Психологические особенности общения учителя с учениками Составитель педагог - психолог : Преображенская Г. А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Advertisements

Культура речи педагога «Искусство говорить с детьми» «Каждое произнесённое тобой слово – Живое. Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объем,
С чего начинается человек? С рождения, первого слова, первого шага….А с чего начинается личность? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила провести исследование,
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Тема: Учитель – ученик. Стили взаимоотношений. Цель: научить решать возникающие проблемы с поведением учащихся, снижением успеваемости на уроках ; учить.
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Умеете ли вы слушать?. Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. Восточная мудрость.
КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ. «Культура речи» - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики,
Позитивная педагогика Приёмы педагогической оценки С.В. Колесова, к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального образования Института психологии.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Методы и технологии психологического воздействия на развитие самосознания студентов Портнова Ю.М. кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.. План лекции. 1.Педагогическое мастерство и педагогические способности. 2.Компоненты педагогического мастерства.
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника. « Здоровье до того превышает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее.
Учебные условия, которые способствуют формированию навыков критического мышления.
Публичное выступление. Конструктивная критика. Павлова Е.Н. психолог МБОУ «Экономическая гимназия»
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации.
Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения. Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и.
Транксрипт:

Психологические особенности общения учителя с учениками Составитель педагог - психолог : Преображенская Г. А.

Каждое слово и действие педагога, учителя является образом для подражания учениками. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает « не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи и в поведении ».

Воспитанники А. С. Макаренко до сих пор помнят не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, которыми сопровождались его высказывания ( См.: Воспоминания В. И. Зозули и Б. П. Ялынского, хранящиеся в лаборатории по изучению педагогического наследия А. С. Макаренко при Полтавском пединституте.) Вспомните и вы своих уважаемых наставников их голоса, особенности речи, манеру обращаться к ученикам, отвечать на вопросы. Все в них располагало к общению, вызывало доверие. И вам, конечно же, хочется быть похожими на своих наставников и в этом.

Педагогическая речь призвана обеспечить : а ) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками ; б ) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности ; в ) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения ; г ) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Удачно найденный тон разговора : доверительный, рассуждающий, немного торжественный ; побудительные прямые обращения к ученикам с пожеланиями, апелляция к их чувствам, сознанию ; настойчивое, но деликатное выражение, требований ; искреннее выражение и своей сопричастности к общему для учеников событию познанию учебного предмета ( а ведь для учителя объективно новизны основ его науки нет в многократной повторяемости уроков, но в его искренность веришь ); логичность речи, ее выразительность. Все это - позволяет решать учебные и воспитательские задачи урока - вызвать интерес к теме урока, настроить учеников на нужную эмоциональную волну.

С понятием « педагогическая речь » тесно связано « коммуникативное поведение учителя »: не просто процесс говорения, передачи информации, а такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально - психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значимы такие моменты, как : тон речи, оправданность использования оценочных суждений манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов

Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и другие стереотипы речи, коммуникативного поведения учителя : обязательно громкий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требовании. Появились даже выражения « говорить учительским тоном », « железные нотки учительского голоса », как правило, сопровождаемые либо резко отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией, над слабостями ученика. Не допустимы такие « образцы » педагога в системно - деятельностном подходе при реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Процесс восприятия понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых приходится приблизительно 1\4 - 1\2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала, принятия учителя как значимого человека зависит от совершенства речи учителя. Ученики особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких - либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимается, как фальшь и вызывает недоверие к учителю.

Методические советы учителю. – Вопросы учителя – это мощный инструмент, как для развития, так и для подавления критического мышления. – Вопросы, которые ограничивают мышление учащихся и сводят его к простому воспроизведению, сдерживают мыслительный процесс и дают понять, что их мышление никому не нужно. – Вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать, повышают уровень мышления и убеждают учащихся в том, что их суждения имеют ценность. Как формулировать вопрос ? 1. Чётко и сжато. 2. Одним вопросом спрашивать только одно. 3. Вопрос напрямую должен быть связан с темой. 4. Слова вопроса ученикам должны быть понятны. 5. Идите от конкретных предметов к общим. Так ученикам легче думать и отвечать на вопросы. 6. Избегайте вопросов, на которые класс не может ответить. 7. Предлагайте вопросы, требующие объяснить свой взгляд. 8. Когда ученики отвечают на предложенный вопрос, чаще спрашивайте : « Почему вы так думаете ?»

Способы подачи вопросов. – Паузы. Задав вопрос, учитель должен сделать паузу, дать возможность ученикам подумать. Время, данное для размышлений, поощряет обдуманные ответы. – Ученикам предлагается вначале ответы записать. Это помогает ученикам сосредоточить внимание ( и думая и наблюдая ) на вопросы и найти наиболее обдуманный и обоснованный ответ. – Отвечать предлагается не добровольцам. Часто добровольцы монополизируют дискуссию. Это не даёт возможность говорить стеснительным ученикам. – Переадресовка вопросов. Это действенный способ активизировать участие в обсуждении и сократить время. Учителю необходимо сформулировать вопрос так, чтобы на него был более чем один правильный ответ, и предлагать вопросы, вытекающие из предыдущих ответов учеников. Так все ученики вовлекаются в обсуждение изучаемой темы.

Как вести себя, когда ученики отвечают ошибочно ? – Следует усилить ту часть ответа, которая правильна, и спросить, может ли ученик использовать то же понятие в ошибочной части. – Перефразируйте вопрос и дайте ученику ещё одну возможность. – Намекните ученику, чтобы он имел возможность мыслить. – Объясняйте дальше : установите, какая часть ответа правильная, и попросите ученика её продолжить. – Попросите помощи у других учеников. – Если ученик отвечает ошибочно, учитель может предложить вопрос : « Почему ты так думаешь ?». Тогда ученик не будет чувствовать себя смущённым и часто сам сможет найти логическую ошибку, которая привела к ошибочному выводу.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Учитель, образ его мыслей вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег-

Спасибо за внимание ! Для создания данной презентации были использованы материала сайтов : : : uz.denemetr.com/docs/