ( образовательный заказ ) Тьютор ( практика ) Проектная ситуация Качества личности Учебные успехи Пожелания, перспективы, определенные ребенком Учебные успехи Деятель ность Направленнос ть личности Внеурочная деятельность Планируемые шаги Внеурочная деятельность Особенности реализации внеурочной деятельности Результат Самооценка Достижения в олимпиадах, конкурсах Планируемые результаты Достижения в олимпиадах, конкурсах Этап диагностики Этап деятельности Модель учета и оценки внеурочных достижений

Тьютор и ученик Тьютор ( модель ученика ) Динамика учебных успехов Адресный модуль : описание качеств, необходимых для профессионального выбора Индивидуальный модуль : описание новообразований и дефицитов личности Изменения в выборе внеурочной деятельности Изменения в реализации внеурочной деятельности Динамика достижений Модель учета и оценки внеурочных достижений

Значение матрицы ОЦЕНКИ ВУД тьютор, анализируя зафиксированную динамику, составляет модель ученика – собственно оценки его достижений в качественных характеристиках, входящих в адресный модуль - описание качеств, необходимых для профессионального выбора, а также в индивидуальный модуль - описание новообразований и дефицитов личности. Использование качественных характеристик позволяет отказаться от только количественного принципа учета как « накопительного портфолио », делает учет внеурочных достижений механизмом социализации и профессиональной ориентации личности.

« Воспитание эффективно, если оно системно ». Управление развитием воспитательной системы осуществляется на основе сценарного подхода в процессе реализации перспективной программы развития на гг « Школа интеллектуального воспитания ». Педагогическая интеллектуальная организация – новый тип интеллектуальной организации, для которой характерны такие признаки, как : Способность к саморазвитию и самообучению педагогов и учащихся на индивидуальном, групповом и организационном уровнях ; Создание условий для развития интеллектуального потенциала педагогов и обучающихся и их личностного роста ; Создание системы управления знаниями ; Наличие гуманистической воспитательной системы

Модель Системы Оценки Качества Воспитания Направления 12 3 Критерии 1. ЛР 2. УД и ВУД 3. Семья 5. Ресурсы 6. Педагоги 10. Традиция 11. СП 12. СР 16. ВШПК 17. СП 13. НПБ 14. МТР 15. ИР 7. Поддержка 8. Привлечение 9. Взаимодействие 4. Цель 5. Формы 6. Содержание результат 1. СЗ 2. ЦО 3. Опыт Показатели 4. ОС

Cильный ум должен быть воспитан Концепция воспитательного пространства лицея : 1. воспитательное пространство рассматривается как освоенная внутренняя и внешняя среда, пятый компонент ВС школы наряду с целью, системообразующей деятельностью, субъектами деятельности, отношениями и управлением. 2. механизмом организации среды выступает сеть событий воспитания, обеспечивающих со - бытие ( встречу ) детей и взрослых в реальном и виртуальном мирах на основе связей и отношений между субъектами воспитания. Мы используем определение воспитания как управление процессом развития личности через создание необходимых для этого условий.

Cильный ум должен быть воспитан Регулятивная 1 Детерминирующая 2 Корректирующая 3 Организующая 4 Функции ВП Дефицит ресурсов развития воспитательного пространства

Cильный ум должен быть воспитан Воспитательное пространство: альтернатива виртуальной социализации «детей цифровой эры» Угрозы и риски развития ИТ ВП : способы противостояния Возможности виртуальной реальности как заменителя реального мира превосходят возможности реального мира Реальные эмоциональные связи, общение, насыщенное эмоциями, биоэнергетическим ощущением близости, чувство сопричастности и собственной нужности. Безграничные возможности для творчества в виртуальном мире. Использовать возможности сети для открытия новых видов творчества. Создание условий для максимального выбора творческой деятельности, включение ребенка в совместное творчество, чуткая доброжелательная аудитория. Опасность ВТ зависимости Включенность ребенка в конкретные и результативные проекты Виртуальная картина мира Организованное включение в ВП на основе значимых ценностей результативный способ изменения идентичности, мировоззрения.

Cильный ум должен быть воспитан Формирование первичного ВП Становление субъектной позиции ребенка в ВП относительная стабильность и устойчивость; упорядоченность; побудительный характер регламентации; присвоенность, осмысленность всех видов деятельности; фиксация этапов взросления; богатство, разнообразие, побуждающие делать выбор; открытость и подвижность – территориальный императив; референтность предлагаемых связей и отношений. Позиционное самоопределение ребенка в ВП

Cильный ум должен быть воспитан

Детские общественные объединения Органы ученического самоуправления ПТК ВТК Проектная линия « Спешите делать добро » Проектная линия « По секрету всему свету » КТД – Со - бытие Проектная линия « Школьный парк » Проектная линия « Сотрудничество »

Вероятные риски при реализации гуманистических идей научной школы Л. И. Новиковой : столкновение тенденций государственно - общественного управления школой и усиления бюрократизации управления (« методы управления воспитанием должны быть мягкими : образное моделирование, создание требуемых ситуаций, экспертиза, но не приказ, контроль, проверка »); формализацию и стандартизацию системы независимой оценки качества образования и воспитания ; активное включение школы в рыночные отношения с превращением воспитания в сферу услуг, наряду с образованием.

Любовь, Служение, Милосердие