Сущность проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Advertisements

Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
1-й этап Погружение в проект Учитель формулирует Проблему проекта Сюжетную ситуацию Цель и задачи.
Технологии, основанные на реализации проектной деятельности Автор презентации – Клюкова Н.В.
Проектная деятельность на уроках русского языка Выполнила: Осина Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 34 города Твери.
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
«Проект» «брошенный вперед» (лат) Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую.
Этапы работы методом проекта Выполнила учитель начальных классов МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа Гаманина Г.Н., 2009 год 2009 год.
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.. Метод проектов – это организационная модель образовательной деятельности, позволяющая учащимся изучать самые сложные.
Автор: Михайлова Нина Александровна. Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого.
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Работа с проектами в кл.. Для чего нужен метод проекта? Учит детей превращать информацию в знания. Развивает вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.
Метод проектов Старикова Н.А., учитель математики МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа 1 им. Е.С. Белинского.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Проектная деятельность на уроках обществознания (профильный уровень) Мастер-класс Люто М.С. МБОУ «Абанская СОШ 4»
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА. компетентность анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
Транксрипт:

Сущность проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

В ООП ООО включается «Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности» стр. 198

ОУ должно организовать деятельность по разработке и реализации междисциплинарной программы «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»

1. Проектная деятельность. Проектирование (по В.И. Слободчикову) – деятельность, синтезирующая промасливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.

Таким образом, проектирование включает 2 вида деятельности: Промысливание того, что должно быть Одновременное развертывание процессов реализации

Проект – форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта.

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблем.

Проектные формы работы должны обеспечивать совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Следовательно, необходимые для решения задачи или создания продукта, конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. Роль учителя – организатор совместной работы с обучающимися

Самостоятельность это один из признаков проектной деятельности. Группы, каждая по-своему, определяет, как она мыслит решение данной проблемы. Таким образом, включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы.

2. Типология форм проектной деятельности

По видам проектов: Информационный (поисковый); Исследовательский; Социальный; Практико-ориентированный (прикладной); Игровой (ролевой); Творческий.

По содержанию: -Предметный; -Метапредметный. По количеству участников: -Индивидуальный; -Парный; -Малогрупповой (до 5 человек); -Групповой (до 15 человек); -Коллективный (класс и более); -Муниципальный и т.д.

По длительности (продолжительности): От проекта-урока до ….……….. многолетнего проекта. По дидактической цели: -Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности; -Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; -Поддержка мотивации в обучении; -Реализация потенциальной личности.

Формы продуктов проектной деятельности МЕРОПРИЯТИЯ Выставка Игра Экскурсия Праздник Акция Конкурс Мастер-класс Показ мод Конференция Спектакль Путешествие Реконструкция событий ПОДЕЛКИ (ИЗДЕЛИЯ) Коллекция Макет Справочник Учебное пособие Модели Альбом Книга Блюдо Игрушки Сборник иллюстраций Журнал Книжка-раскладушка Папка-передвижка Книжка-раскладушка

Формы продуктов проектной деятельности ИНФОРМАЦИЯ Видеофильм Видеоклип Газета Мультимедийный продукт Публикация Сказка Стихотворение Путеводитель Статья Письмо в … Реклама Словарь Плакат Памятка ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ данных социологического опроса Сравнительно- сопоставительный анализ Ответы на поставленные вопросы

Формы продуктов проектной деятельности РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Оформление кабинета, зала к мероприятию Сценарий мероприятия Пакет рекомендаций

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проблемы (удивления) учителем, следует самостоятельное для учащихся формулирование темы, цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов (защита проекта). Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

3. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (- как учитель должен организовать работу над проектом; - что происходит с учащимися во время осуществления проекта; - какова роль учителя в этой работе ).

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ 1-й погружение в проект; 2-й организация деятельности; 3-й осуществление деятельности; 4-й презентация результатов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ 1-Й ЭТАП погружение в проект Учитель Учащиеся Формулирует(с учетом возраста учащихся): 1. Проблему проекта; 2. Сюжетную ситуацию; 3. Цели и задачи. Осуществляют: 1. Личностное присвоение проблемы; 2. Вживание в ситуацию; 3.Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ 2-Й ЭТАП организация деятельности Учитель Учащиеся Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): 4. Организовать группы; 5. предложение ролей в группах; 6. Спланировать деятельность по решению задач проекта; 7. Возможные формы презентации результатов. Осуществляют: 4. Разбивку на группы; 5. Распределение ролей в группе; 6. Планирование работы; 7. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ 3-Й ЭТАП осуществление деятельности Учитель Учащиеся Не участвует, но: 8. Консультирует учащихся по необходимости; 9. Ненавязчиво контролирует; 10. Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. 11. Репетируют с учениками предстоящую презентацию. Работают активно и самостоятельно: 8. Каждый со своим амплуа и сообща; 9. Консультируются по необходимости; 10. «добывают» недостающие знания; 11. Подготавливают презентацию результатов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ 4-Й ЭТАП презентация Учитель Учащиеся Принимает отчёт: 12. Обобщает и резюмирует полученные результаты; 13. Подводит итоги обучения; 14. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; 15. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Демонстрируют: 12. Понимание проблемы, цели и задач; 13. Умение планировать и осуществлять работу; 14. Найденный способ решения проблемы; 15. Рефлексию деятельности и результата; 16. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

4. Технология учебно-исследовательской деятельности (УИД)

Особенности УИД Цели и задачи УИД определяются личностными и социальными мотивами обучающихся; Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что- то новое ученику, а уже потом науке; Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; Необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно; УИД должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с другими группами одноклассников, учителей и т.д.

Формы организации УИД на уроках: Урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза.

Формы организации УИД на уроках: Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов ИД, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Формы организации УИД на уроках: Домашнее задание исследовательского характера, которое позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Формы организации УИД на внеурочных занятиях: Исследовательская практика обучающихся; Образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в т.ч. и исследовательского характера.

Формы организации УИД на внеурочных занятиях: Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них УИД обучающихся; Ученическое научно-исследовательское общество – сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию публичных защит, конференций и др.; Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т.ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и т.д.

Алгоритм (последовательность) УИД 1. Выявление проблемы; 2. Определение темы, объекта и предмета исследования; 3. Постановка цели учебного исследования; 4. Формулирование гипотезы; 5. Формулирование задач учебного исследования;

Алгоритм (последовательность) УИД 6. Отбор методов, адекватных целям и задачам учебного исследования; 7. Планирование исследования; 8. Изучение литературы; 9. Выполнение учебного исследования; 10. Анализ, обобщение данных. Формулирование выводов. 11. Оформление материалов исследования.

Этапы исследования это составные части ИД, выполняемые за определённые промежутки времени, заканчивающиеся качественными и количественными изменениями каких-либо сторон деятельности

ЭТАПЫ исследования Этапы исследования Задачи этапа 1. Работа с теоретическими источниками. 1. Разработать теоретическое обоснование темы исследования. 2. Работа с практическими источниками. 2. изучить, обобщить опыт решения подобных проблем. 3. Подготовка эксперимента.3. Подготовить научную и методическую базу эксперимента. 4. Проведение эксперимента.4. Провести эксперимент, обобщить итоги, сделать выводы. 5. Обобщение результатов работы с теоретическими и практическими источниками. 5. Разработать рекомендации, подготовить отчётные материалы об исследовании.

Методы исследования. Теоретические Метод анализа; Синтез; Метод абстрагирования; Моделирование; Метод индукции; Метод дедукции; Метод сравнения. Эксперименты Естественный; Лабораторный.

Методы исследования. Эмпирические Наблюдение; Изучение документов; Анкетирование; Рейтинг. Практические

Оформление результатов УИД Монография; Научная статья; Тезисы; Доклад; Реферат; Аналитический отчет.