Особенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного и сравнительно интенсивного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.
Advertisements

- НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» - народ, «графо» - пишу) – народоописание.
Симметрия в окружающем пространстве Работа Кочубей Виктории и Гришиной Людмилы, учениц 7 «В» класса ГОУ СОШ 164 Учитель Морозова Н.А.
Традиционная культура Кубани Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина.
Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканном холсте шерстянными и щёлкывыми нитками создавали.
«Ручная вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства»
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
Тема: Тема: Декоративно- прикладное искусство. Традиции народного орнамента.
Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В.
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Художественные послания предков.. Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времён раскрывают представления человека о строении мира и.
Былина Выполнила Ученица 7 класса Рокина Евгения Учитель Косырихина Б.А.
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
Выполнила: Учитель технологии первой квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского.
Художественные особенности орнаментального искусства народов Дальнего Востока.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Орнамент, символика, цвета одежды крестьянок Воронежской губернии Учащиеся 6 А класса Учитель Толсторожих С.В.
К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
Транксрипт:

Особенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного и сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий. Основу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство – чеканка, инкрустация и т.п. – было развито слабее. Резьба по дереву Вышивка Керамические свистульки

Самым массовым видом творчества была вышивка(тĕрĕ): ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т.п. Характерные черты чувашского орнамента – сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов. C XIX века, с появлением в чувашских деревнях фабричных тканей, начинает применяться аппликация для декоративного оформления костюмов. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX века – хушпу и тухью.

Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные ёмкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки. Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырёхугольники. Встречались розетки, концентрические круги, так называемые «русские» ворота, появившиеся у чувашей с конца XIX века, украшались рельефной резьбой. Идущими из глубины веков болгарским солярным кругом и «веревочкой». Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также профильная резьба.

Что такое миф? В древности мифы ( в пер. с греческого – предание, сказание) складывали не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире. Половина всей мифологии занята воспроизведением обыденных фактов ежедневной жизни в вымышленных рассказах о происхождении причине этих фактов. Это были ответы на древние как мир вопросы: откуда и почему? «Детские вымыслы» народов служили в назидание молодёжи, учили юношество мудрости, хитрости. Мифам верили, потому что в них видели воплощение коллективного опыта и знаний многих поколений предков. У чувашей, как и у других тюркоязычных народов, в прошлом была богатая и своеобразная мифология.

Мифы, предания, сказания – это прекрасный способ передать потомкам менталитет народа. Это своеобразный коллективный опыт предков, предающийся от поколения к поколению. Богатая своеобразна мифология дошла до нашего времени, объясняя даже такой сложный момент, как миграционную теорию происхождения чувашского народа. Горы Арамази – не что иное, а горы Северного Кавказа. Прикованный к скале богатырь Улып своей судьбой напоминает греческую судьбу Прометея. Но если вспомнить, что первой столицей Великой Болгарии V-VII вв., далекой прародины чувашского народа, был греческий полис Фанагория на Таманском полуострове, становится многое понятно. Изучая мифы и легенды, ребята учатся определять образ мысли народа, который отражает обычаи и традиционное поведение в жизненных различных ситуациях. Имея пред собой примеры из жизни мифологических героев, очень легко проанализировать сегодняшнее время и понять – в ем образ мышления народа изменился, а в чем остался неизменным.

Сказки являются таким же историческим источником, как и мифы. Они отличаются от них только тем, то имеют большую свободу вымысла. Чувашские сказки очень похожи на сказки многих других народов. Это объясняется тем, что, проживая в Центральной Азии, которая являлась древнейшим культурным континентом, котлом, в котором потоки народов переселялись, смешивались и вытесняли друг друга, предки чувашей имели сходные условия общественного развития. Основной мотив всех сказок – возвращение людям великанами или богатырями из народа похищенного счастья.

Сказки сохранили следы очень многих обычаев и обрядов, большинство из которых связано с представлениями древних о смерти. Многие обычаи в сказках соответствуют исторической действительности. Например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой, или в чувашской сказке «Туй- Тупала» герой-богатырь рождается из обломков костыля своего отца. Часто в сказках рассказывается, что царских детей запирают в подземелье, держат в темноте, подают им пищу так, чтобы этого никто не видел. И в действительности так и делалось. Широко был распространен и магический обряд защиты от злых напастей путем возведения вокруг себя или своего двора при помощи какого-либо предмета, чаще всего топора или ножа, символической «железной ограды» (тимěр карта). Или в тюркской сказке богатырь говорит жене: «Я поеду вперед. Где будет черта – иди. Где будет круг – ночуй». Герой таким образом намечает не только пункты для перекочевки своей семья, но и пытается оберечь её. Не случайно у кочевых народов поселения имели круглую и овальную форму. Таким образом, сказка дает нам представление о многих явлениях прошлой жизни. Прав был А.С.пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Одним из самых древнейших по происхождению эпических сказаний являются сказания о богатырях-исполинах – Улыпах, многие мотивы которых сближаются с «Алпамышем» – богатырским сказанием тюркоязычных народов Урало-Алтая и Средней Азии. Улыпы помогали чувашам корчевать лес, пахать, защищали от врагов. В большинстве чувашских легенд родиной Улыпа считается гора Арамази, Связанная с Кавказом. Вот одна легенд.