Тема 6. Реформа системы социального обеспечения Целевые бюджетные и внебюджетные фонды 080100.62 Экономика кафедра Международного бизнеса и финансов Илья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ ВСЕ О БУДУЩЕЙ ПЕНСИИ для учебы и жизни НОВОСИБИРСК, 2014.
Advertisements

П ЕНСИЯ - ЭТО ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ЗАРПЛАТЫ Молодость проходит так быстро, что не успеваешь вовремя оформить себе пенсию.
Основы пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Российской Федерации Уважаемые застрахованные лица! Ответы на все интересующие Вас вопросы,
Тема урока: Моя будущая пенсия. Виды пенсионных систем Распределительная ( солидарная) Накопительная смешанная.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
Государственное софинансирование пенсии Работу выполнили: Строганова К.Э. ДЭН-401 Ермолина А.А. ДЭК-502.
Думая о будущем, я понимаю, что оно наступает достаточно быстро. Альберт Энштейн Учитель обществознания МБОУ «СОШ30» г. Чебоксары Гендрих З.Е.
Все о пенсии для учебы и жизни. Ведение персонифицированного учета; формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений; Администрирование страховых.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
ЦЕЛЬ - ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ИНФОРМИРОВАНИЕ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ.
О Федеральном законе от ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных.
Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В 2010 ГОДУ.
Выполнила:студент группы ВЗБ5Юруп -41 Руснак О.С. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ.
Пенсии Пенсионная реформа. Каждому гражданину нашей страны гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в связи с болезнью, инвалидностью, потерей.
1 30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»
НОВОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧТО ВЫБРАТЬ?. Порядок формирования пенсий в системе обязательного пенсионного страхования Учреждение образования Страховая.
Думая о будущем, я понимаю, что оно наступает достаточно быстро. Альберт Эйнштейн Альберт Эйнштейн.
О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.
Транксрипт:

Тема 6. Реформа системы социального обеспечения Целевые бюджетные и внебюджетные фонды Экономика кафедра Международного бизнеса и финансов Илья Александрович Бедрачук, канд. экон. наук ВГУЭС

Содержание лекции Типы пенсионных систем и необходимость реформы системы социальных гарантий Распределительная и накопительная пенсионные системы Реформа пенсионной системы в России ВГУЭС

Вопрос 1 Типы пенсионных систем и необходимость реформы системы социальных гарантий ВГУЭС

Пенсионное обеспечение является важнейшим видом социальной защиты населения и одной из ее организационно-правовых форм.

Пенсия это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.

В доиндустриальную эпоху о стариках и других социально незащищенных категориях населения заботилось молодое поколение в больших семьях, либо источником их существования были личные накопления. Это явилось прототипом двух форм финансирования пенсий, которые в дальнейшем трансформировались в государственные и частные системы пенсионного обеспечения.

Опыт существования государственного пенсионного обеспечения в России больших профессиональных групп формировался на рубеже XVIII – XIX веков. В 1803 году в России был принят первый устав о пенсиях для военнослужащих, которые были дифференцированы в зависимости от срока службы, оснований выхода на пенсию.

В XIX веке в России появились и получили широкое распространение системы негосударственного корпоративного пенсионного обеспечения. В 1859 году была учреждена эмеритальная касса для выплаты пенсий военнослужащим, выходившим в отставку, независимо от пенсий, получаемых из государственной казны. Она образовывалась из процентного сбора от их денежного довольствия. История негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников началась ведется с 1860 г., когда была учреждена эмеритальная пенсионная касса инженеров путей сообщения, которая выплачивала им пенсии за выслугу лет.

Многообразные и противоречивые факторы формирующегося капиталистического уклада вызывали необходимость поиска соответствующих регуляторов. Растущая потребность в квалифицированной рабочей силе и связанное с этим повышение образовательного уровня наемных работников требовали повышения уровня оплаты труда и резервирования его части для случаев наступления социальных рисков утраты доходов.

Первая массовая система обязательного пенсионного обеспечения была введена в Германии государственным канцлером Отто фон Бисмарком в конце XIX века (по болезни – с 1883 года, в случае увечья – с 1884 года, по старости - с 1889 года). На первом этапе существования обязательного пенсионного страхования, застрахованные лица получали пенсию в случае продолжительной утраты трудоспособности или при наступлении пенсионного возраста 70 лет.

Немецкая пенсионная система была построена по распределительному принципу или принципу солидарности поколений, когда работники (и/или их работодатели) выплачивают часть зарплаты на финансирование социальных программ, которые обеспечивают доход для пенсионеров в обмен на обещание правительства о гарантированном доходе этим работникам при выходе на пенсию. При этом не осуществляется накоплений для будущих выплат. Эта система опирается на трансферт между поколениями - от младшего поколения к старшему, поэтому эта система называется распределительной или солидарной. Применительно к распределительной пенсионной модели в мире используется термин Pay-as-you-go system (PAYG).

Такая система отражает принципы социальной справедливости. Главное достоинство распределительной системы – значительное сокращение нищеты среди пенсионеров, поскольку в ней сильны перераспределительные элементы. Как правило, на ранних стадиях функционирования распределительной системы низкий уровень взносов был достаточным для обеспечения выплат относительно небольшому числу получателей, но по мере возрастания степени зрелости системы, выплаты имеют тенденцию превышать взносы, вызывая потребность в увеличении налогов на фонд оплаты труда или бюджетных трансфертов. Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что сегодня характерно для многих развитых стран.

Другая модель пенсионного обеспечения предполагает доминирование государственного социального обеспечения - государственной пенсии по старости (Basic State Pension, которая предоставляется всем гражданам. Основная государственная пенсия по старости выплачивается по базовой ставке, увеличивающейся ежегодно в соответствии с индексом роста потребительских цен. Пенсионные накопления обычно формируются как за счет работодателей, так и за счет взносов самого работника. В промышленности отношение выплат работодателя и работника относится в среднем как 3:1, в финансовой сфере работодатель, как правило, пенсионные взносы полностью обеспечивает сам.

Уровень пенсионного обеспечения один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние на текущий момент времени. Различают относительный и абсолютный уровни пенсионного обеспечения, которые связаны между собой. Относительный уровень это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена - коэффициент замещения. Он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам (средняя пенсия делится на средний заработок в стране или регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров бывших наемных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок.

Согласно положениям Конвенции Международной организации труда (МОТ) 1952 г. коэффициент замещения пенсией заработной платы (дохода) гражданина в трудоспособный период не должен быть ниже 40 %. В 1967 г. Международная организация труда повысила этот показатель до 45%. Сегодня в рекомендациях этой же организации встречается и 50% уровень коэффициента замещения.

В России коэффициент замещения последнее десятилетие находился на низком уровне, что делало выход «на заслуженный отдых» для большинства россиян равнозначным переходу на грань черты бедности. Результаты пенсионной реформы 2010 г. Лишь последние годы удалось несколько повысить и стабилизировать данный показатель Средние размеры пенсии (руб./мес.) Сред. пенсия к сред. зарплате (коэффициент замещения), % 22,924,327,935,4

Коэффициент замещения в России в 2014 году составляет 38%, а средняя пенсия в сентябре 2014 года – рублей, то есть при коэффициенте замещения в 38% средняя пенсия составляет 165% от прожиточного минимума пенсионера и всего лишь 125% от прожиточного минимума трудоспособного населения (для сравнения в советский период в 1989 г. коэффициент замещения составлял около 55 % при среднем заработке, а при меньшей заработной плате достигал %).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. поставлена задача повысить индивидуальный коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости не менее чем до 40 процентов

В странах Западной Европы этот коэффициент составляет около 60% и, по прогнозам, будет держаться на этом уровне до 2020 года. В Австрии средняя трудовая пенсия составляет 2260 евро, в Германии евро, в Финляндии евро, в Чили и России – немногим более 200 евро.

Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014 год Страна Коэффициент замещения США58% Германия 56% Франция 69% Великобритания 50% Испания 69%

Показателем потребительской стоимости пенсии является абсолютный уровень пенсионного обеспечения. Данный показатель определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары и услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в 1990 г. Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы был принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Пенсионная система России сегодня состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной, которые подразделяются в зависимости от источников, за счет которых выплачиваются пенсии Таким образом, в России функционируют две пенсионные системы и выплачиваются два основных вида пенсий.

Страховая пенсионная система финансируется за счет средств обособленного страхового Пенсионного фонда Российской Федерации, в сфере ее действия находятся главным образом наемные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, а также их семьи. Основная масса наемных работников получают при наступлении определенных условий трудовую пенсию. Бюджетная пенсионная система финансируется за счет бюджета государства, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (государственные чиновники, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и некоторые другие), их семьи. Бюджетная пенсия гарантирует более высокий уровень пенсионного обеспечения кадровым военнослужащим, служащим органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокурорско- следственным работникам, государственным служащим, судьям и депутатам.

Также за счет бюджета государства выплачивается социальная пенсия тем гражданам, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, государственной службой и не имеют права на трудовую пенсию. Таким образом, бюджетная пенсионная система складывается из двух неравнозначных частей: одна, наиболее значимая часть, предназначена для тех, кто исполняет наиболее важные государственные функции, другая часть этой подсистемы, наоборот выделена тем, кто вообще не имел зафиксированного согласно закона трудового вклада.

Иногда эти две подсистемы сочетаются к страховой пенсии производится бюджетная доплата. В отдельных случаях, предусмотренных законом, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии. Таким правом пользуются инвалиды вследствие военной травмы: им предоставляется право получать пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности; участникам Великой Отечественной войны - пенсии по старости (за выслугу лет) и по инвалидности; родителям и вдовам погибших (умерших) военнослужащих - пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия и пенсия по случаю потери кормильца.

Право получать две пенсии по различным основаниям широко распространено и во многих других странах, в частности в странах антигитлеровской коалиции, участвовавших во Второй мировой войне (в Англии, США и др.). Также в России есть и негосударственные пенсии, которые выплачиваются соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Негосударственные пенсионные фонды сегодня уже реальность. Они предлагают программы долгосрочного страхования жизни. В качестве их преимуществ называют сочетание накопления с защитой близких в случае потери кормильца, а также гибкость программы по срокам и суммам.

Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Вопрос 2 Распределительная и накопительная пенсионные системы ВГУЭС

Распределительная пенсионная система - система, при которой пенсии из общегосударственного пенсионного фонда, формируемого из текущих отчислений из доходов наемных работников, независимо от их возраста, и их работодателей, распределяются определенным образом среди лиц достигших пенсионного возраста. Модель носит социально-уравнительный характер, требует тотального государственного контроля. Пенсионные средства не участвуют в рыночном инвестиционном процессе.

Действовавшая до 2002 г. пенсионная система РФ основывалась на собирательно-распределительном принципе. Распределительный принцип финансирования предполагает, что взносы, уплачиваемые в течение определенного периода, используются на выплату пенсий, предоставляемых в том же периоде. Индивидуальная доходность подобной системы зависит от соотношения коэффициентов поддержки и динамики реальной заработной платы. В долгосрочной перспективе под влиянием общемировой демографической тенденции старения населения государственные программы, основанные на распределительном принципе финансирования, оказываются в состоянии финансового кризиса, а в некоторых случаях становятся неплатежеспособными.

распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 г. в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу обновленной пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. Использование страхового подхода означает, что размер трудовой пенсии должен определяться величиной страховых взносов в ПФР. При этом пенсионная реформа предполагала внедрение обязательного накопительного компонента финансирования пенсий на основе индивидуальных счетов с передачей управления накоплением частным компаниям.

Действующая российская пенсионная система, так же как и в большинстве зарубежных стран, базируется на комбинации различных пенсионных моделей. В итоге будущая трудовая пенсия работника формируется из двух частей: страховой (условно-накопительной) и накопительной. Но в связи с тем, что большинство нынешних пенсионеров заработали свои права на пенсию еще по старому пенсионному законодательству, то основной объем пенсионных обязательств государства реализуется через распределительные механизмы. Получатели пенсий, включающих накопительную составляющую, появились уже с 2013 г. У тех групп людей, кто родился в 1967 г. и позднее, величина накопительной части пенсии будет ежегодно возрастать. По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц относительный размер трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, в долгосрочной перспективе, по прогнозам разработчиков пенсионной реформы, должен составить около 50% общей величины трудовой пенсии.

Пенсионная система России построенная по распределительному принципу основана на солидарности поколений.

Накопительная пенсионная система – аккумулирование добровольных пенсионных взносов негосударственными пенсионными фондами или средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственными пенсионными фондами.

Накопительная система предполагает индивидуальный характер пенсионных накоплений. Размер пенсий зависит только от взносов и результатов их инвестирования. Развитие любой экономики носит циклический характер. В условиях кризиса накопления могут обесцениваться за счет переоценки рыночной стоимости ценных бумаг. Участники накопительной пенсионной системы беззащитны перед «рыночным риском» и инфляцией. Поэтому главным условием участия в накопительной пенсионной системе является длительность участия в ней (нередко в течение всей трудовой деятельности), когда «рыночные риски» и инфляция перекрываются доходностью, обеспечиваемой участниками инвестиционного процесса в течение всего срока накопления.

Система пенсионных отчислений, предусматривающая наличие накопительной части, была введена в России с 2002 года. Основной задачей подобного новшества было, во-первых, переложить часть забот о пенсионном обеспечении граждан с государства на них самих, а во-вторых, увеличить размер пенсии, на которую граждане страны имеют возможность рассчитывать в будущем. Помимо обязательных взносов, граждане могут и сами откладывать определенные суммы, возможны и дополнительные взносы работодателей за своих работников в негосударственные пенсионные фонды. В этом случае, пенсионные накопления хранятся в негосударственном пенсионном фонде, а инвестируются частными управляющими компаниями. Чтобы граждане не потеряли свои пенсионные накопления, государством определен перечень активов, в которые вкладываются пенсионные накопления. И контролирующие органы, в частности Федеральная служба по финансовым рынкам, следит за тем, чтобы управляющие компании вкладывали пенсионные накопления граждан только в эти активы.

Вопрос 3 Реформа пенсионной системы в России ВГУЭС

В СССР господствовал постулат о том, что государственное социальное страхование осуществляется за счет государства, которое декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка. Средства социального страхования сливались с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий финансировались в основном за счет государственной дотации. Побочным результатом такого положения было то, что искажалась реальная стоимость рабочей силы и создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство, а также маскировался вклад в пенсионное обеспечение самих трудящихся.

Серьезное изменение пенсионного законодательства в России началось в начале 90-х годов XX столетия. В 1990 г. в РСФСР был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» Этим законом вводилась пенсионная система с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, то есть с всероссийским пенсионным страховым фондом на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников. Изменения преследовали также цель пересмотра укоренившейся в обществе идеологии советского пенсионного страхования.

Также изменения были нацелены на повышение реального уровня доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. Причина состояла в том, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения в связи с ростом номинальной оплаты труда и, в то же время, консервацией максимального размера пенсии, который не повышался более 30 лет.

В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. У каждого работника открыт персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде Российской Федерации, на котором учитывается также накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода.

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: 1) страховой номер; 2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; 3) дата рождения; 4) место рождения; 5) пол; 6) адрес постоянного места жительства; 7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в пунктах 1 - 6, наименование выдавшего их органа; 8) гражданство; 9) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: 10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии; 10.1) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 10.2) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях " 11) иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; 12) заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13) сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.пунктами части 1 статьи 30 пунктами части 1 статьи 30 статьей 31 пунктами 267 части 1 статьи 32 статьей 12 законодательством

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: 14) суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов; 15) сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, до 1 января 2015 года; 15.1) сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента; 16) сведения об установлении страховой пенсии и сведения о фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и индексации (дополнительного увеличения) ее размера); 17) сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Для сравнения - большинство европейцев после выхода на пенсию начинают жить в свое удовольствие: ходят в рестораны, путешествуют по миру, многие материально помогают детям. Именно на таких примерах и контрастах строилась информационная поддержка пенсионной реформы, начавшейся в 2002 году. Ее основная цель достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Поэтому в 2001 году был принят Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, при этом утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".

Необходимость в пенсионной реформе возникла также из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Генезис пенсионной реформы выглядит следующим образом. В 2002 г. произошел переход к накопительному принципу формирования пенсии, а также передача государством части полномочий в вопросе формирования будущих пенсий работодателю и работнику. Основной идеей реформы стало выделение каждому трудящемуся (застрахованному лицу в системе обязательного пенсионного страхования) накопительной части трудовой пенсии - реальных денег, которые по выбору можно оставить в ПФР или перевести для предположительно более эффективного управления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо частную управляющую компанию (УК).

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения России, предполагала плавный переход к новому накопительному принципу пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой и предусматривала: введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижения справедливой дифференциации размеров пенсии на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны; укрепление финансовой устойчивости бюджета пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.

Поэтому с 2002 года в Российской Федерации формируется новая пенсионная система, устанавливаются ее основные правовые, организационные и финансовые принципы. Сегодня система пенсионного обеспечения в России состоит из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования (ОПС), а размер выплат зависит уже не от стажа, а от объема средств, аккумулированных на индивидуальном лицевом счете. Ключевым элементом реформы стало введение накопительной части в структуре трудовой пенсии (НЧТП). И если отчисления на базовую и страховую части расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, то накопления обособляются и инвестируются.

С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формировалась в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состояла из трех частей базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии. Базовая часть устанавливалась в твердых размерах. Страховая часть зависела от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть трудовой пенсии формировалась у лиц 1967 года рождения и моложе. Она зависела от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода.

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию. Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк, инвестиционный доход в котором, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что Государственная управляющая компания имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.по старостипо инвалидностипо случаю потери кормильца Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты либо накопительной пенсии.срочнойединовременной накопительной пенсии

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется на уровень инфляции за предыдущий год.

Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.пенсионных накоплений Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если уже сделан или до конца 2015 года будет сделан выбор в ее пользу. У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

* Пенсионные накопления также есть у мужчин года рождения и женщин года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты – 19 лет (228 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 228 месяцев. Размер накопительной пенсии будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию. Например, если обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений будет делиться уже на 192 месяца.

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может - по выбору гражданина - все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлена возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию формировать страховую и накопительную пенсию одновременно Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставляется. Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.

Если гражданин принял решение продолжить формирование накопительной пенсии, он может доверить ее управление: Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав: управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений; один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - Внешэкономбанк; негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде: Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели: граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии; граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).с учетом переходных положений пенсионной формулы

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде: Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.Программы государственного софинансирования пенсииматеринского (семейного) капитала Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты – 19 лет (228 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 228 месяцев.

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно. наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от ФЗ; наличие минимальной суммы пенсионных баллов – не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от ФЗ.

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов. Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2015 году – 7,39.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных баллов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов - 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений.

В 2015 году всем гражданам 1967 года рождения и моложе представляется выбор варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную.выбор варианта пенсионного обеспечения При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не защищены от инфляции.

Год Минимальный страховой стаж Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента при отказе от формирования накопительной пенсии при формировании накопительной пенсии ,67, ,834, ,48,265, ,88,705, ,29,135, ,69,575, , ,4106, ,8106, ,2106, и позднее ,25 Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии

В 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле: СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ * СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО БАЛЛА в году назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА или СП = ИПК*СИПК + ФВ, где: СП– страховая пенсия ИПК– это сумма всех пенсионных баллов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии СПК– стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии. В 2015 году = 64,10 руб. Ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. ФВ– фиксированная выплата. На 1 января 2015 года = 3935 руб. Ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. Таким образом, расчет страховой пенсии в 2015 году осуществляется по формуле: СП = ИПК*64,

По действующим правилам обращение за назначением страховой пенсии через несколько лет после достижения пенсионного возраста значительно увеличивает размер страховой пенсии! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия увеличивается на соответствующие коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма пенсионных баллов – на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма пенсионных баллов - в 2,32 раза.

Период более позднего обращения за назначением страховой пенсии Коэффициент увеличения фиксированной выплаты Коэффициент увеличения суммы ИПК 11,0561,07 21,121,15 31,191,24 41,271,34 51,361,45 61,461,59 71,581,74 81,731,9 9 2,09 10 и более лет 2,112,32 Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.