Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Advertisements

Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Методологические основы методики обучения математике ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике.
1 Лекция 8 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИАГРАММНАЯ ТЕХНИКА В ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ Л И З У Н О В Владимир Васильевич, Л И З У Н О В Владимир Васильевич, к.ф.-м.н., директор.
Транксрипт:

Методология педагогики и ее уровни.

Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: 1) методология - это учение о научном методе познания; 2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке; 3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии: Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.

Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).

Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине. Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, то есть набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Конкретно-научная методология педагогики представлена следующими основными подходами.

Целостный подход в педагогике рассматривается как развитие системного подхода. Он требует при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого. Целостный подход призывает помнить, что обучение и воспитание – единый процесс (педагогический, образовательный), что личность не воспитывается и не развивается по частям.

Личностный подход в педагогике означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно- исторического развития и носитель культуры. Придерживаясь личностного подхода при конструировании и осуществлении педагогического процесса, педагог- исследователь и педагог-практик ориентируется на личность как на субъект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Деятельностный подход в педагогике вслед за философией и психологией утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Деятельность есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, преобразующем и исследовательском отношении к миру и самому себе. Исходя из деятельностного подхода, педагог учитывает, что игра, учение, труд, общение как виды деятельности являются важнейшими факторами и средствами воспитания растущей личности. Задача педагога организовать эти виды деятельности, поставив ребенка в позицию субъекта.

Полисубъектный (диалогический) подход в педагогике следует из того, что личность, как установлено психологами, есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Культурологический подход в педагогике утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в частности, целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, культура труда, культура здорового образа жизни и т.п.).

Этнопедагогический подход в педагогике призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.

Аксиологический подход в педагогике тесно связан с предыдущим. (Аксиология – учение о ценностях, ценностной структуре мира). Этот подход означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности. Предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентаций.

Литература 1. Философия науки и техники: тематический словарь. Орёл: ОГУ. С. И.Некрасов, Н. А. Некрасова Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г. 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, Педагогика. под ред. Л.П. Крившенко. - М., С Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России, 9, с Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.