Выполнила: Трапезникова А.В. студентка гр. ЗСРб-204 С подпись, дата Проверил:Шкиндер Н.Л. Оценка Дата Екатеринбург 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Соснова Б.В.и Новоселова И.В.. Цель: Дать учащимся представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные.
Advertisements

Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Выполнил: Чернышов М.М.. Цель: Дать представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
Чувства и эмоции
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
Выполнила: студентка 2 курса З гр. Донгак О.А.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
1. Общее понятие об эмоциях и чувствах. 2. Внешнее выражение эмоций. 3. Особенности эмоций: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции.
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
Эмоционально - волевая сторона деятельности личности. Чувства и воля.
Эмоции – эмоционально-волевой процесс, заключающийся в глубоком устойчивом переживании своего отношения к субъектам окружающей действительности и самому.
ТЕМА 7. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. Слово «эмоция» имеет латинское происхождение и обозначает «потрясаю, возбуждаю, волную». ЭМОЦИИ – это особый.
Prezentacii.com. Изучить: понятие эмоции и различия эмоций как состояния и процесса Prezentacii.com.
Транксрипт:

Выполнила: _Трапезникова А.В.__________________ студентка гр. ЗСРб-204С подпись, дата_________________________ Проверил:Шкиндер Н.Л.__________________ Оценка _____________ Дата _____________ Екатеринбург 2015

Что такое эмоции? Специфика. Эмоции (от лат. emovere волновать, возбуждать) особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции. Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.

Эмоции Радость Удивление Страдание Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд

Методы исследования эмоций Исследования на нейрофизиологическом уровне Исследования на нейрофизиологическом уровне Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных) Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных) Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения) Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения) Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций) Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций) Изучение эмоциональной экспрессии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной. Изучение эмоциональной экспрессии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной. Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности. Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности. Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений) Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений) Узнавание эмоциональных выражений Узнавание эмоциональных выражений Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций». Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций».

Виды эмоций Эмоции Положительные Отрицательные Амбивалнтные Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности Отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - сне удовлетворением Амбивалентные эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности

простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств Ситуативные эмоции Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение. Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков. Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события. Эмоции Устойчивые Ситуативные

сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека Устойчивые эмоции Настроение - сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер. Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы. Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений. Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Эмоции, вызывающие активное или пассивное состояние Астенические эмоции Стенические эмоции

Стенические эмоции - (от греческого «стеноз» - сила). Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции – («астеноз» – слабость, бессилие). Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность

Эмоции проявляются: В мимике (выразительные движения лица) В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест) В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

Функции эмоций: Сигнальная РегуляторнаяОтражательная Побудительная Подкрепляющая Переключательн ая Приспособитель ная Коммуникативна я

Эмоциональное развитие в детской психологии Согласно одной из наиболее интересных гипотез детской психологии, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций, по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх, недовольство, гнев, радость, удивление и ряд других. Каждая из этих эмоций: 1. вызывается специфическими ситуациями 2. имеет специфическое мимическое выражение 3. сопровождается специфическим поведением. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных культурах, что подтверждает представление об их врожденном характере. Наиболее важный вопрос эмоционального развития в детской психологии каким образом эмоции включаются в познавательные процессы. С возрастом меняется не только способ выражения разных эмоций, но и сами вызывающие их ситуации. Маленький ребенок часто сердится, когда его заставляют одеваться и умываться. Причины, вызывающие гнев дошкольника, уже более утонченные например, насмешки товарищей или проигрыш в соревновании. Еще одна особенность эмоционального развития в детской психологии состоит в том, что в раннем детстве эмоции выражаются непосредственно, а позже эмоциональное поведение становится более адаптивным. Так, до года гнев ребенка проявляется почти исключительно криком и плачем, т. е. в форме эмоциональной вспышки, тогда как к 4-м годам в форме агрессии, направленной на определенного человека или на какой-то предмет.

Важный компонент зрелости эмоциональный контроль. Он выражается в способности подавлять бурные проявления эмоций и вести себя разумно в ситуациях, вызывающих сильные переживания. Эмоциональный контроль это способность не только подавлять чувства, но и использовать их в качестве мотивации продуктивного поведения. Скажем, от свидетеля аварии не требуется бесстрастия, однако адекватным выражением его чувств будут не слезы и причитания, а оказание помощи пострадавшим. Развитие эмоционального контроля может идти разными путями. Эмоции, прежде всего социально контролируемые, такие, как сексуальные переживания, гнев и страх, влияют и на поведение. Любая эмоция, способная привести к асоциальному или аморальному поведению, потенциально опасна для индивида тем, что такого рода поведение подвергается общественному порицанию или даже наказанию. Адаптация к подобной угрозе может принимать либо здоровую, либо нездоровую форму. Одна из форм, названная Фрейдом механизмом изоляции, это утрата способности испытывать сильные чувства, обусловливающая рассудочно холодное отношение к эмоциональным ситуациям. Другой способ воспрепятствовать появлению опасных эмоций и импульсов вообще избегать эмоционально насыщенной ситуации. Пример тому фобии. Более здоровая форма адаптации заключается в том, чтобы со всей полнотой переживать эмоциональные ситуации и в дальнейшем использовать полученный опыт, для формирования социально значимых ценностей.

Теории эмоций Эволюционная теория эмоций Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Дарвин Собака, приближающаяся к другой с враждебными намерениями. Та же собака в смирном и ласковом настроении. Разъяренная кошка, готовая вступить в драку. Кошка в ласковом настроении.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!