А.В. Шувалов Антропологическая лествица образовательных целей и результатов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель школьного наставничества - оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, формирование в школе кадрового ядра. Задачи школьного.
Advertisements

Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
А.А. Остапенко Многокомпонентная модель педагогической системы Н.В. Кузьминой.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
«Личность успешная по образовательному маршруту»..
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
Развитие творческого потенциала младших школьников в художественно- творческой деятельности «Ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя»
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Тема школы: «Компетентностный подход в обучении и воспитании через использование современных образовательных технологий и информационной среды»
Формы занятий в УДОД. Традиционные формы занятия в УДОД Лекция Семинар Игра Дискуссия Соревнование Праздник Самостоятельная работа Урок Репетиция Тренировка.
Развивающие возможности технологии 6. Развитие инноваций в образовании Традиционная модель образования Гуманистическая модель образования Инновации по.
Нравственное воспитание - основа формирования личности. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны,
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков светской этики.
Системно- деятельностный подход как основа Стандартов второго поколения. Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав.
Транксрипт:

А.В. Шувалов Антропологическая лествица образовательных целей и результатов

Человек измеряется не от ног до головы, а от головы до неба… Конфуций

Уровни развития и бытия человека 1.Выжить, укрепить и реализовать свою жизнеспособность, «встать на ноги» и приспособиться к изменяющимся и не всегда благоприятным условиям жизни. 2.Обрести себя, раскрыть и реализовать свое призвание, найти свое место и утвердиться в жизни, состояться профессионально, творчески, социально. 3.Состояться и уцелеть в сугубо человеческом – духовном - плане.

Топография человеческой субъективности Основания человеческого способа жизни (по В.И.Слободчикову) деятельностьсознаниеобщность Сущностные силы человека субъектностьрефлексивностьсовестливость Персональные проявления трудпереживанияобщение, отношения Тип доминанты (в логике учения А.А.Ухтомского) на созиданиена познание истинына Другого (на человека) Образы бытия человека человек как субъект человек как индивидуальность человек как личность Образы человеческого «Я» «функциональное Я» «индивидуальное Я» «духовное Я» Нормативные характеристики человеческого существования самообладание («быть в себе») самобытность («быть самим собой») самоодоление («быть выше себя») Условия развития в со-бытийной общности сотрудничествосопереживаниедиалогическое общение, добрые отношения

Структура человеческого «Я» Периферия: «функциональное Я» Ядро: «индивидуальное Я» Сердцевина: «духовное Я»

Общие тематические параметры Модели образования ТехнократическаяГуманистическаяАнтропологическая Мировоззренческая доминанта рационалистическаяперсоналистическаядуховно-этическая Педагогическая сверхзадача развитие ребенка как субъекта деятельности развитие ребенка как индивидуальности развитие ребенка как личности Центрация предметоцентризм (школоцентризм) детоцентризм (персоноцентризм) традиционализм (теоцентризм) Направленность адаптация к условиям изменяющегося мира самосовершенствование и творческая самореализация обретение облика и достоинства человека Ключевые задачи формирование «функционального Я» актуализация «индивидуального Я» пробуждение «духовного Я» Ядро профессиональной идентичности педагога педагогическая компетентностьпедагогическая самобытностьличностная зрелость Условия реализации образовательной модели формальная общность: грамотная организация и методика обучения партнерская общность: педагогический такт старших и опыт самоопределения младших со-бытийная общность: устойчивая духовная связь, ценностное воспитание, личный пример и добрый совет (совесть) старших Норма развития самообладание: «быть в себе» самобытность: «быть самим собой» самоодоление: «быть выше себя» Общий результат развития самостоятельность и продуктивность в деятельности самобытность и жизнетворчество нравственное достоинство и деятельное стремление к добру (добродетель) Эталон образования«homo faber» - «мастеровитый человек», освоивший определенную профессиональную нишу и крепко вставший на ноги «homo liber» - «свободный (самобытный) человек», идущий по жизни своим путем и преуспевающий на этом пути «homo novus» - «новый (или обновленный) человек», преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине «Симфония» образованияединство базовых образовательных моделей, основанное на принципе иерархии (соподчинения и взаимодополнения) Базовые образовательные модели

Соотношение базовых образовательных моделей, формы и типы центрации педагогической деятельности Технократическая: формальная общность, предметоцентризм (школоцентризм) Гуманистическая: партнерская общность, детоцентризм (персоноцентризм) Антропологическая: со-бытийная общность, традиционализм (теоцентризм)

Модели образования и нарушения развития Базовые модели образования ТехнократическаяГуманистическаяАнтропологическая ДефицитыНедостаточность «функционального Я», педагогическая запущенность, примитивность адаптационных механизмов, ограниченность поведенческого репертуара и мыследеятельностных стратегий Недостаточность «индивидуального Я» (диффузная самоидентичность), ограниченность мотивационно-смысловой сферы (поверхностность, приземленность), со-зависимость, выученная беспомощность Вытеснение или отрицание «духовного Я», отчужденность нравственных чувств, моральная незрелость (опустошенность) или моральная распущенность (ценностная дезориентированность), своенравие, следование в делах и поступках принципу «ничего святого» ДеформацииГипертрофия «функционального Я», развращение умом и умением, формальный, сугубо технический подход к решению сложных проблем человеческой жизни («экстремизм простых решений») Гипертрофия «индивидуального Я», развращение самомнением («комплекс полноценности»), иллюзия самодостаточности, односторонность мотивационно-смысловой сферы (эгоцентризм), самонадеянность и самозамкнутость, гордыня Образование «псевдодуховного Я», метафизическая интоксикация, одержимость сверхценными идеями и фанатизм, иллюзия духовного совершенствования и самообольщение (духовная прелесть)

Уровни экспертизы образования Уровни развития ребенка в образовании Формирование «функционального Я» Актуализация «индивидуального Я» Пробуждение «духовного Я» Педагогические условия развития Формальная общность: грамотная организация и методика обучения Партнерская общность: педагогический такт старших и опыт самоопределения младших Со-бытийная общность: устойчивая духовная связь, приобщение к традиционным ценностям, личный пример и добрый совет (совесть) старших Способы педагогической деятельности Реализация учебного процесса (уроки, занятия, упражнения) Сотрудничество в учебной и неучебной деятельности (клубы, студии, ансамбли, секции, лаборатории, мастерские, экспедиции) Духовное наставничество, помощь в сущностном познании, опыт децентрации (добрые дела), воспитание способности давать экологическую и нравственную оценку своим действиям и поступкам Результаты развития От адаптации к условиям образовательного учреждения до успешного освоения учебной программы, приобретение знаний, навыков и умений От проявления интеллектуальных, практических, творческих инициатив до авторских работ, реализация индивидуальных способностей От опыта преодоления собственного эгоцентризма до благородных устремлений, способность самостоятельно делать нравственный выбор, держать нравственную позицию Показатели развития и образования Знания, навыки, умения, компетентности Индивидуальные и коллективные достижения Нравственное достоинство и деятельное стремление к добру (добродетель) Оценка результатов педагогической деятельности Итоговые испытания с привлечением формализованных (контрольные задания, тесты) и неформализованных (презентации, выступления) средств оценки успеваемости Демонстрация достижений (портфолио, олимпиады, фестивали, конкурсы, выставки, соревнования) Анализ эмоционально-нравственной атмосферы и уклада жизни детско- взрослого объединения (образовательного учреждения)

Антропологическая лествица образовательных целей (таблица читается снизу вверх) Основания человеческого способа жизни (по В.И.Слободчикову) деятельностьсознаниеобщность Ознакомительный (по необходимости) навыкипредставлениянормы Уровни образовательных целей Цели и результаты образования

Антропологическая лествица образовательных целей (таблица читается снизу вверх) Основания человеческого способа жизни (по В.И.Слободчикову) деятельностьсознаниеобщность Законнический (по закону) умениязнанияубеждения Ознакомительный (по необходимости) навыкипредставлениянормы Уровни образовательных целей Цели и результаты образования

Антропологическая лествица образовательных целей (таблица читается снизу вверх) Основания человеческого способа жизни (по В.И.Слободчикову) деятельностьсознаниеобщность Благодатный (по любви) трудолюбиелюбознательностьчеловеколюбие Законнический (по закону) умениязнанияубеждения Ознакомительный (по необходимости) навыкипредставлениянормы Уровни образовательных целей Цели и результаты образования

Антропологическая лествица образовательных целей (таблица читается снизу вверх) Основания человеческого способа жизни (по В.И.Слободчикову) деятельностьсознаниеобщность Созидательный или творческий (по призванию) продуктивность жизнедеятельности осмысленное отношение к жизни нравственное достоинство Благодатный (по любви) трудолюбиелюбознательностьчеловеколюбие Законнический (по закону) умениязнанияубеждения Ознакомительный (по необходимости) навыкипредставлениянормы Уровни образовательных целей Цели и результаты образования

Антропологическая лествица образовательных целей (таблица читается снизу вверх) Основания человеческого способа жизни (по В.И.Слободчикову) деятельностьсознаниеобщность Духовный или спасительный (по Образу Творца) подвижничествопрозорливостьжертвенность Созидательный или творческий (по призванию) продуктивность жизнедеятельности осмысленное отношение к жизни нравственное достоинство Благодатный (по любви) трудолюбиелюбознательностьчеловеколюбие Законнический (по закону) умениязнанияубеждения Ознакомительный (по необходимости) навыкипредставлениянормы Уровни образовательных целей Цели и результаты образования

Антропологическая лествица образовательных целей и «шагреневая кожа» современного образования (таблица читается снизу вверх) Духовный или спасительный (по Образу Творца) подвижничествопрозорливостьжертвенность Созидательный или творческий (по призванию) продуктивность жизнедеятельности осмысленное отношение к жизни нравственное достоинство Благодатный (по любви) трудолюбиелюбознательностьчеловеколюбие Законнический (по закону) умениязнанияубеждения Ознакомительный (по необходимости) навыкипредставлениянормы Уровни образовательных целей Цели и результаты образования

НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АВВЫ ДОРОФЕЯ, ПОДВИЖНИКА VI-VII ВВ.

НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АВВЫ ДОРОФЕЯ, ПОДВИЖНИКА VI-VII ВВ. (продолжение) Окружность – это мир людей. Радиусы – это отдельные люди. Центр круга – это Бог. Чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим людям. Чем дальше люди от Бога, тем дальше они друг от друга.