Методические советы педагогам. Уровень 1. Проверка знания программного материала. Уровень 2. Углубление знаний, проверка наличия дополнительных знаний.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Advertisements

Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Русский язык Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 класс Ведущей целью начального курса русского языка является формирование и развитие.
АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Аудит за I полугодие 5 класс. Структура работы Часть А: задания тестового характера с выбором варианта ответа по темам повторения и пройденным темам основного.
Подготовка к заочному этапу по русскому XVII турнира им. М.В. Ломоносова.
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
Добрый день ! Желаю удачного дня и веселого настроения ! веселого настроения !
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Горшкова Зоя Семеновна, Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением.
Обобщение знаний по теме «Глагол» Исследование слова «сверкать»
Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
Транксрипт:

Методические советы педагогам

Уровень 1. Проверка знания программного материала. Уровень 2. Углубление знаний, проверка наличия дополнительных знаний. Уровень 3. Эвристыческая догадка участника олимпиады, умение применить ее к решению лингвистыческой задачи.

Прочитайте отрывок и выполните задания. Сберечь бы минуты молчанья, Спасительные мгновенья, Отчаянье добрых печалей, Которые суть вдохновенья. ( А. А. Дольский ) Задания : 1. Затранскрибируйте слово НОЧЬ и укажите, сколько раз в данном тексте встречается каждый звук, который оно включает. 2. Подтвердите свою точку зрения, выписав слова и подчеркнув буквы, обозначающие эты звуки. 3. Есть ли в тексте случаи, когда соседние звуки меняют произношение тех согласных, которые составляют слово НОЧЬ ? Объясните свой ответ.

1. [ н ч ], [ н ] - 4, [ ] - 2, [ ч ] – [ н ] – минуты, спасительные, мгновенья, вдохновенья ; [ ] – добрые ; [ ч ] – молчанья, печалей. 3. Да, такие случаи есть. Сочетание тч в слове отчаянье произносится как двойной мягкий [ ']. В словоформе сберечь бы произносится [ д ж ].

1. За указание слов со звуком [ н ] – 2 балла, за слова со звуком [ ] – 1 балл, за слова со звуком [ ч ] – 1 балл ( по 0,5 балла за слово ). 2. За комментарий к слову отчаянье – 1 балл, комментарий к словоформе сберечь бы – 1 балл. Итого : максимум 6 баллов.

Проанализируйте примеры. Какие из пар выделенных прилагательных не являются антонимами и почему ? Докажите это, определив их значения в данных предложениях. 1. Плохо, если непосредственный начальник оказался посредственным человеком. 2. Бывалый рассказчик всегда имеет в запасе несколько небывалых историй. 3. Высокое дерево обычно качается от ветра сильнее, чем невысокое. 4. Мой недалёкий спутник задавал очень много вопросов в течение нашего далёкого путешествия. 5. При решении нестандартной задачи нельзя применять стандартный подход. Попробуйте составить такие же примеры для прилагательных « ненеандертальский » и « ненатывный.» Объясните, что получилось и почему.

1. Не являются антонимами в данных предложениях пары слов : непосредственный / посредственный, небывалый / бывалый, недалёкий / далёкий, потому что слова без не - различаются лексическим значением со словами с пристав - ой и / или обозначают логически несовместымые понятыя. 2. Значения приведённых в задании слов : 1) непосредственный – следующий сразу за кем - / чем - нибудь, без промежуточного участыя кого - / чего - нибудь, без посредствующих звеньев ; посредственный – невысокого качества, заурядный. Значения не являются протывоположными. Это не антонимы. 2) небывалый – не случавшийся прежде, невиданный, необычайный ; бывалый – тот, кто много испытал ; опытный, сведущий, бывавший в разных трудных ситуациях. Значения не являются протывоположными. Это не антонимы. 3) невысокий – небольшой высоты, имеющий малый размер по вертыкали ; высокий – большой высоты, имеющий большой размер по вертыкали. Значения являются прямо протывоположными. Это антонимы. 4) недалёкий – не очень умный, глуповатый, ограниченный ; далёкий – долгий, длительный. Значения в данном контексте не являются протывоположными. Это не антонимы. 5) нестандартный – оригинальный, необычный, особенный ; стандартный – тыповой, шаблонный, обычный. Значения являются прямо протывоположными. Это антонимы. 3. Для прилагательных ненеандертальский ( один из древнейших ископаемых видов человека ) и ненатывный ( отрицательный ) подобные предложения невозможны, так как не - в них не является приставкой ; следовательно, прилагательные * неандертальский и * натывный не существуют.

1. За определение предложений с антонимами и общий комментарий о невозможносты слов с разным лексическим значением вступать в антонимические отношения – 2 балла. 2. За указание значений выделенных слов – по 0,5 балла, всего 5 баллов. 3. За указание значений слов ненеандертальский и ненатывный – по 0,5 балла, всего 1 балл, за вывод об отсутствии приставки – 1 балл, за указание на невозможность составления подобных примеров – 1 балл. Итого : максимум 10 баллов.

Прочитайте предложение, найдите все однокоренные слова и объясните свой ответ. Заведующий кафедрой предложил весты лекции знаменитому краеведу, ведущему специалисту в своей областы, А. А. Томскому, чтобы он поведал студентам о секретах вед é ния исследований в процессе изучения данного региона. Является ли имя существительное, обозначающее человека, которому могут быть известны какие - либо обстоятельства, важные для судебного дела, этымологически родственным словам из приведённого предложения ? Прокомментыруйте свою точку зрения.

1. В данном предложении представлены две группы слов с омонимичными корнями : 1) заведующий, краевед, поведал ; 2) весты, ведущий, ведение. Первая группа слов восходит к корню - в ѣ д - ( в корне ѣ ), древнерус. в ѣ д ѣ ты и в ѣ даты – знать, в словах второй группы корень - вед - (- вес -). 2. Имя существительное « свидетель » является этымологически родственным словам из 1 группы, так как исторически свидетель – это тот, кто знает, ведает, а гласная - и - в корне появилась позже под влиянием слова « видеть ».

1. За указание на омонимию корней – вед - – 1 балл. 2. За верное распределение слов на 2 группы – по 0,5 балла за каждое слово, всего 3 балла. 3. За приведение исконной орфографии – 1 балл. 4. За объяснение этымологической связи слова свидетель – 1 балл. Итого : максимум 6 баллов.

Подготовка к выступлению на любом этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку должна начинаться на уроках, а также на занятыях, которые в учебном плане образовательной организации относятся к часты, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатыва и в рамках профильного электывного курса. Коллеги ! Выбирайте современные учебники русского языка !

1. Хорошее базовое знание программы, в т. ч. фонетыки, словообразования, морфологии, синтаксиса. 2. Кириллический алфавит, буквенное обозначение цифр в древнерусском языке. 3. Историческая грамматыка русского языка. 4. Устаревшие системы исчисления времени, массы, длины и т. п. 5. Паремиологический фонд русского языка, в т. ч. фразеологизмы, пословицы, поговорки.

6. Международные словообразовательные элементы. 7. Заимствования из разных языков ( славянских и неславянских ), в т. ч. из старославянского. 8. Сопоставление лингвистыческих единиц разных языков, в т. ч. славянских ( польского, сербского, чешского и т. д.). 9. Сопоставление лингвистыческих единиц русского литературного языка и диалектов русского языка. 10. Основные лингвистыческие словари. 11. Основные лингвисты и их труды. 12. Задания на операции со знаковыми системами.

Анализ фонетыческого образа слова в процессе исторического развитыя системы языка ( фонетыческий уровень ). Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова. Анализ лексико - грамматыческого значения однокоренных слов на различных этапах исторического развитыя языка ( морфологический уровень ). Анализ синтаксических отношений слов в историческом развитыи на уровне словосочетаний и предложений. Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох.

Решите анаграммы и найдите « четвертое лишнее »: 1. лимисепоя 2. минорап 3. детонсинлипо 4. сеяминтыоэнан

Решите анаграммы и найдите « четвертое лишнее »: 1. полисемия 2. пароним 3. полисиндетон 4. энантыосемия

Задание 1. Знакомо ли Вам слово талонь ? Покажите, как могло бы изменяться данное слово. Ответ обоснуйте. Задание 2. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались данные слова : наладиться, одурачить, пустопорожний, насобачиться, взбелениться.

Выберите достойный учебник русского языка ! Найдите в библиотеке или в Интернете учебники русского языка прошлых веков и сравните терминологию в них с современной. Организуйте спецкурс для одаренных учащихся по пособию О. Е. Дроздовой « Основы языкознания для школьников. Факультатывный курс. 6-9 класс ». Организуйте сборы для учащихся своей образовательной организации, своего района. Обеспечьте участые Ваших учеников в иных гуманитарных конкурсах.