Публий Овидий Назон – древнеримский поэт. Родился в 47 г. до н. э. в городе Сульмоне. Происходил из зажиточного всаднического рода. В самые молодые годы он почувствовал в себе призвание поэта, это заставило его с самой ранней юности войти в круг тогдашних виднейших поэтов Рима Тибулла, Проперция, Горация. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически - декламационному стилю, элементы которого заметны даже в его позднейших произведениях
Прежде всего – прямотой и широтой, с которой он выразил настроение молодого общества новой эпохи. Минуло время гражданских войн, когда всюду царила вражда, - настало долгожданное время мира, чтобы всюду могла царить любовь. Настало время разборчивого приволья, когда любовь научилась ценить изящество, обходительность и вкус.
Творческую деятельность Овидия, можно разделить на 3 периода. Первый период творчества занимает время приблизительно до 2 г. н. э. и посвящен исключительно любовной элегии.
«Amores» были написаны Овидием, когда ему было двадцать с небольшим лет. «Amores» являются первым произведением Овидия в этом роде. Здесь восхваляется некая Коринна, скорее просто условно - поэтический образ. Тематика этих элегий – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений
Поэт не испытывал большого удовлетворения от своей достаточно пустой, а иной раз даже и непристойной любовной лирики. В элегии 3, 15 Овидий, признавая за собой большие заслуги и право на популярность в потомстве, все же прощается со своей слишком легкой музой и высказывает намерение перейти к более серьезной поэзии, даже к трагедии. « Героини », или « Посланий », состоят из 15 посланий мифологических героинь к своим возлюбленным и 3 посланий героев с ответами на них героинь. « Героини » сходны с предыдущим сборником Овидия в том отношении, что и здесь риторика любовного языка на первом плане.
« Песни любви » – произведение достаточно бессодержательное ; напротив, « Героини » полны глубокого психологического содержания, и риторика используется здесь по преимуществу в целях психологического анализа. Разумеется, некоторый риторический схематизм все же остается. Но он здесь весьма разнообразен и часто отличается живыми человеческими чертами. Овидию принадлежат еще три произведения, связанные с тематикой любви : « Медикаменты для женского лица », « Наука любви » и « Средства от любви ». Все эти произведения Овидия о разных любовных приключениях.
Второй период творчества Овидия – это первые годы н. э. до ссылки поэта. Творчество Овидия отмечено существенно новыми чертами, поскольку он пытается здесь восхвалять растущую империю, не пренебрегая никакой лестью в отношении Цезаря и Августа и возвеличения римской старины. Однако прежняя любовная тематика, продолжая играть огромную роль, уже не является единственной и подчиняется теперь как новой тематике, так и новой художественной методологии.
« Метаморфозы » являются главным произведениям этого периода. Здесь поэт использовал популярный в эллинистической литературе жанр « превращения ». Но вместо небольших сборников мифов о таких превращениях и вместо эскизных набросков этих последних, которые мы находим в предыдущей литературе, Овидий создает огромное произведение, содержащее около 250 более или менее разработанных превращений, располагая их по преимуществу в хронологическом порядке и разрабатывая каждый такой миф в виде изящного эпиляция.
Одновременно с « Метаморфозами » Овидий писал еще и « Фасты ». Это – месяцеслов с разными легендами и мифами, связанными с теми или другими числами каждого месяца. До нас дошли только первые шесть месяцев. Не говоря уже о том, что само это произведение посвящено императору Августу.
Томы. Настоящей причиной ссылки Овидия была необходимость отвлечь общественное внимание от скандала в императорском семействе. Отрицательное влияние Овидия на римское общество в этом смысле было настолько велико, что Август издал эдикт, приговаривавший его ссылке из Рима в крайнюю северо - восточную местность империи, а именно в город
На протяжении третьего периода блеск художественного таланта Овидия, легкость его рассказов, утонченность и изощренность его художественного стиля не могли не померкнуть из - за ссылки поэта. Главными произведениями этого периода являются у Овидия « Скорбные песни » и « Письма с Понта ».
« Скорбные песни » состоят из пяти книг элегических двустиший. Из первой книги особенной известностью пользуются элегии 2 и 4, где содержится описание бури во время плавания Овидия на место своей ссылки, и элегия 3 с описанием прощальной ночи в Риме. Эти элегии Овидия отличаются от его предыдущих произведений искренностью тона, глубоким душевным страданием, чувством безвыходности и катастрофы, сердечными излияниями.
« Письма с Понта » сплошное жалобное моление к Августу о помиловании. Последние три книги посвящены тяжелым размышлениям о собственной судьбе в изгнании, просьбам о помиловании, обращениям к друзьям и жене за помощью и некоторым мыслям о своем прошлом и своем творчестве.
К последнему периоду творчества Овидия относятся также произведения « Ибис », « рыбная ловля » и « Орешник » – произведения либо малоинтересные в историко - литературном отношении, либо незаконченные, либо сомнительные в смысле авторства Овидия.