Крито-Микенский период (к. III-II тыс. до н.э.) Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) Классический период (V-IV.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Что называется полисом? а)город-государство в Древней Греции б)город в Древней Греции в)название органа управления городом 2.Как назывался Совет знати.
Advertisements

Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
#81 9 : Земледельцы, ремесленники, рыбаки – это… Demos (народ) Управление, Она есть у царя Kratio (власть) Демократия – власть народа Демократия.
Древняя Спарта Заполните пропуски в предложениях Афины располагались на полуострове ….. в области….. Власть в Афинах до реформ принадлежала ….., что.
ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы.
Выполнил: Проверил. Понятие судебной власти Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые.
Земледельцы, ремесленники, рыбаки – это… Demos (народ) Управление, Она есть у царя Kratio (власть) Демократия – власть народа.
Отрасли российского права: основные понятия и нормы.
Презентация к уроку (история, 5 класс) по теме: Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"
1. Земельный налог. 2. Налог на имущество физических лиц.
Право 10 Семейное право Гражданское право Административное право Конституционное право Избирательное право Уголовное право
ГОРОД-ГОСУДАРСТВО. ПОЛИС АФИНЫ Полис – и город и государство, т.е. город и его окрестности, ограниченные ландшафтом местности стр. 27 -в какой части Греции.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. РАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ, ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Древние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Экономика и социальное отношения в Древней Греции (по поэмам Гомера)
Выполнил работу ученик 5»А» класса Савов Денис «МБОУ многопрофильный лицей»
Преподаватель:Иманбаев С.М. Студент:Турсын М.Ж.. НАКАЗАНИЕ Статья 39. Понятие и цели наказания Статья 40. Виды наказаний Статья 41. Штраф Статья 42. Исправительные.
Права и обязанности несовершеннолетних Подготовила: соц. педагог Язынина Е.В.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Презентацию подготовила: Ерченко Светлана УП-1(1004) 3й курс.
Транксрипт:

Крито-Микенский период (к. III-II тыс. до н.э.) Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) Классический период (V-IV вв. до н.э.) Эллинистический период (III в г. до н.э.)

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин

спартиаты – полноправные граждане. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами (илотами). гипомейены - обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. илоты - Представители побежденных племен.Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили спартиату оброк, равный 50% урожая, полученного с земли.

Создание Совета старейшин Передел земли. выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при помощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место.

Спартанские оболы

Герусия – совет старейшин, возглавляющий все государственное управление. Его образовывали 30 геронтов (в том числе два царя). Геронтов избирали из наиболее известных граждан пожизненно (первые геронты были назначены Ликургом) в возрасте старше 60 лет. Герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. Она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась неответственной за свои решения. Апелла – народное собрание (все спартиаты старше 30 лет) Коллегия эфоров. Основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах, менее важные уголовные дела. Эфоры были верховными судьями для пэриэков и илотов, им же принадлежала полицейская власть в полисе.

Осевшие в Аттике ионийцы делились на 4 племени Поселения-центры четырех племен слились воедино вокруг древнего города Кекропии (синойкизм), ставшего затем Афинами по утвердившемуся культу богини. Каждое племя состояло из больших кланов (50-90 больших семей-родов). Семьи группировались во фратрии – особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, вся Аттика делилась на 4 филы. Социальная структура общества: первый класс назывался эвпатридами (обладателями больших земельных наделов с большим урожаем), второй - всадниками, третий – зевгитами (разночинцами).

Управление племенами осуществлялось царями- басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и советом притонов в числе четырех (видимо, глав племен). Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявить военную мобилизацию. В 752 г. до н. э. вместо царя был избран эвпатридами особый правитель - притон сроком на 10 лет, затем появилась должность архонта; с начала VII в. до н. э. архонтов стали избирать на год, и их стало девять (с 682 г. до н. э.). Функции постоянного властного органа стал обретать прежний совет родовой знати – ареопаг (заседавший на холме святилища бога войны Ареса).

К середине VII в. до н. э. в Афинах приобрело возрастает роль выборных должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати. Архонт-эпоним (его имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский реестр в год его службы). Он устанавливал правила жизни полиса, считался «стражем семьи», контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей, выступал как «защитник слабых Басилевс-архонт: он выполнял жреческие религиозные обязанности на празднествах, был также председателем особого суда из 4 глав фил (притоний) по делам об убийствах, о неповиновении главам полиса. Полемарх – военачальник, ответственный за безопасность полиса (вместе с главным советом); для этого он наделялся полицейской властью и правом карать незначительные проступки граждан и, особенно, неграждан города. Остальные архонты (6 фесмофетов) выполняли в основном судебные функции. Рядом с архонтами стоял Совет – були. В него пожизненно входили отбывшие их должности архонты, иногда – другие представители знати. Совет осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного строя; он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел право присуждать к изгнанию. Военная организация опиралась на систему навкрарий, особых группировок населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48) во главе с одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли 4 притона (по одному от филы), они и были высшим военным руководством ополчения полиса. Каждая навкрария должна была выстроить и оснастить военный корабль для флота (с экипажем), выделить двух всадников и солдат пехоты;

Первая кодификация афинского (аттического) права, осуществленная архонтом Афин Драконтом в 621 г до н.э. Нормы уголовного права, отличавшиеся крайней жестокостью: смертная казнь назначалась не только за кражу, поджог или умышленное убийство, но тж. и за незначительные проступки. (Отсюда произошла идиома "драконовские меры", "драконовские законы"). Ограничивая кровную месть, З.д. запрещали самовольную расправу над убийцей, за исключением тех случаев, когда он будет застигнут на его собственной земле. Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено для самозащиты или отобрания украденного имущества. Важное значение имели и нормы З.д., посвященные организации судебного процесса по уголовным делам. З.д. действовали, по-видимому, вплоть до реформ Солона (594 г. до н.э.), однако нормы, касающиеся непредумышленного убийства и самозащиты, сохранялись в афинском праве и позднее.

Сисахфия (букв. «стряхивание бремени») – отмена всех долговых обязательств в полисе; должники были прощены, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь запрещалось давать в долг под условием самозаклада. Тимократическая (цензовая) реформа: четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам, зевгитам и фетам) был придан новый смысл: в них зачислялись граждане соответственно своим доходам (не менее 500, 300, 200 и менее мер (52,5 кг) зерна в год). Все слои населения отныне допускались к участию в народном собрании и могли быть судьями; полномочия собрания были невелики, и все дела предварительно решались в других советах. Рядом с ареопагом был поставлен новый совет – були, куда определялось по 100 граждан от каждой филы (или Совет 400).

Сохранена система, созданная Солоном Введен постоянный подоходный налог (10%, затем снижен до 5 %)

Первый этап (508 –462 гг. до н. э.) связан реформами Клисфена, в 509 г. до н. э. В Афинах была создана новая территориальная организация, положенная в основу государственного строя. Все полноправное население было расписано на 100. Дем обладал самоуправлением: на собрании избирали де марка, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были объединены в 10 фил, вся Аттика была поделена на З тритии: Город, Берег, Внутренняя земля. Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (були) был увеличен до 500 членов, по 50 от каждой новой филы; установлен и возраст для избрания в него. К этому же времени относится появление коллегии 10 стратегов (по одному от филы), которым вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам. Сформировался новый политический статус гражданина. Права афинского гражданина стали неразрывны с особыми правами на получение земли: в 506 г. до н. э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в гг.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю в ново завоеванных областях, главным образом в Малой Азии.. С 501 г. до н. э. утвердился порядок обязательной военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.

Второй этап ( гг. до н. э) связан с реформами реформ Перикла и Эфиальта. Произошла демократизация органов власти и управления. Последний оплот аристократии, практически сокрушен был ареопаг как орган власти; ему сохранены были только управление и суд по религиозным делам. С 457 г. до н. э. должности архонтов были открыты впредь и для низшего цензового слоя – зевгитов. Чтобы предоставить реальную возможность небогатым гражданам участвовать в деятельности властных и судебных институтов, была установлена плата за исполнение гражданских обязанностей (членам гэлиэи – по 3, членам Совета – по 5 оболов, архонтам – по 4 обола в день, притонам – по 1 драхме в день). Между органами непосредственной и выборной демократии произошло перераспределение полномочий, причем общее собрание граждан стало рассматриваться как более важный политический институт. Собрание-экклезия закрепило за собой главным образом законодательные полномочия, були и магистраты – исполнительные.

Совет полиса – були играл основную роль в Афинском государстве. Его составляли 500 граждан, выделяемых на год по 50 от каждой филы. Готовил декреты и другие законодательные акты, предлагаемые или поступившие для народного собрания (и без совета собрание не могло даже обсуждать новый закон) Народное собрание – экклезия было институтом важных государственно-политических решений. По традиции и по закону, в собрании могли принимать участие все полноправные граждане полиса, приписанные к дему (в V – IV вв. до н. э тыс.), старше 20 лет (после отбытия обязательной воинской службы). Реально, однако, для собрания установились две численные квоты: 1) большая – в 6 тыс. граждан, когда принимались наиболее ответственные решения; 2) малая – в 1/10 от цензового списка, когда принимались обычные решения собрания. В основном в экклезии участвовал афинский демос – ремесленники и торговцы, в меньшей степени – земледельцы Аттики. 10 раз в год.

Магистраты обязывались исполнять решения совета или собрания, имея только собственную сферу деятельности. Магистратуры в основном разделялись на 3 категории: 1. архонты (которые уже не имели персональных званий и прав); они исполняли поручения були по поддержанию государственного порядка, имели право помилования, наказания, задержания граждан и неграждан Афин. 2. эпимелеты с самыми разными обязанностями, главным образом в качестве помощников других должностных лиц, а также финансовые чиновники 3. ипереты (писцы, регистраторы, судебные исполнители) Особую категорию должностных лиц составляли стратеги – в числе десяти, которым поручалось военное управление и командование. Эта должность не была оплачиваемой и поручалась только богатым и видным гражданам; в стратеги могли переизбирать (так, Перикл был стратегом 15 лет)

судебное собрание – гелиэйя - форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Гелиэйю составляли 6 тыс. граждан (т.е. квалифицированное политическое большинство), выдвигаемых ежегодно от демов и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус гелиэйи разделялся на 10 коллегий (по 500 судей и по 100 запасных). Ареопаг. Ему были подсудны в основном религиозные дела, а также преступления, связанные с нарушениями священных устоев государства (в частности, дела о предумышленных убийствах, посягательствах на семейные и родовые отношения, неповиновении должностным лицам).

1. коллегия 51 эфета, образованной Драконтом в 521 г. до н. э. для рассмотрения главным образом дел уголовных и связанных с причинением ущерба личности; 2. коллегия одиннадцати, созданной для нарушителей общественного порядка, захваченных полицией (ночных воров, грабителей, профессиональных преступников); 3. коллегия диэтетов, где слушались дела по имущественным спорам, выходившим за пределы компетенции самоуправления демов и фил.

Афинские граждане. По закону 451 г. до н. э. гражданином мог считаться афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином. Юноши в течение двух лет (с 18 до 20) обязаны были пройти военную службу. Только после службы граждане имели право присутствовать в народном собрании. Метэки - выходцы из других полисов, их потомки. Метойки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для государственного их налогообложения. Однако прав самоуправления они в полной мере не получали. Иностранцы -жили постоянно в полисе, но не были приписаны к демам. Они имели все права в коммерческом обороте, пользовались защитой властей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кроме уплаты торговых сборов и налогов) и не имели политических прав. Рабы: (1) по рождению, (2) по приговору суда в отношении неблагодарного метэка или вольноотпущенника, (3) захваченные в плен.

Сведений о древнейших афинских законах не сохранилось. Знаменитый судебный оратор IV в. до н. э. Демосфен в одной из речей упомянул о законах легендарного правителя Тесея, которые якобы были выбиты на камне. Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н. э.) были посвящены главным образом новой организации суда, наказаниям за разные нарушения священного и общественного уклада; в социально-правовом смысле они стремились сдержать распространение имущественного неравенства – и в этом отношении вполне походили на законы первых древневосточных правителей. Законы эти отменили любые привилегии, в том числе родовой знати, в сфере уголовного наказания.

Законы Солона (после 594 г. до н. э.), по-видимому, были записью не только обычного права и религиозных постановлений, но и перенесением в Афины некоторых законов других греческих полисов и даже Египта. Законы были выбиты на деревянных досках (числом не менее 16-ти) и выставлены в притонее. Законы содержали постановления, регулировавшие имущественные отношения в рамках соседского права. Были установлены взаимные обязательства сажать деревья на определенном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу. При копании ям, канав следовало отступать от соседнего владения на достаточное расстояние. Пчельники одного хозяина от других должны были быть удалены не менее чем на 300 футов. Чтобы предотвратить взаимные обманы и споры граждан, законом устанавливались предельные цены на жертвенных животных (также сходно с древневосточными законами). Урегулировался порядок претензий в случае нападения домашних животных на человека. Солон впервые ввел в афинское право возможность завещания на свое имущество, «сделал имущество действительной собственностью владельца». Однако это право было и существенно ограничено требованиями не быть под влиянием болезни, в удрученном состоянии или под воздействием женщин. Здесь, в частности, выразилась та особенность древнего правового мировоззрения, согласно которой нет особой разницы между убеждением, вредным по последствиям, и нарочитым обманом или принуждением: главное – реальный вред для человека и семьи.

Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое понимание Закона и Права. Закон служит не государственной власти, а выражает нравственно-обязательный порядок. Право могло быть двух родов: Как широкое понятие – Themis – это воплощение воли богов Как более конкретное понятие – Dike – это и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели.

Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина. Однако полноправному гражданину дозволялось иметь наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Согласия, и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение семейного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. Женщина всегда считалась состоящей под патриархальной властью мужа, отца или сыновей; однако проявления этой власти в ее отношении не были значительными. Право на развод первоначально оформилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений). В имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Однако в целом афинское право не признавало общности семейного имущества, поэтому прав на наследство женщина не имела (это относилось и к дочерям: они могли претендовать только на получение приданого из семейного имущества). Патриархальная власть отца семейства в отношении своих детей была более религиозно-нравственной по содержанию; в правовом отношении она была существенно ограничена уже с VI в. до н. э. Отец был обязан воспитать сына, дать ему необходимое и требуемое гражданское образование (в публичных школах), он не мог лишить сына наследства без очень веских причин, рассмотренных в местном самоуправлении или даже в суде. С наступлением гражданского совершеннолетия (в 18 лет) сын полностью выходил из-под власти отца.

Рынки и торговля находились под защитой государственной власти. Как общее правило, доступ на рынки имели все свободные жители, включая иностранцев; в качестве покупателей могли выступать и рабы. Но для граждан полиса предусматривалось право доступа на рынок, которого при определенных условиях они могли быть лишены властью Иностранцы пользовались в торговых делах помощью специальных администраторов-покровителей – проксенов. Исполнительные власти контролировали меры и вес, законность хождения и приема денег. Цены были фиксированными на определенный период. Предполагалось, что законом вправе быть установлены разного рода ограничения на ввоз и вывоз товаров: так, одним из постановлений Солона был запрещен вывоз из Афинского государства любых продуктов питания, кроме оливкового масла. Торговые сделки должны были заключаться только письменно (это не относилось к рыночной торговле); споры по торговым делам решались специальными судьями. Основное место в афинской торговле занимала морская, при помощи кораблей. Такая торговля была практически невозможна (за редчайшими исключениями) для единоличных предпринимателей. Поэтому довольно рано возникли специфические формы правовой организации морской коммерции. Для ведения ее заключалось специальное корабельное товарищество сроком не более чем на год. Товарищество заключали купец как основной организатор торгового предприятия, владелец корабля-арматор (как правило, он же шкипер), а также другие товарищи- участники.

Право собственности на землю было неразрывно с политическими правами: оно могло быть только у членов полиса; более мягкими были требования в отношении собственности на новых землях – в составе так называемых клерухий. В афинском праве впервые оформился особый институт, связанный с закладом земли или другой недвижимости, – ипотека. Кредитор предоставлял владельцу земли заем под условием перехода к нему в дальнейшем, при невозврате займа, этой земли; при том, что до истечения срока обязательства земля оставалась в обладании и пользовании должника. специальные документы о сделках, которые были обязательной формой их заключения: расписки – синграфы и специальные записи в книгах – хеирографы.

В 338 г. до н. э. после победы над войсками общегреческой коалиции при Херонее была признана политическая гегемония Македонии. В государственно-политическом отношении сложившаяся только за счет военных удач македонской армии держава представляла собой империю. Власть и управление империей находились в руках царя. Он был главой объединенных армий, назначал правителей на места, создавал по своему усмотрению аппарат управления империей, назначал на высшие (и любые иные) должности чиновников-управителей, же определял размер и формы финансовых сборов с подвластного населения, государственные повинности и т. п. Центральное управление империей находилось в руках особого круга подчиненных царю правителей (хилиарх, тайный советник ипр.).

Управленческую элиту составляли гетайры – в основном македонцы по происхождению или особо приближенные и доверенные персы; только из этого слоя назначались советники разных рангов, начальник стражи, генералитет войска, высшие местные правители. Армия и двор тем самым составляли единый центр управления империей, притом что формально столицы (в теории ею был Вавилон) державы не существовало: центр управления находился там, где в данный момент была военная ставка царя. Важнейшую сторону государственной организации империи составляло областное управление. Македонская держава была подразделена на 20 сатрапий (от перс. – кшатрапа), унаследованные от Персидской державы (а той, в свою очередь, – от Ассирии). Возглавлял область сатрап, которого назначал царь по своему усмотрению, – как из местных, так и из македонских выходцев. Сатрапу принадлежали (как и в Персидской державе) только гражданская власть и руководство судебной деятельностью. Высшая военная власть оставалась в руках начальника областного гарнизона.