Характерные особенности монументальной живописи Геркуланума. Презентация по МХК. 10 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раскопки Геркуланума. Геркуланум - древнеримский город в итальянском регионе Кампания, на берегу Неаполитанского залива. Равно как Помпеи и Стабии, прекратил.
Advertisements

Помпеи. Гипсовые отливки Фиорелли. В Помпеях в мощном многометровом слое вулканического грунта осталось множество предметов органического происхожения,
Древний город ФАНАГОРИЯ Ученика 3-в Вьюн Максима Владимировича.
{ «Гибель и возрождение Помпеи» Автор: Кочева Анна 9 класс «Б» школа 628.
История Древнего мира 5 класс Учитель Панасевич Л.Л.
Культура Римcкой Империи 1-5 вв. н.э.. Во 2 в. н.э. Рим был самым большим и богатым городом Европы. Императоры стремились превратить его в символ своего.
Культура древнего Рима. Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию, но, в отличие от греков, стараются расположить.
В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.
Древние греки прославились своим искусством во всём мире. Архитектура, скульптура, художественное слово Древней Греции оказали огромное влияние на развитие.
Художественная культура Античности Гомеровский период – XI –VIII вв. до н. э. АрхаикаVII – VI – вв. до н. э. Классика V – первые три четверти IV в. до.
Чичен-ица Полуостров Юкатан целиком сложен из известняковых пород. Здесь практически нет рек, мало озер, но недостатка чистой пресной воды жители полуострова.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий.
Одно из главных завоеваний римской художественной культуры. Оно точно передает портретное сходство и сложность соотношения между физическим и духовным.
1.Ранняя история Помпей. 2.Помпеи в I веке н.э. 3.Подземные толчки. 4.Экономика Помпеи. 5.Катастрофа 79 года н.э.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Во 2-м в. в Риме перевели земледельцев Траян осудил Троян завоевал Римляне изобрели На Аренду На свободные земли В провинции.
Как образуются пещеры?. Пещеры создаёт вода. А как это происходит? Тысячи лет вода растворяет в горных породах некоторые минералы и уносит их прочь, образуя.
Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк) маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, одно из 7 чудес.
Древнейшая Греция Природа Греции. Греки и критяне. Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ Тубянская ООШ Фатеева Е.И.
Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ 11 Курского района Ставропольского края.
Транксрипт:

Выполнила обучающаяся 10 Б класса Бабичева Карина Руководитель: Воробьёва Екатерина Юрьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Актуальность. Цели и задачи II. Геркуланам. История III. Гибель Геркуланама IV. Раскопки и предметное искусство Геркуланама V. Открытие Геркуланама после гибели VI. Жители Геркуланама VII. Архитектура, скульптуры и монаменты Геркуланама VIII. Вывод

В истории видов искусства разных веков монаментальная живопись всегда занимала особое положение, так как выполняла значительную идеологическую функцию, участвовала в формировании стилевых процессов архитектуры и, наконец, в целом, – художественного языка изобразительного искусства того или иного периода. С древнейших времен человек наблюдал за тем, что происходит вокруг него, будь то природное явление, животный мир или какой- либо момент из жизни. Все эти эмоции, которые испытывал человек, остаются в памяти, а затем материализуются в рассказы, истории, сказания. Но время скоротечно, и спустя какой-то промежуток времени все претерпевает изменение. Но неизменной в веках остается та монаментальная живопись, которую человек запечатлевает и воздвигает на земле. Одним из таких особенностей, который прочной нитью прошивает века и эпохи, несомненно, является наскальный рисунок, а в последствии монаментальная живопись. Именно по этим первым крупицам творчества можно узнать, как люди много тысяч лет назад видели, чувствовали, воспринимали окружающий мир.

1. Познакомиться с историей появления Геркуланама. 2. Узнать причину гибели города. 3. Познакомиться с предметами искусства и раскопками в Геркуланаме. 4. Рассмотреть характерные особенности монаментальной живописи в Геркуланаме.

Геркула́нам (лат. Herculaneum, итал. Ercolano) древнеримский город в итальянском регионе Кампания, на берегу Неаполитанского залива, рядом с современным Эрколано. Равно как и города Помпеи и Стабии, прекратил существование во время извержения Везувия 24 августа 79 года был погребён под слоем пирокластических потоков. Геркуланам наряду с Помпеями внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под 829.

Согласно мифу, переданному Дионисием Галикарнасским, город воздвиг сам Геркулес. В реальности же, скорее всего, первое поселение на месте Геркуланама основало в конце VI века до н. э. племя носков, предшественников самнитов. Затем город попал в сферу греческого влияния, во время которого, благодаря приближённости к морю, использовался как порт. Вероятно, греки и назвали город впервые он упоминается в сочинении древнегреческого философа Теофраста под названием Гераклеон. В IV веке до н. э. Геркуланам захватили самниты, и только в I веке до н. э. он перешёл под контроль Рима, когда в ходе Союзнической войны римляне подавили восстание италийских племён. В тот же период (около 89 года до н. э.) он получил статус муниципия. Управляли городом ежегодно переизбираемые дуумвиры. В отличие от Помпей, в Геркуланаме в меньшей степени развивалась торговля или производство, основными видами деятельности были ремесла и искусства. Здесь находились мастерские горшечников, резчиков по мрамору, ткачей и красильщиков, изготовителей макарон и виноделов. Здесь производились предметы искусства, которые потом продавались в Помпеях и других городах Кампании. Изначально город был обнесен стеной и террасами спускался к морю. Здесь находился театр, который детально изучен с помощью подземных галерей, но всё еще не раскопан; термы и палестра. Землетрясение 62 года нанесло Геркуланаму значительный урон (археологические работы выявили, что городские постройки были повреждены, а затем реконструированы). К моменту гибели он представлял собой небольшой город с населением около 4000 человек, живописно расположенный на берегу Неаполитанского залива. Геркуланам город в форме прямоугольника площадью около 20 га опоясывала крепостная стена. Дороги (пять карло и три декумануса) разбивали его на несколько инсульт.

Извержение Везувия, пребывавшего в малоактивном состоянии около 800 лет, началось днём 24 августа 79 года. Хронологию событий удалось восстановить по данным археологических раскопок и двум письмам, адресованным римскому историку Тациту Плинием Младшим, свидетелем катаклизма. Около часа дня из жерла Везувия произошёл мощный выброс вулканического пепла, сформировавшего тучу, которая под воздействием ветра начала быстро двигаться к юго- востоку и вскоре обрушилась на Помпеи и Стабии. Оба города постепенно оказались полностью погребёнными под слоем пепла настолько большим, что под его весом обвалились крыши домов. С наступлением темноты извержение не прекратилось. После полуночи в сторону Геркуланама со скоростью около 100 км/ч устремились пирокластические потоки. Раскалённая лавина (около 400 °C) достигла города около часа ночи, моментально убив немногих оставшихся. Городские сооружения, тем не менее, достаточно хорошо сохранились. Это объясняется тем фактом, что поток настолько герметично и равномерно заполнил внутренние помещения домов, что город на многие века остался без доступа воздуха, способного вызвать разложение органических материалов (например, ткани и дерева). Когда ветер изменился, и на Геркуланам начал оседать пепел, здания уже находились под высоким слоем туфа, поэтому кровли ряда домов не обвалились. Высокая температура лавины обеспечила испарение воды, благодаря чему сохранились даже свитки папирусов.

Везувий со стороны Эрколано

Города в Неаполитанском заливе, прекратившие существование после извержения Везувия

Извержение Везувия

В средние века над развалинами был основан новый город Ресина, жители которого хотя изредка и наблюдали призраков, но не подозревали, что находятся прямо над трупами сотен погибших. Открытие Геркуланама произошло случайно. В 1710 году крестьянин Амброджо Нучерино, копая колодец, наткнулся на мраморные обломки (как потом выяснилось, это были руины театра Геркуланама). О находке оповестили Эммануила- Мориса Лотарингского, герцога д Эльбёфа, французского дворянина в изгнании и командующего австрийским полком, стоявшим с 1707 года в Неаполе. Выкупив участок земли вокруг колодца Нучерино, герцог на протяжении 9 месяцев на свои средства проводил там раскопки путём пробивания штолен. Он нашёл 9 статуй, которые подарил своим покровителям, в том числе принцу Евгению Савойскому, своему кузену.

Геркуланам после нахождения

В 1738 году по инициативе Карла III, короля Неаполя и Сицилии, археологические работы в районе театра возобновились. Наиболее ценные находки например, мраморные и бронзовые статуи изымались и попадали в королевскую резиденцию в близлежащем городе Портичи, где в 1758 году был открыт музей Геркуланама. В конце 1740-х годов была найдена библиотека свитков, так называемая Вилла папирусов, после чего раскопки развернулись с новым размахом. В и годах ими руководил Карл Вебер, военный инженер из Швейцарии. Составленные им точные планы позволяют восстановить хронологию раскопок и идентифицировать былое местонахождение отдельных предметов искусства. В 1765 году из-за выхода газа в одной из штолен раскопки были свёрнуты, а выходы запечатаны. Новую серию раскопок, на этот раз открытым способом, начал в 1828 году Франциск I, король Обеих Сицилий. До 1855 года работами на приобретённом государством участке площадью 900 м² руководил архитектор Карло Бонуччи. Затем они были приостановлены из-за больших издержек, связанных с переносом грунта. Геркуланам продолжили раскапывать в 1869 году под патронажем короля Виктора Эммануила II, но спустя шесть лет деятельность на участке вновь были прекращена по причине дороговизны предприятия. Археологическая активность в городе возобновилась только в 1924 году и продолжалась под руководством Амадео Маюри до 1958 года. В годах работы шли в северном секторе города, затем в южном, где в 1982 году в ангарах были обнаружены человеческие скелеты и 10-метровая деревянная лодка. Часть города по-прежнему сокрыта под слоем породы, но возобновление раскопок затруднено из-за наложения границ Геркуланама на городские кварталы современного Эрколано.

Поскольку Геркуланам лежит к западу от Везувия, первая фаза извержения не нанесла ему сильных повреждений. Однако подавляющее большинство горожан, обеспокоенных происходящим, бежало из города. Сначала считалось, что спастись удалось всем жителям, затем в городе были обнаружены единичные человеческие останки, а в 1982 году археологи нашли 12 ангаров для лодок у побережья, в тесных помещениях которых находилось около 250 скелетов. Погибшие, вероятно, хотели переждать извержение в городе. Были найдены и их личные вещи, например, хирургические инструменты и женские драгоценности.

Скелеты найденные возле ангаров

Одной из больших загадок Геркуланама является то, что на основном уровне, там где стоят дома, найдено очень мало скелетов. Здесь не падала пемза как в Помпеи, где люди разбегались в панике в поисках укрытия. Поглощение города вулканом было таким впечатляющим и полным, что римляне смирились с его гибелью. Любопытно, что во времена Античности никто не предпринимал попыток заново построить Геркуланам и Помпеи. Не осталось основания на котором можно было бы строить. Не было смысла возвращаться. Кроме того, очевидно, присутствовало ощущение религиозного ужаса, ощущение того, что это кладбище, которое нельзя трогать. Туристов потрясает древняя трагедия, ошеломляет страшная судьба жителей города. Судя по позам фигур, люди понимали, что вот-вот умрут. Но это не просто скелеты – это посмертные маски. Они застыли во времени.

В 1860-х годах археолог Джузеппе Фиорелли нашёл в пепле Помпеи странные пустоты. Он заполнил их гипсом и изумлённый мир увидел искривлённые фигуры людей. Тела истлели, но их формы сохранились.

Оказавшиеся запертыми в своих домах. Большинство горожан задохнулись от ядовитых газов и пепла. Их ужасная смерть сделала Помпеи и их жителей всемирно известными. А их соседи из Геркуланама были преданы забвению.

Окаменелый труп погибшего жителя Помпеев Окаменелый труп погибшего жителя Геркуланама

Гидра. Не раскопанная часть палестры городской гимназии для юношей

В большинстве домов не было кухни. В тавернах на перекрестках, называемых термополиями, подавали горячую еду, подогреваемую в сосудах, вставленных в углубления мраморного прилавка.

В каждом доме был ларарий - алтарь для поклонения богам. Кстати, в Геркуланаме нашли и христианский алтарь с большим крестом, причем комната с алтарем была явна потайная. Но, к сожалению, этот дом был закрыт для осмотра.

Здание было названо в честь человеческого скелета это была первая жертва извержения, обнаруженная в Геркуланаме в 1831 году. По трем сторонам этого столика ставились кровати, на них принимали пищу читали, общались. Принимать пищу и делать другие дела сидя римляне считали делом неблагородным. Так что вся деятельность происходила в горизонтальном положении на ложах. Это здание состоит из трёх домов, один из которых с крытым атриумом 1 и без обычного резервуара для сбора дождевой воды. В глубине атриума расположено два нимфея (святилища, посвящённых нимфам), а во дворике украшенный мозаикой алтарь для ларов.

Римляне не особо волновались на счёт обстановки в домах. Главным его украшением служили фрески и статуи. Этот дом был сооружён ещё во времена самнитов и в эпоху Октавиана Августа подвергся перепланировке был построен второй этаж с отдельными квартирами, предназначенными для сдачи в аренду, а помещения первого этажа были переоборудованы под торговые лавки. Наиболее примечательными являются фасад дома и просторный атриум с имплювием 1 посредине. Сохранилась искусно выполненная деревянная перегородка (по которой и назван дом) с кольцами для масляных ламп, которая предназначалась для отделения пространства атриума от таблинама. За таблинамом располагается перистиль и переход в комнаты, в том числе в триклиний.

С водой в этой области была проблема, водопровод в Геркуланаме был построен достаточно поздно. Поэтому ценилась дождевая вода, ее собирали в имплювий, вода стекала через отверстие в крыше (комплювий). Под полом была цистерна для хранения драгоценной воды

Дом имеет вытянутую форму, характерную для жилищ самнитов. Назван в честь бронзового бюста, найденного в таблинаме и предположительно являющимся скульптурным портретом хозяина. В правом углу таблинама, была лестница, ведущая в помещения второго этажа. Интерес представляют фрески на морскую тематику в триклинии помещении, где проходили трапезы.

У древних римлян существовал культ бани. Они просто не представляли себе жизни без них. Там они не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки.

Внутреннее помещение терм разделено на женскую и мужскую половины. Коридор от входа в мужское отделение ведёт на площадку, с трёх сторон окружённую аркадами, которая служила не только для занятия гимнастическими упражнениями, но и как место встреч или ожидания. Далее следует помещение аподитерия (античная раздевалка) со скамьями и полочками для одежды, ведущее в тепидарий и фригидарий залы для тёплого и холодного омовения. Своды фригидария небесно-голубого цвета и разрисованы рыбами и морскими существами, которые, отражаясь в воде, создавали иллюзию купания в море. В тепидарии, где вода нагревалась посредством циркуляции горячего воздуха под полом, сохранились напольные мозаичные плиты с изображением тритона в окружении дельфинов. Из тепидария можно было попасть в помещение кальдария, где находились бассейны с горячей водой и ёмкости для контрастного омовения холодной водой.

Общественные бани в Древнем Риме были не только средством гигиены, здесь общались на философские темы, рисовали, писали стихи, учились, пили вино, предавались плотским утехам, а также считались активным средством борьбы почти со всеми существующими болезнями. Асклепиад – знаменитый врач того времени – утверждал, что самое главное для выздоровления – это умеренная физическая нагрузка, чистота тела, диета, прогулки и хороший настрой. Именно баня давала практически половину успеха в выздоровлении, по мнению Асклепиада ( за такое пристрастие к баням его прозвали «купальщиком»).

Женская половина терм, куда вёл отдельный вход с улицы, меньшего размера и скромнее украшена, однако лучше сохранилась. Из внутреннего дворика можно попасть в помещение аподитерия, рисунок мозаичных плит на полу которого изображает тритона в окружении четырёх дельфинов, осьминога и каракатицы. Помещение женского тепидария украшено напольными мозаиками с геометрическим узором и декоративными настенными панелями. Отделение женского кальдария освещалось через отверстие в своде. Примечательны и другие помещения терм напр., площадка для игры в мяч.

В Геркуланаме было превосходное водоснабжение и канализация, в отличие от Помпей, где сточные воды стекали по тротуарам, в Геркуланаме канализация шла в море (как и сейчас). Чистая вода поступала в жилые дома и фонтаны, украшавшие каждый перекресток.

В этом доме был найден хлеб с печатью Селера, раба Грания Верия, получившего освобождение незадолго до извержения в 79 году. Дело в том, что пекари на каждой готовой лепешке бронзовой печатью ставили имя хозяина. В атриуме нет отверстия в крыше для стока воды, характерного для всех античных построек. Из атриума коридор вел в триклиний, кухню и альков с мраморным полом. При раскопках были найдены скульптуры: одна изображающая оленя, загнанного собаками, а вторая пьяного Геркулеса.

Дом с чёрным залом является одним из самых роскошных особняков Геркуланама. Он получил название в честь просторного зала, украшенного изысканными фресками в четвёртом стиле с изображениями на чёрном фоне. В комнате рядом с атриумом были обнаружены 20 вносковых табличек с именем Венидия Эннихия (скорее всего, так звали хозяина дома). Из предметов интерьера хорошо сохранились деревянные двери и ларарий с миниатюрными деревянными колоннами, увенчанными капителями из мрамора.

Коллегия Августам была посвящена императору Октавиану Августу и являлась местом заседания курии. Огромные интерьеры Коллегии августалов – жрецов, поклонявшихся культу императора, ассоциировавшегося с Римом, декорированы великолепными стенными росписями. Особое внимание привлекает фреска, изображающая Геркулеса с Минервой и Юноной.

Сегодня археологами прямо посреди современного города уже расчищена относительно небольшая часть Геркуланама, в которой можно осмотреть превосходно сохранившиеся древнеримские постройки: роскошные виллы с террасами, термы с яркими мозаиками, винные лавки с рядами амфор и даже уличные таверны с мраморными прилавками. Итак, независимо от стиля интерьера, монаментальная живопись способна передать собой именно тот сюжет, который станет органичным дополнением общего оформления пространства. Настенная живопись в интерьере превратит любое помещение в галерею изящных искусств, вызывающие восхищение окружающих.