Урок-практикум по изучению истории родного края Тема: «Сибирский тыл и наши земляки в годы Великой Отечественной войны» Автор учитель истории и обществознания,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональные исследования о Великой Отечественной войне. Предметная область-История родного края. Участники: учащиеся 6-11 классов Цели и задачи региональных.
Advertisements

Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Проект – как технология мотивационного обучения в контексте ФГОС.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Нет в России семьи такой, в которой не помнят героя своего. Автор проекта: Леданова Елена Сергеевна- учитель истории и обществознания МОУ «ООШ» с.Шепелевка.
Проблемы реализации компетентносного подхода на уроках истории.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр информационных технологий» г.Искитима г. Искитим, 2005 Автор проекта: Солдатова.
«Человек живет не тем, что происходит вокруг, а как он это оценивает» (Д.Карнеги) Внутрилицейский проект Стратификация российского общества. Как стать.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
М ЕТОД ПРОЕКТОВ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Автор проекта: Астахова М.Ю.
Проект « Вековая история. Наша школа ». Данный проект относится к предметной области окружающий мир. Участники проекта : обучающиеся 4 класса (10 лет ).
Презентация педагогической деятельности Шитиевой Н.В. Учителя ИЗО средней школы 30 г. Тверь.
Плодотворно лишь сотрудничество всех благодаря каждому. Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет к цели и того, кто, промахнулся, они идут.
Программа кружка «Интернет для юного историка» 6 класс Автор: Косяк Л.А., учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ5» г. Луга 2013 год.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Доклад на тему Проектная деятельность учащихся на уроках родного языка и литературы Проектная деятельность учащихся на уроках родного языка и литературы.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
1 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Использование исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе в условиях ФГОС.
Транксрипт:

Урок-практикум по изучению истории родного края Тема: «Сибирский тыл и наши земляки в годы Великой Отечественной войны» Автор учитель истории и обществознания, руководитель клуба «Малая родина» МКОУ Елбанской СОШ Маслянинского района, Новосибирской области Нерода Татьяна Юрьевна Автор учитель истории и обществознания, руководитель клуба «Малая родина» МКОУ Елбанской СОШ Маслянинского района, Новосибирской области Нерода Татьяна Юрьевна на обочине войны

Пояснительная записка. В своей презентации мы предлагаем одно из обучающих практических занятий с использованием устных источников при освоении темы Великой Отечественной войны в судьбах своих земляков. Ценность устных источников в том, что они позволяют передавать дух эпохи, принимать не равнодушно, а очень близко, на высоком эмоциональном уровне наше прошлое через судьбы конкретных людей, живших или живущих рядом. Урок-практикум – одна из традиционных форм занятий для краеведов Елбанской СОШ при изучении важнейших страниц отечественной истории с опорой на мемораты, статистические материалы, документы из семейных архивов. В данном случае- используем устные воспоминания земляков, переживших войну. Само занятие является «предтечей», логически обоснованным шагом к дальнейшей работе над историко-краеведческим проектом: к написанию экскурсионной беседы для школьного музея, к созданию презентации для урока истории, а для кого-то это начало серьезной самостоятельной исследовательской деятельности (участие в краеведческих конкурсах, конференциях, олимпиадах)

Цели занятия: * Развитие коммуникативных умений, предметного диалога как друг с другом, так и с людьми «военной эпохи»; *Овладение ключевыми приемами работы с устными историческими источниками: комментирование – интерпретация; грамотная постановка вопросов, на которые можно найти ответ в том или ином источнике; анализ причин, обусловливающих различные версии и оценки событий военного прошлого. * Закрепление интереса школьников к жизни обычных людей, а также понимание ими, что важна не только историческая достоверность, но и то, как люди сами осознавали и чувствовали себя в ту или иную историческую эпоху. *Формирование целостного образа о войне и о тех, кто «не попали» в герои, но, по существу, таковыми были – героями своего времени, полного трагизма, тяжелейших испытаний (дети войны, женщины и старики. Особое место занимают «на обочине войны» депортированные).

Обязательным условием эффективности предлагаемого занятия являются следующие моменты: *Школьники уже имеют опыт сбора устных источников, их систематизации и классификации. На занятии используются сделанные ими записи воспоминаний односельчан. Практикум ориентирован на 9-11 классы. К моменту проведения занятия частично или в полном объёме ими изучена тема Великой отечественной войны на уроках истории. *Материалы, отобранные для практикума должны быть максимально содержательны с точки зрения раскрытия темы, доступны для учащихся конкретного возраста и исследовательского опыта. Поэтому перед учителем и тьюторами стоит задача их предварительного анализа и подбора по характеру информативности. *Разнообразие оценок своего времени респондентами предполагает возможность увидеть отражение нескольких точек зрения на исторический факт, что потребует их сопоставления, сравнения и выработки школьником собственной позиции.

Содержание и ход занятия 1. Вступительное слово учителя (тезисно): Наша задача - «увидеть» к концу занятия Великую Отечественную войну глазами тех, кто не в окопах, не в танковых сражениях или воздушных боях добывал Великую Победу. Мы должны прочувствовать, каково было идти к победному Маю молоденьким девушкам, сплавляющим лес, стоя по пояс в холодной сибирской реке. Старухам, впрягающимся в плуг вместо лошади и падающим через каждые пять метров пахоты… Ощутить тяготы немецкой семьи, прибывшей холодной осенью в голодную сибирскую деревню и жившей до весны в сырой землянке, слышать несправедливые оскорбления «фашист», ежедневно ходить после 12-часового изнурительного труда в поле в комендатуру за 15 км, чтобы засвидетельствовать своё нахождение по месту высылки… Вы определились, в какой группе работать, в соответствии с выбранным направлением; перед вами «карманы памяти», наполненные бесценными воспоминаниями наших земляков, живших или живущих рядом : «Дети войны»«Односельчанки – труженицы тыла» «Депортированные »

КАРМАНЫ ПАМЯТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО СТАТУСАМ РЕСПОНДЕНТОВ ДЕТИ ВОЙНЫ ТРУЖЕНИЦЫ СИБИРСКОГО ТЫЛА ДЕПОРТИРОВАННЫЕ

РАБОТА В ГРУППАХ ЭТАП 1 Каждый из группы самостоятельно работает с документами (они дублируются по количеству участников группы) : анализ, комментарии, интерпретация. При необходимости – опора на предложенные таблицы-алгоритмы (см.ниже) Каждый из группы самостоятельно работает с документами (они дублируются по количеству участников группы) : анализ, комментарии, интерпретация. При необходимости – опора на предложенные таблицы-алгоритмы (см.ниже)

Примерный алгоритм работы с устными источниками по проблеме «Дети войны», он может меняться в зависимости от конкретного содержания источников Данные о документе Автор воспоминаний, дата рождения, место рождения, настоящее место жительства) Материалы источников (дословное цитирование) Анализ, интерпретация, собственное видение ситуации в контексте исторического времени, комментарии Характеристика семьи и её жизни до военных событий: состав, хозяйство, быт, семейные традиции и т.д. Другое. Школа. Работа на колхозных полях. Заготовка дров и т.п. Война. Что изменилось (кто ушел на фронт из семьи, как это сказалось на распределении ролей – кто стал фактически главой (мать, сын. дедушка и т.п.) Обязательные работы в колхозе – с какого возраста? Отношение власти к детям колхозников (поощрения, наказания, оплата детского труда) Возможность обучения в школе или отсутствие таковой (не в чем было ходить, школу закрыли, другие причины Самые яркие впечатления о военных годах (радостные, трагические)

Данные о документе Автор воспоминаний, дата рождения, место рождения, настоящее место жительства). Кем записано, когда Материалы источников (дословное цитирование) Анализ, интерпретация, собственное видение ситуации в контексте исторического времени, комментарии Характеристика семьи и её жизни до трагических событий: состав, хозяйство, быт, семейные традиции и т.д. Что запомнилось респонденту об организации переселения: от сообщения новости до сборов и пути следования к месту назначения Жизнь в Сибири : *Устройство быта в первые годы. Материальные проблемы *отношение местного населения *взаимоотношения с властью *трудармия в судьбе немецких семей *женский и детский труд *Другое Оценка произошедшего в судьбах российских немцев и своей семьи автором Примерная форма работы с устными источниками по проблеме «Депортация»

Женщины - труженицы тыла (воспоминания жительниц Маслянинского района, Новосибирской области) Данные о документе Автор воспоминаний, дата рождения, место рождения, настоящее место жительства) Материалы источников (дословное цитирование) Анализ, интерпретация, собственное видение ситуации в контексте исторического времени, комментарии Характеристика семьи и её жизни до войны: состав, хозяйство, быт, труд, экономическое положение, семейные традиции, ценности и т.д. Как изменилась жизнь семьи с началом войны: кто ушел на фронт, какие трудности особенно памятны. Характеристика трудовой деятельности женщин: колхоз, лесоповал, золотые Егорьевские прииски…и т.п. Организация помощи фронту ( в чем конкретно отражалась, чем обеспечивалась и т.д.) Питание, одежда, быт, медицинская помощь Отношения с властью (бригадир, учетчик, председатель сельсовета и пр) Наказания и поощрения. Взаимоотношения с односельчанами ( от взаимовыручки до доносов и пр.)

ЭТАП 2 Тезисное оформление индивидуального мини- исследования каждым участником группы

Этап 3: Создание группового продукта – «образ войны через человеческие судьбы» - конструирование текста-обобщения индивидуальных наработок

Этап 4: защита групповых проектов Защита наработок каждой из групп оценивается (с позиций умения представить информацию) другими группами и экспертами – более критично, поскольку они ознакомлены с источниками, проанализировали их, описали, создали конструкцию своего видения исторической ситуации, согласовали с руководителем

Критерии качества выполненной работы Самооценка 1- 5 баллов Оценка руководителя 1- 5 баллов Оценка экспертов Средний балл 1- 5 баллов Рекомендации (где и какие доработки необходимы) 1. Определение ключевых вопросов проблемы, 72Овладение интеллектуальными умениями, в том числе: а) реконструировать образ прошлого (события, исторической эпохи); б) анализировать причины, сущность и последствия исторических событий; в) сравнивать исторические процессы; г) оценивать исторические события и деятельность личностей. 3. Осознание ценности исторических знаний вообще и знаний по истории своей малой родины, их личностной значимости 4. Презентация работы, её защита Экспертная оценка (возможны и другие критерии)

Этап 5: Задания для индивидуальной самостоятельной проектной деятельности по теме (на выбор – как содержания, так и формы) *ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ «СИБИРСКАЯ ДЕРЕВНЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ» *ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РАЙОНА В ГОДЫ ВОЙНЫ *НАПИСАНИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ БЕСЕДЫ К ЭКСПОЗИЦИИ «МОЙ КРАЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ» *ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И.Т.П. ВОЗМОЖНЫ И ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ *ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ «СИБИРСКАЯ ДЕРЕВНЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ» *ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РАЙОНА В ГОДЫ ВОЙНЫ *НАПИСАНИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ БЕСЕДЫ К ЭКСПОЗИЦИИ «МОЙ КРАЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ» *ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И.Т.П. ВОЗМОЖНЫ И ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ

УСПЕШНО РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ НАШИХ ШКОЛЬНИКОВ-КРАЕВЕДОВ СОЗДАНИЕ АРХИВА ВОСПОМИНАНИЙ ЗЕМЛЯКОВ, ЭКСКУРСИОННЫЕ БЕСЕДЫ И ЭКСПОЗИЦИЯ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ За 15 лет -42 победителя Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций Более 20 учащихся вошли в «Золотую лигу» НОУ-Сибирь Четверо –лауреаты Международного конкурса- «Первые шаги» 10 выпускников стали студентами исторического факультета, 1-историк-аспирантка 1-победитель Всероссийского стипендиального конкурса За 15 лет -42 победителя Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций Более 20 учащихся вошли в «Золотую лигу» НОУ-Сибирь Четверо –лауреаты Международного конкурса- «Первые шаги» 10 выпускников стали студентами исторического факультета, 1-историк-аспирантка 1-победитель Всероссийского стипендиального конкурса

Методическая помощь школьникам – исследователям и их руководителям: - ресурс, посвященный изучению истории и памяти об исторических событиях в России и СССР. Вансина Я. Устная история и устная традиция / Я. Вансина // Хрестоматия по устной истории. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт- Петербурге, – С. 66–109. Лейбова Е. К. «Я пошла себе в жизни сама…»: воспоминания Ф. Е. Сорокиной (из коллекции историко-биографических воспоминаний НГПУ) / Е. К. Лейбова // Актуальные вопросы истории Сибири XVIII–XXI вв. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, – Вып. 3. – С. 170–189. Память о блокаде: свидетельства очевидцев и историческое сознание общества / отв. ред. М. В. Лоскутова. – М.: Нов. изд-во, – 392 с. – (Новые материалы и исследования по русской культуре; вып. 2). Портелли А. Особенности устной истории / А. Портелли // Хрестоматия по устной истории. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, – С. 32–51. Про А. Двенадцать уроков по истории / А. Про. – М.: РГГУ, – 336 с. Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М.: - ресурс, посвященный изучению истории и памяти об исторических событиях в России и СССР. Вансина Я. Устная история и устная традиция / Я. Вансина // Хрестоматия по устной истории. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт- Петербурге, – С. 66–109. Лейбова Е. К. «Я пошла себе в жизни сама…»: воспоминания Ф. Е. Сорокиной (из коллекции историко-биографических воспоминаний НГПУ) / Е. К. Лейбова // Актуальные вопросы истории Сибири XVIII–XXI вв. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, – Вып. 3. – С. 170–189. Память о блокаде: свидетельства очевидцев и историческое сознание общества / отв. ред. М. В. Лоскутова. – М.: Нов. изд-во, – 392 с. – (Новые материалы и исследования по русской культуре; вып. 2). Портелли А. Особенности устной истории / А. Портелли // Хрестоматия по устной истории. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, – С. 32–51. Про А. Двенадцать уроков по истории / А. Про. – М.: РГГУ, – 336 с. Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М.: