Проблемы проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта Аркадий Марголис,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи второго этапа проекта: «Модернизация педагогического образования» Координационный совет по модернизации педагогического образования Москва, 18 июня.
Advertisements

Модернизация программ подготовки педагогических кадров в проектах «Прикладной бакалавриат» и «Педагогическая магистратура» Научный руководитель Ресурсного.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017.
Внедрение стандарта профессиональной деятельности на базе пилотных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью апробации и распространения.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Основания и ключевые характеристики проекта модернизации педагогического образования Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
Педагогический ВУЗ в реализации профессионального стандарта педагога ФГБОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Эффективные модели повышения квалификации педагогов в условиях введения профессионального стандарта Сенкевич Татьяна Анатольевна, директор ИМЦ Красносельского.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
В.В. РубцовПредседатель УМО Ректор МГППУ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРИНЦИПОВ МОДЕРНИЗАЦИИ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.
Алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых образовательных стандартов основного общего образования.
РОЛЬ УМО В ОБЕСПЕЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ООП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Л.А. Трубина, зам. председателя УМО по образованию в области подготовки педагогических.
Пропедевтика введения профессионального стандарта педагога: региональный опыт (практика работы стажировочной площадки Волгоградской области)
В.В. Обухов Школьно-университетское партнерство как основа нового качества педагогического образования 1.
Повышение качества подготовки учителей начальных классов за счет усиления практической направленности в сетевом взаимодействии ВПО и СПО ЦЕЛИ ПРОЕКТА.
Промежуточные итоги экспериментального этапа введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников.
Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога в деятельности Ресурсных центров Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога.
Транксрипт:

Проблемы проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта Аркадий Марголис, МГППУ

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель проекта Модернизация программ подготовки педагогов на основе приведения их в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога (и других категорий педагогических работников)

Задачи 1. Разработка эффективной модели профессионализации (усиления практической направленности) подготовки будущих педагогов на основе сетевого взаимодействия университетов с общеобразовательными организациями и организациями СПО («школьно-университетское партнерство»). 2. Разработка системы профессионально-ориентированных модулей как интегрированных (практических, теоретических и исследовательских) структурных единиц педагогических программ ОПОП (по направлениям УГСН), обеспечивающих подготовку будущих педагогов к выполнению трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. 3. Апробация разработанных модернизированных модулей в условиях сетевого взаимодействия вузов-участников проекта и вузов- соисполнителей

4. Экспертиза разработанных модулей с точки зрения учебного содержания (соответствия формируемых в модуле компетенций требованиям профессионального стандарта педагога), практической направленности и реализации деятельностного подхода в подготовке педагогов. 5. Оценка сформированности профессиональных компетенций на основе разработанного Оператором инструментария независимой оценки квалификации (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога). 6. Разработка и апробация новых требований к ОПОП педагогических кадров. Формулирование предложений к новому ФГОС

Масштаб 7 Федеральных округов, 35 субъектов Российской Федерации, 45 вузов. За два года реализовано 23 проекта: академический бакалавриат (восемь проектов), прикладной бакалавриат (семь проектов), профессиональная (педагогическая) магистратура (шесть проектов), исследовательская магистратура (два проекта)

Результаты первого этапа Разработано и апробировано более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ. В апробации новых модулей приняло участие более 6000 студентов. Проведено повышение квалификации более 5000 участников и исполнителей проектов (ППС и УМС). В апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций приняло участие 3603 студента. Создано 8 тематических кластеров (сетевых объединений вузов)

Проект «Прикладной бакалавриат» 7 проектов (сетевое взаимодействие с СПО – 3 проекта, с общим образованием – 4 проекта), 3 направления подготовки (педагогическое образование, психолого- педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование). Подготовка: - педагога дошкольного образования, - педагога начальных классов, - педагога основного общего образования, - педагога-дефектолога

Проект «Профессиональная (педагогическая) магистратура» 6 проектов, 3 направления подготовки (педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование. Подготовка: - педагога дошкольного образования, - педагога начальных классов, - педагога основного общего образования, - педагога среднего общего образования, - педагога-дефектолога, - педагога-психолога

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Согласование позиций. Профиль «Воспитатель»

Проектирование профессиональных компетенций от профессионального стандарта

Установление соответствия Проектные команды вузов установили соответствие профессиональных компетенций профессионального стандарта и компетенций (код и название ФГОС3+ или дополнительные компетенции, введенные авторами проекта), формируемых при обучении студентов в проектах, с указанием наименования образовательной организации (практической базы).

Матрица соответствия профессиональных компетенций

Согласование перечня обще профессиональных компетенций педагога между профилями

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Независимая оценка сформированности профессиональных компетенций Цель: проверка сформированности профессиональных компетенций студентов в соответствии со спецификой трудовых действий стандарта профессиональной деятельности педагога (или педагога-психолога). Квалификационное испытание включает: Профессиональный тест: поверяет сформированность профессиональных знаний, умений и компетенций. Контрольные задания представлены тестовыми заданиями с несколькими вариантами ответов. Сборник кейсов: проверяет сформированность профессиональных компетенций необходимых для осуществления трудовых действий. Сборник кейсов представлен структурированными кейсами.

Независимая оценка сформированности профессиональных компетенций Эффективность освоения трудовых действий проекта по профилю «Учитель среднего общего образования», основной вуз-исполнитель МГПУ. Примечание: ТД отмечены цифрами, вузы – цветом.

Независимая оценка сформированности профессиональных компетенций Профиль эффективности освоения трудовых действий проектов. Примечание: ТД отмечены цифрами, вузы – цветом.

Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования Вопросы для обсуждения: Утверждение предложений к ФГОС ВО 4, Согласование образовательных результатов ФГОС ВО 4, Обсуждение методических рекомендаций по внедрению результатов проектов, включая описание и требования к ожидаемым результатам. Всероссийская конференция пройдет ноября 2015 года.

МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ПРОЕКТАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) МАГИСТРАТУРЫ

Компетенции прикладного бакалавриата Компетенции ОПОП прикладного бакалавриата ТФ ПС* 1Универсальные компетенции- 2Дополнительные универсальные (мета профессиональные компетенции) - 3Общепрофессиональные компетенцииОТФ 1 ТФ 1. Обучение, ТФ 2. Воспитание, ТФ 3. Развитие 4Профессионально-специализированные компетенции ОТФ 2 или ТФ других ПС * Проект (по результатам апробации ПС педагога).

Структура модуля Элемент модуля 1Учебно-ознакомительная практика 2Теория 3Практикум и учебная практика 4НИРС 5Теоретико-рефлексивный этап Аттестация модуля Оценка готовности выполнения определенной ТФ

Обеспечение готовности к выполнению ОТФ (Типология модулей) Б 1, Б 2 – Универсальные модули: общегуманитарный и естественно-научный модули М 0 – Модуль введения в профессиональную деятельность (формирование мета профессиональных компетенций) М 1 – Общепрофессиональный модуль, соответствующий ТФ1 М 2 – Общепрофессиональный модуль, соответствующий ТФ2 М 3 – Общепрофессиональный модуль, соответствующий ТФ3 М 4 – Профессионально-специализированный модуль ОТФ2 (ТФ4-6) М 5 – Профессионально-специализированный модуль ОТФ2 (ТФ4-6) (стажировка)

4 год 1-3 год Структурно-логическая схема модели прикладного бакалавриата Вход (ЕГЭ, портфолио) Учебно-ознакомительная практика Теория Распределенная учебная практика НИРС Теоретико-рефлексивный этап М 1М 2М 3 Долгосрочная учебно- производственная практика (стажировка в организациях- сетевых партнерах) Долгосрочная учебно- производственная практика (стажировка в организациях- сетевых партнерах) М 4М 5 Независимая оценка квалификации Б 2Б 1 М 0 ОТФ 2ОТФ 1Соответствие ПС Задачи блоков программы Формирование универсальных и мета профессиональных компетенций Формирование обще профессиональных компетенций Формиро вание проф.- спец. к. Вхождение в проф. сообщество и проф. дать

Профиль Развитие Воспитание Обучение Примерный график учебного процесса Универсальная подготовка Введение в проф. деятельность Общепрофессиональная подготовка Специальная подготовка Практика (стажировка) М 0 Б 1Б 2 М 1М 2 М 3 М 4 М 5

Распределение модулей в соответствии с формируемыми компетенциями Компетенции Модули Универсальные компетенции Общепрофессиональные компетенции Профессионально-специализированные компетенции Профессионально-специализированные компетенции и обще профессиональные компетенции М 5 М 4 М 1М 2 М 3 М 0Б 1Б 2

Модели профессиональной магистратуры Педагогическая магистратура Независимая оценка квалификации (Новые ОТФ: проектирование, управление) (Вход в профессию для лиц, не имеющих педагогического образования. Другие ОТФ) 1. Непедагогический бакалавриат 2. Прикладной бакалавриат

год 1 год Вход (Непедагогический бакалавриат) Учебно-ознакомительная практика Теория Распределенная учебная практика НИРС Теоретико-рефлексивный этап М 1М 2М 3 Долгосрочная учебно- производственная практика (стажировка в организациях- сетевых партнерах) Долгосрочная учебно- производственная практика (стажировка в организациях- сетевых партнерах) М 4 (6)М 5 (6) Независимая оценка квалификации М 0 ОТФ 2 ОТФ 1 Адаптационные модули профессионального цикла Задачи блоков программы Формирование универсальных и мета профессиональных компетенций Формирование обще проф. компетенций и проф.-спец. к. Вхождение в проф. сообщество и проф. дать Промежуточная оценка квалификации М 4 (7)М 5 (7) ОТФ 2 Вход в профессию для лиц, не имеющих педагогического образования Структурно-логическая схема модели педагогической магистратуры для выпускников непедагогического бакалавриата

Непедагогический бакалавриат (Вход в профессию для лиц, не имеющих педагогического образования. Другие ОТФ) 2 год 1 год Формирование универсальных и мета профессиональных компетенций Формирование обще проф. компетенций и проф.-спец. к. Вхождение в профессиональное сообщество и профессиональную деятельность Промежуточная оценка квалификации Адаптационные модули профессионального цикла Самостоятельная профессиональная деятельность Модули ОТФ 2 Варианты образовательных маршрутов модели 1

Структурно-логическая схема модели педагогической магистратуры для выпускников педагогического бакалавриата 2 год 1 год Вход (Прикладной бакалавриат) Учебно-ознакомительная практика Теория Распределенная учебная практика НИРС Теоретико-рефлексивный этап Долгосрочная учебно- производственная практика (стажировка в организациях-сетевых партнерах) Долгосрочная учебно- производственная практика (стажировка в организациях-сетевых партнерах) Независимая оценка квалификации М 0 Задачи блоков программы Формирование универсальных и мета профессиональных компетенций, обще проф. компетенций и проф.-спец. к. М 4 (7) М 5 (7) ОТФ 2 Формирование проф.-спец. к. Новые ОТФ: проектирование, управление М 6 (7) М 7 (7)

Ресурсный центр для оказания экспертно- аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне +7 (495) педагогическоеобразование.рф ул. Сретенка, 29, каб