ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: БОГ БРАХМА. Подготовила ученица 5 «А» класс МБОУ лицея 6 Бутенко Люба.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Истомина А-11. Индуи́зм религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите сана́тана-дха́рма, что в переводе означает.
Advertisements

Авалокитешвара Авалокитешвара ("бог сострадания", "бог, который смотрит вниз", "бог взгляда"), в буддийской мифологии олицетворение сострадания, ботхисатва.
Проявление триединой божественной сущности в древнеиндийской мифологии.
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
Презентация на тему: Символ «солнце» в музыке и искусстве. Подготовила: Климова Валерия.
Брахманизм
Древнеиндийская философия. Буддизм
Боги Древнего Египта. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца Ра почитался.
Боги Древнего Египта Разработка Нинель Юрьевны Бревновой гимназия 30 Г. Курган.
Боги Древнего Египта Выполнил: Артыкбаев Руслан. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца.
Презентацию Подготовил Влад Кузнецов 9 «Б» presentations.my1.ru.
1.Особенности буддизма. 2.Причины возникновения буддизма. 3.Религиозные и философские источники буддизма.
Учебно-познавательный курс «Стили в искусстве». Египетское искусство исторический тип искусства, один из самых древних на Земле.
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИЯХ МИРА. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства.
2011 год Мир глазами древних МОУ СОШ 3 Выполнили: ученицы 11 класса Бексултанова Сауле и Горемыкина Татьяна.
Индуистский храм. Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами и Гималайскими предгорьями и южными территориями,
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Палетка (каменная плита для растирания красок) фараона Нармера, IV-III тыс. до н. э. – объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство. Палетка.
Религиозно- мифологические представления народов Междуречья.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Русская народная вышивка.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: БОГ БРАХМА. Подготовила ученица 5 «А» класс МБОУ лицея 6 Бутенко Люба.

Значение имени: В переводе c санскрита Брахма -«жрец». Сфера деятельности и покровительства: Брахма - Творец Вселенной. Супруга Брахмы: Богиня знания и наук Сарасвати. Положение в иерархии божеств: Брахма является одним из богов тримурти. Ездовое животное (вахана): Лебедь. Место обитания Брахмы: чистые земли Брахмалока (Сатья-лока). Оружие: Брахмастра.

Расшифровка имени Слово «Брахма» происходит от санскритского корня «бхриг» – распространяться, возрастать, увеличиваться.

У него несколько интересных и поучительных имен. В космологическом плане он – Золотое Яйцо (Hiranyagarbha), огненный шар, из которого развивается вселенная. Поскольку все сотворенные существа происходят от него, он – Праджапати, повелитель потомков, владыка сущего, перворождённый, и Питамаха (Pitamaha) – Великий Отец, патриарх. Кроме того, он носит имена Видхи (распорядитель), Локеша (повелитель миров), Дхатри (поддерживающий), Вишвакарма (мировой архитектор), Свайямбху (Svayambhu) – саморожденный, Тваштри (творец), Локагуру (наставник мира), Парамештхин (высочайший). Он зовется Камаласана (Kamalasana) – с тех пор, как он сидит на лотосе, вырастающем из пупка Вишну; Набхиджа (рожденный из пупка), Канджа (рожденный в воде).

Любопытно, что имя Нараяна («обитающий в водах причинности» или «жилище человека») сначала относилось к нему и только впоследствии к Вишну

По мнению некоторых ученых, культ Брахмы был основным в ведическом индуизме, но позднее его сменили или вытеснили культы Вишну-Шивы. По сути, развитие концепции шакти – у каждого из богов, Шивы и Вишну, есть супруга Шакти (Сила) – а также мысль о том, что творение возникает от союза бога с его шакти, сделали само существование Брахмы излишним (см. работу Тарапады Бхаттачарьи (Tarapada Bhattacarya) «Культ Брахмы», В Ведический период идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) – «творце всего». Он – Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, вероятно, явился прототипом Пуранического (Puranic) Брахмы. Интересно заметить, что Вишвакарман связывался с солнцем с того момента, как солнечные лучи стали рассматриваться как необходимое условие для человеческой жизни и мироздания. В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы.

В литературе Сутр (Sutra) Праджапати и Брахма стали отождествляться. В Ригведе Хиранья-гарбха упоминается как причина Создания. Таким образом, Брахма стал Хиранья-гарбха. В Пуранической литературе Брахма является Создателем. Говорится, что он породил Праджапатьев (их количество и имена различны в разных Пуранах) с целью создания живых существ. Поэтому Брахма рассматривался как Праотец (Pitamaha). Он влюбляется в одну из своих дочерей, выступающих под различными именами: Савитри, Брахмани, Сарасвати и др., и становится единым с ней. Чтобы постоянно смотреть на нее он получил четыре головы в четырех направлениях, и пятую голову, обращенную вверх. Он также имел жену, именуемую Гаятри (Gayatri). Как Шиваиты (Saivites), так и Вишнуиты (Vaishnavites) преуменьшают значение Брахмы. Он появляется из пупка Вишну сидящим на лотосе. Шива отрубает ему пятую голову в наказание за инцест.

До Средних Веков Брахма имел большое значение, но после прихода ислама он потерял свою важность. Многие легенды рисуют Брахму в неприглядном виде. Пураны предъявляют ему ложное обвинение в том, что он стал причиной смерти Агнистамбхи (Agnistambha). Еще один сюжет рассказывает о том, как Брахма, в то время как его супруга Савитри задерживалась в поездках, совершаемых в целях принесения жертвоприношений Якши (Yaksha`s), тут же находил новую жену. Савитри, приходила в ярость и проклинала его. Но, несмотря на это, Брахма пользовался авторитетом много веков после того, как распространились эти сюжеты.

Иконография и атрибуты: Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой – сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) – счастливый и спокойный. Глаза его прикрыты в медитации. Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный – Ригведу (Rig Veda), южный – Яджурведу (Yajur Veda), западный – Самаведу (Sama Veda), северный – Атхарваведу (Atharva Veda); четыре Юги (временные эпохи) и четыре Варны (общественные группы, образованные по принципу природных особенностей, воспитания и призвания). А также внутреннее действие или проявление атмана – ум (манас), интеллект (буддхи), эго (аханкара) и сознание (чит), таким образом это являет общую картину функциональности внутреннего мира или атмана, который проявляется через мысли или сознание.

Четыре его руки представляют четыре стороны света. Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу). Четки, которые он перебирает, представляют Время. Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями)

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) – Землю. Лотос представляет собой Вселенную или проявленный космос, воссидание Брахмы на лотосе – символизирует его творение и правление, а также его вечную суть – «незагрязняемый брахман». В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды – белый. Его вахана – лебедь или гусь. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы – сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (сруба) для возлияния на огонь жертвенного масла. Сочетание и расположение этих предметов могут быть различными. Четки символизируют вечность времени и высший аспект божества. Кувшин с водой – воды причинности, из которых появился весь тварный мир. Поэтому Брахма управляет временем и причинно-следственной связью. Еще камандал символизирует путь аскез и отречения – саньяса, а также то, что необходимо обратить свой взор с внешних объектов на вечную сущность. Трава куша, ковш и ложка, используемые в обряде жертвоприношения, символизируют саму систему жертвоприношений, необходимую всем живым существам, чтобы поддерживать друг друга. Книга – символ священного и мирского знания, так как Брахма – податель всякого знания, искусств, наук и мудрости.

Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-макута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя – в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая – в фарада-мудрые (жест дарования милости, благодеяния). Жесты рук (мудры) означают покровительство и наделение дарами. Брахма – единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане – лебеде, то в позе сукх- асана (с одной ногой, свисающей вниз). Лебедь, его ездовое животное, символизирует проницательность и мудрость, способность распознавания и отделения благого от неблагоприятного, чистого от чистого. В мистическом смысле это выглядит, как легенда о том, что лебедь способен отделить молоко от воды, таким образом человек должен отделить ложное от истинного, нереальность от реальности. Шкура антилопы на Брахме символизирует то, что желающий достичь Истины должен пройти многие испытания и аскезы, побороть животные страсти в себе и постичь истину Вед и таким образом достичь Истины.

Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева попала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца). Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты. В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов.

Спасибо за внимание)