Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад 46» Аноскина Гюзель Рафековна Воспитатель подготовительной группы Стаж педагогической деятельности: 9 лет «Лучший способ сделать детей хорошими, сделать их счастливыми» О. Уайльд Нижний Новгород 2015 г.
«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А.Сухомлинский «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.П.Павлов
Мелкая моторика взаимодействует с речью с вниманием с мышлением с наблюдательность ю с координацией со зрительной и двигательной памятью с воображением Исследования ученых подтверждают:
Актуальность: Формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук способствует: развитию центральной нервной системы развитию всех психических процессов (воображения, памяти, внимания, мышления) успешной социализации ребенка развитию его культуры общения формирования основ мотивационной готовности к школе
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движения рук посредством тестопластики.
Задачи: Обучающие: Научить владеть тестом : замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить,правильным способам выполнения приемов лепки и использованию различных инструментов в работе с ним, формировать знания композиции, основах цветоведения, а также познакомить с историей возникновения тестопластики, ее возможностей. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность, эстетический вкус, образное и логическое мышление, расширять кругозор и словарный запас. Воспитательные: Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе..
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста может быть значительно улучшено при условии применения нетрадиционной продуктивной деятельности – тестопластики.
Принципы работы: Систематичность ПоэтапностьДоступность Индивидуальность Интеграция с другими видами деятельности
Преимущества: Солёное тесто Сделано из экологически чистых материалов Можно приготовить в любой момент Безопасно при попадании в рот Не липнет к рукам Мало пачкает, легко отмывается Легко окрашивается Прекрасно лепится Мягкое, пластичное, приятное на ощупь Можно сушить на воздухе
Прогнозируемые результаты: развитая мелкая моторика рук овладение основами знаний, в области декоративно – прикладного искусства умение творчески мыслить умение применять знания, способы и приемы лепки на практике и в самостоятельной деятельности умение работать в коллективе
Дети с большим интересом и усердием занимаются тем, что дома им часто не доступно: пачкаться в муке, лепить из теста все, что ты хочешь, да еще к тому же за это хвалят.
Этапы работы: В начале своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие детям: потрогать, помять, высказать свое впечатление. На первом этапе знакомила детей с тестопластикой, как видом народно- прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки декоративные пластины с налетом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания формочки, крышки. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня. А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. Следующий этап это облупливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек, баночек. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки. На следующем этапе дети самостоятельно изготавливают тесто и составляют композиции.
Им очень интересно приготовить соленое тесто самостоятельно своими руками.
Они с удовольствием делают поделки из соленого теста и раскрашивают их.
И результатом их творчества становятся интересные работы.
Коллективная работа.
Оригинальные подарки. «Подковка на удачу» к празднику 8 марта «Оберег» к Дню матери «Пасхальное яичко» к Дню Святой пасхи «Подвеска в автомобиль» к 23 февраля
Работы моих воспитанников были оценены на конкурсах.
Распространение педагогического опыта Педагоги Родители Интернет сообщества
Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательно- образовательного процесса. Формы работы с родителями : родительские собрания практические рекомендации консультация для родителей мастер – класс выставки работ
Выставка совместных работ родителей и детей «В гостях у сказки»
Результаты промежуточного мониторинга Проведённая работа доказывает целесообразность применения тестопластики в развитии мелкой моторики рук
Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы из–во Мозаика – Синтез Москва 2014 И.А. Лыкова. Мы лепили, мы играли М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, И.А. Лыкова Лепим с мамой, азбука лепки М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, И.А. Лыкова Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М.: Издательство: Цветной мир, 2013 г. В. С. Надеждина Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2013 г. М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП, В.А. Хоменко Солёное тесто, шаг за шагом Харьков.: Клуб Семейного Досуга, А.И. Фирсова, Чудеса из солёного теста М.:АЙРИС – ПРЕСС, Е.А. Янушко. Волшебное тесто. М.: Издательство: Эксмо,