О развитии системы оценки качества профессионального образования Казань 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О развитии системы оценки качества профессионального образования МЭСИ 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Advertisements

Актуальность, проблемы и перспективы развития профессионального признания в России Владивосток 2011.
Направления совершенствования оценки деятельности образовательных учреждений Рособрнадзор Москва 2011.
О направлениях совершенствования оценки деятельности вузов 2009 декабрь.
Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору.
Про качество дополнительного профессионального образования Москва 2013.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Оценка качества образования Проект ФЗ-Об образовании в Российской Федерации Москва 2011.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки О направлениях совершенствования оценки деятельности вузов 2009 апрель.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
О вопросах развития системы оценки качества профессионального образования в области юриспруденции МОСКВА 2012 АЮВ Федеральная служба по надзору в сфере.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Система оценки качества образования в современной школе: подходы, модели, технологии Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно- методического обеспечения.
1 О практике применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ульяновской области.
О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов 2008 декабрь Белгород.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Транксрипт:

О развитии системы оценки качества профессионального образования Казань 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

22 ПОНИМAНИE КAЧEСТВA ОБРAЗОВAНИЯ В соотвeтствии со структурой модeли Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выдeляют слeдующиe блоки показателей качества: В соотвeтствии со структурой модeли Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выдeляют слeдующиe блоки показателей качества: Кaчeство преподавательского состава Кaчeство преподавательского состава Нaучно–исслeдовaтeльскaя прогрaммa унивeрситeтa Нaучно–исслeдовaтeльскaя прогрaммa унивeрситeтa Состояние материально-технической базы учебного заведения. Состояние материально-технической базы учебного заведения. Качество учебных программ Качество учебных программ Качество студентов Качество студентов Качество знаний Качество знаний Востребованность выпускников на рынке труда Востребованность выпускников на рынке труда Достижения выпускников Достижения выпускников Обрaзовaниe формируeт интeллeктуaльноe и духовноe состояниe общeствa

Мировая практика оценки: критерии качества и результативности* Соответствие миссии ИУ Соответствие миссии ИУ - Демонстрация высоких результатов и - Демонстрация высоких результатов и тиражирование лучшего опыта тиражирование лучшего опыта - Многопрофильность и междисциплинарность - Многопрофильность и междисциплинарность - Повышение роли университетов как перспективных центров превосходства на базе интеграции науки и образования и связей с промышленностью - Повышение роли университетов как перспективных центров превосходства на базе интеграции науки и образования и связей с промышленностью Интеграция Интеграция - Активное участие в локальных и международных информационных - Активное участие в локальных и международных информационныхсетях - Организация научных семинаров, конференций, выставок - Организация научных семинаров, конференций, выставок - Участие в международном научном и - Участие в международном научном и образовательном обмене образовательном обмене - Совместные проекты с промышленными - Совместные проекты с промышленными предприятиями предприятиями Качество и результативность Качество и результативность образования в университете образования в университете -Структура выпуска -Уровень подготовки и степень загрузки преподавателей -Качество трудоустройства выпускников -Знаменитые выпускники; лауреаты и удостоенные высших премий и наград Качество и результативность научной деятельности университета Качество и результативность научной деятельности университета -Публикационная и патентная активность; цитирование -Уровень квалификации исследователей -Участие в значимых научных проектах -Знаменитые ученые; лауреаты и удостоенные высших премий и наград за выдающиеся заслуги в сфере науки *Использованы популярные международные методики ранжирования университетов Шанхайский рейтинг, рейтинг «Times», «G-Factor», «Webometrics» и др.

Качество и востребованность профессионального образования Уровень востребованности профессионального образования : государства %; профессионального сообщества (отраслевых предприятий, объединений) %; общества %; физических лиц (абитуриентов, их родителей, обучающихся), семей %

5 Рынок труда и сфера образования: проблемы взаимодействия Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий (устаревшая) Классификация в образовании Образовательные стандарты Сертификация, аттестация Механизмы обратной связи отсутствуют Слабое взаимодействие

6 Основные проблемы развития качества трудовых ресурсов подготовка специалистов не соответствует требованиям работодателей: по содержанию по численности обученных по профессиям; по изменяющимся требованиям к профессиям перечень профессий в классификаторах не соответствует вновь образовавшемуся в организациях перечню и содержанию профессий; доводка специалистов в организациях – процедура затратная; в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных компетенций; применение требований корпоративных международных стандартов при обучении работников в организациях в целом не меняет ситуации, т.к. они являются отражением экономики других стран, отдельных организаций. Для работодателей:

Уровень управления качеством образования ОУ Формирование стратегии, политики и целей в области качества ОУ Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов Управление основными и вспомогательными процессами и процедурами Мониторинг и контроль (измерения) – измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов

? Развитие модели TQM для сферы образования Стандарты и директивы к системам Гарантии качества в высшем образовании на территории Европы Государственные образовательные стандарты (ФГОС) Показатели государственной аккредитации система качества образовательного учреждения Обеспечение качества СМК Контроль качества

Новое в лицензировании образовательной деятельности с 1 января 2011 года Исключение организации и проведения экспертизы условий осуществления образовательной деятельности, предлагаемых заявителем; Исключение платности предоставления государственной услуги за счет заявителя (оплачивается только государственная пошлина); Установление бессрочного срока действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности; Сокращение сроков предоставления государственной услуги, перечня документов, представляемых заявителем, а также требований к их содержанию; Предоставление временной лицензии.

Новое в государственной аккредитации Сокращение срока предоставления государственной услуги Сокращение срока предоставления государственной услуги Сокращенный перечень документов представляемый ОУ Сокращенный перечень документов представляемый ОУ на государственную аккредитацию (как обязательный в комплекте – отчет о самообследовании ОУ, (научной организации) на государственную аккредитацию (как обязательный в комплекте – отчет о самообследовании ОУ, (научной организации) Основание для представления образовательной программы к государственной аккредитации - наличие обучающихся на выпускном курсе Основание для представления образовательной программы к государственной аккредитации - наличие обучающихся на выпускном курсе Комиссия по аккредитационной экспертизе (состоит из экспертов, прошедших обучение, аттестованных, внесенных в реестр экспертов) Комиссия по аккредитационной экспертизе (состоит из экспертов, прошедших обучение, аттестованных, внесенных в реестр экспертов) В процессе экспертизы качества подготовки обучающихся и выпускников проведение тестирования В процессе экспертизы качества подготовки обучающихся и выпускников проведение тестирования Государственная аккредитация по новому закону осуществляется по группам родственных направлений подготовки Государственная аккредитация по новому закону осуществляется по группам родственных направлений подготовки Решение аккредитационным органом принимается на основе заключения комиссии по аккредитационной экспертизе. Решение коллегиального органа носит рекомендательный характер Решение аккредитационным органом принимается на основе заключения комиссии по аккредитационной экспертизе. Решение коллегиального органа носит рекомендательный характер

11 Повышение качества внутренних процессов Индивидуализация образовательной траектории студентов и модернизация образовательного процесса – это направления работы, которые давно декларативно заявлены, но реальные успехи по которым - весьма невелики. В то же время по результатам исследования, именно эти факторы наиболее значимы для увеличения интереса студентов к освоению своей специальности и работе по ней. Этого же требуют и ГОСы 3-го поколения, и ряд положений Болонского меморандума Результаты исследования показали, что в процессе обучения преобладают «пассивные» формы передачи знаний, важнейшие навыки работы в команде и презентации результатов своей работы практически не формируются. Среди форм контроля знаний в вузах преобладают традиционные и необъективные - то есть без четко определенных критериев оценки, зависящие от личного мнения преподавателя (исключение – УНПО) Работа с управленческим и преподавательским составом – одно из обязательных условий реализации всех направлений системы мотивации. На сегодняшний день можно наблюдать недостаток компетентности персонала большинства учреждений профобразования, в частности – в реализации структурных модернизационных процессов внутри собственного учреждения

Функциональная структура системы качества образовательного учреждения

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Требования работодателей к интегрированным компетенциям на базе федеральной компоненты и учебных дисциплин в рамках академических свобод (навыки и умения по профилю профессиональной деятельности и должностного уровня) Измерители требований профессиональных стандартов ?

Общественнно-профессиональная аккредитация ОПП Общественно-профессиональная аккредитация Профессиональная аккредитация Общественная оценка (общественный рейтинг качества реализации ОПП) Государственно-общественная аккредитация Сертификация квалификаций Рассмотрение результатов в процедуре государственной аккредитации Внешняя независимая, объективная оценка качества образования Аккредитация ОПП зарубежными агентствами Мониторинг интернет-сайтов ОУ Общероссийс кий регистр организаций (проектная разработка)

15 СЕРТИФИКАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Привлечение к проведению процедуры государственной аккредитации институтов гражданского общества академическая общественность (преподаватели образовательных учреждении, учебно-методические объединения, научно-методические советы, сертифицированные эксперты; профессиональные ассоциации высших учебных заведений, например, строительных, инженерных и т.д.; работодатели (профессиональные ассоциации, гильдии); студенты и выпускники; институты гражданского общества (общественные объединения и организации, союзы, ассоциации); зарубежные агентства по оценке качества образования.

Инструментарий измерений и оценок -Экспертная оценка соблюдения лицензионных условий, требований - Экспертная оценка значений критериев аккредитационных показателей - Экспертная оценка содержания и качества подготовки выпускников и обучающихся -Тестовые измерения качества подготовки выпускников и обучающихся (компетенций) - Экспертная оценка эффективности и результативности систем качества ОУ - Инструментарий внешних независимых оценок

Организация и проведение мероприятий по предоставлению научно-педагогической общественности лучших практик обеспечения качества профессионального образования: - ежегодного форума «Гарантии качества профессионального образования», - ежегодного конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Важным процессом в развитии системы образования является информирование потребителей образовательных услуг об уровне качества образования и предоставление научно-педагогической общественности лучших практик обеспечения качества профессионального образования Ежегодный форум «Гарантии качества профессионального образования» Ежегодный конкурс «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», семинары экспертов Сопровождающие мероприятия: Модель и организация выставки образовательных услуг и учреждений профессионального образования, общественно-профессиональных организаций в странах ЕврАзЭС и ШОС Международная конференция «Оценка качества профессионального образования», круглые столы Сборники (компакт-диски) материалов и презентаций участников мероприятий Ежегодный форум «Гарантии качества профессионального образования» Ежегодный конкурс «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», семинары экспертов Сопровождающие мероприятия: Модель и организация выставки образовательных услуг и учреждений профессионального образования, общественно-профессиональных организаций в странах ЕврАзЭС и ШОС Международная конференция «Оценка качества профессионального образования», круглые столы Сборники (компакт-диски) материалов и презентаций участников мероприятий Результаты проекта: п

О практике взаимодействия Минобрнауки России, Рособрнадзора с общественными организациями по разработке и внедрению форм независимой оценки качества образования. Примеры такого сотрудничества -Участие Минобрнауки России, Рособрнадзора в работе Общественно- государственного совета при Российском союзе промышленников и предпринимателей. -Пилотный проект с Агентством по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК). -Совместная работа Минобрнауки России, Рособрнадзора, Ассоциации юристов России. -Заключений соглашений о сотрудничестве с общественными организациями, ассоциациями и отраслевыми ведомствами. -Задача. с 2011 года обеспечить более широкое использование форм и результатов независимой оценки качества образования в целях повышения объективности и прозрачности государственных оценок и контрольных процедур, выбора абитуриентами образовательных учреждений, а работодателями конкурентоспособных выпускников.

Благодарю за внимание! Круглов Виктор Иванович Круглов Виктор Иванович Тел/факс: Тел/факс: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки