ПРОГРАММА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАММОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-10 КЛАССОВ Информация – общечеловеческая культурная ценность и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа «Формирование информационной культуры личности» МОУ Идринская СОШ Школьная библиотека Заведующая библиотекой Склизкова Т.Н.
Advertisements

Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Школьная Библиотека МОУ «Сольвычегодская СОШ» Библиотека – это храм знаний и наук. Это место, где ты можешь подумать и, конечно, узнать много нового.
Автор Мерзлякова Л.А. (ИМО) ББЗ - школьникам Методическое пособие для библиотекарей.
Эта презентация предназначена для вас, читателей-ребят, любителей чтения!
Школа информационной культуры Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького.
Методы, формы и средства обучения учащихся основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки Составила: Фрейман Л.Е. зав.библиотекой МБОУ.
Еговкина Н.В., методист ИМО Сарапульского района Библиотечно- библиографические знания – основа информационной грамотности школьника Консультация для библиотекарей.
Твоя информационная корзина. Информационное самообслуживание. Выполнила зав.библиотекой МОУ детского дома г.Советская Гавань Минеева А.А.
Наша библиотека Школа 20. В нашей библиотеке Более тысячи читателей – учеников и учителей Помогают читателям выбрать книги два библиотекаря – Шевнина.
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
Конкурс школьных библиотек Информационная культура школьника.
LOGO Презентация педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Гимназии 79 ЧАБАНОВОЙ Татьяны Алексеевны.
Работа библиотеки Работа библиотеки Библиотекарь: Перепелицына Т.М. МОУ «Первомайская сош»
МОУ-СОШ 33 Основы информационной грамотности Библиотечно- библиографические занятия.
ЦИКЛ УРОКОВ ПО СТРУКТУРЕ КНИГИ. ГОЛОДНЕВА СВЕТДАНА НИКОЛАЕВНА. МОУ «КАСЛИНСКАЯ СОШ 25». БИБЛИОТЕКАРЬ.
Библиотека -как информационный центр школы.
Андрова И.В. элективный курс Основы информационно- библиографической грамотности.
Презентация школьной библиотеки МОУ Одинцовская гимназия 4.
Челябинск год Библиотека Библиотека МАОУ СОШ 73.
Транксрипт:

ПРОГРАММА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАММОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-10 КЛАССОВ Информация – общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность. Методическое объединение библиотекарей уч. год Подготовила Шардакова Т. В., Библиотекарь МОУ СОШ 1

1 КЛАСС (2 ЧАСА ) Т е м а 1. « Волшебный мир библиотеки » (1 ч ) Знакомство с библиотекой. Основные библиотечные понятия : « библиотекарь », « читатель », « формуляр читателя », « книжная полка », « ящик для выбора книг ». Библиотека и читатель : как записаться в библиотеку ; правила пользования библиотекой. Формы работы : беседа, литературная игра - викторина с элементами театрализации, книжная выставка. Т е м а 2. « Твой друг книга » (1 ч ) Значение книги и чтения в жизни человека. Понятие о библиотечном фонде : разнообразие тематики, жанров и форм печатных издании. Элементы КНИГИ : обложка, корешок, страницы. Правила обращения с книгой и гигиена чтения. Приемы мелкого ремонта книги. Формы работы : беседа - выставки « Книги просят защиты », ролевая игра, кукольный спектакль.

2 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Поиск книг ведут ученики » (2 ч ) Открытый доступ к книжному фонду библиотеки. Порядок расстановки книг в фонде ( место книг различной тематики и жанров ). Понятия : « книжный стеллаж », « полочный разделитель », « закладки ». Помощники в выборе книг : книжная выставка, тематическая полка. Первое знакомство с каталогом : каталожный ящик, каталожная карточка. Самостоятельный поиск книг по автору, названию, теме. Формы работы : беседа, ролевая игра « Найди книгу », практикум. Т е м а 2. « Книжкины подсказки » (1 ч ) Навык определения примерного содержания книги по основным элементам : титульный лист, содержание, иллюстрации. Знакомство с понятиями « автор », « художник - оформитель ». Назначение иллюстраций и рисунков в детской книге. Писатели художники детских книг Формы работы : урок - обсуждение, выставка конкурс на лучшую иллюстрацию обложки любимой книги, урок творчества « Мастерим книгу сами ». Т е ма 3. « Кто стучится в дверь ко мне ?..» (1 ч ) Понятие о периодической печати. Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг. Создатели газет и журналов : журналист, корреспондент, редактор. Формы работы : беседа, игра - путешествие, ролевая игра, обзор, выставка просмотр периодических паданий, презентация детской газеты или журнала.

3 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Библиотеки всякие нужны, библиотеки всякие важны » (1 ч ) Понятие о видах библиотек : массовые, детские, специальные. Первые школьные библиотеки Древней Руси. Национальная библиотека главная библиотека страны. Понятие о структуре библиотеки : абонемент, читальный зал, книгохранилище. Формы работы : рассказ, беседа, видео просмотр, экскурсия. Тем а 2. « Почемучкины книжки » (2 ч ) Понятие о научно - познавательной литературе. Разнообразие научно познавательных книг. Творчество известных писателей популяризаторов науки. Отличие научно - познавательной литературы от художественной. Серийные издания научно - познавательной детской книги и их оформление. Формы работы : беседа, книжная выставка, игра - викторина, просмотр издании. Т е м а 3. « Великие изобретения человечества » (1 ч ) Изобретение бумаги. Изобретение письменности. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Изобретение печатного станка ( Иоганн Гутенберг ). Формы работы : беседа, урок - визуализация.

4 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Что ? Где ? Когда ?» (3 ч ) Понятие о Справочных изданиях : энциклопедии, справочники, словари. Расположение информации в справочных изданиях. Начальные понятия о библиографии и ее назначении. Структура справочных изданий : алфавитное расположение материала, вспомогательные указатели, рекомендательные списки. Компьютер в библиотеке : знакомство с электронными справочниками и энциклопедиями. Формы работы : беседа, выставка - просмотр, игра - викторина. Т е м а 2. « В глубине веков : из истории библиотек » (1 ч ) Возникновение библиотек в государствах древнейших цивилизаций. Их задачи в обществе. Александрийская библиотека. Библиотеки средневековья. Библиотеки Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Понятие о рукописной книге. Формы работы : беседа, мультимедийная презентация, видео ­ просмотр, интегрированный урок.

5 КЛАСС (4 ч ) Т е м а 1. « Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить » (2 ч ) Инкунабулы первые печатные книги. Книга книг Библия. Редкие издания Библии в фондах Национальной библиотеки. Искусство оформления книги. Появление « Букваря » и первых детских книг. Формы работы : беседа, урок - презентация, книжная выставка, экскурсия. Т е м а 2. « Вдумчивый читатель » (2 ч ) Углубление знаний о справочном аппарате : аннотация, предисловие, послесловие, комментарии. Использование полученных ранее знаний при выборе книги и работе с ней. Способы чтения : визуальный просмотр, выборочное чтение, полно - текстовое чтение. Составление отзыва на прочитанную книгу. Ведение читательской картотеки, дневника. Формы работы : беседа, практикум.

Т е м а 1. «В царстве книжном очутиться, да чтоб там не заблудиться» (2 ч) Формирование представления о структуре справочно-поискового аппарата библиотеки; алфавитный каталог, систематический каталог, электронный каталог. Использование каталогов для поиска информации. Взаимосвязь титульного листа книги и каталожной карточки. Понятие о шифре книги и его назначении. Понятие о выходных данных книги: место выпуска издания, название издательства. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. Формы работы: беседа, ролевая игра, викторина-поиск, практикум. Те м а 2. «С информацией на "ты"» (2 ч) Использование новых информационных технологий в библиотеке. Понятие об электронных носителях: дискеты, CD-ROM, DVD-ROM. Поиск информации на CD и. ее копирование. Медиатека в школе. Услуги медиатеки. Правила пользования. Понятие об Интернете. История создания Интернета. Безопасная работа учащихся в Интернете. Формы роботы: беседа-консультация, практикум, час самообразования. 6 КЛАСС (4 ч )

Т е м а 1. «За страницами учебника» (2 ч) Научно-популярные книги для подростков. Основные жанры и виды: биографические очерки, мемуары, публицистические произведения. Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика. Использование научно-справочного аппарата книги. Способы чтения научно-популярной литературы. Научно-популярные периодические издания для подростков Формы работы: беседа практикум, лекция-обзор, интегрированный урок. Т е м а 2. «От поиска к познанию» (2 ч) Библиография как наука. Система картотек, их разнообразие. Научно-справочный аппарат книжного издания и его исполь­зование. Электронные тематические базы данных (БД). Информация на сайтах и в Интернете. Формы работы: беседа-диалог, деловая игра поиск. 7 КЛАСС (4 ч)

Т е м а 1. «А ларчик просто открывался...» (2 ч) Понятие об информационном запросе. Алгоритм формирования библиографического запроса: адресного, фактографического, тематического. Исследовательность проведения розыска информации. Критическая оценка найденной информации. Осуществление самостоятельного поиска. Формы работы: практикум, библиотесты. Т е м а 2. « Искусство читать это искусство мыслить» (2 ч) Психология чтения. Цель чтения. Современные технологии чтения. Виды памяти и приемы запоминания. Рациональные приемы работы над книгой: ознакомительный, изучающий, поисковый. Понятие о вторичном документе: доклад, реферат, конспект, резюме, тезис, рецензии. Способы аналитико-синтетической переработки текста. Библиографическое оформление. Правили цитирования источников на различных носителях. Формы работы: беседа-практикум, библиоринг, интегрированный урок. 8 КЛАСС (4 ч)

Т е м а 1. «Сокровищницы богатств человеческого разума» (12 ч) Понятие об основных фондохранилищах информационных ресурсов страны: Президентская библиотека РБ; Поиск в онлайновых каталогах и базах данных. Поиск но автору, заглавию, ключевым словам, году издания и т. д. Использование информационных технологий в учебной и творческой деятельности школьника. Формы работы: экспресс-информация, мультимедийная презентация, практикум. Тема: 2. Культура использования информации (1 ч.) Нормы информационного поведении личности. Правила пользования различными видами библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования МБА. Правовые аспекты информационного поведения личности. Информация - общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность. Формы работы: лекция-диалог. 9 КЛАСС (4 ч )

Тема 1. Информационная эвристика (3 ч) Полнотекстовые БД. Каталоги в сети Интернет. Поиск информации в Интернете. Информационные поисковые системы :Yandex, Ramdler и др. Онлайновые путеводители ресурсов Интернета как источники тематического поиска. Тема 2. Культура использования информации (1 ч.) Нормы информационного поведения личности. Правила пользования различными видами библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования. Информация – общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность. Формы работы: лекция –диалог. 10 класс (4 ч )