Итоги апробации профессиональных стандартов при оценке образовательных стандартов и программ Рабочая группа проекта: А.В.Серова, Н.Л. Яблонскене (НИУ ВШЭ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Advertisements

Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
Об актуализации ФГОС высшего образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами Соболев Александр Борисович, Директор Департамента.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования» «О применении профессиональных стандартов при.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ СПО,
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Дополнительное профессиональное образование УМУ РГУФКСМиТ umu.sportedu.ru.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Предложения к концепции разработки оценочных средств в системе высшего профессионального образования Проф. Н. И. Максимов.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
ВЕБИНАР РОССИЙСКОГО ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА Института образования НИУ ВШЭ 16 декабря 2015 года Оценка профессиональных компетенций студентов СПО в соответствии.
Смирнова Юлия Валерьевна, Директор центра развития профессиональных квалификаций Тел.: +7(495) доб
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР Г. ЧЕБОКСАРЫ Э Н Е Р Г Е Т И К А Докладчик: Мищенко Татьяна Вячеславна Результаты технической экспертизы представленных.
Транксрипт:

Итоги апробации профессиональных стандартов при оценке образовательных стандартов и программ Рабочая группа проекта: А.В.Серова, Н.Л. Яблонскене (НИУ ВШЭ)

Задачи проекта: Координация работы СПК в области применения ПС в профессиональном образовании и обучении, организации и проведения экспертизы ФГОС ПО и основных образовательных программ по учету в них требований ПС Апробация разработанных профессиональных стандартов при оценке ФГОС ВО и СПО и профессиональных образовательных программ разного уровня Апробация методик актуализации ФГОС ВО, ФГОС СПО и профессиональных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами, а также форм экспертных заключений СПК Получение экспертами СПК практического опыта экспертизы ФГОС ВО, ФГОС СПО и профессиональных образовательных программ при консультативной поддержке экспертов Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения

Апробационный комплект - основная содержательная единица апробации Профессиональный стандарт ФГОС ВО/СПО Основная профессиональная образовательная программа ВО/СПО Дополнительная профессиональная образовательная программа При отсутствии ДПОП – запрос на ее создание по требованиям ПС Эксперты пяти советов по профессиональным квалификациям: СПК в наноиндустрии; СПК в лифтовой отрасли и в области вертикального транспорта; СПК в машиностроении; СПК в электроэнергетике; СПК в космической промышленности + СПК в атомной энергетике (инициативно)

Оценка применимости профессиональных стандартов в системе профессионального образования

Варианты оценки применимости ПС при оценке ФГОС Вариант ПС сделан на основе ФГОС, команды разработчиков одни и те же ФГОС не учитывает требований ПС, так как не актуализирован ФГОС не учитывает требований ПС, так как гораздо шире ФГОС разработан с учетом всех значимых требований ПС Оценка Невозможно оценить пользу от ПС для системы образования и не только Проблема переходного периода Требования ПС должны и могут быть учтены на уровне профильных ОП Идеальная ситуация, которая пока встречается очень редко Большинство экспертов высоко оценили выбранные для апробации ПС, фактически признав их адекватным инструментом для сближения профессионального образования и рынка труда Замечания: Классификационный уровень образования и ПС не совпадали Несколько квалификационных уровней в ПС Описание ТФ не иерархично (с повышением уровня ОТФ трудовые действия внутри ТФ превращаются в самостоятельные ТФ) ТФ и ТД одной ОТФ не могут выполняться одним работником Нечетко сформулированные требования к умениям и знаниям Не проблема

Основные типы рекомендаций экспертов при оценке ФГОС Включить в перечень видов профессиональной деятельности вид ПД из анализируемого ПС Расширить перечень профессиональных компетенций для лучшего соответствия требованиям ПС в части трудовых действий и трудовых функций Дополнить Требования к знаниям и умениям (ФГОС СПО), для лучшего соответствия требованиям ПС к знаниям и умениям

Что показала апробация с точки зрения применения ПС для оценки ФГОС? Часть требований ПС не должна отражаться на уровне ФГОС, для этого достаточно уровня образовательных программ Слишком общо сформулированные компетенции (ФГОС ВО) в принципе могут быть определены как соответствующие требованиям ПС, но должны конкретизироваться на уровне образовательных программ (иначе непроверяемые) Часть компетенций ФГОС ВО/СПО, требований к знаниям и умениям ФГОС СПО должны быть лучше классифицированы (нарушенная иерархия затрудняет проверяемость: знания=умения, компетенции=знания и т.п.)

Оценка образовательных программ ВО/СПО/ДПО с точки зрения учета в них требований профессиональных стандартов

Учет ПС в основных образовательных программах: формируемые профессиональные компетенции Чаще всего: в перечнях профессиональных компетенций (ПК) образовательных программ нет ПК, отвечающих существенным квалификационным требованиям ПС (экспертами упоминаются 1-2 важные для профессии трудовые функции) При этом: «неучтенные» в ООП квалификационные требования могут стать основой для программ ДПО В ООП не приводятся «паспорта ПК», без которых сложно понять, формирует ли программа необходимую квалификацию выпускника Разработчики ООП, пробуя применить ПС для актуализации программы, иногда переносят в ПК программы формулировки ТФ, или даже трудовых действий, например: «способность к составлению заявок на вывод оборудования в ремонт» Проектирование ООП все еще недостаточно ориентировано на формирование умений (даже в дополнительном образовании)

Учет ПС в основных образовательных программах: организация ООП Практически все эксперты отмечают, что в учебных программах дисциплин заявлены в основном традиционные методы обучения, причем это относится и к программам ДПО То же относится и к методам оценки овладения студентами профессиональными компетенциями: они в большинстве случаев весьма «традиционны». Более того, эксперты отметили, что доступ к оценочным средствам крайне затруднен. Экспертную оценку достаточности кадрового потенциала программ, не удалось сделать никому из экспертов: сведений о ППС в описании ООП слишком мало, и они «о другом».

Учет ПС в основных образовательных программах: предложения экспертов С целью актуализации ООП в соответствии с ПС рекомендуется анализировать и учитывать все ОТФ, коль скоро работодатели сочли именной такой перечень трудовых функций (и квалификационных требований к ним) основой профессиональной состоятельности Размещенных в открытом доступе материалов ООП часто недостаточно для проведения анализа заинтересованными сторонами (в частности, работодателями). Необходима большая открытость и информационная прозрачность; Целесообразно проводить специальное обучение разработчиков ООП проектированию образовательных программ, учитывающих требования ПС, а также обучение экспертов СПК работе с ООП

Предложения по изменению нормативно-методической базы применения ПС в профессиональном образовании и обучении Нормативные и методические документы, участвующие в апробации: Постановление Правительства РФ 661 Шаблон (макет) ФГОС ВО Шаблон (макет) ФГОС СПО Шаблон (макет) ПС Экспертное заключение СПК на ФГОС ВО/СПО Экспертное заключение СПК на ОП (примерную ОП) ВО, СПО, ДПО Оценочные листы для проведения экспертизы Основные предложения: Определить на уровне положений федерального закона возможность и необходимость учета требований профессиональных стандартов (при наличии) не только при разработке и актуализации ФГОС профессионального образования, но и при проектировании и актуализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования Закрепление периодов, в которые могут вноситься изменения во ФГОС ВО/СПО, связанные с учетом требований вновь принятых и актуализированных профессиональных стандартов Внесение в шаблоны ФГОС нормы, разрешающей при проектировании ОП выбор ПС и/или ОТФ, перечисленных во ФГОС