Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая мастерская технология обучения ЦельЦель Научны е идеи Системы действий учителя и учащихся РезультатыРезультаты Технологичес кие этапы Критерии.
Advertisements

Использование технологии творческих мастерских при изучении литературы.
Педагогическая мастерская. 1. Вызов традиционной педагогике. 2. Личность с новым менталитетом. 3. Все способны. 4. Интенсивные методы обучения и развития.
Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ МОБУ «Новоалександровская СОШ» год.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Что это такое? Кому это нужно? И как это делается?
Технология «Творческая мастерская» copyright© МОУ "СОШ 58" г. Магнитогорска, 2009 г., Евтюхина О.А.
Урок развития речи. Эссе. Письменное творчество 9 класс Педагогическая технология «Мастерская»
Что это такое? Кому это нужно? И как это делается? Презентация составлена на основе материалов Е.М. Пахомовой, зав. кабинетом пед. опыта АПК и ПРО.
Я готовлю мастер - класс. Педагогические мастерские 1. «Индукция» («наведение») создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств.
Учитель географии ГОУ ЦО 1830 ЮВАО г.Москва Барамидзе В.Б. МОСКВА 2012 МАСТЕР-КЛАСС НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ.
Методика французских мастерских. Французская мастерская Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология.
«Инновационные педагогические технологии в работе педагогов дополнительного образования»
Организация технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках АЯ ст. преподаватель кафедры иностр. языков Н.Н. Сонина.
Технология «французских» мастерских как эффективный метод стимулирования и мотивации учащихся Методическое объединение Представляет учитель истории и обществознания.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. (Коропченко Наталья Владимировна, преподаватель ТОГОУ.
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ.
Транксрипт:

Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства, тяга к пробам, поискам и находкам,- можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество. Д.Морис

Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу Французская группа нового воспитания. Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу Французская группа нового воспитания. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.

– одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы

Ученик должен действовать автономно и рефлексивно(познавательная и самообразовательная компетентности); Ученик должен действовать автономно и рефлексивно(познавательная и самообразовательная компетентности); Использовать различные средства интерактивно; Использовать различные средства интерактивно; Входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них(социальная и личностная компетентности) Входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них(социальная и личностная компетентности)

Сотрудничество Сотрудничество Сотворчество Сотворчество Совместный поиск Совместный поиск Мастерская помогает в определении собственной позиции по важнейшим мировоззренческим вопросам. Мастерская помогает в определении собственной позиции по важнейшим мировоззренческим вопросам. Продолжается процесс самопознания. Продолжается процесс самопознания.

Ученики обретают целостную смысловую картину современного мира, ценность своего «Я», проявляя собственную индивидуальность. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Мастерские объединяют все направления педагогической деятельности. Важен не только результат, но и процесс!

-Все способны, нет неспособных ни учеников, ни учителей. Все могут все. -Все способны, нет неспособных ни учеников, ни учителей. Все могут все. -Нет готовых ответов ни на один вопрос. Можно задавать любые вопросы, но отвечать на них самому. -Нет готовых ответов ни на один вопрос. Можно задавать любые вопросы, но отвечать на них самому. -Никакой оценки: ни положительной, ни отрицательной. Отрицательная оценка унижает ребенка, вселяет в него неверие в свои силы. Положительная оценка формирует психологический феномен постоянной необходимости внешней оценки своей деятельности, воспитывает несамостоятельную личность. -Никакой оценки: ни положительной, ни отрицательной. Отрицательная оценка унижает ребенка, вселяет в него неверие в свои силы. Положительная оценка формирует психологический феномен постоянной необходимости внешней оценки своей деятельности, воспитывает несамостоятельную личность. -Полная свобода мнений. Каждый имеет право сказать то, что он думает, не боясь показаться смешным или нелепым. Каждый имеет право иметь свое мнение по любому вопросу. -Полная свобода мнений. Каждый имеет право сказать то, что он думает, не боясь показаться смешным или нелепым. Каждый имеет право иметь свое мнение по любому вопросу. -Доброжелательность всех по отношению ко всем. Положительная установка. -Доброжелательность всех по отношению ко всем. Положительная установка.

-Никаких замечаний и никакого давления ни со стороны педагога по отношению к учащимся, ни учащихся по отношению друг к другу. Искренность и открытость. -Никаких замечаний и никакого давления ни со стороны педагога по отношению к учащимся, ни учащихся по отношению друг к другу. Искренность и открытость. -Ошибок нет, есть неточные знания. Неточные знания - необходимая ступенька к более точным и полным знаниям. Полных знаний может и не быть. -Ошибок нет, есть неточные знания. Неточные знания - необходимая ступенька к более точным и полным знаниям. Полных знаний может и не быть. -Деколонизация ума. Пользоваться только своим умом, не пытаясь спросить у товарища, прочитать в книге, подсмотреть где-либо, вспомнить стандартный ответ. -Деколонизация ума. Пользоваться только своим умом, не пытаясь спросить у товарища, прочитать в книге, подсмотреть где-либо, вспомнить стандартный ответ. -Учитель равен ученику. Равноправные, партнерские, субъект- субъектные отношения. -Учитель равен ученику. Равноправные, партнерские, субъект- субъектные отношения. -Знания одного должны быть обогащены знаниями других. -Знания одного должны быть обогащены знаниями других.

Особенности организации деятельности учащихся. 1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. 1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. 2. Групповая форма учебного взаимодействия. 2. Групповая форма учебного взаимодействия. 3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. 3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. 4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. 4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. 5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений. 5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Особенности организации деятельности мастера. 1. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. 1. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. 2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них. 2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них. 3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. 3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. 4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. 4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. 5. Сотворчество мастера и ученика. 5. Сотворчество мастера и ученика. 6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. 6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. 7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого). 7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).

Мастерская творческого письма. Мастерская творческого письма. Мастерская ценностных ориентаций. Мастерская ценностных ориентаций. Мастерская построения знаний. Мастерская построения знаний.

Тезаурус Индуктор прием, обеспечивающий «наведение на проблему»; свернутый смысл темы. Индуктор прием, обеспечивающий «наведение на проблему»; свернутый смысл темы. Самоконструкция диалог ученика с самим собой. Самоконструкция диалог ученика с самим собой. Социоконструкция выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социоконструкция выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социализация «обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой). Социализация «обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).

Деконструкция превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Деконструкция превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Реконструкция поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д. Реконструкция поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д. Разрыв кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления. Разрыв кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления. Рефлексия самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Рефлексия самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Афиширование представление работ на общее обсуждение. Афиширование представление работ на общее обсуждение.

Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. Каждый человек – загадка, мир наш – тоже загадка, только не надо забывать об этом. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Что-то начинает раскручиваться в уме, строятся какие-то тонкие мостки, соединяющие «Я» каждого участника «Мастерской», его сознание и рабочий материал. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. Каждый человек – загадка, мир наш – тоже загадка, только не надо забывать об этом. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Что-то начинает раскручиваться в уме, строятся какие-то тонкие мостки, соединяющие «Я» каждого участника «Мастерской», его сознание и рабочий материал.

Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. Работа идёт на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» - создание своего мира на основе «разобранных деталей». Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. Работа идёт на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» - создание своего мира на основе «разобранных деталей».

Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа… Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа…

Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Идёт взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Идёт взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.

Новая информация и её обработка. Это озарение, новое видение предмета, часто неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. Новая информация и её обработка. Это озарение, новое видение предмета, часто неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы.

Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы… Групповая или индивидуальная работа. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы… Групповая или индивидуальная работа. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников мастерской знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное. Кстати, работа в мастерских идёт в быстром темпе, и главное выделяется уже за счёт этого темпа – нет времени «растекаться мыслью по древу». После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников мастерской знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное. Кстати, работа в мастерских идёт в быстром темпе, и главное выделяется уже за счёт этого темпа – нет времени «растекаться мыслью по древу».

Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Последний этап – самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Последний этап – самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.

Учитель: создаёт проблемную ситуацию, будит чувство, мысли, эмоции Учитель: создаёт проблемную ситуацию, будит чувство, мысли, эмоции Ученики: обсуждают проблему, задают вопросы, появляется желание решить данную проблему Ученики: обсуждают проблему, задают вопросы, появляется желание решить данную проблему

Учитель: нацеливает на самостоятельную работу, даёт задание Учитель: нацеливает на самостоятельную работу, даёт задание Ученики: индивидуально осмысливают проблему, создают гипотезы, рисунки, тексты, проекты, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний. Ученики: индивидуально осмысливают проблему, создают гипотезы, рисунки, тексты, проекты, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

Учитель: помогает создать микрогруппы, разбивает задание на ряд частичных задач. Учитель: помогает создать микрогруппы, разбивает задание на ряд частичных задач. Ученики: образуют микрогруппы, ищут способы решения задач. Ученики: образуют микрогруппы, ищут способы решения задач.

Учитель: активирует работу всех членов группы Учитель: активирует работу всех членов группы Ученики: все члены микрогруппы выступают с отчётом о выполнении задачи. Ученики: все члены микрогруппы выступают с отчётом о выполнении задачи.

Учитель: даёт настрой на осознание детьми несоответствия старого знания новому. Учитель: даёт настрой на осознание детьми несоответствия старого знания новому. Ученики: переживают внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему. Ученики: переживают внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему.

Учитель: побуждает детей на творчество, выполняет роль консультанта, советника, выполняет свою творческую работу. Учитель: побуждает детей на творчество, выполняет роль консультанта, советника, выполняет свою творческую работу. Ученики: составляют программу действия, выполняют творческую работу, проект. Ученики: составляют программу действия, выполняют творческую работу, проект.

Учитель: демонстрирует своё творчество Учитель: демонстрирует своё творчество Ученики: демонстрируют своё творчество Ученики: демонстрируют своё творчество

Учитель: задаёт вопросы: За что ты можешь себя похвалить? Что приобрёл? Что не удалось? Учитель: задаёт вопросы: За что ты можешь себя похвалить? Что приобрёл? Что не удалось? Ученики: обсуждают результаты работы. Ученики: обсуждают результаты работы.

так как охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие. так как охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие.

Приёмы развивающего метода, используемые на мастерской: Построение ассоциативных рядов. Построение ассоциативных рядов. Построение древопонятия. Построение древопонятия. Работа с текстом. Работа с текстом. « Задай вопрос ». « Задай вопрос ». Использование таблиц. Использование таблиц. Приёмы развития критического мышления. Приёмы развития критического мышления. Построение синквейна. Построение синквейна.

Воспоминания Воспоминания Ощущение Ощущение Эмоции Эмоции Слово Слово Образ Образ Предмет Предмет Звук Звук Мелодия Мелодия Текст. Текст. Общие философские категории, которые способны разбудить поток ассоциаций.

Работа со словарями: толковыми, синонимов, антонимов, этимологическим. Слово Лексическое значение слова Этимология слова Этимология слова Этимология слова

Выделить в тексте ключевые слова. Дать комментарий этим словам. Объяснить закономерности употребления данных слов и понятий в тексте. Какую роль играют ключевые слова для общего понимания произведения?

«Толстый» и «тонкий» «Толстый» и «тонкий» «Толстый» - вопрос ко всему произведению. «Толстый» - вопрос ко всему произведению. «Тонкий» - вопрос по отрывку произведения.

Задай вопрос автору произведения, литературному герою. Задай вопрос автору произведения, литературному герою. При анализе эпизодов: составить вопросы к эпизоду. При анализе эпизодов: составить вопросы к эпизоду. Составление собственных заданий и вопросов к произведению. Составление собственных заданий и вопросов к произведению.

Знаю.Узнал. Хочу узнать. Выглядит как? Звучит как? Пахнет как? С какой целью? Кто?Что?Когда?Где? Что делает?

Работа учащихся в роли критика. Работа учащихся в роли критика. Ставятся задачи: увидеть внутренний мир глазами автора и выработать свою точку зрения. Ставятся задачи: увидеть внутренний мир глазами автора и выработать свою точку зрения. Работа с печатным текстом. Работа с печатным текстом. Поставить на полях знаки: + - согласен с точкой зрения автора; + - согласен с точкой зрения автора; - - не согласен с точкой зрения автора; - - не согласен с точкой зрения автора; ! – восхищаюсь мыслями автора; ! – восхищаюсь мыслями автора; ? – не понимаю мысли автора. ? – не понимаю мысли автора.

Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке. (существительное) Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке. (существительное) Два прилагательных. Определения к основному слову. Два прилагательных. Определения к основному слову. Три глагола. Действия, которые производит предмет. Три глагола. Действия, которые производит предмет. Предложение или фраза, несущее смысловую нагрузку. Предложение или фраза, несущее смысловую нагрузку. Итоговая фраза, передающая восприятие предмета (явления, героя), его состояние. Итоговая фраза, передающая восприятие предмета (явления, героя), его состояние.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.) Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Выработать коммуникативные навыки. Выработать коммуникативные навыки. Развить устную и письменную речь учащихся. Развить устную и письменную речь учащихся. Обогащать словарный запас. Обогащать словарный запас. Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания. Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания. Строить текст сочинения в определенной композиционной форме Строить текст сочинения в определенной композиционной форме

Активная мыслительная деятельность каждого ученика. Активная мыслительная деятельность каждого ученика. Эмоциональная сопричастность учащегося к собственной деятельности и деятельности других. Эмоциональная сопричастность учащегося к собственной деятельности и деятельности других. Мотивация познавательной деятельности. Мотивация познавательной деятельности. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся. Наличие самостоятельного или творческого задания. Наличие самостоятельного или творческого задания. Достижение целей урока. Достижение целей урока.

условие для развития литературно-творческих способностей школьников; условие для развития литературно-творческих способностей школьников; учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях; учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях; формирует человека активного, уверенного в себе. формирует человека активного, уверенного в себе. использование развивающего метода, включение мастерских в программу помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень. использование развивающего метода, включение мастерских в программу помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень.