ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ ПРОТОТИПОВ И КАТЕГОРИЙ БАЗИСНОГО УРОВНЯ (ЧАСТЬ 1) Канд. филол. наук, доцент Е.М. Крижановская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г.Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2006 г. Алексеева Ольга Владимировна Формирование математических понятий в начальном курсе математики при изучении геометрического.
Advertisements

Известный американский психолингвист, последователь, самого известного в мире лингвиста Наума Хомского ( Ноама Чомски - Chomsky)
Тема: «Архитектура и основные составные части интеллектуальных Систем»
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
ОСНОВЫ ЛОГИКИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Автор: Алексеева Тамара Юрьевна, учитель информатики МОУ «СОШ 1 п. Пурпе»
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Анализ метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной.
Методы дискретной математики: теоретико-множественные представления Эмомов А.М.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Моделирование как метод познания. Содержание Объекты и модели Моделирование Информационное моделирование Компьютерные информационные модели Основные понятия.
Подготовил Голобородько Евгений.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Методология IDEF1X (IDEF1 Extended) – язык для семантического моделирования данных, основанных на концепции « сущность - связь ». Является расширением.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ ПРОТОТИПОВ И КАТЕГОРИЙ БАЗИСНОГО УРОВНЯ (ЧАСТЬ 1) Канд. филол. наук, доцент Е.М. Крижановская

ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ ПРОТОТИПОВ И КАТЕГОРИЙ БАЗИСНОГО УРОВНЯ (ЧАСТЬ 1) План 1. Значение проблемы категоризации для когнитивной науки. 2. Психологическая характеристика процесса категоризации (по Дж. Брунеру). 3. Классическая теория категоризации. 4. Попытки критики классической теории категоризации в работах Л. Витгенштейна, Л. Заде, Б. Берлина, П. Кея, У. Лабова. 5. Теория прототипов Э. Рош.

1. Значение проблемы категоризации для когнитивной науки В психологии категоризация определяется как «психический процесс отнесений единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т.п.». Продуктом процесса категоризации являются категории, в которых фиксируются наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов. С одной стороны, механизм категоризации основывается на категориях (понятиях), с другой стороны, категории (понятия) сами являются продуктом процесса категоризации. Категоризация является основным механизмом концептуальной системы, поскольку она отвечает за организацию категорий в единую систему наших знаний о мире (энциклопедических знаний).

2. Психологическая характеристика процесса категоризации (по Дж. Брунеру). Джером Брунер (род ) – американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов, соруководитель Центра когнитивных исследований в Гарвардском университете, автор работ «Процесс обучения» (М., 1962), «Исследование развития познавательной деятельности» (М., 1971).

2. Психологическая характеристика процесса категоризации (по Дж. Брунеру). В основе построения всех психологических моделей Дж.Брунера (моделей мышления, формирования памяти, интеллектуального развития ребенка в целом) лежит процесс категоризации. Категоризация является не просто одной из главных характеристик восприятия, но свойством познания в целом. Процесс восприятия имеет родовой характер. Воспринимаемое индивидом получает свое значение только благодаря тому, что относится к некоторому классу, к какой-то определенной категории. Дж. Брунер полагает, что, развиваясь, взаимодействуя с миром, индивид не просто пассивно отражает воспринимаемое, а строит своеобразную «модель мира».

2. Психологическая характеристика процесса категоризации (по Дж. Брунеру). Сопоставляя признаки с уже существующими или формирующимися в сознании эталонами, индивид создает систему взаимоотнесенных категорий, которые отражают существенные черты окружающего его пространства. В процессе развития индивида перцептивное научение состоит не в увеличении тонкости различения, а в усвоении надлежащих способов кодирования окружающей среды (учитывающих ее предметный характер, связность, избыточность и т.п.) и последующей категоризации доходящих до субъекта раздражителей с помощью кодовых систем. От адекватности системы категорий, кодирующих события и явления окружающей среды в сознании индивида, зависит и эффективность прогнозирования свойств воспринимаемого. Сам процесс категоризация подобен тому, что в теории множеств называется отнесением элемента некоего множества к некоторому его подмножеству на основе определенных признаков.

3. Классическая теория категоризации Согласно классической теории, традиционно связываемой с именем Аристотеля, категория представляет собой некое абстрактное вместилище, заключающее в себе некоторое множество сущностей – равноправных членов данной категории, обладающих рядом общих существенных свойств. Каждое свойство, образующее содержание конкретной категории, является необходимым, а все они взятые вместе – достаточными для ее определения. Это означает, что объект (вещь) является репрезентантом члена категории только в том случае, если определяющие его содержательные характеристики выполняют условие набора необходимых и (совместно) достаточных свойств для членства в категории. Эти свойства называются «необходимыми и достаточными», потому что они индивидуально необходимы, но только все вместе достаточны, чтобы определить категорию.

3. Классическая теория категоризации Классическая компонентная теория в области семантики имеет целый ряд непреодолимых проблем. Из самых серьезных проблем компонентной теории значения отмечают следующие (по: Evans et al. 2006: ): проблему выделения компонентов: проблема, связанная с трудностью или даже невозможностью выделения набора необходимых и достаточных условий для того, чтоб определить принадлежность к категории; проблему концептуальной нечеткости: не все категории имеют ясные, четкие, прозрачные границы; проблему типичности: существует множество категорий, включая категории с прозрачными границами, который обнаруживают эффект типичности.

4. Попытки критики классической теории категоризации в работах Л. Витгенштейна, Л. Заде, Б. Берлина, П. Кея, У. Лабова Л.Витгенштейн ( ) – австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из самых ярких мыслителей ХХ века. В работе Философские исследования» (1953), опубликованной после смерти автора, Л.Витгенштейн на примере анализа слова ИГРА доказал, что не существует таких общих свойств, которые были бы общими для всех членов данной категории.

4. Попытки критики классической теории категоризации в работах Л. Витгенштейна, Л. Заде, Б. Берлина, П. Кея, У. Лабова Лотфи Заде (род ) – американский математик и логик, основатель теории нечетких множеств, профессор Калифорнийского университета (Беркли). Большинство классов в реальном мире, в противоположность понятию класса или множества в математике, не имеют четких границ, которые отделяли бы входящие в класс объекты от объектов, не входящих в него. Одно из основных различий между человеческим интеллектом и «искусственным интеллектом» ЭВМ заключается в том, что в отличие от современных компьютеров люди обладают способностью оперировать расплывчатыми понятиями и выполнять расплывчатые инструкции.

4. ПОПЫТКИ КРИТИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАТЕГОРИЗАЦИИ В РАБОТАХ Л. ВИТГЕНШТЕЙНА, Л. ЗАДЕ, Б. БЕРЛИНА, П. КЕЯ, У. ЛАБОВА В основе экспериментов Б. Берлина и П. Кея лежит цветовая модель американского исследователя Альберта Манселла ( ).

4. Попытки критики классической теории категоризации в работах Л. Витгенштейна, Л. Заде, Б. Берлина, П. Кея, У. Лабова Уильям Лабóв (род ) – американский лингвист, один из основателей социолингвистики, профессор университета Пенсильвании. В ходе экспериментов У. Лабов пришел к выводу о том, что между категориями отсутствуют четкие границы. На основании проведенных экспериментов У. Лабов заключил, что в рамках классической теории категоризации чрезвычайно сложно ответить на вопрос, в чем состоит «суть» чашки, т.е. перечислить те существенные свойства, которые отличают ее, скажем, от кружки. Гораздо естественнее поступить иначе: описать типичного представителя категории чашка.

5. Теория прототипов Э. Рош Как отмечает Дж. Лакофф, достижения Э. Рош имеют дне стороны: 1) она сформулировала общие возражения против классической теории категоризации и 2) вместе со своими коллегами продумала воспроизводимые эксперименты, доказывающие существование прототипных эффектов и эффектов базового уровня. Система взглядов Элеоноры Рош на природу и сущность категорий известна под названием «теории прототипов и категорий базисного уровня».

5. Теория прототипов Э. Рош В начале 1970 гг. Э. Рош высказала критические замечания против основного постулата доминирующей в то время классической теории категоризации: против понимания семантических категорий как объединения дискретных признаков, являющихся необходимыми и достаточными для идентификации понятий. В работе «О внутренней структуре перцептивных и семантических категорий» (1973) она подчеркивает, что существует множество «реальных» категорий (понятий, описываемых единицами естественного языка), элементы которых не дискретны, а представляют собой непрерывный ряд физических изменений. Концепция Рош распадается на две части: 1) теорию прототипов, объясняющую внутреннее устройство категорий, и 2) теорию категорий базисного уровня, посвященную сопоставлению категорий, занимающих разное место в таксономической иерархии, с точки зрения их роли в понятийной системе человека. Автор рассматривала эти составляющие как два измерения (горизонтальное и вертикальное), структурирующие систему категорий [Rosch 1978].

5. Теория прототипов Э. Рош RankBIRDFRUITVEHICLEFURNITUREWEAPON top eight 1robinorangeautomobilechairgun 2sparrowapplestation wagonsofapistol 3bluejaybananatruckcouchrevolver 4bluebirdpeachcartablemachine gun 5canarypearbuseasy chairrifle 6blackbirdapricottaxidresserswitchblade 7-dovetangerinejeeprocking chairknife 8larkplumambulancecoffee tabledagger middle ranks 26hawktangelosubwaylampwhip 27ravenpapayatrailerstoolice pick 28goldfinchhoneydewcarthassockslingshot 29parrotfigwheelchairdrawersfists 30sandpipermangoyachtpianoaxe last five 51ostrichnutskipicturefoot 52titmousegourdskateboardclosetcar 53emuolivewheelbarrowvaseglass 54penguinpicklesurfboardfanscrewdriver 55batsquashelevatortelephoneshoes

5. Теория прототипов Э. Рош Selected category-wide attributes: lays eggs, has a beak, has two wings and two legs, has feathers, Selected family resemblance attributes: can fly, is small and lightweight, chirps/sings, legs are thin/short, kept in a cage, (j) reared for the use of its meat, eggs, and feathers (k) has long neck (1) has decorative feathers (m) has exotic colours.

5. Теория прототипов Э. Рош Эксперименты показали, что члены одной и той же категории в сознании человека имеют различный статус: среди них выделяются более и менее типичные представители. Э. Рош ввела понятия центра и периферии категории, ее «лучших» и «худших» примеров, а также прототипа категории. Наиболее типичный представитель категории – это ее лучший пример, он расположен в центре и составляет прототип данной категории. Существует альтернативная точка зрения, согласно которой прототип принадлежит не миру, а нашим мыслям о мире, т.е. представляет собой некий ментальный образ, когнитивную точку отсчета – именно такой подход характерен для большинства современных когнитивных исследований [Ungerer, Schmid 1996: 39]. Наименее типичные члены категории занимают ее периферию.

5. Теория прототипов Э. Рош Согласно Э. Рош, центральные члены категории чаще встречаются в повседневной жизни, раньше усваиваются в детстве, быстрее распознаются и служат для представления всей категории в целом. Асимметрия между центральными и периферийными членами категории с точки зрения их когнитивного статуса получила название прототипического эффекта. Теория прототипов вызвала огромный резонанс в научных кругах: в гг. начался настоящий бум изучения категоризации, приведший к ее выделению в самостоятельный раздел когнитивной психологии. Исследования вскоре вышли за пределы предметных категорий. Во всех исследованиях мысль о неравенстве членов категории получила подтверждение.

Библиографический список Заде Л. Статьи и доклады (на русском языке) / Л.Заде [электронный ресурс] Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект. М., Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика. Курс лекций. СПб., Современная американская лингвистика: фундаментальные направления / Под ред. А.А Кибрика, И.М. Кобозевой, И.А. Секериной. Изд. 4-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», Угланова И.А. Когнитивная семантика: учеб. пособие для студентов специальности «Филология». Пермь, 2010.

Благодарю за внимание!