Культура конца XIX-начала XX века. Основные направления искусства XX века Авангардизм Символизм Кубизм Сюрреализм (символ- « знак») ( сверхреализм) Фовизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления развития изобразительного искусства в ХХ веке Автор: Судаков Ю.В. МБОУ Никологорская СОШ.
Advertisements

Авангардизм - новаторство в искусстве. Черты авангардизма: деформация формы; новизна; смелость; вера в наступление эры чудо - техники; диалог художника.
Подготовила ученица 9-В класса МБОУ ЦО 27 г. Тулы Фатеева Мария.
Искусство XX века Авангардизм Разработала проект: Миронова Оксана ученица 9б класса Руководитель проекта: Ларина Татьяна Владимировна, учитель ИЗО
Мировая художественная культура. 1. Сформировать представление об основных направлениях живописи начала ХХ века 2. По предложенным репродукциям научиться.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард Странная ломка миров живописных Была предтечею свободы, Освобожденьем от цепей, Так ты шагало, искусство.
Лозунг авангарда - новаторство во всех областях искусства. Авангард собирательное понятие экспериментальных творческих направлений в искусстве « серебряного.
Авиньонские девицы К УБИЗМ. Хуан Грис Мужчина в кафе, Кубизм (фр. Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего.
Новые направления в искусстве во второй половине 20 - начале 21 вв.
Поиски экспрессии в искусстве фовизма. Творчество А.Матисса, А. Дерена, А.Марке.
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий.
Направления в живописи в 19-20х веках. 20 век Несомненно, судить об искусстве легче «со ступенек времени» – искусство XX века является еще скорее объектом.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Зарубежные художники конца XIX начала XX вв. Предсказание научных открытий в произведениях художников Автор: Анищенко Людмила Сергеевна, учитель ИЗО МОУ.
Изобразительное искусство эпохи модернизма Фадеева Вероника 11А.
Искусство XX века Создатели: Аня Власенко и Соня Похабова Создатели: Аня Власенко и Соня Похабова.
Презентация по изобразительному искусству для 8 класса. Автор учитель ИЗО Фомченко Е.С.
Транксрипт:

Культура конца XIX-начала XX века

Основные направления искусства XX века Авангардизм Символизм Кубизм Сюрреализм (символ- « знак») ( сверхреализм) Фовизм Орфизм Поп- арт (фовисты – «дикие») ( абстракционизм+натурализм) Экспрессионизм Пуризм Гиперреализм (фотореализм) Конструктивизм Дадаизм Примитивизм Футуризм ( нативизм ) Абстракционизм Геометрический Оп-арт, (неоавангардизм, Абстрактный абстракционизм «оптическое искусство») Ташизм (таш- « пятно» ) Супрематизм Районизм (лучизм) Неопластицизм

Авангардизм Или авангард (модернизм), XX век. Художественное направление, объединяющее все новейшие, экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы, порывающие с существующими традициями. Поиск новых форм и путей творчества превращается в самоцель. Русский авангард 1910-х годов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, "неразбериха" течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным. Многие мастера молодого поколения с необычайной стремительностью переходили от стиля к стилю, от этапа к этапу, от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму, проходя множество ступеней, что было совершенно нетипично для мастеров французской или немецкой живописи.

Ситуация, которая сложилась в русской живописи во многом была обусловлена предреволюционной атмосферой в стране. Она усугубила многие из тех противоречий, которые были присущи всему европейскому искусству в целом, т.к. русские художники учились на европейских образцах, были хорошо знакомы с различными школами и живописными течениями. Своеобразный русский "взрыв" в художественной жизни сыграл таким образом историческую роль. К 1913 году именно русское искусство вышло к новым рубежам и горизонтам. Появилось совершенно новое явление беспредметности - черта, за которую не решились перейти французские кубисты. Один за другим переходят эту черту: Кандинский В.В., Ларионов М.Ф., Малевич К.С., Филонов П.Н., Татлин В.Е. Свои силы испытали: Альтман Н.И. Глебова Т. Гончарова Н.С. Кончаловский П.П. Куприн А. Лентулов А.В. Машков И.И. Пуни И.А. Родченко А.М. Розанова О.В. Фальк Р.Р. Шагал М.З. Экстер А.А. Через несколько лет в творчестве Татлина сомкнутся воедино техника и искусство, искусство и наука. Он скажет:"...Наиболее эстетические формы и есть наиболее экономические. Работа над оформлением материала в этом направлении и есть наиболее искусство" Это будет в 1932 году, когда новые эстетические принципы сформируются на основании творчества многих художников авангардного направления. Прежде всего, это объединение "Бубновый валет", на примере которого можно проследить, как соединялись кубистические принципы европейского искусства с русскими национальными тенденциями в искусстве.Кандинский В.В.Ларионов М.Ф.Малевич К.С.

Символизм кон.XIX- нач. XXвв.. Таинственность, необычность, мистицизм, стремление открывать новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний. Уединение в мире собственных изображений, видений, созданных силой фантазии. Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно - философски. В живописи К. С. Петрова-Водкина в духе символизма предугадывался, а затем образно осмыслялся исторический перелом в судьбе страны.

Демон сидящий 1890 г

Роза 1904 г

Гадалка 1895 г

Венеция. Мост вздохов.

Испания 1894 г

Камин 1899 г

Девочка на фоне персидского ковра 1886 г

Пан 1899 г

Египтянка г

Богатырь 1898 г

Гамлет и Офелия 1883 г

Царевна Лебедь 1900 г

Портрет Мамонтова 1897 г

Натурщица в обстановке Ренессанса 1883 г

Голова ливийского льва 1892 г

Сирень 1900 г

Суд Париса. Триптих 1893 г

Пирующие римляне 1883 г

Портрет К.Д. Арцыбушева 1897 г

Фауст 1896 г

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Петроградская мадонна.

Петров-Водкин К.С. "Купание красного коня"

Смерть комиссара, 1928, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин "

Натюрморт К. Петрова- Водкина Селедка написан в 1918 году.

Кузьма Петров-Водкин Весна г.

Фовизм нач.XX в. Условность формы и пространства, четкий силуэт и лаконизм линий. Создание художественных образов исключительно с помощью яркого открытого света. Фовизм. Первым художественным течением в 20 в., начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы. Это слово неточно было переведено термином «дикие», который привился в нашей литературе). Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 г. против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Однако эти живописцы критиковали натурализм не с реалистических, а с формалистических позиций. Фовисты не имели общей эстетической программы, их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видение мира (исключение составляет Марке), уход от решения общественных проблем.

Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм, их пластической деформации, в отрицании линейной перспективы и иллюзорности, в цветовой экспрессии. В группу входили различные по своему творческому лицу художники: исполненный вечной мечты о гармонии мира Матисс, последовательный реалист поэт природы Марке, ставший после распада группы холодным рационалистом Дерен, отличающиеся повышенно экспрессивным восприятием мира Вламинк, острой гротескностью и трагизмом образов Руо. Фовизм лишь краткое время объединял художников. Каждый из участников группы пошел собственным путем, изменив творческие принципы и приемы.

Анри Матисс.Пальма

Анри Матисс.Метки

Цветы в кувшине " фовизм, модернизм Анри Матисс.

Фовизм. не имел специфической нравственно-философской окраски.

А. А.Матисс. Ж.Руо. и. А.Дерен. Ж.Брак. ФОВИЗМ

Импрессионизм втор. пол.XIX века ( ) Сравним художников, выступивших в 1905 г. против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. В живописи и скульптуре; стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды живописными средствами ( через иллюзию света и воздуха, растворение цвета в свете и воздухе, использование чистых цветов и оптического восприятия глаза, лишение предмета материальности формы) и охватить лишь ее внешнюю, видимую сторону.

Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая (3 июня) 1881, г. Тирасполь, Херсонская губерния 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз) русский художник, один из основоположников русского авангарда. Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. Там же познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве. С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании С. И. Щукина. В работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1906 посетил Париж испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»). Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов призван на военную службу в связи с началом Первой мировой войны, вскоре комиссован по ранению. С 1919 постоянно проживает в Париже.

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович. Петух (Лучистый этюд).

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович. Рыбы при закате Масло.

Ларионов Михаил Федорович. Дерево

Ларионов Михаил Федорович. Павлины

Ларионов Михаил Федорович. Весна

Экспрессионизм, пер.четв. XX века Единственная реальность для художника- субъективный духовный мир человека. Внешняя повышенная экспрессивность, эмоциональность, почти отталкивающая деформация. Стремление выразить драматическую подавленность, отчужденность человека во враждебном ему мире в геометрически упрощенных формах. Представителями данного направления были: Филонов, Шагал, Кандинский, Бруни, Синезубов,Татлин,Чепрыгин, Гуро. Художники объединения Синий всадник. Предыстория возникновения объединения такова: в 1909 году В.Кандинским и А.Явленским было основано Новое художественное объединение в противовес отказавшемуся принимать произведения авангардистских художников Мюнхенскому Сецессиону. Вскоре В.Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал навязчивому журналисту, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский всадников..

В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению Синий всадник. Для Синего всадника, в противоположность объединению Мост, (Первая выставка Моста состоялась в 1906 году в Дрездене- немецкие художники), было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей.

Павел Николаевич Филонов Искусство серебряного века

Марк Шагал. Купание ребенка Интерьер с цветами.

Василий Кандинский Пара, едущая верхом Пейзаж с паровозом 1910 г. на коне. ( )

Конструктивизм рубеж XIX- XX веков. Основная установка: сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов в поэзии.

Здания построенные в начале двадцатых годов прошлого века.

Примитивизм кон. XIX- нач. XX веков. Следование нормам искусства « примитивов» ( первобытное и народное искусство, « традиционное» искусство культурно отсталых народов). Плоскостность, графичность, локальность цветовых отношений, определяющая роль симметрии и ритма, « открытость», юмор, повествовательность композиции. Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.

Примитивизм (неопримитивизм)- направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию. В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, художников групп "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и некоторых мастеров "Голубой розы". Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, а также лубок, провинциальные вывески, детское творчество, народная игрушка, искусство примитивных культур.

Гончарова Наталия Сергеевна. Московская улица.

Ларионов Михаил Федорович. Улица в провинции Близ лагеря

Пабло Пикассо. Портрет Вильгельма Уде

Анри Матисс. Красные рыбки год Женщина в шляпе 1905 год

Упрощение предметов до геометрических форм- шара, цилиндра, конуса, призмы, куба. Расчленение реальных предметов и существ на части в соответствии с их внутренним строением и укладывание их в другом порядке, изображение одного и того же предмета с разных сторон одновременно, во многих ракурсах и разрезах, что приводило к ритмической игре форм, плоскостей, объемов. Кубизм нач.XX

Казимир Малевич "Чёрный квадрат« "Автопортрет"

К.Малевич Лесоруб Женская полуфигура.

Любовь Попова. Кубистский городской пейзаж. Пианист

Иван Пуни На улице.

Орфизм, нач.XX века. Выражение динамики движения и музыкальных ритмов с помощью закономерностей и взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей. Орфизм (франц. orphisme, от Огрhée Орфей), направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 Аполлинером. Генетически связанный с кубизмом, О. вместе с тем обнаружил близость и к др. модернистским течениям футуризму и экспрессионизму. Художники-орфисты (создатель и теоретик направления Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан), пытаясь выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей, очень скоро перешли к абстрактному формотворчеству.

КУПКА Ф. КРУГООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ. СОЛНЦЕ

Орфизм (французское orphisme, от Orphee - Орфей), течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., близкое к кубизму и футуризму. "Орфисты" (Р. Делоне, Ф. Купка) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в яркие чистые тона.

Пуризм, нач. ХХ века. Предельное «очищение» предметных форм от чувственной конкретности. Подчёркнутый лаконизм выразительных средств. Пуризм (фр.purisme от лат. Purus – чистый) – течение во французском изобразительном искусстве конца хгг., представленное главным образом творчеством его основателей – художника Амеде Озанфана и архитектора Шарля Эдуарда Жаннере (Ле Корбюзье).

Начало движению положил манифест «После кубизма»(1918 г.), где были изложены главные положения нового, более совершенного (по замыслу его создателей) направления в искусстве – пуризма. Отвергая декоративность и деформацию натуры, принятые кубизмом и другими авангардистскими течениями, развивавшимися на кануне Первой Мировой войны (футуризма и орфизма), пуристы провозгласили идею «очищения» действительности, изображаемой художником. Объект окружающего мира в художественных произведениях заменялся «пластическим символом», «первичным элементом», который должен был выразить внутреннюю сущность предмета или явления. Пуристы призывали к максимальному самоограничению – отбросить все лишнее, второстепенное, отказаться от субъективного произвола (фантазии и свободы творчества) в целях достижения пластического совершенства, образцом которого является машина.

Вследствие тяготения к первозданности и естественности народного искусства М.В. Ларионова, Н.С. Гончарову и их друзей иногда называли «русскими пуристами» (пуризм идея нравственной чистоты). Поиски нового стиля, однако, дали различные результаты. Н.С. Гончарова считала очень важным вхождение восточных мотивов в русскую культуру и сама работала в этом направлении. Она изобрела название своего стиля: «всёчество» и утверждала, что может написать один и тот же предмет каким угодно стилем. И действительно, ее картины удивительно разнообразн

Дадаизм, нач.XX Ставка в художественном творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий на импровизацию, фотомонтаж. Композиции нарочито алогичные, иногда абстрактные, иногда составленные из реальных бытовых предметов.

Футуризм, нач.XX Отрицание художественного наследия и достижений прошлого, разрушение условных форм искусства. Чрезмерное восхваление техники, урбанизма, промышленного духа ; культ силы и личности художника. Весьма отличался от своего западного варианта, унаследовав лишь заглавный пафос строителей искусства будущего, противопоставляющих его искусству и культуре прошлого. Существовал в рамках модернистского направления в русском искусстве, представлял собой сочетание различных группировок. Футуристами (будетлянами) называли себя члены петербургского Союза молодежи В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, А.А. Экстер, участники выставок Ослиный хвост, Мишень, Трамвай Б - М.Ф. Ларионов,.Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, К.М. Зданевич и др., члены группы Гилея – В. Маяковский, Д.Д.Бурлюк.М.Ф. Ларионов

Марк Шагал. Я и деревня Автопортрет с семью пальцами

АЛЕКСАНДР ЭКСТЕР. Мост

П.Н. Филонов. Офицеры, 1916