ЧЕЛОВЕК vs ОТЧУЖДЕНИЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА исследования к 100 - летию «Философских тетрадей» 140 - летию «Критики Готской программы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Advertisements

Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Художественная культура, как особая область культуры Работу выполнила студентка группы Б-1071 А.В.Атучина.
Духовная сфера общества ч.2 Главатских В.Ю., учитель обществознания МАОУ «Лицей 6» г. Миасс.
Работу выполнила Ученица 9а класса Разумная Валерия.
Тема урока: Общество как сложная динамичная система.
Реализм Презентацию подготовил: Ученик 9 Ш класса Кузьмин Даниил Учитель: Борисова Елена Алексеевна.
Понятие правовой культуры. Правовая культура часть культуры общества, т.е. система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Передача опыта культуры новым поколениям. Презентация приготовлена Ученицами 10 «А» класса: Тимофеевой Маргаритой и Терлецкой Ксенией.
Познание мира: сущность и формы. Введение Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладением тайнами бытия есть выражение высших устремлений.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Транксрипт:

ЧЕЛОВЕК vs ОТЧУЖДЕНИЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА исследования к летию «Философских тетрадей» летию «Критики Готской программы»

История и культура СССР: диалектика [ РАЗ ]отчуждения Презентация доклада д.ф.н., профессора МФЮА Л.А. Булавка-Бузгалиной Москва, 2015

Диалектика генезиса двойственной природы СССР ПЕРЕХОДНЫЙ характер общественной природы СССР и определил основные предпосылки двойственности советской истории и культуры: ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ (снятие через социальное творчество) от власти господствующих форм отчуждения, ПОДАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ИНДИВИДА,, в том числе и специфически- советскими формами отчуждения, возникших в рамках сталинизма (патриархально-теологической модификации социализма ). Эти два вектора развития задавали и два принципиально разных онтологических императива: субъектно-деятельностное и отчужденно-функциональное бытие индивида. Они существовали не изолированно друг от друга, а в тесном диалектико-антагонистическом противоречии. Мера НЕ/разрешения этого противоречия определяла либо становление НОВОГО ЧЕЛОВЕКА как творца истории и культуры, либо элиминацию его субъектности.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИДЕЙ

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ - конкретно-всеобщее отношение ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА СССР РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – это принцип (общественное отношение) деятельностного, диалектического снятия (не просто отрицания) конкретно- исторических форм отчуждения 1. Разотчуждение обусловлено материалистической основой жизнедеятельности человека. 2. Разотчуждение – конкретно-всеобщее отношение, т.к. оно связано с разрешением конкретно-исторических противоречий конкретным индивидом в конкретно- исторических условиях и посредством конкретного авторского метода. 3. Разотчуждение не может быть применимо как нечто общее и потому является авторским методом. 4. Разотчуждение предполагает тесную связь его субъекта с действительностью. 5. Суть раз отчуждения – не декларация свободы от отчуждения, а сам метод высвобождения действительности от подчиняющих ее сил отчуждения. 6. Разотчуждение, будучи всеобщим и особым видом деятельности и в силу этого, создавая общественную связь между историей, культурой и искусством СССР, является субстанцией их диалектического единства.

Материалистические основы РАЗОТЧУЖДЕНИЯ Сущность раз отчуждения заключена в его диалектической взаимосвязи с реальными противоречиями действительности. в сфере материального – посредством деятельностного преодоления действительных форм отчуждения (посредством социального творчества), в сфере идеального – через становление уже художественного образа (не схему) этого преодоления (в этом суть драматургии соцреализма). Не из буквы политических лозунгов, а из (1) практического и (2) личного освоения исторической возможности общественного обустройства в соответствии со своими интересами исходил революционный индивид

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ - конкретно-всеобщее отношение ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА СССР Принцип раз отчуждения стал выражением сущности (1) социального творчества советской ИСТОРИИ (= социализм), (2) освободительной тенденции советской КУЛЬТУРЫ и (3) творческого соцреализма как метода советского ИСКУССТВА. Разотчуждение стало той конкретно-всеобщей основой, которая связала все эти три сущности в одну диалектическую мета систему. Насколько целостной была эта диалектическая взаимосвязь показала глубина ее распада, продолжающегося до сих пор на протяжении уже почти четверти века.

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ - основа освободительной тенденции в ИСТОРИИ РАЗОТЧУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МАСС – это есть созидание самими индивидами качественно новых общественных отношений, снимающих господство над человеком внешних сил отчуждения (власти рынка, государства, патриарха и т.п.) и потому оно является антитезой феномену отчуждения и самоотчуждения человека. Никто (кроме большевиков), не связал проблему отчуждения с историческим творчеством революционных масс и в этом – ключ качественных общественных перемен. социальное творчество -единственно возможная форма преодоления отчуждения революционных масс от культуры Индивид не есть функция капитала, социальных институтов, патриархальных традиций, а есть СУБЪЕКТ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Примеры литературных псевдонимов 1920-х гг.: Багрицкий, Бодрый, Веселый, А. Гайдар (в Кумач, Светлов, Ясный. Невеселый, Батрак, Горький, Безработный, Никчемный, Грустный, Могила, Скорбный, Скиталец, Бедный и др.

ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Вот лишь некоторые примеры социального творчества из практики первых революционных лет: Осень. Петроград. Путиловцы подают идею создания детской художественной студии при заводской школе (Рабочие и крестьяне России о Ленине. М., 1958). 10 ноября – Брянская губерния. Севкий уезд. Сообщается. что граждане с. Невдольска обеспечили учителей хлебным пайком на целый год. (Известия ВЦИК , с.2) Орел. Рабочие местных заводов работают в воскресенье с тем, чтобы дневной заработок отчислить в фонд пролетарского университета. («Народное просвещение.1918, 23-25, с.15) 1 сентября Нижний Новгород. Открывается народная консерватория 31 октября (13 ноября) 20 стр. – Вятская губерния. Сарапульский уезд. Центральный общезаводской комитет Ижевских заводов принимает решение об отчислении от зарплаты работников и служащих средств на организацию курсов для неграмотных мусульман (Октябрьская социалистическая революция в Удмуртии. Сборник документов и материалов ( ) Ижевск, 1957, с – Крестьянский съезд Кузнецкого уезда единогласно постановил приобрести дом, в которых жил писатель Ф.М.Достоевский во время ссылки с целью устроения в этом доме избу-читальню и музей Достоевского» (См. «Беднота» 1918, 22 (9) мая)

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – основа освободительной тенденции в КУЛЬТУРЕ Особенность советской культуры ( ее освободительной тенденции) заключается в том, что она заявила принципиально новое отношение к отчуждению – его деятельностное преодоление. Это составило суть общественного идеала советской культуры. Его назначение не в том, чтобы быть неким всеобщим представлением о том «как должно быть», а в том, чтобы деятельностно творить этот новый мир, высвобождая его от власти капитала, рынка, бюрократии В советской культуре идеалом становится само движение. Вот почему советская культура – это идеальное СССР. Так идеал свободы, провозглашенный на заре либерализма, в рамках уже советской культуры получает свое диалектическое развитие, становясь идеалом освобождения.

РАЗОТЧУЖДЕНИЕ – основа освободительной тенденции в ИСКУССТВЕ Метод соцреализма предполагает субъектность индивида в трех ипостасях: как (1) автора произведения, (2) его героя и (3) зрителя/читателя. Но все эти три ипостаси имеют одну всеобщую основу – раз отчуждение, который в каждом случае имеет свою форму проявления (1) Автор создает логику раз отчуждения как художественную драматургию; результат – новое произведение искусства. (2) Герой в произведении соцреализма преобразует окружающий его мир, являя в результате этого новый конкретно-художественный образ (не схему!) раз отчуждения как общественный идеал. И этот образ раз отчуждения являет собой не каноническое представление о трансцендентно возникшем «царстве свободы», а саму диалектику перехода из «царства необходимости» в «царство свободы». (3) Зритель, соучаствуя вместе с героями произведения в его поступках и событиях, производит «перезагрузку» субъектного принципа бытия, хотя и в сфере идеального (искусства), рождая феномен зрительского соцреализма. Результатом этого является становление зрителя как Нового человека. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК СОВЕТСКОГО КИНО

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦРЕАЛИЗМА Соцреализм – это сугубо диалектический, противоречивый феномен. Соцреализм, будучи методом, который, как никакой другой, связан с областью идей, в то же время не может существовать в форме «чистой идеи». Соцреализм, генетически возникая из классового подхода, как никакой другой, нацелен на диалектическое снятие этой классовости в новом бесклассовом бытии мира культуры. Соцреализм, будучи методом, нацеленным на разрешение противоречий [мира отчуждения], в то же время не может развиваться в среде, «очищенной» от противоречий.

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦРЕАЛИЗМА Соцреализм, как и любой другой художественный метод, нацелен на «восприятие» зрителя/читателя, но как особый метод – он ориентирован на действие-поступок Соцреализм, с одной стороны, должен отвечать критерию «правдивости», но с другой – нести в себе логику опережающего видения действительности (это противоречие рождает особую художественную правду-вектор устремлённости в будущее, характерную для соцреализма). Будучи методом, несущим в себе идеал освобождения, он в то же время как никакой другой феномен испытал на себе силу характерного и для советской действительности «эффекта отчуждения».

НЕ/превратный соцреализм

summa summarum Сущность освободительной тенденции СССР есть диалектика раз отчуждения, которое было явлено как (1) творчество истории - социальное творчество (создание новых - альтернативных социально-экономических отношений); (2) творчество культуры как идеальное практики раз отчуждения; (3) творчество авторского метода раз отчуждения в сфере искусства (творчество Нового человека)

ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИИ и КУЛЬТУРЫ