Тема 6 Федеративное устройство России (4 час.). Вопросы темы Понятие и формы государственно-территориального устройства. Понятие и формы государственно-территориального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6 Федеративное устройство России (4 час.). Вопросы темы Понятие и формы государственно-территориального устройства. Понятие и формы государственно-территориального.
Advertisements

1 ТЕМА 12 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации 2 час.
1 Тема 6. Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.)
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
1 ТЕМА 13 Конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации 2 час.
Конституционное(государственное) право России. Тема : «Конституционные основы государственного устройства РФ» 1. Понятие и конституционные принципы российского.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Формы государственного устройства Унитарное – это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Россия как федеративное государство (4 час.). Понятие и формы государственного устройства. Виды федераций. Становление и развитие России как федеративного.
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
1.Государственное регулирование местного самоуправления 2.Предметы ведения и полномочия план.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы осуществления деятельности.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Структура Органов местного самоуправления
Транксрипт:

Тема 6 Федеративное устройство России (4 час.)

Вопросы темы Понятие и формы государственно-территориального устройства. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Конституционные принципы федеративного устройства Российского государства, особенности их осуществления. Конституционные принципы федеративного устройства Российского государства, особенности их осуществления. Конституционно-правовые формы субъектов Российской Федерации. Изменение состава Федерации. Конституционно-правовые формы субъектов Российской Федерации. Изменение состава Федерации. Предметы ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Единая система органов исполнительной власти. Единая система органов исполнительной власти. Проблемы конституционного механизма взаимоотношений федерации и ее субъектов. Проблемы конституционного механизма взаимоотношений федерации и ее субъектов.

Основные источники к теме Конституция РФ Конституция РФ ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ

Формы государственного устройства Унитарное Унитарное Федеративное Федеративное Конфедеративное Конфедеративное

Унитарное государство Государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью Государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью

Виды унитарного государства Централизованное – назначаемые чиновники; выборные местные органы отсутствуют либо их роль ограничена Централизованное – назначаемые чиновники; выборные местные органы отсутствуют либо их роль ограничена Относительно централизованное – представители центральной власти наряду с избираемыми представительными органами Относительно централизованное – представители центральной власти наряду с избираемыми представительными органами Децентрализованное – нет назначаемых представителей центра. Контроль осуществляется через министерства и судебные органы Децентрализованное – нет назначаемых представителей центра. Контроль осуществляется через министерства и судебные органы

Унитарное государство с элементами федерации 1. Автономия – наличие у некоторых местностей эксклюзивных прав 2. Регионалистское государство – состоит из относительно самостоятельных территорий 3. Уния – сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому при сохранении особого статуса присоединившегося

Конфедеративное государство Объединение государств, делегирующих общему государству некоторые свои функции (как правило, внешнеполитические) *** (Швейцария – «клятвенное товарищество»)

Федеративное государство Государство, части которого (субъекты федерации). Государство, части которого (субъекты федерации) образуют союз, основанный на принципах самостоятельности каждого из субъектов федерации в вопросах своего ведения, разграничения компетенции при сохранении государственной целостности и общих принципов организации власти.

Признаки федерации Практически вся территория страны состоит из субъектов федерации Практически вся территория страны состоит из субъектов федерации Разграничение компетенции Разграничение компетенции Самостоятельность субъектов федерации в вопросах своего ведения Самостоятельность субъектов федерации в вопросах своего ведения Собственная система органов государственной власти (соответственно – выборность населением) Собственная система органов государственной власти (соответственно – выборность населением) Право федерального принуждения (вмешательства) Право федерального принуждения (вмешательства)

Как обосновывают идею федерализма 1. Крупные империи – самые прочные государства, но в них невозможна демократия. Настоящая демократия может существовать только в небольших государствах Однако такие государства слишком слабы и легко становятся добычей более крупных соседей. В федерации объединяются положительные стороны каждого типа государства, а негативные как бы аннигилируют

Как обосновывают идею федерализма 2. Федерализм - «территориальная форма демократии» (Томас Джефферсон) в двух проявлениях: Во-первых, низовая демократия: гражданин должен иметь способы лично и непосредственно влиять на ход государственных дел Во-вторых, децентрализация власти, рассредоточение ее между федеральным, региональным и муниципальным уровнями – своего рода территориальный вариант идеи разделения властей

Пороки «вертикали власти» Отсутствует инициатива, а если и проявляется, то подавляется Отсутствует инициатива, а если и проявляется, то подавляется Центр не получает объективной информации. Начальство хочет выглядеть хорошо Центр не получает объективной информации. Начальство хочет выглядеть хорошо Складывается вертикальная коррупция Складывается вертикальная коррупция

«Вертикаль» в «Ревизоре» «Городничий (бьет себя по лбу): Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...» Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...»

Основные этапы строительства федерации в России Советская «федерация» (РСФСР) Советская «федерация» (РСФСР) Союзное государство Союзное государство «Парад суверенитетов» (полураспад) «Парад суверенитетов» (полураспад) Федерация на основе Конституции РФ Федерация на основе Конституции РФ децентрализация централизация

«Парад суверенитетов» гг. Центробежные тенденции в Союзе Центробежные тенденции в Союзе Декларация о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. Центробежные тенденции в РСФСР (РФ) Центробежные тенденции в РСФСР (РФ) Федеративный договор 1992 г. Федеративный договор 1992 г. Обновленная Федерация Обновленная Федерация

В чем юридическая новизна РФ в сравнении с РСФСР РФ – полноценная федерация, а РСФСР – унитарное государство с элементами федерации РФ – полноценная федерация, а РСФСР – унитарное государство с элементами федерации Все административно-территориальные единицы среднего звена стали субъектами Федерации Все административно-территориальные единицы среднего звена стали субъектами Федерации Появилось понятие «разграничение компетенции» Появилось понятие «разграничение компетенции» Автономные республики стали республиками в составе РФ Автономные республики стали республиками в составе РФ «Повышение статуса» некоторых субъектов РФ «Повышение статуса» некоторых субъектов РФ

Принципы российского федерализма Государственная целостность Государственная целостность Единство системы государственной власти Единство системы государственной власти Разграничение предметов ведения и полномочий Разграничение предметов ведения и полномочий Равноправие и самоопределение народов Равноправие и самоопределение народов Равноправие всех субъектов РФ, в т.ч во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Равноправие всех субъектов РФ, в т.ч во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Субсидиарность Субсидиарность

Государственная целостность Территориальная целостность (неизменяемость территории России без ее согласия). Недопустимость одностороннего отделения от РФ Территориальная целостность (неизменяемость территории России без ее согласия). Недопустимость одностороннего отделения от РФ Действие Конституции РФ на всей территории России Действие Конституции РФ на всей территории России Компетенция федеральных органов власти распространяется на всю территорию России Компетенция федеральных органов власти распространяется на всю территорию России

Единство системы государственной власти Верховенство Конституции Верховенство Конституции Следование единым конституционным императивам (принципам) Следование единым конституционным императивам (принципам) Сдерживание других органов ради выработки баланса политики, а не ради собственного сохранения Оружие – собственная компетенция Сдерживание других органов ради выработки баланса политики, а не ради собственного сохранения Оружие – собственная компетенция

Разграничение предметов ведения и полномочий Наличие собственной «зоны ответственности» Наличие собственной «зоны ответственности» Самостоятельность при решении вопросов, отнесенных к собственной компетенции Самостоятельность при решении вопросов, отнесенных к собственной компетенции Обеспечение предметов ведения и полномочий соответствующими финансовыми ресурсами (бюджетный федерализм) Обеспечение предметов ведения и полномочий соответствующими финансовыми ресурсами (бюджетный федерализм)

Равноправие и самоопределение народов ни один этнос не имеет привилегий ни один этнос не имеет привилегий ни один этнос не должен подвергаться дискриминации ни один этнос не должен подвергаться дискриминации свобода определения вида (формы статуса) данного субъекта РФ свобода определения вида (формы статуса) данного субъекта РФ возможность иметь свой государственный язык возможность иметь свой государственный язык не должен входить в противоречие с принципом государственной целостности не должен входить в противоречие с принципом государственной целостности

Равноправие всех субъектов РФ, в т.ч. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Формально – нет асимметрии Федерации запрет дискриминации или привилегий в зависимости от вида субъекта РФ, его размеров, численности и т.д. запрет дискриминации или привилегий в зависимости от вида субъекта РФ, его размеров, численности и т.д. равное право на обращение в федеральные органы (гарантируются представительство в Совете Федерации, право законодательной инициативы в Государственной Думе, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и т.д.) равное право на обращение в федеральные органы (гарантируются представительство в Совете Федерации, право законодательной инициативы в Государственной Думе, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и т.д.) равный учет мнений субъектов РФ равный учет мнений субъектов РФ

Субсидиарность Никакие вышестоящие органы управления не должны брать на себя решение проблем, касающихся нижестоящих, если последние в состоянии компетентно решать свои проблемы

Виды и конституционно-правовой статус субъектов РФ Республика Республика Область Область Край Край Автономный округ Автономный округ Автономная область Автономная область Город федерального значения Город федерального значения

Республика Республики являются государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта В РФ - 21 республика В РФ - 21 республика Большинство Р. в РСФСР - статус автономных. Но нынешние республики Адыгея, Алтай, Хакасия и Карачаево-Черкесская республика были авт. обл., а Республика Ингушетия и Чеченская Республика образованы путем разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 г. Большинство Р. в РСФСР - статус автономных. Но нынешние республики Адыгея, Алтай, Хакасия и Карачаево-Черкесская республика были авт. обл., а Республика Ингушетия и Чеченская Республика образованы путем разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 г. «Республика (государство)». «Республика (государство)». Принимают конституции Принимают конституции Вправе устанавливать свои государственные языки Вправе устанавливать свои государственные языки

Край, область Преимущественно русское население и население иных национальностей, не проживающих компактно Преимущественно русское население и население иных национальностей, не проживающих компактно В некоторые входят автономные округа В некоторые входят автономные округа Основной закон - устав Основной закон - устав

Автономный округ, автономная область Большинство округов входят в состав областей, краев (исключение – Чукотский АО) Большинство округов входят в состав областей, краев (исключение – Чукотский АО) Еврейская автономная область – в составе РФ Еврейская автономная область – в составе РФ По представлению органов власти автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе По представлению органов власти автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области

Изменения в субъектном составе РФ (географический и административно-территориальный аспекты) 1. Принятие в РФ нового субъекта 2. Образование в составе РФ нового субъекта 3. Изменение в статусе субъекта 4. Изменения границ между субъектами

Принятие нового субъекта РФ «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом» (ч.2 ст.65 Конституции РФ) «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом» (ч.2 ст.65 Конституции РФ) ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. 6–ФКЗ ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. 6–ФКЗ В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Если государство входит целиком, то «по умолчанию» предоставляется статус республики в составе РФ (ст.4) В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Если государство входит целиком, то «по умолчанию» предоставляется статус республики в составе РФ (ст.4)

Образование нового субъекта РФ Образование – разделение или объединение 1. Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким АО = Пермский край. 2. Красноярский край поглотил Таймырский (Долгано- Ненецкий) АО и Эвенкийский АО. 3. Иркутская область поглотила Усть-Ордынский Бурятский АО. 4. Камчатская область объединилась с Корякским АО = Камчатский край. 5. Читинская область объединилась с Агинским Бурятским АО = Забайкальский край. Т.о. «ликвидировано 6 субъектов РФ. Сейчас их 83.

(1) Разграничение компетенции (1) Модели разграничения Американская (США, Австралия): Американская (США, Австралия): установлена исключительная федеральная компетенция; все остальные предметы ведения и полномочия у штатов Швейцарская: Швейцарская: то же самое, но подчеркивается передача от кантонов Союзу (чистая субсидиарность) Германская: Германская: разделяются законодательная и исполнительно- распорядительная компетенция; разделяются законодательная и исполнительно- распорядительная компетенция; признается совместная компетенция, но как конкурирующая («либо-либо») в законодательной сфере («федеральное право ломает право земель») признается совместная компетенция, но как конкурирующая («либо-либо») в законодательной сфере («федеральное право ломает право земель»)

Разграничение компетенции (2) Индийская: Индийская: три списка компетенции: Союза Союза штатов штатов совместная (есть и оговорки) совместная (есть и оговорки) Бразильская: Бразильская: четыре списка компетенции: общесоюзная общесоюзная совместная совместная конкурирующая конкурирующая остаточная, принадлежащая штатам остаточная, принадлежащая штатам

Российская модель разграничения компетенции 1. Исключительная компетенция Российской Федерации (ст.71) 2. Совместная компетенция РФ и ее субъектов (ст.72) 3. Остаточная компетенция субъектов РФ без указания предметов ведения (ст.73) 4. Законодательная и исполнительно- распорядительная сферы компетенции не дифференцируются

Исключительная компетенция РФ 1. Регулируется только Конституцией РФ и федеральными законами 2. РФ вправе передавать осуществление части полномочий по предметам своего ведения (ФЗ, акты Президента и Правительства, соглашения. Финансирование из федерального бюджета) 3. В этом случае ОИВ образуют единую систему ОИВ (ст.77) 4. ФОИВ могут создавать свои территориальные органы (ст.78) 5. Окружные органы ФОИВ (в основном – координация)

Совместная компетенция издаются федеральные законы издаются федеральные законы в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ ФОИВ и ОИВ в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти ФОИВ и ОИВ в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти

Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3): 1. Около 70 полномочий осуществляются субъектами РФ за свой счет. Около 70 полномочий осуществляются субъектами РФ за свой счет. По этим вопросам: субъекты РФ вправе субъекты РФ вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы. Федерация вправе принимать законы, но без включения в них Федерация вправе принимать законы, но без включения в них положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ. Пока вопрос не урегулирован на федеральном уровне, субъект РФ может сам устанавливать полномочия, финансируемые из своего бюджета. По части своих полномочий субъект РФ вправе передавать их осуществление ОМС, но с передачей им ресурсов.

Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3): 2. Для реализации иных полномочий субъекты РФ получают субвенции из федерального бюджета ( субвенция – вид денежной помощи. В отличие от дотаций, выдается на определённые цели. Полежит возвращению в бюджете при неиспользовании ). Для реализации иных полномочий субъекты РФ получают субвенции из федерального бюджета ( субвенция – вид денежной помощи. В отличие от дотаций, выдается на определённые цели. Полежит возвращению в бюджете при неиспользовании ). Субъектам РФ могут передаваться полномочия по предметам ведения Федерации (федеральными законами). Субъектам РФ могут передаваться полномочия по предметам ведения Федерации (федеральными законами).

Федеральные законы, передающие полномочия РФ по предметам ее ведения и (или) по предметам совместного ведения, должны предусматривать: порядок представления главой субъекта РФ отчетности об осуществлении переданных полномочий; права и обязанности ФОИВ по осуществлению указанных полномочий органами власти субъекта РФ и (или) права и обязанности главы субъекта РФ по осуществлению переданных полномочий, в т.ч. права и обязанности по назначению руководителей ОИФ субъекта РФ, осуществляющих соответствующие полномочия; права и обязанности ФОИВ и (или) права и обязанности главы субъекта РФ, связанные с определением структуры ОИВ субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия; полномочия ФОИВ по осуществлению контроля и надзора за осуществлением ОИВ соответствующих полномочий, а также порядок изъятия их у ОИВ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий; способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета для осуществления соответствующих полномочий.

Федеральные законы, предусматривающие передачу полномочий РФ органам власти субъектов РФ, могут предусматривать: обязательность передачи в собственность субъекта РФ федерального имущества, закрепленного за территориальными органами ФОИВ, осуществляющих переданные полномочия; обязанность органов власти субъекта РФ использовать передаваемые в его собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий, по определенному назначению.

Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3): 3. Правительство РФ может : устанавливать критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ по осуществлению соответствующих полномочий; устанавливать основания и порядок отмены актов ОИВ, принятых по вопросам осуществления переданных полномочий; передавать в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта РФ материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3): 4. Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставление субвенций из федерального бюджета может не предусматриваться, если полномочия не предусматривают: необходимость создания новых органов государственной власти субъекта РФ, государственных учреждений субъекта РФ и государственных унитарных предприятий субъекта РФ осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта РФ гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ, или субвенции не требуются по результатам расчета объема субвенций по методике, утверждаемой Правительством РФ.

Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3): 5. При передаче органам государственной власти субъектов РФ осуществления полномочий РФ по предметам ведения РФ и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, за счет субвенций территориальные органы ФОИВ реорганизуются в ОИВ.

Компетенция субъектов РФ (по ст.73) Общее условие: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч.6 ст.76)

Как учесть разнообразие субъектов РФ 1. Договор о разграничении полномочий Заключение допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. Заключение допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. Подписывается Президентом РФ и главой субъекта РФ. Подписывается Президентом РФ и главой субъекта РФ. Требуется «ратификация» федеральным парламентом. Требуется «ратификация» федеральным парламентом. 2. Соглашение между ФОИВ и ОИВ ФОИВ передают осуществление части своих полномочий, если это не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ; ФОИВ передают осуществление части своих полномочий, если это не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ; ОИВ передают осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств; ОИВ передают осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств; подписывается руководителем ФОИВ и главой субъекта РФ.

Участие субъектов РФ в федеральных делах Формирование Совета Федерации Формирование Совета Федерации Участие в принятии федеральных законов по предметам совместного ведения Участие в принятии федеральных законов по предметам совместного ведения Государственный совет Государственный совет Представительства в Москве Представительства в Москве

Ответственность субъектов РФ перед Федерацией («федеральное вмешательство») 1. Временное осуществление федеральными органами госвласти отдельных полномочий органов госвласти субъекта РФ, если: в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы госвласти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы; в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы госвласти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы; возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов госвласти субъекта РФ просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению финансовых обязательств, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (врем. финанс. администрация); возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов госвласти субъекта РФ просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению финансовых обязательств, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (врем. финанс. администрация); при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления федеральных субвенций ОИВ субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, ФЗ, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления федеральных субвенций ОИВ субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, ФЗ, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом 2. Приостановление Президентом РФ актов ОИВ 3. Предупреждение – как ЗАКС, так и Главе 4. Досрочное прекращение полномочий законодательного органа и главы субъекта РФ

Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС (ответственность ЗАКС) 1. Самороспуск Решение принимается самим ЗАКС в порядке, определяемом законом субъекта РФ 2. Роспуск высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ 1. Принятие акта, противоречащего федеральным, если ЗАКС не устранил противоречия в течение 6 месяцев после судебного решения (?!) 2. Отсутствие заседаний в течение 3 месяцев 3. Роспуск по судебному решению Вступление в силу решения федерального суда, высшего на территории субъекта РФ, о неправомочности данного состава депутатов ЗАКС, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий 4. Роспуск Президентом РФ Сначала – предупреждение, если: ЗАКС принял противоречащий федеральному зак-ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и ЗАКС принял противоречащий федеральному зак-ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС 5. Роспуск Президентом РФ Если после представления в третий раз кандидатуры на должность Главы субъекта РФ ЗАКС принял решение об ее отклонении либо вообще не принял решения

Правовое положение высшего должностного лица (руководителя высшего ИОГВ) субъекта РФ – главы субъекта РФ Губернаторы, президенты, главы администраций – наименования разные Губернаторы, президенты, главы администраций – наименования разные Путаница: м.б. глава субъекта и при нем руководитель высшего ИОГВ Путаница: м.б. глава субъекта и при нем руководитель высшего ИОГВ Наделяется полномочиями (лукавый эвфемизм) ЗАКС по представлению Президента РФ не более чем на 5 лет Наделяется полномочиями (лукавый эвфемизм) ЗАКС по представлению Президента РФ не более чем на 5 лет Если ЗАКС против, кандидатура вносится повторно Если ЗАКС против, кандидатура вносится повторно Если и второй раз против назначается ВРИО главы субъекта не более чем на 6 месяцев Если и второй раз против назначается ВРИО главы субъекта не более чем на 6 месяцев Президент проводит консультации, после которых он вновь вносит кандидатуру либо вновь (?!) назначает ВРИО главы Президент проводит консультации, после которых он вновь вносит кандидатуру либо вновь (?!) назначает ВРИО главы В соответствии со статьей о досрочном прекращении полномочий ЗАКС иное: Президент вправе распустить ЗАКС через месяц после консультаций В соответствии со статьей о досрочном прекращении полномочий ЗАКС иное: Президент вправе распустить ЗАКС через месяц после консультаций Если не распустил, вносит третий раз. И если опять принято решение об отклонении или не принято никакого решения, Президент опять же вправе распустить ЗАКС. Регулирование с юридической т. зрения – ужасное. Если не распустил, вносит третий раз. И если опять принято решение об отклонении или не принято никакого решения, Президент опять же вправе распустить ЗАКС. Регулирование с юридической т. зрения – ужасное. (Будет засчитано как реферат полная схема назначения главы с указанием на противоречия в ней) Глава субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ и должности государственной службы, а также выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

Ответственность главы субъекта РФ перед Президентом РФ Президент РФ: выносит предупреждение за издание незаконного акта или за уклонение от принятия мер по приостановленному акту (противоречие) выносит предупреждение за издание незаконного акта или за уклонение от принятия мер по приостановленному акту (противоречие) принимает решение об отставке, если ЗАКС выразил Главе недоверие принимает решение об отставке, если ЗАКС выразил Главе недоверие отрешает от должности в связи с утратой доверия Президента РФ отрешает от должности в связи с утратой доверия Президента РФ отрешает от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей отрешает от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей отрешает от должности за непринятие мер после предупреждения отрешает от должности за непринятие мер после предупреждения Временно отстраняет от должности в связи с уголовным делом Временно отстраняет от должности в связи с уголовным делом принимает или не принимает добровольную отставку принимает или не принимает добровольную отставку вносит представление в ЗАКС для принятия им решения о досрочном прекращении полномочий по объективным показателям вносит представление в ЗАКС для принятия им решения о досрочном прекращении полномочий по объективным показателям назначает ВРИО Главы назначает ВРИО Главы

Спасибо за внимание!