ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Advertisements

Педагог – психолог МОУ СОШ 1 Смирнов Юрий Афанасьевич 29 февраля 2012 год город Можайск Можайский муниципальный район.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Методическая разработка курса «Основы производства. Выбор профессии»
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Метод психологической помощи оптантам в выборе профессии, планирование профессионального маршрута в соответствии с особенностями и индивидуальными возможностями.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Транксрипт:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ». ГРИГОРЬЕВ Д.А., ИВАНОВА Е.А. ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ УСЗН ЮАО ГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «НАГАТИНО- САДОВНИКИ»

А ТЫ ВЫБРАЛ СВОЮ ПРОФЕССИЮ?

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Проблема профессионального самоопределения является одной из актуальных проблем в подростковом возрасте, тем более остро эта проблема стоит перед подростками с ограниченными возможностями здоровья. Помощь в вопросах профессионального самоопределения оказывают подростку специалисты общеобразовательных школ, специализированных государственных или коммерческих профориентационных центров. Для решения вопроса профессионального самоопределения подростка с ограниченными возможностями здоровья призвана существующая система профессиональной реабилитации, которая начинается с профессиональной ориентации в возрасте с 14 до 18 лет. В данном контексте мы говорим о профессиональной реабилитации подростка с ограниченными возможностями здоровья, которая входит в блок комплексной социальной реабилитации и призвана помочь в вопросах профессиональной ориентации подростка- инвалида с учетом особенностей его здоровья и медицинских ограничений, психологических и психофизиологических характеристик, профессионального потенциала с одной стороны, и реалиями современного рынка труда в стране, с другой. Традиционно в помощь решения вопроса профессиональной реабилитации была призвана ИПР, которую подросток с ограниченными возможностями здоровья получал при прохождении освидетельствования в бюро МСЭ, где указываются степени ограничений по основным категориям жизнедеятельности, в т.ч. уточняются способности к трудовой деятельности и способности к обучению. В ИПР прописываются рекомендации по получению профессионального образования: рекомендуемой профессии/специальности, типе образовательного учреждения, форме получения профессионального образования, а также даются рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. К сожалению, реально вопрос формирования ИПР остается наиболее слабо проработанным, а так называемый «профессиональный блок» зачастую не прописывается, либо рекомендации МСЭ, выдаваемые подросткам-инвалидам, не только не способствуют, но зачастую препятствуют последующему получению профессионального образования и трудоустройству. С другой стороны, и практическая реализация ИПР подростка с ограниченными возможностями здоровья происходит крайне медленно и малоэффективно. Основной причиной является отсутствие механизма взаимодействия между многочисленными участниками реабилитационного процесса. Это происходит потому, что в процессе комплексной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья, особенно в части формирования и реализации ИПР, кроме самих инвалидов, участвует более десяти структур, на каждую из которых должно быть возложено выполнение конкретных реабилитационных мероприятий, в т.ч. по профессиональной реабилитации. Без объединения и координации усилий участников реабилитационного процесса обеспечить его эффективность невозможно. Отсутствие комплексного подхода в решении проблемы профессиональной реабилитации снижает до минимума возможность реальной помощи подросткам-инвалидам в вопросах профессиональной ориентации. Современная тенденция развития социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья сводиться к изменению медицинской модели реабилитации к социальной модели с переходом от «Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности МКН» (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps ICIDH) к «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья МКФ».

В ГБУ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ» (ГБУ ЦСР Д-И И ДОЖ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ) Г. МОСКВЫ ИДЕТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР (ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ, МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА) С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 18 ЛЕТ. В данном контексте мы говорим о профессиональной реабилитации подростка с ограниченными возможностями здоровья, которая входит в блок комплексной социальной реабилитации и призвана помочь в вопросах профессиональной ориентации подростка-инвалида с учетом особенностей его здоровья и медицинских ограничений, психологических и психофизиологических характеристик, профессионального потенциала с одной стороны, и реалиями современного рынка труда в стране, с другой. Традиционно в помощь решения вопроса профессиональной реабилитации была призвана ИПР, которую подросток с ограниченными возможностями здоровья получал при прохождении освидетельствования в бюро МСЭ, где указываются степени ограничений по основным категориям жизнедеятельности, в т.ч. уточняются способности к трудовой деятельности и способности к обучению. В ИПР прописываются рекомендации по получению профессионального образования: рекомендуемой профессии/специальности, типе образовательного учреждения, форме получения профессионального образования, а также даются рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. К сожалению, реально вопрос формирования ИПР остается наиболее слабо проработанным, а так называемый «профессиональный блок» зачастую не прописывается, либо рекомендации МСЭ, выдаваемые подросткам- не только не способствуют, но зачастую препятствуют последующему получению профессионального образования и трудоустройству. С другой стороны, и практическая реализация ИПР подростка с ограниченными возможностями здоровья происходит крайне медленно и малоэффективно. Основной причиной является отсутствие механизма взаимодействия между многочисленными участниками реабилитационного процесса. Это происходит потому, что в процессе комплексной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья, особенно в части формирования и реализации ИПР, кроме самих инвалидов, участвует более десяти структур, на каждую из которых должно быть возложено выполнение конкретных реабилитационных мероприятий, в т.ч. по профессиональной реабилитации. Без объединения и координации усилий участников реабилитационного процесса обеспечить его эффективность невозможно. Отсутствие комплексного подхода в решении проблемы профессиональной реабилитации снижает до минимума возможность реальной помощи подросткам-инвалидам в вопросах профессиональной ориентации. Современная тенденция развития социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья сводиться к изменению медицинской модели реабилитации к социальной модели с переходом от «Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности МКН» (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps ICIDH) к «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья МКФ».

В СЛОЖИВШИХСЯ РЕАЛИЯХ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ, В ГБУ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ» (ГБУ ЦСР Д-И И ДОЖ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ) Г. МОСКВЫ ИДЕТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР (ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ, МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА) С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 18 ЛЕТ. МЕТОДИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ КОМПЛЕКСНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРАБОТАННЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АМБУЛАТОРНЫХ КАРТ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР, ГДЕ ПРОПИСАН АЛГОРИТМ И УЧТЕНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ РАБОТЫ КОНКРЕТНОГО СПЕЦИАЛИСТА С КАЖДЫМ ОТДЕЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ С ДИНАМИЧЕСКИМ КОНТРОЛЕМ ПОКВАРТАЛЬНО В ВИДЕ ЛЕПЕСТКОВОЙ ДИАГРАММЫ. ПРИ СОЗДАНИИ КОМПЛЕКСНОГО АЛГОРИТМА, УЧИТЫВАЮЩЕГО МЕДИЦИНСКИЕ, ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, МОЖНО ПРОВОДИТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МАРШРУТЫ, А ТАКЖЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ РИСКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА. УЧЕТ И ФИКСИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ПРОИСХОДИТ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ В СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЕ, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ СМОДЕЛИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕКУЩЕЙ КАРТИНЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ВСЕХ СОПУТСТВУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСР И, В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ПРИ ПОСЛЕДУЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОЗВОЛИТ УВИДЕТЬ ДИНАМИКУ ИЗМЕНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В РАЗНОМ ВОЗРАСТНОМ ИНТЕРВАЛЕ. ДАННАЯ МЕТОДИКА ПОЗВОЛЯЕТ РАССМАТРИВАТЬ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НЕ КАК ОБЪЕКТ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА, А КАК АКТИВНОГО И ПОЛНОПРАВНОГО ЕГО УЧАСТНИКА.

ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ РАЗРАБОТАНА ИНТЕГРИРОВАННАЯ АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО). В РАЗРАБОТКЕ АКСПО УЧИТЫВАЛСЯ ПЕРЕДОВОЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ, А ТАКЖЕ РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В ВОПРОСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ИЗУЧЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ СО СТОРОНЫ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. МЕТОДИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ ТРИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МАРШРУТА (ИНФОРМАЦИОННЫЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ), КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ (МППК), ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЦСР. АЛГОРИТМ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ НАЧИНАЕТСЯ С РАЗРАБОТАННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ В БАЗУ ДАННЫХ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АНКЕТ ПОДРОСТКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ОПЕКУНОВ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МАРШРУТА - ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКА ЗНАНИЙ О ПРОФЕССИЯХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИЙ, ТРЕБОВАНИЯХ ПРОФЕССИЙ К КАЧЕСТВАМ ЧЕЛОВЕКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ; ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ. СПЕЦИАЛИСТ ПОЛЬЗУЕТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ, ТАКИМИ КАК СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, МЕДИАТЕКА ЦСР (АУДИО/ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ), КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ТАКЖЕ ПОМОГАЮТ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ. РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ МАРШРУТУ ПРОХОДИТ В ФОРМЕ СЕМИНАРОВ, ВСТРЕЧ (ВИДЕО ВСТРЕЧ), ПРОСМОТРОВ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБСУЖДЕНИЯ, ЭКСКУРСИЙ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА – ЭТО ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПИСКА КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕРЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОФЕССИЙ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ПОДРОСТКА ОБРАЩАЮТСЯ К ПОДРОСТКОВОМУ ВРАЧУ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И ПОЛУЧАЮТ МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ВИДЕ СПРАВКИ 086-У, УЧИТЫВАЮЩЕЙ В Т.Ч. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРОФПАТОЛОГА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ, КОТОРОЕ, ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ЦСР, ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА РАССМОТРЕНИЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ. СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА - ЭТО ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ ИЛИ ОПЕКУНА, ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ К ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ, ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЕНИЕ СКЛОННОСТЕЙ, МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПОДРОСТКА-ИНВАЛИДА, С ДРУГОЙ. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК БЕСЕДА, ТЕСТИРОВАНИЕ, АНКЕТИРОВАНИЕ. ЭТО СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ И СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО МАРШРУТА – ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ТРУД, ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ; ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ, АДЕКВАТНОГО УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ; ВЫРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ СОГЛАСНО ОСОБЕННОСТЯМ ПОДРОСТКА-ИНВАЛИДА И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА; ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В ПЛАНИРОВАНИИ ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКА-ИНВАЛИДА (ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПУТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА). РАБОТА ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ ПРОХОДИТ В ФОРМЕ БЕСЕД, АНКЕТИРОВАНИЯ, ПРОФТЕСТИРОВАНИЯ, ПРОСМОТРОВ МАТЕРИАЛОВ МЕДИАТЕКИ ЦСР И ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С КОНКРЕТНЫМ ПОДРОСТКОМ-ИНВАЛИДОМ ФИКСИРУЮТСЯ И СОХРАНЯЮТСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, ЧТО, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ПОЗВОЛЯЕТ ОТСЛЕЖИВАТЬ ХОД ТЕКУЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ САМОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ, ПОЗВОЛЯЕТ ОЗНАКОМИТЬСЯ С РАБОТОЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДРУГИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ЦСР, УЧАСТВУЮЩИМ В ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕМ ЖЕ ПОДРОСТКОМ-ИНВАЛИДОМ ПО ДРУГИМ ВИДАМ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ ПРИ ПОСЛЕДУЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПОЗВОЛИТ ПРОСЛЕДИТЬ ДИНАМИКУ ИЗМЕНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЦСР Д-И И ДОЖ «НАГАТИНО-САДОВНИКИ», РЕАЛИЗУЯ ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ, А ИМЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ, ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ И В ДРУГИХ ЦЕНТРАХ Г. МОСКВЫ. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ И КОРРЕКЦИЮ ОШИБОК, КОТОРЫЕ МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ ПРИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. БУДЕМ РАДЫ ОБСУДИТЬ ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ С КОЛЛЕГАМИ! КОНТАКТЫ: ТЕЛ. 8(499) , ТЕЛ

АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО) Диагностический блок: 1.Выяснение ограничений (противопоказаний/показаний) к трудовой деятельности перед консультированием 2.Определение списка категорически нерекомендуемых профессий по состоянию здоровья (тип/класс профессии) 3.Консультация с представителем МППК по выработке профориентационного маршрута: 4.Первичное консультирование родителя (анкета для родителей) 5.Первичное консультирование подростка(анкета для подростка) Консультационный блок 1.Выяснение ограничений по здоровью по выбранной профессии вместе с ребенком 2.Анализ результатов диагностики специалиста психолога: 3.Формирование установки на труд 4.Формирование позитивного отношения к трудовой деятельности в целом 5.Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки 6.Профессиональная направленность ребенка: Человек-природа Человек-техника Человек-человек Человек-информация Человек - искусство

АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ 7. Склонности ребенка: 8. Мотивы выбора профессий: 9. Рекомендации по конкретному типу/классу профессии согласно особенностям ребенка и потребностей рынка труда региона: 10. Знакомство с рекомендованными профессиями: Общие сведения о профессии Беседа о характере и содержании работы, необходимые знаниях и умениях Беседа о трудностях, ответственности, элементе творчества, медицинских противопоказаниях, положительных/отрицательных последствиях работы Социально-экономические особенности профессии Беседа об условия оплаты труда Беседа о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места 11.Планирование дальнейших действий ребенка : Беседа о получении профессионального образования Длительность обучения: Форма получения образования: Очное обучение Заочное обучение Вечернее обучение Дистанционное обучение

АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ 12. Беседа о принципах трудоустройства Понятие «Центра занятости населения», его помощи в трудоустройстве инвалидов Определение ближайшего отдела ЦЗ ЮАО к месту жительства ребенка Негосударственные организации в помощь трудоустройству инвалидов Интернет-ресурсы 13. Консультирование родителей по профориентации ребенка: Беседа о результатах диагностики и рекомендации по профессиональной ориентации ребенка 14. Беседа о правовых основах реабилитации детей-инвалидов в вопросах профессионального образования и трудоустройства (льготы, квоты) 15. Подготовка Заключения специалиста по профессиональной ориентации К профессиональному обучению: готов/не готов Способен один : Способен с использованием вспомогательных ТС (степень ограничения I) Способен с помощью специальных программ (степень ограничения II) Не способен (степень ограничения III) К трудовой деятельности: Способен один Способен с ограничениями условий труда (степень ограничения I) Способен в специально созданных условиях труда (степень ограничения II) Не способен (степень ограничения III)

АМБУЛАТОРНАЯ КАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (АКСПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ Информационный блок: 16. Семинар 1 «Общие представления о профессиях» 17. Семинар 2 «Детальные представления о профессии» 18. Семинар 3 «Социально-экономические особенности профессии» 19. Семинар 4 «Профессиональное образовании» 20. Встречи (видео встречи) с представителями различных профессий: 21.Просмотр тематических видеороликов, видеофильмов с элементами обсуждения 22. Экскурсии (Дни открытых дверей) в профессиональные учебные заведения 23. Экскурсии на предприятия 24. Экскурсии в различные учреждения города, занимающимися вопросами занятости 25.Экскурсия в Учреждение Центра занятости населения ЮАО 26.Экскурсия в Ресурсный Центр службы занятости ЮАО 27.Экскурсия в Негосударственную общественную организацию города 28.Профориентационно-информационный мониторинг (поквартально) Мониторинг детей-инвалидов Мониторинг родителей, законных представителей детей-инвалидов Мониторинг деятельности (услуг) государственных организаций Мониторинг деятельности (услуг) негосударственных организаций Мониторинг деятельности (услуг) учебных заведений Мониторинг СМИ Мониторинг нормативно-правовой базы

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ- ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Разработчик программы специалист по профориентации Латышева И.В. Занятие 1 «Диагностика профессиональной направленности»: Провести отбор на различные типы профессий («Дифференционно-диагностический опросник Е. А. Климова»). Определить профессиональные интересы и склонности («Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда»): Занятие 2 «Мир профессий»: Дать понятие о профессиональных терминах (профессия, специальность, должность). Провести игру с подростком («Распредели профессии, специальности и должности по группам»). Составить профессиональный план (хочу-могу-надо). Познакомить с классификацией профессий («Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ»). Провести с подростком игру («Распредели профессии по типам профессий»). Рассказать о типичных ошибках в выборе профессии (незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии).

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ- ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЕ: Занятие 3 «Темперамент в профессиональном становлении личности»: Дать понятие о темпераменте. Дать представление о типах темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Выявить тип нервной системы (значение средних и стандартных отклонений) у подростка (тест Стреляу): Занятие 4 «Ведущие отношения личности и профессии»: Дать понятие о характере. Дать представление о чертах характера (отношение к труду, отношение к другим людям, отношение к самому себе. Выявление личностных характеристик подростковый СМИЛ (Мини-мульт): Составление заключения по СМИЛ-Мини-мульт Занятие 5 «Эмоциональные состояния личности»: Дать понятие об эмоциях. Дать представление о формах эмоциональных состояний (чувства, аффекты, страсть, настроение). Выявить эмоционально-аффективную сферу у подростка (Цветовой тест Люшера):

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ- ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЕ: Занятие 6 «Волевые качества личности»: Дать понятие о воле. Дать представление о волевых качествах (самообладание, самостоятельность, организованность, решительность, умение выделить главное в поступках, настойчивость). Занятие 7 «Способность к запоминанию»: Дать понятие о памяти. Дать представление о формах памяти (непроизвольная память, произвольная память). Дать представление о видах памяти (словесно-логическая память, наглядно- образная память). Выявить уровень памяти у подростка (методика «10 слов»): Занятие 8 «Способность быть внимательным»: Дать понятие о внимании. Дать представление о формах внимания (непроизвольное внимание, произвольное внимание). Дать представление о качествах внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, колебания). Выявить уровень внимание у подростка (методика «Красно-черная таблица»):

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ- ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЕ: Занятие 9 «Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда» Дать понятие о мышлении. Дать представление о видах мышления (предметно-действенное, наглядно- образное, словесно-логическое). Дать представление об операциях мышления (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование). Выявить уровень интеллекта (методика «Интеллектуальная лабильность»): Занятие 10 «Куда пойти учиться?» Познакомить с типами учебных заведений (средне-специальное, высшее). Познакомить со ступенями образования (начальное профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее, базовое высшее (бакалавриат), дипломированный специалист). Познакомить с формами образования (очная, очно-заочная, заочная, дистантная, экстернат) Подобрать учебное заведение подростку.

ИТОГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РЕАБИЛИТАЦИОННОМУ МАРШРУТУ Восьмиугольник профессионального самоопределения по Пряжникову: Способности и здоровье Уровень притязания (престижность) Информированность о профессии Склонности (устойчивые) Позиция родителей Позиция товарищей Потребность рынка Личностные профессиональные планы (ЛПП - главный фактор) Практическая работа по ЛПП: Справляется Не справляется Сформировано Не сформировано Поступил на обучение Не поступил на обучение